Третьяков П. М. - Толстому Л. Н., 26 июля 1894 г.

Дорогой Лев Николаевич.

Я глубоко благодарен за ваши письма. Говорю это совершенно искренно, но опять так же не могу согласиться с вами, не могу убедиться никакими доказательствами, если сам того не чувствую. Срок-то вы полагаете слишком долгий. 100 лет — легко сказать! через сто лет, может быть, и признаются всеми последние произведения Ге, а, может быть, и совсем другое потребуется. Когда 37 лет назад выставлялась картина Иванова1, то тогда же говорилось всеми, кому удавалось видеть композиции его, что нужно видеть именно их, чтобы вполне оценить Иванова; все, кому пришлось позже ознакомиться с ними у Сергея Андреевича (брата художника)2, были о них высокого мнения, а по смерти последнего, в 1879 г., сделались известными всей Европе3

Для признания Иванова не потребовалось длинного срока.

Не я считаю пятном галлереи картину «Что есть истина?». К ней, как к труду истинного и высокоуважаемого мною художника, я отношусь с должным уважением. Когда получил и вновь посмотрел на картину, повторяю, усомнился, можно ли поместить в публичную галлерею? боясь оскорбить православный русский народ, и опасения мои оказались основательными; повторяю, одобряющих картину вслух — совсем нет, а порицающих и возмущающихся так много, что я опасаюсь, как бы в порыве негодования кто-нибудь не уничтожил ее или не потребовал бы убрать.

Я нахожу, что иметь один экземпляр необходимо и сохранить его и вообще для истории искусства и для будущего суда; но если бы я проникся необходимостью приобрести «Повинен» и «Распятие», то ведь поместить-то их в галлерею было бы невозможно: они могут только сохраниться в частных руках, а в общественных галлереях выставить не позволят.

Что же касается до ничтожности вещи вроде портретов Лемана, вы правы, но в деле живописного искусства есть сама , и я совершенно понимаю Репина, решившегося печатно признаться, что он совершенно равнодушен к благим намерениям, а восхищается всяким пустяком, художественно написанным, иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство4.

В наших разногласиях не может быть, чтобы не были правы вы, и, наверное, заблуждаюсь я, но если и заблуждаюсь, то искренно.

Сердечно любящий вас П. Третьяков

26 июля 1894 г.

Письмо хранится в рукописном отделении Всесоюзной библиотеки им. В. И. Ленина. Датировка по оригиналу.

1 Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» впервые выставлялась в России в июне 1858 г., в Петербурге, вместе со всеми этюдами и эскизами к ней.

2 Иванов Сергей Андреевич (1822—1877), архитектор; к нему перешли по наследству все композиции А. А. Иванова на евангельские темы.

3 «Эскизах из священной истории» Иванова, изданных в хромолитографиях в 1879—1887 гг. германским Археологическим институтом в Берлине.

4 Печатное признание Репина: «Никакие благие намерения автора не остановят меня перед плохим холстом... Всякий бесполезный пустяк, исполненный художественно, тонко, изящно, со страстью к делу, — восхищает меня до бесконечности, и я не могу достаточно налюбоваться на него, будь это ваза, дом, колокольня, костел, ширма, портрет, драма, идиллия» (И., Письма об искусстве, — «Театральная Газета», 1893, № 22, письмо первое). По поводу этих и позднейших высказываний Репина, отмеченных положительно Третьяковым, крайне отрицательно высказывался В. В. Стасов.