Азбука
Книга II. Для учителя

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

КЪ ПЕРВОЙ ЧАСТИ.

Заставляя учениковъ разсказывать басни, нужно стараться, чтобы ученики передавали не только самое содержанiе басни, но и тотъ общiй выводъ, который по ихь понятiямъ вытекаетъ изъ нея.

Заставляя разсказывать статьи втораго отдела (II, стр. 13—30), нужно стараться, чтобы ученики при описанiяхъ и разсказахъ передавали подробности разсказа или описанiя.

(Описанiя и разсказы должны служить ученикамъ образцами для сочиненiй.)

А при сказкахъ требуйте отъ ученика преимущественно связнаго изложения хода дела.

Въ четвертомъ и пятомъ отделахъ (IV, V, стр. 41—74) более всего обращайте вниманiе ученика на те сведенiя, которыя передаются въ статьяхъ этихъ отделовъ.

Большая часть этихъ статей назначена преимущественно для вызова учениковъ на вопросы по различнымъ отраслямъ знанiя. Ответы зависятъ отъ сведенiй и уменья учителя.

Въ шестомъ отделе (VI, стр. 75) более всего обращайте вниманiе на ударенiя, и если ученикъ не можетъ самъ усвоить правильнаго ударенiя, то прочтите сами несколько стиховъ.

Общее правило для стиха былинъ состоитъ въ томъ, что ударенiе находится на 3-мъ слоге и съ конца и съ начала, напр

Илья Му̀ромецъ, сынъ Ивàновичъ

Во всехъ русскихъ статьяхъ второй книги поставлено е особаго шрифта въ корняхъ словъ, и кроме того крупнымъ шрифтомъ обозначены следующiя грамматическiя формы:

Въ первомъ отделе (стр. 1—12) те падежи единственнаго числа существительныхъ, въ которыхъ употребляется буква е.

Заставляйте ученика составлять изреченiя, въ которыхъ бы были существительныя въ предложномъ и дательномъ падежахъ съ окончанiями на е. Или предлагайте ему изреченiя въ другихъ падежахъ, а его заставляйте переделывать такъ, чтобы были употреблены дательный или предложный; напримеръ: Я держу палку рукой. У меня палка въ.... и т. п.

Во второмъ отделе (стр. 13—30) поставлено крупное е въ окончанiяхъ местоименiй, и въ числительныхъ одне, две. Заставляйте ученика составлять изреченiя съ местониенiями, имеющими е въ окончанiяхъ падежей.

Въ третьемъ отделе (стр. 31—40) обозначено е въ окончанiяхъ глаголовъ. Заставляйте ученика находить неокончательное наклоненiе такихъ глаголовъ и называть ихъ въ разныхъ формахъ, имеющихъ е; хотеть, онъ хотелъ, хотевшiй.

Въ четвертомъ отделе (стр. 41—60) обозначено е въ сравнительныхъ и превосходныхъ степеняхъ наречiй и прилагательныхъ. Заставляйте ученика составлять изреченiя, въ которыхъ была бы сравнительная в превосходная степень

Въ пятомъ отделе (стр. 61—74) все упражнения на бухву е соединены внесте. Спрашивайте ученика, почему въ такомъ и такомъ месте поставлено е крупнымъ шрифтомъ.

Къ стихамъ и къ славянскому относится тоже, чтó сказано въ первой книге.

————

КЪ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ. О СЧЕТЕ.

Вычитанiе и сложенiе заставляйте делать на счетахъ, записывая то, чтò выходить, на разграфленной бумаге.

Безъ счетовъ заставляйте ученика первое время писать на разграфленной бумаге по разрядамъ чиселъ.

Пройдите все упражненiя более или менее подробно, смотря по способности ученика, но всегда заставляйте делать одновременно сложенiе и вычитанiе изъ суммы слагаемыхъ.

На сложенiи съ большихъ разрядовъ и безъ подписыванiя слагаемыхъ чиселъ одного подъ другимъ упражняйте ученика какъ можно дольше. Оно яснее и полезнее для ученика, чемъ сложеиiе съ меньшихъ разрядовъ: естественнее прежде узнать сколько тысячъ, потомъ сколько единицъ.

Пройдя сложенiе цифрами, обратите вниманiе ученика на значенiе * и на возможность съ помощiю этого знака цифрами такъ же, какъ счетами, различно изображать числа, имеющiя нули.

по нескольку разъ переписывать то число, изъ котораго вычитается, — какъ показано въ упражненiяхъ.

Обратите вниманiе ученика на то, что, вычитая многоразрядное число; онъ всякiй разъ разбиваетъ его на разряды, и вычитаетъ отдельно, сотни; десятки и единицы.

Вычитанiе точно также естественнее съ большихъ разрядовъ, и потому долее упражняйте въ немъ ученика.

Не говорите правила о числе въ уме, приписываемомъ въ сложенiи; а главное, не говорите правила о заниманiи, и о томъ, что нуль, черезъ который перескочили, становится 9-ю. Ученикъ самъ пускай выведетъ эти правила.

Объясненiе задачъ возможно тремя способами:

2) Составленiе точно такой же задачи съ самыми малыми числами, такъ чтобы ученикъ тот часъ же въ уме делалъ ее, — какъ въ задачахъ № II.

3) Перестановка неизвестнаго въ той же задаче, какъ въ задачахъ № III. Полезно заставлять ученика делать тоже самое хотя съ самыми легкими задачами.

Составляйте сами такого рода задачи и задавайте ученику.

————