Веригин П. В. - Толстому Л. Н., 1 февраля 1899 г.

П. В. Веригин - Л. Н. Толстому

1 февраля 1899 г. Обдорск.

1го Февр. 99 г. С. Обдорск.

Уважаемый Лев Николаевич, чрез такое долгое молчание собрался написать Вам хотя несколько строк. Начну прямо с вопроса, которым мысль моя занята в данное время - о переселении закавказских Христиан в Америку. О выселении границу, вообще, у меня не было ранее никаких предположений, хотя еще бывши на родине бывали рассуждения, что если правительство не будет позволять жить нам согласно убеждений, то мы вынуждены будем просить о отпуске нас за границу. Что и произошло на факте. У меня есть большая надежда - если выехавшие наши братья, благополучно переплыв океан, и будут поселены на место, то должны зажить хорошо. Бесспорно, потребуется большая сноровка к новому местоположению. Надо сказать, за это десятилетие, люди нашей общины сильно поколеблены в их основном мировоззрении; это представить себе стадо полевых куропаток, в которых делается залпом несколько выстрелов, после того когда часть куропаток остается на месте убитыми, остальные от инсти[н]ктивного сотрясения разлетаются и большою частью в разные стороны. Сбор куропаток возможен, но прийти в нормальное состояние этому стаду нужно известное время. Сопоставление людей с куропатками в том только нелогично, что человек не должен терять самообладания, но это свойственно только очень сильным натурам; а в толпе может быть всегда известная погрешность. Я о том и говорю, что наши закавказские братья, претерпев такое основное переустройство жизни, поселившись на новом месте, могут противуречить известному правилу солидарности. Я не говорю о том, что наши, поселившись в Америке, должны подчиняться обязательному какому-либо условному режиму; мое убеждение: как бы не была коммуниальна жизнь какого-либо кружка людей, но прежде всего должна быть полная свобода мышления каждого человека. В коммуниальной жизни сплачивать людей может только материально-жизненный интерес, это само по себе требует необходимой общности.

Как бы мне хотелось быть в данный момент вместе с выселившимися в Америку. Мне кажется, там на первых же порах можно поставить очень правильно сельское хозяйство. Известно, что там добрые люди принимают участие о поселении наших, но правильная постановка очень важна, от которой зависит и последовательная жизнь. Я был бы сторонник такого соглашения: поселки должны обстраиваться как и вообще строятся селы, т. е. дома - смотря по месту положения, должны строиться по линии и, хотя общими мерами и силами, но домики небольшие помещения только на каждую отдельную семью. Помещения же, в которых могут храниться чисто общинного свойства вещи, например хлеб и т. подоб., для хлеба амбар должен быть выстроен особняком. В дальнейшей жизни такие благоустройства как мастерские, маслобойни, мельницы каждым селом могут быть построены общими силами и для общего интереса. Если только земля плодородна, то можно орудия первой сельской необходимости взять от существующих там заводов в кредит, даже и такие вещи как для установки мельниц, например, турбины современного усовершенствования и проч. Это все за несколько лет могло бы обработаться, хотя заходить в "кабалу" само по себе уже неправильно.

Поселки должны быть не более 50-ти семейств, это важно в интересах удобства обработки полей. Большого села неудобства те, что поля будут отстоять далеко. 50 семейств и то надо считать большим поселком в видах размножения потомства. - Но конечно, возможно тогда отселение. - Обучение детей - включительно и девочек, надо считать на первых же порах необходимостью. Грамотность я считаю необходимой только ту, чтобы уметь читать и писать, не придавая грамотности положительного воспитательного значения. Хорошо бы достигнуть такой жизни, чтобы грамотность преподавалась отцом ребенка, или старшим братом, сестрой, как преподается в народной жизни штопанье, починка лаптя, вязка бороны, чулок и т. под. Только надо избегать того, чтобы ребенок "профессионально" не сделался сапожником, или девочка чулочницей, как многие люди, сделавшись "профессорами грамотности", остаются, в других отделах жизни, совершенными профанами; и находятся, большею частью, в положении "щедринских генералов".

овощи, результат урожая вышел удовлетворительный. Только характерна была разделка земли: первое лето у них была одна лошадь, на которой сохой они и пахали, в другую же соху впрягалось 10 человек и тоже пахали! Это я прочел в "Неделе" 51No, перепечатка из какой-то газеты якутского корреспондента.

Вырезку этой заметки я послал им и просил сообщить, что действительно ли они пахали землю, впрягаясь в соху? Положим, особенного в этом ничего и нет, но все-таки характеризует о их стойкости взгляда по отношению земли, т. е. непосредственно от земли добывать себе "насущный хлеб", при каких бы обстоятельствах не пришлось этого достигать.

Вам вероятно известно, в Якутске всех наших братьев 73 человека. Посажены они на реке, Нотор. К некоторым поехали жены. О положении сосланных также надо серьезно подумать и я прихожу к ниже следующему заключению: ходатайствовать пред правительством, чтобы нас всех - сосланных - отпустили за границу - я уже послал просьбу Министру Внутренных Дел, которую предлагал представить на усмотрение Императору. Недостаток моих просьб только тот, что они носят оттенок указания, а не положительной просьбы, которая властям вообще нравится. В посланном заявлении, я указывал на то, что "правительство ничего не потеряет, если отпустит за границу и всех разосланных Христиан нашей общины. Оно только избавится вредных ему людей".

если же правительство положительно не разрешит нам выехать из России, то стараться приспособляться обживаться здесь, стараясь также более или менее поставить сельское хозяйство на правильную почву. Как показало испытание, на Ноторе хлеб может расти, то это уже подает надежду жить сельским хозяйством; тогда и я буду проситься переселить меня в Якутск к братьям. Трое из моих родных братьев поселены отдельно за несколько сот верст ото всех остальных на речке Майе. Их отдельно поселили как главных "буянов"...

Письмо, которое писалось у Вас в прошлом году бывшими с Закавказья братьями и Вашей припиской, я получил только недавно. Оказывается, ее привозили несколько раз в Обдорск, но по боязни полиции не могли передать мне. Здесь за все время моего жительства люди сильно затращиваются и по словам полицейского, чуть ли не за одну только встречу со мной человек должен пойти в ссылку, не говоря уже о возможности близкого знакомства. Особенно Церковь "горячо" агитирует против сближения людей со мною. Очень часто говорятся проповеди, в которых открыто упоминается моя фамилия. Этим занимается миссионерская Церковь, в которой находится здесь три попа, два из них монахи. Я несколько раз при встрече замечал им - визитацией мы знакомы - что такая открытая нахальная агитация противоречит самой простой деликатности, не говоря уже о положительной вежливости.

Они отвечают, что: "их вынуждают поступать так текущие обстоятельства" - ? - В прошлом или кажется еще в 97 году по осени, я добился от них согласия права возражения в церкви же, в интересах точности в рекламировании ими народу о характеристике нашей общины, - так как они стараются очернить вообще всю жизнь нашей общины.1 Конечно, этот диспут вышел очень "скандальный", они и до сих пор сожалеют о том, что позволили мне говорить. Здесь было нарушено известное правило церковного устава, второе - им серьезно было пред народом неловко - по этому поводу Церковь была "битком набита" народом, когда я в обстоятельной и краткой речи объяснил о воззрениях нашей общины и стремлении жить по возможности по-христиански, народ в недоумении смотрел на возбужденные физиономии попов. Когда же я заметил, что священство организованной своею церковной обстановкой только скрывает настоящую истину от народной жизни и следовательно народ держится в порабощении, попы совершенно "взбунтовались". Речь моя близилась уже к концу, и диспут прекратился. Слухи были, что Архиерей из Тобольска им делал строгое замечание за такую допущенность.

С последней почтой получена телеграмма, отец мой 15го

Несколько слов о моей жизни в данное время: квартиру я занимаю комнату в квадрате 6-тиаршинном, к одной стене установлены столярный верстак и токарный станок, по стене расположены инструменты; на противоположной стене около кровать и вешалка для платья, к кровати вдоль стоит трехаршинный стол, на одном концу установлена этажерка с книгами. На этом столе я обедаю, пью чай и пишу. Комната довольно удобная и светлая, 4 окна и все расположены к солнцу к С. -В. - Желаю Вам, Л. Ник., всего хорошего от Бога, и поклонитесь всем знакомым; здоров слава Богу.

П. Веригин.

Переписка, кроме чисто родственной, не допущается.

- Адрес: в

Алексею Никитичу Чупрову.

Примечания 

Толстой получил это письмо лишь в январе 1902 г. (см. письмо 11). "Человек, (им был А. И. Степанов), с объяснением, что письмо Веригина все это время ходило между Тобольском и Обдорском, пока не смогло попасть в руки лицу, которое могло его переслать по назначению.

1 См. об этом в 6 от 16 августа 1898 г.

Раздел сайта: