Николаев С. Д. - Бирюкову П. И., после 4 февраля 1908 г.

С. Д. НИКОЛАЕВ — П. И. БИРЮКОВУ

[1908 г. Февраля начало (после 4). Москва]

Москва, Плющиха, 6-й Ростовский пер., д. Орлова, кв. 4

Уважаемый Павел Иванович!

надобности формулировать ее вероучение, он стал горячо возражать против чего-либо подобного. Он говорил, что, достигнувши успеха в устройстве такой общины, мы создадим ловушку, соблазн для людей. Многие по слабости будут присоединяться, совсем не разделяя наших взглядов; да и в нашей среде не все-то будут стоять на одной точке. Пойдет и щегольство нашим credo. Теперь лучше. Слабый солжет страха ради иудейска; сильный претерпит до конца. Для легкомыслия масса простора. Так передаю я Вам общий смысл слов Льва Николаевича, не умея, к сожалению, передать Вам их в точности.

Мне кажется, что старик говорит правду, что, формулировав свое credo и легализировав его, мы сами избавимся от соблазна лжи, но устроим его для других.

«Вы обратитесь к правительству, — говорит Лев Николаевич, — оно охотно пойдет к вам навстречу... Но не на этом пути истинная свобода. Если бы было много твердых людей, готовых страдать за свои убеждения, то правительство само бы пошло на компромиссы, не дожидаясь прошений. Оно не может долго преследовать за доброе дело честных, уважаемых людей... А слабых, которые сами будут просить его о снисхождении, оно примет, но это внесет разврат в их среду, погубит их...»

Думается, прав Лев Николаевич относительно общины с определенным credo. Но, быть может, допустят устройство общины без credo? В сущности, это противоречило бы закону; это было бы равносильно признанию полной свободы совести (до атеизма включительно), а на это едва ли согласятся российские власти.

Дело пока стоит на этом. На-днях я получил письмо от Александри1: ни слова о каком-либо почине в смысле Вашей вырезки из «Руси»2. Не вранье ли она? Лев Николаевич тоже ничего не слыхал о бессарабских друзьях.

Привет П[авле] Н[иколаевне]. Кланяется Вам жена.

Примечания

В дореволюционной России многие семейные единомышленники Толстого испытывали большие неудобства, а порою и притеснения вследствие того, что, не признавая церковных обрядов, они не венчались в церкви и не крестили своих детей. В 1907—1908 гг. среди некоторых из них возникла мысль — воспользоваться существовавшим в то время законом, по которому верующие могли соединяться в общины в количестве не менее 50 человек; этим общинам предоставлялось право регистрации браков и рождений. Для легализации такой общины нужно было представить в административные органы изложение верований общины и список ее членов. В числе толстовцев, интересовавшихся учреждением такой общины, были П. И. Бирюков и С. Д. Николаев — оба семейные. Сергей Дмитриевич Николаев (1861—1920) — друг и единомышленник Толстого, переводчик на русский язык сочинений американского экономиста Генри Джорджа, высоко ценившихся Толстым.

Письмо датируется началом (после 4) февраля 1908 г., так как С. Д. Николаев был в Ясной Поляне 4 февраля 1908 г.

1 — единомышленник Толстого, живший земледельческим трудом в Бессарабии.

2 Повидимому, в петербургской газете «Русь» было напечатано какое-то сообщение о попытке Н. Н. Александри учреждения легальной общины единомышленников Толстого.

Раздел сайта: