Гусев Н. Н. - Толстому Л. Н., 21 марта 1904 г.

3. Н. Н. Гусев — Л. Н. Толстому

21 марта 1904 г. Рязань*.

21 марта 1904 г.

Милый и дорогой мой Лев Николаевич!

«Так что же нам делать» на русском языке (если же нет по-русски, то хоть по-французски); во-вторых, что-нибудь на английском языке, я немного выучился и хочу, чтобы не тратить время на бесплодную практику, прямо приступить к чтению того, что для меня важно и дорого. Лучше всего, если пришлете второй и третий полного перевода Евангелия (я как раз теперь перечитываю «Краткое изложение»; первый том полного перевода я читал по-русски). Если же этого нет, то не найдется ли книг о вас Maude (Tolstoy and his problems) или Kenworthy (Tolstoy, his life and works); или №№ какого-нибудь христианского журнала, если такой есть в Англии; или вообще какое-нибудь христианское сочинение теоретического или фактического характера. Когда я был у вас, вы предлагали мне какую-то английскую книжку небольшого формата. Пришлите по возможности поскорей, так как как раз теперь у меня много свободного времени.

Бывший у Вас Маневич1 прислал мне на днях письмо, в котором пишет: «Поездка моя во все места вполне удачна, то есть я считаю ее удачной по тем впечатлениям, которые она на меня оставила. Я лицом к лицу увидел, наконец, тех людей-христиан, с которыми я и раньше был духовно соединен, но с которыми меня еще крепче соединило личное соприкосновение. Но самое главное из этой поездки я вынес то, что для совершения Божеского дела здесь на земле не нужно обладать чем-нибудь особенным, а нужно только прислушиваться к тому внутреннему голосу, который ясно говорит каждому человеку, что ему нужно делать и что от него требуется, и что такие люди как Лев Николаевич, Мария Александровна2 3 ничем особенным не обладают; это только люди, слушающиеся голоса разума...».

Прочитал «Критику догматического богословия»4 — сочинение замечательнейшее по силе и строгости мысли. Письма Веригина5 в высшей степени интересны: такой простой человек и такая великая душа. Статьи Черткова о революции очень обстоятельны67, что они верят в ту же истину, как и мы, только в частицу ее, и потому нужно не спорить с ними, а соединяться. Но до сих пор в этом направлении было очень мало сделано. И статьи Ч. в этом отношении оставляют желать многого.

Относительно «Краткого изложения»8 мне хотелось сказать вам, что хорошо бы, если бы вы попросили Черткова исправить многочисленные неточности в нем. Об эти неточности многие, я знаю, спотыкаются. Например, во II главе надо бы заменить «церковное» предание «отеческим» преданием; «неверная» — «блудница».

Адрес: Рязань, Ильинская, д. Доброхотова, Ник. Ник. Г.

До свидания (летом)

Примечания

* Л. Н. Толстой ответил на это письмо 4 апреля 1904 г. (ПСС. Т. 75. С. 66).

1 Маневич Абрам Ефимович, врач. Был у Толстого в Ясной Поляне 8 марта 1904 г., куда ездил советоваться о предстоящем ему призыве на военную службу. Письмо его в фонде Н. Н. Гусева отсутствует.

2 —1911), близкий друг и единомышленница Л. Н. Толстого.

3 Иван Иванович Горбунов-Посадов.

4 «Критика догматического богословия» — первоначальное название сочинения Л. Н. Толстого «Исследование догматического богословия». Это название появилось в первом издании М. К. Элпидина (1891, 1896 гг.) и потом перепечатывалось во всех последующих изданиях. В 1903 году оно появилось в издании В. Г. Черткова «Свободное слово», составив второй том предпринятого издательством «Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого, запрещенных в России». Его и читал Н. Н. Гусев.

5 Письма П. В. Веригина Гусев читал в № 4 журнала «Свободное слово» (апрель 1903 г.).

6 Статьи В. Г. Черткова о революции были напечатаны в № 2 журнала «Свободное слово» (январь-февраль 1902 г. «Мысли о революции») и продолжены в №№ 5, 6, 7, 8 (1903 г.) и в №№ 9, 10 (1904 г.) под названием «Насильственная революция или христианское освобождение». Л. Н. Толстой читал журнал «Свободное слово» № 10 за 1904 г., где было напечатано окончание статьи В. Г. Черткова, и поставил за нее оценку «5» (см. письмо Л. Н. Толстого к В. Г. Черкову 22 апреля 1904 г.; ПСС. Т. 88. С. 322).

7 «Свободное слово», № 4 (апрель 1903 г.) — «Из дневника Л. Н. Толстого»: »Позитивисты, либералы, революционеры и всякие мнимо нехристианские секты верят в ту же Христову истину, в которую и мы, только не во всю и под другим именем; и потому не только с ними спорить и ссориться не надо, но надо дружить с ними».

8 «Краткое изложение Евангелия» на русском языке впервые вышло в издании М. Элпидина в 1890 году. Оно печаталось по неисправной копии и содержало множество искажающих смысл опечаток. В. Г. Чертков готовил его к изданию в «Свободном слове», где оно и вышло в 1905 г. в виде шестого тома «Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого, запрещенных в России».

Раздел сайта: