Третьяков П. М. - Толстому Л. Н., 29 июня 1894 г.

29 июня 1894 г.

Простите, дорогой Лев Николаевич, что так долго не отвечал вам: свадьба дочери, поездка в Кострому и разные дела мешали. Николая Николаевича1 я тоже очень любил, как человека, и глубоко уважал, как художника, вообще я всегда говорил, что это действительно настоящий художник.

Что же касается его произведений, в частности, более всего люблю «Тайную вечерю», потом «Петра с Алексеем», «В Гефсиманском саду», «Выход с тайной вечери» (эскиз), портрет ваш2, Герцена3 и Шифа4, много хорошего в «Милосердии»; других же его картин я не понимаю. В свое время я откровенно сказал вам о непонимании художественного значения «Что есть истина?». То же самое я сказал и Николаю Николаевичу, когда приобретал картину. За границей картина не имела успеха (нельзя брать в расчет статьи, оплаченные Ильиным), скорее возбуждала недоумение5. Когда я вновь посмотрел на нее по возвращении, то усомнился, можно ли поставить ее в галлерею. Никому она и из моего семейства, и из знакомых, и из художников, кроме, может быть, только Н. А. Ярошенко, не нравится. Спрашиваю время от времени прислугу галлереи, и оказывается, что никто ее не одобряет, а осуждающих, приходящих в негодование и удивляющихся тому, что она находится в галлерее, — масса. До сего времени я знаю только троих, оценивших эту картину, и к ним еще могу прибавить двух посетителей, о которых вы говорите6; может быть, на самом деле только и правы эти немногие и Правда со временем восторжествует, но когда? В последней его картине7 много интересного (ужасно талантливо), но это, по моему мнению, не художественное произведение; я это сказал Николаю Николаевичу; я не стыжусь своего непонимания, потому что иначе я бы лгал. Я люблю произведения Васнецова и не опасаюсь это говорить, хотя, может быть, да и наверное, многие от них приходят в такой же ужас, как другие от последних произведений Ге. Не могу подозревать неискренность Васнецова, не имею данных, он давно, очень задолго до киевских росписей8, занимался компановкой церковной живописи, да и кто видит чужую душу? Вы говорите о портретах и пейзажах. Из всех художественных произведений мне доставляют самое большое наслаждение портреты Рембрандта, Тициана, Рубенса, Вандика, Гольбейна. В ином пейзаже может быть содержания больше, чем в сложной сюжетной картине. Все это дело взгляда, личного отношения, как тут спорить? и как знать, кто прав?

Я тоже очень сожалею, что не видал вас зимой, все собирался и все не удавалось.

Будьте здоровы, глубоколюбимый Лев Николаевич.

П. Третьяков

Примечания

Письмо хранится в рукописном отделении Всесоюзной библиотеки им. В. И. Ленина. Датировка по оригиналу. На конверте письма помета Толстого: «Б. О.» (без ответа). Толстой ответил на него только после второго письма к нему П. М. Третьякова, от 12 июля 1894 г.

1 Ге Николай Николаевич — старший.

2 Портрет Л. Н. Толстого работы Ге (1884), Третьяковская галлерея.

3 Портрет писателя А. И. Герцена работы Ге (1867), Третьяковская галлерея.

4

5 За границей (в Германии и в Америке) картина Ге «Что есть истина?» действительно не пользовалась большим успехом. Наиболее положительную оценку работы Ге дала все же (вопреки намекам Третьякова на подкупы, делавшиеся Ильиным) демократическая пресса.

6 См. последнее примечание к предыдущему письму.

7 Последняя картина — «Распятие» Ге (1894), произвела сильное впечатление на Толстого и вызвала его высокую оценку. С передвижной выставки в Петербурге картину сняли тотчас же после отрицательного замечания в. кн. Владимира («это бойня»), но Ге удалось выставить ее на частной квартире.

«торжество» художника: «Когда я в первый раз увидал, я был уверен, что ее снимут, и теперь, когда живо представил себе обычную выставку с их величествами и их высочествами, с дамами, и пейзажами и nature morte’ами, мне даже смешно подумать, чтобы она стояла». Сам Ге считал «Распятие» лучшим своим произведением, и запрещение картины тяжело отразилось на нем.

«Распятие», Толстой возвращался не раз; см. в дневнике А. С. Суворина за 1896 г. (изд. Френкеля, М. — Л., 1925, стр. 80) — споры Толстого с Б. Н. Чичериным.

8 Киевские росписи В. Васнецова во Владимирском соборе. Подготовительные оригиналы (12 номеров) к этим росписям находятся в Третьяковской галлерее.

Раздел сайта: