Семенов С. Т. - Чертковой А. К., 6 мая 1905 г.

С. Т. СЕМЕНОВ — А. К. ЧЕРТКОВОЙ

[1905 г. Мая 6. Дер. Андреевская.]

... Поехал я в Ясную, проживши около двух недель дома1. Когда я приехал в Ясную и вошел в дом, Лев Николаевич был у себя, он только-что вернулся с предобеденной прогулки и отдыхал. Встретила меня Юлия Ивановна2 Андреевны не было дома: она уехала в Петербург на историческую выставку портретов; поэтому было почти пусто во всем доме. К обеду вышел Маковицкий3, за время пребывания в Ясной совсем сделавшийся похожим на святого, у него сияющее лицо и чистые, как у ангела, глаза (он после сознался, что он так счастлив своим пребыванием в Ясной, как он никогда себе не представлял). После всех вышел и Лев Николаевич. Он здоров и бодр, только делается все меньше в объеме, как будто ссыхается. Он спрашивал меня о Токтоне4, как кто там живет, как там чувствуется. Я рассказал, и он слушал с большим интересом и вниманием. Спрашивая о Евгении Ивановиче5, сказал, что у него был недавно Дубов6, отправившийся на Кавказ. На Льва Николаевича Дубов произвел впечатление очень религиозного человека. Потом пошел разговор о текущих событиях. В Москве как раз тогда был съезд земцев. Перед съездом председатель Московской управы был вызван московским губернатором, и губернатор ему объявил, что министр внутренних дел их съезда не разрешает. Председатель заявил, что они и не спрашивают разрешения. Губернатор сказал, что он не может допустить их совещаться и примет меры к тому — вплоть до высылки членов съезда по этапу. Голова же заявил: «Это ваше дело, вы делайте свое дело, а мы будем делать свое». Министр тогда обратился к генерал-губернатору. Генерал-губернатор ответил ему, что он не может препятствовать частным совещаниям в частных домах, да и не хочет этого; и земцы совещались.

о ком они якобы заботятся, нисколько не легче. Теперь только об одном нужно говорить для народа — это о предоставлении ему земли...

Когда после обеда мы пошли гулять, Лев Николаевич продолжал говорить на эту же тему. Он заявил, что дело не в свободе веры, не в свободе слова, — для верующего никаких стеснений от притеснений быть не может, напротив, тут-то только и может быть выяснено, кто верует по-настоящему. «Для духоборов гонения были тем, что помогли им просеяться — одни остались в одной куче, другие в другой. И свобода слова какое имеет значение: что Горький, я, вы будем иметь возможность свободно печатать всякую ерунду? Все дело в том, чтобы избавить сто миллионов народа от тех страданий, в каких они находятся, не имея свободной земли».

И он стал приводить примеры страдания. Недоедание, беспомощность, беспрерывный труд малых, старых, больных, беременных женщин, страдания детей, — все, что является следствием отсутствия необходимого количества земли. Он видел благополучие Пироговских мужиков и говорит, что вот выход из этого положения для всех. Свободная земля поставит мужика в человеческие условия, устроит рабочее положение — а шумящие и требующие реформ задевают земельное устройство только слегка и озабочены больше какими-нибудь пустяками; от этого, конечно, от этой болтовни ничего и не выйдет. Я сказал, что я рассчитываю, что все-таки эти народные нужды хотя выяснятся как следует и это может иметь немалое значение. Лев Николаевич объяснил это моей молодостью и сказал, что в этом отношении хорошо иметь под 80 лет. «Оно хоть ноги-то и плохо ходят, зато глядеть на все можно трезвее и разбираться во всем легче».

Прочитал я там «Единое на потребу»7 и «Божеское и человеческое»8«Божеское и человеческое» было послано вам давно, но не дошло, а теперь, как говорила Юлия Ивановна, вам послан второй экземпляр. «Единое на потребу» только-что было отправлено. Оно мне понравилось гораздо больше, чем «Об общественном движении»9, и я сказал это Льву Николаевичу. Он сказал, что «что же делать, многим это не нравится, но я вовсе и не хочу, чтобы угодить кому-нибудь, мне хочется говорить то, что я думаю, я и говорю. Я до сих пор получаю ругательные письма. Пишут и знакомые и незнакомые... В одном письме ругают даже за сыновей. «Вот, говорят, ты пишешь то-то и то-то, а твои сыновья — один проливает человеческую кровь на войне10, а другой пишет мерзкие статьи в «Новом Времени»11. Но ведь и солнце на всех не угодит». На другой день хотел притти Иван Иванович1213, и Лев Николаевич хотел прочесть нам свою новую работу о земельном вопросе14, но Иван Иванович днем позамешкался, а вечером приехал один американец15 с тем, чтобы снять Льва Николаевича для движущейся фотографии, и засиделся. И только поздно вечером мы начали читать статью. Я не мог ее дослушать до конца, так как должен был поспешить на поезд, и очень сожалел. Статья очень сильна местами. Примеры из Генри Джорджа поразительны. Хотя начало ее мне показалось очень нехорошо. Лев Николаевич ужасно ругает интеллигенцию, называет всех интеллигентов паразитами и выводит такое заключение, что они способны только сидеть на шее народа и ничего не делать; ну, словом, дает самый благодарный материал для обращения к черной сотне. Я не успел ничего сказать ему сейчас, но, уехавши, не вытерпел и в Туле написал коротенькое письмо, а сейчас посылаю более обширное. В таком отношении к общественному движению и, главное, к интеллигенции не видно ни его обычной мудрости, ни христианского отношения к людям, здесь даже не чувствуется простой справедливости. С статьей «Об общественном движении» еще можно помириться, но с этим трудно...

Примечания

1 —28 апреля 1905 г. по приезде из Англии от Чертковых.

2 Юлия Ивановна Игумнова (1871—1940) — художница, подруга Т. Л. Сухотиной, жившая в Ясной Поляне и помогавшая Толстому в его работах.

3 Душан Петрович Маковицкий.

4 «Тектон» (Tuckton-Hous) — дом Чертковых в Крайстчерче в Англии.

5 Е. И. Попов.

6 «Дубов» — псевдоним Николая Григорьевича Суткового (1872—1930), тогда единомышленника Толстого.

7 «Единое на потребу» — статья Толстого о государственной власти, законченная им 25 марта 1905 г. Появилась в том же году в изд. «Свободное Слово» в Англии.

8 «Божеское и человеческое» — повесть Толстого, впервые напечатанная во 2-м выпуске II тома составленного им сборника «Круг чтения», изд. «Посредник», М. 1907.

9 «Об общественном движении» — статья Толстого, законченная 20 января 1905 г. Появилась в том же году в Англии в изд. «Свободное Слово»; в России — в 1906 г. в изд. «Обновление».

10 Сын Толстого Андрей Львович некоторое время участвовал в Русско-японской войне.

11 «Новое Время».

12 И. И. Горбунов-Посадов.

13 Овсянниково — усадьба Т. Л. Сухотиной в 5 верстах от Ясной Поляны.

14 «Великий грех», напечатанная в № 7 «Русской Мысли» за 1905 г.

15 Американец Франк Ремонт Робертсон приезжал к Толстому 28 апреля 1905 г.