ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
I.
НЕСТОРОВА ЛЕТОПИСЬ.
После потопа три сына Ноевы разделили землю, Симъ, Хамъ и Іафетъ.
И достался востокъ Симу: Сирiя, Мидiя, Вавилонъ и другiя страны.
Хаму же досталась южная страна: Египетъ, Ефiопiя, Фивы и другiя страны.
1) Сынове — сыновья, сыновъ — сыновей, сыномъ, сыновомъ — сыновьямъ.
2) Разделиша — они разделили, разделихомъ — мы раздедили, разделисте — вы разделили.
3) Симови — Господеви — Господу.
Іафету же достались северныя страны и западныя: Мидiя, Арменiя, Сарматiя и другiя.
Симъ же и Хамъ и Іафетъ, разделивши землю, — жребьи кинувши, — (чтобъ) непереходить никому въ долю братнину, жили каждый въ своей части.
Былъ языкъ (и народъ) одинъ, и, когда умножились люди на земле, задумали они выстроить столбъ (башню) до неба.
И собрались на месте Сенаръ строить столбъ (башню) до неба и городъ вокругъ него Вавилонъ.
И строили башню сорокъ летъ, и (еще) некончена была.
1) Разделивше — разделивши
2) Живяху — они жили, живяхомъ — мы жили, живясте — вы жили.
3) Кождо — . каждый, когождо — каждаго, комуждо — каждому.
4) Бысть — онъ былъ, быхъ — я былъ.
5) Умножившимся человеком — когда умножились люди.
6) Небесе — небеса, небеси — небу, небесемъ — небомъ.
И сошёлъ Господь Богъ, (чтобъ) видеть городъ и башню, и сказалъ Господь: вотъ родъ одинъ и языкъ (народъ) одинъ.
И смешалъ Богъ языки (народы), и разделидъ на семьдесять два народа (языка), и разсеялъ по всей земле. После смешенiя же народовъ, Богъ ветромъ большимъ разрушилъ башню.
И есть остатокъ ея между Ассиромъ и Вавилономъ, и онъ въ высоту и ширину локтей пять тысячъ четыреста тридцать три.
После разрушенiя башни и после разделенiя народовъ, взяли потомки Симовы восточный страны, а Хамовы потомки южныя страны.
1) Сниде — онъ сошелъ, снидохъ — я сошелъ
2) Рече — онъ сказалъ, рекохъ — я сказал
3) Смеси — онъ смесилъ, смесихъ — я смесилъ
4) Языкъ — языковъ (народовъ), языци — языки (народы).
Іафетовы же (потомки) взяли западъ и северныя страны. Изъ этихъ-то семидесяти двухъ народовъ (языковъ) одинъ былъ народъ (языкъ) Славянскiй отъ племени Іафетова.
После же долгаго времени сели Славяне по Дунаю, где нынче Угорская земля и Болгарская.
Изъ этихъ Славянъ разошлись (Славяне) по земле и прозвались именами своими, где (кто) селъ на какомъ месте; какъ (напримеръ, какiе) Пришедши сели на реке по имени Морава, (те) и прозвались Морава.
1) Мнозехъ временехъ — многихъ временахъ, многа времена — многiя времена, многомъ временемъ — многимъ временамъ.
2) Сели суть — они сели, селъ есмь — я селъ, селъ есть — онъ селъ.
3) Разидошася — они разошлись, разидохомся — мы разошлись.
4) Имены — именами, именомъ — именамъ, именехъ — именахъ.
Такъ теже Славяне пришедши сели по Днепру и назвались Поляне, а другiе (назвались) Древляне, потому что сели въ лесахъ.
Иные сели по Двине и назвались Полочане отъ речки, которая втекаетъ въ Двину, по имени Полота. Отъ нея (-то) прозвались Полочане.
Славяне же сели вокругъ озера Илменя и прозвались своимъ именемъ, построили городъ и назвали его Новгородъ Такъ разошелся славянскiй народъ (языкъ); по нёмъ же и грамота прозвалась Славянская.
1) Яже — которая, еяже — которой, ейже — которой, юже — которую.
2) Втечеть — втекаетъ, втечеши — втекаешь.
3) И — его, ю — её, е — его.
Когда. Андрей, братъ Петровъ, училъ въ Синопiи, пришёлъ онъ въ Корсунъ и увиделъ, что отъ Корсуни близко устье Днепровское; захотелъ онъ идти въ Римъ и пришёлъ въ устье Днепровское.
4) Оньдрею учащу — когда Андрей училъ.
1) Пришедшю ему — когда онъ пришёлъ.
Оттуда поплылъ по Днепру вверхъ, и случайно подплылъ и остановился подъ горами на береге. На утро, вставши, онъ сказалъ бывшимъ съ нимъ ученикамъ: «видите ли горы эти?»
«(Что) На этихъ горахъ возсiяетъ благодать Божiя, городъ большой будетъ и церквей много Богъ воздвигнетъ.» Взошедши на горы эти, онъ благословилъ ихъ, поставилъ крестъ, и помолившись Богу, сошёлъ съ горы этой, где после былъ Кiевъ, и поплылъ по Днепру вверхъ.
2) Hа березе — на береге, берези — берега, на березехъ — на берегахъ.
3) Ученикомъ — ученикамъ, ученици — ученики, ученикъ — учениковъ.
4) Имать быти — онъ будетъ, имамъ быти — я буду, имаши быти — ты будешь.
5) Имать воздвигнути — воздвигнетъ, имамъ воздвигнути — воздвигну.
6) Я — ихъ.
И пришёлъ къ Славянамъ,. где нынче Новгородъ; и виделъ жившиiй тамъ народъ, какiе обычаи у нихъ, и какъ они моются, хлещутся, и подивился онъ имъ.
Пошёлъ онъ къ Варягамъ и пришёлъ въ Римъ, и разсказалъ, сколькихъ научилъ и сколько виделъ, и говорилъ: «съ удивленiемъ виделъ я Славянскую землю, когда шёлъ сюда; виделъ бани деревянныя, и истопятъ ихъ крепко, разденутся до-нага и обольются квасомъ кислымъ, и возьмутъ на себя ветки молодыя (и) бьютъ себя сами»
1) Ся мыютъ — моются, ся мыемъ — моемся, — моетесь.
2) Пережгуть — разожгутъ, пережжемъ — разожжёмъ, пережжете — разожжёте.
3) Е — ихъ.
4) Нази — наги, голы; назiи — нагiе, нагiя — нагiя, нагая древеса — нагiя деревья; нагихъ, нагимъ, нагими, о назихъ.
«И (до) того себя добьютъ, (что) едва выйдутъ еле живы; а обольются водою холодной, такъ оживутъ; и это делаютъ всегда, и не мучитъ никто ихъ, а они сами себя мучаютъ, и это они делаютъ мытьё себе, а не мученiе»
Имели Славяне обычаи свои и законъ отцовъ своихъ и преданiе, и каждый (славянскiй народъ) свой нравъ. Поляне своихъ отцовъ обычай имели кроткiй и тихiй, и уваженiе къ снохамъ своимъ, къ сестрамъ, къ матерямъ и къ родителямъ своимъ, къ свекровямъ и къ деверямъ большое уваженiе имели, и брачные обычаи имели:
1) Облеются — обольются, облеемся — обольёмся, облеется — обольётся.
2) По вся — во все, вси — все, всехъ — всехъ, всеми — всеми.
3) Имяху — они имели, имяхомъ — мы имели, имясте — вы имели.
4) Отецъ — отцовъ, отци — отцы, отцемъ — отцамъ, отци — отцами.
5) Имяхуть — имели.
ó даютъ.
А Древляне жили, зверскимъ образомъ, по скотски: убивали другъ друга, ели всё нечистое, и браковъ у нихъ не бывало, но похищали девицъ.
И Радимичи, и Вятичи, и Северъ одинъ обычай имели: жили въ лесу, какъ всякiй зверь, ели всё нечистое, браковъ не бывало у нихъ, но игры между сёлъ, и тутъ похищали жёнъ себе; и имели по две и по три жены.
Если кто умиралъ, делали тризну (поминки) надъ нимъ, и потомъ делали костёръ большой, и клали его на костёръ; мертваго сжигали, а потомъ, собравши кости, вкладывали(ихъ) въ посудину небольшую и ставили на столбахъ на дорогахъ, что делаютъ Вятичи и до ныне.
1) Бываше — бывало, онъ бывалъ, бывахъ — я бывалъ, бываше — ты бывалъ.
2) Ядуще — ядя, идуще — идя.
3) Взложахуть — возлагали.
1) На столпехъ — на столбахъ, столпи — столбы, столпомъ — столбамъ.
двести сорокъ два года, а отъ потопа до Авраама тысяча восемьдесятъ два года.
А отъ Авраама до исхода Моvсея четыреста тридцать летъ, а отъ исхода Моvсея до Давида Псалмопевца шестьсотъ одинъ годъ.
2) Двесте — двести, триста — триста; двусту — двухсотъ.
3) Осмьдесятъ — восемьдесятъ, девятьдесятъ — девяносто.
4) Тридесятъ — тридцать, двадесятъ — двадцать, четыредесять — сорокъ.
А отъ Давида Псалмопевца и отъ начала царства Соломонова до плененiя Іерусалима четыреста сорокъ восемь летъ.
А отъ плененiя до Александра триста восемьнадцать летъ, а отъ Александра до Рождества Христова триста тридцать три года.
изъ заморья съ Чуди и съ Славянъ, съ Мери и съ всехъ Кривичей. А Козары брали съ Полянъ и съ Северянъ и съ Вятичей.
1) Соломоня — Соломонова, Соломонь — Соломоновъ, Соломоню — Соломонову, Соломонимъ — Соломоновымъ, о Соломони — о Соломоновомъ.
2) Имаху — брали, имали; имахомъ — мы брали, имасте — вы брали.
1) О Кривичехъ — о Кривичахъ, Кривичи — Кривичами, — Кривичамъ.
Въ шесть тысячъ триста семидесятомъ году прогнали Славяне Варяговъ за море и не дали имъ дани, и начали сами собою управляться; и не было у нихъ правды, и возсталъ родъ на родъ, сделались у нихъ междоусобицы, и воевать начали между собою.
(И) сказали сами между собою: «поищемъ себе князя, который бы управлялъ нами и судилъ по правде». (И) пошли за море къ Варягамъ къ Руси. (И) сказали Руси Чудь, Славяне и Кривичи: «вся земля наша велика и богата, а распорядка въ ней нетъ; такъ пойдите княжить и владеть нами». И выбрались три брата съ родными своими, и взяли съ собою всю Русь, и пришли; старшiй Рюрикъ селъ въ Новгородъ, а второй Синеусъ въ Белоозере, а третiй въ Изборске Труворъ.
2) Варяги — Варяговъ, Варязи — Варяги.
3) Усобице — усобицы, усобиць — усобицъ, усобицамъ — усобицамъ.
4) Собе — себе, ся — себя, себе — себя.
5) Иже — который, егоже — котораго, емуже — которому.
6) Реша — сказали, рехъ — сказалъ, рещи — говорить.
1) Пойдете — пойдите, пойди — пойди.
2) Изборьсте — въ Изборске, Кiеве — въ Кiеве, Смоленсте — въ Смоленске.
После двухъ летъ Синеусъ померъ и братъ его Труворъ, и принялъ власть Рюрикъ. И было у него два мужа, Аскольдъ и Диръ, не рода его, но бояре; и они отпросились къ Царьграду съ родными своими.
3) По дву лету — после двухъ летъ; два лета — два года; двема летома — двумъ годамъ, двумя годами.
4) — было двое, бяхове — мы двое были.
5) Боярина — два боярина, боярину — двухъ бояръ, бояринома — двумъ боярамъ, двумя боярами.
6) Та — эти двое, тою — этихъ двухъ, тема — этими двумя, этимъ двумъ.
И пошли по Днепру и, идучи мимо, увидали на горе городокъ и спросили: чей это городокъ? (И имъ) сказали: «были три брата: Кiй, Щекъ, Хоривъ, которые построили городокъ этотъ, и вымеръ ихъ родъ, а мы живёмъ здесь и платимъ дань единоплеменникамъ ихъ Козарамъ. Аскольдъ же и Диръ остались въ городе этомъ. Въ шесть тысячъ триста восемьдесятъ седьмомъ году, Рюрикъ умирая передалъ княженiе свое Олегу, бывшему изъ его же рода, отдавъ ему сына своего на руки, Игоря; потому что былъ онъ (еще) малъ очень.
1) Узреста — они двое увидали, узрехове — мы двое увидели.
2) Были суть — были, былъ есмь — я былъ, былъ ecи — ты былъ, былъ есть — онъ былъ.
3) Родомъ — родамъ, роды — родами.
4) Сушу — сущему, сый — сущiй, суща — сущаго, сущемъ — сущимъ.
5) Сынъ свой — сына своего.
ИЗЪ ЧЕТЬИ МИНЕИ.
О Филагрiи монахе, который, нашедши тысячу золотыхъ, воротил потерявшему
заключавшiй тысячу золотыхъ. Нашедши его, старецъ сталъ на своемъ месте, говоря: потерявшiй, конечно, прiйдётъ. И вотъ пришёлъ тотъ — плачетъ.
Онъ взялъ и подалъ ему нетронутый (кошель). Тотъ и держитъ, желая дать ему некоторую часть; а старецъ и слышать не хочетъ. Тогда тотъ сталъ кричать: Подите, поглядите на Божьяго человека! что это онъ делаетъ! А старецъ, убежавъ, вышелъ изъ города, чтобы его не узнали. А делалъ онъ это, чтобы не стали его почитать.
О дровосеке Мурине.
Была некогда. въ Кипрской земле большая засуха. И молилъ Бога объ этомъ епископъ той страны, и былъ голосъ съ неба, говорившiй ему: Иди после утрени къ темъ (дальнимъ) воротамъ города, и, если кого увидишь входящаго прежде (другихъ), того и останови, чтобы онъ помолился; и будетъ вамъ дождь. И сделалъ епископъ такъ: вышелъ съ причтомъ своимъ и селъ у воротъ города.
И вотъ входитъ одинъ старикъ, неся беремя дровъ на продажу. Всталъ епископъ и остановилъ его. И тотъ тотчасъ сложилъ себе съ плечъ беремя дровъ. И, поклонившись ему, епископъ попросилъ его, говоря: «Отецъ мой! Господа ради, помолись, чтобы послалъ, намъ Господь милость свою, и чтобы былъ нынче на землю дождь!» По старикъ говорилъ, что онъ недостоинъ. И когда епископъ упрашивалъ его, чтобы онъ помолился, и когда онъ, преклонивъ колена, помолился, дождь и пошёлъ
И просилъ епископъ старика, говоря: «Окажи ты намъ милость, отецъ! пользы (нашей) ради, разскажи свою жизнь, чтобы и мы поревновали (по тебе)!»
И сказалъ старикъ: «Прости мне, владыко! я — грешный человекъ, на горькую долю родившiйся и ничего не имеющiй отраднаго, чемъ бы утешилась моя душа! а вотъ, какъ видишь ты меня, выхожу я изъ города И, собравъ беремя дровъ, продамъ его, и куплю хлеба, который емъ; а другаго нетъ ничего у меня; сплю въ церкви, и опять выхожу и тоже делаю; если же холодно бываетъ, или ненастье день или два, остаюсь голоднымъ, хваля Бога, пока снова ведро наступить, такъ что я могу выйти и рубить дрова.
И епископъ, получившiй пользу (назиданье) съ причтомъ своимъ, и все — прославили Бога о труде старика; и сказали ему: Самымъ деломъ исполнилъ ты Писàние: «пришлецъ я наземле». — И епископъ, взявъ его, питалъ его и покоилъ, пока (не) преставился онъ къ Господу
Житiе преподобнаго отца нашего Давида, который прежде былъ разбойникомъ.
Этотъ святой и преподобный отецъ нашъ Давидъ былъ прежде разбойникомъ, жившимъ въ пустыне Ермопольской, делавшимъ многiя злодейства и многихъ убивавшимъ; такъ (онъ былъ) золъ и суровъ, какъ никто другой: имелъ подъ своимъ начальствомъ дружины более тридцати человекъ, делавшихъ съ нимъ разбой.
Однажды, сидя съ ними на горе, онъ подумалъ о своёмъ житье и весьма устрашился Бога, что сделалъ такое зло. и оставивъ все, чтó съ нимъ было, пошёлъ въ монастырь. Когда онъ ударилъ въ ворота, вышелъ привратникъ и сказалъ ему: «Чего ты хочешь?» Давидъ же сказалъ ему: «Я хочу быть монахомъ». И привратникъ, пойдя, сказалъ о немъ игумену. Игуменъ отказывалъ, говоря: «не можешь ты жить съ нами»
Игуменъ же пришедши увиделъ его, что онъ старый человекъ, и сказалъ ему: «ты не можешь быть здесь, такъ какъ у братiи много труда и велико воздержанiе; ты же другаго нрава и монастырскихъ уставовъ не можешь соблюдать». Онъ же просилъ, говоря: «все, чтó повелите мне, сделаю, только примите меня».
Тогда онъ сказалъ игумену: «знай, отецъ, чтó я — Давидъ, старшина разбойниковъ, и пришелъ я къ вамъ, чтобы плакаться о моихъ грехахъ; если же ты меня не хочешь принять, то объявляю вамъ съ клятвою, что пойду къ прежнему моему занятiю, приведу съ собой сколько есть у меня разбойниковъ, и всехъ васъ перебью и разорю монастырь вашъ». Игуменъ, услышавъ это, взялъ его въ монастырь и постригъ въ ангельскiй образъ.
И началъ Давидъ подвизаться въ воздержанiи и прiучать себя къ смиренiю, и въ скоромъ времени всехъ черноризцевъ, которые были въ монастыре, превзошёлъ добродетелями, и былъ всемъ полезенъ жизнью и словомъ. Однажды, когда сиделъ онъ въ кельи, сталъ предъ нимъ Гаврiилъ архангелъ, говоря ему: «Давидъ, Давидъ! простилъ Господь грехи твои и ты будешь отныне творящимъ чудеса». Давидъ же отвечалъ ангелу: «не могу поверить тому, что простилъ Господь въ малое время грехи мои, которые весьма тяжки и несметнее песка морскаго»
Архангелъ сказалъ ему: «я Гаврiилъ Архангелъ, который не пощадилъ и Захарiю, неверовавшаго моимъ словамъ, а связалъ въ наказанiе его языкъ, чтобы онъ веровалъ говоримому мною; такъ тебя ли я пощажу? такъ вотъ отныне пусть ты будешь немъ!» Давидъ поклонился и сказалъ ангелу: «Когда я былъ разбойникомъ, совершалъ нехорошiя дела и проливалъ много крови, тогда ты не связалъ мне языка, неприносившаго славы Богу; когда же я хочу служить Господу и приносить ему хвалу, такъ ты вяжешь мой языкъ, такъ что мне не (можно будетъ) говорить».
Сказалъ ему ангелъ: «будь говорящимъ, когда будешь славить Бога и молиться Ему въ каноне; кроме того молчи». И такъ наказавъ его, ангелъ удалился
Онъ же воздалъ благодаренiе Богу о прощенiи своихъ согрешенiй. Потомъ онъ сотворилъ Божiею благодатiю много чудесъ, слепымъ отверзъ зренье, хромыхъ сделалъ ходящими, бесноватыхъ изцелилъ; и пелъ (только) въ церкви на молитве, другаго же слова не могъ произносить, какъ второй Захарiя. И проживши много летъ, бывъ для всехъ назиданiемъ, онъ отошелъ къ Господу; и ныне стоя предъ Нимъ, немолчно молится о насъ: его молитвами и мы да получимъ Господню милость. Аминь.
КНИГА БЫТІЯ.
ГЛАВА I.
1. Въ начале сотворилъ Богъ небо и землю.
3. И сказалъ Богъ: да будетъ светъ; и сталъ светъ.
4. И увиделъ Богъ светъ, что онъ хорошъ; и отделилъ Богъ светъ отъ тьмы.
5. И назвалъ Богъ светъ днемъ, а тьму ночью. И былъ вечеръ, и было утро: день одинъ.
6. И сказалъ Богъ: да будетъ твердь посреди воды и да отделяетъ она воду отъ воды; и стало такъ.
7. И создалъ Богъ твердь; и отделилъ воду, которая подъ твердiю, отъ воды, которая надъ твердiю.
8. И назвалъ Богъ твердь небомъ; и увиделъ Богъ, что это хорошо. И былъ вечеръ, и было утро: день вторый.
9. И сказалъ Богъ: да соберётся вода, которая подъ небомъ, въ одно место; и да явится суша: и стало такъ. И собралась вода подъ небомъ въ свои места, и явилась суша.
10. И назвалъ Богъ сушу землёю, а собранiе водъ назвалъ морями: и увиделъ Богъ, что это хорошо.
11. И сказалъ Богъ: да произраститъ земля зелень, траву сеющую семя, по роду и по подобiю ея, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плодъ, въ которомъ семя его на земле: и стало такъ.
12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобiю ея, и дерево плодовитое приносящее плодъ, въ которомъ семя его по роду его на земле И увиделъ Богъ, что это хорошо.
13. И былъ вечеръ, и было утро: день третiй.
14. И сказалъ Богъ: да будутъ светила на тверди небесной, для освещенiя земли, и для отделенiя дня отъ ночи, и для знамений, и временъ, и дней, и годовъ.
15. И да будутъ они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю: и стало такъ.
16. И создалъ Богъ два светила великiя; светило большое, для управленiя днемъ, и светило меньшее, для управленiя ночью, и звезды.
17 И поставилъ ихъ Богъ на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18. И управлять днемъ и ночью, и отделять светъ отъ тьмы. И увиделъ Богъ, что это
19. И былъ вечеръ и было утро: день четвертый.
20. И сказалъ Богъ: да произведётъ вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетятъ надъ землёю, по тверди небесной: и такъ стало.
21. И сотворилъ Богъ рыбъ большiхъ и всякую душу животныхъ пресмыкающихся, которыхъ произвела вода, по роду ихъ, и всякую птицу пернатую по роду ея: и увиделъ Богъ, что это хорошо.
óды въ моряхъ, и птицы да размножаются на земле.
23. И былъ вечеръ, и было утро: день пятый.
24. И сказалъ Богъ: да произведётъ земля душу живую по роду ея, скотовъ, и гадовъ, и зверей земныхъ по роду ихъ: и увиделъ Богъ, что это хорошо
25. И создалъ Богъ зверей земныхъ по роду ихъ, и скотъ по роду его, и всехъ гадовъ земныхъ по роду ихъ: и увиделъ Богъ, что это
26. И сказалъ Богъ: сотворимъ человека по образу Нашему, и по подобно Нашему; и да владычествуютъ они надъ рыбами морскими, и надъ птицами небесными, (и надъ зверями), и надъ скотомъ, и надъ всею землёю, и надъ всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27. И сотворилъ Богъ человека по образу Своему, по образу Божiю сотворилъ его; мужчину и женщину сотворилъ ихъ.
28. И благословилъ ихъ Богъ, и сказалъ имъ Богъ: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте надъ рыбами морскими, (и надъ зверьми), и надъ птицами небесными), и надъ всякимъ скотомъ, и надъ всею землею), и надъ всякимъ животнымъ, пресмыкающимся по земле.
29. И сказалъ Богъ: вотъ, Я вамъ далъ всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у котораго плодъ древесный, сеющiй семя; вамъ сiе
30. A всемъ зверямъ земнымъ, и всемъ птицамъ небеснымъ, и всякому гаду пресмыкающемуся по земле, въ которомъ душа живая, далъ Я всю зелень травную въ пищу: и стало такъ
31. И увиделъ Богъ всё, чтò Онъ создалъ, и вотъ, хорошо весьма. И былъ вечеръ, и было утро: день шестый.
ЕВАНГЕЛІЕ ОТЪ МАТӨЕЯ.
ГЛАВА ХХIII.
35. И одинъ изъ нихъ, законникъ, искушая Его, спросилъ, говоря:
36. Учитель! какая наибольшая заповедь въ законе?
37. Іисусъ сказалъ ему: возлюби Господа Бога твоего всемъ сердцемъ твоимъ, и всею душёю твоею, и всемъ разуменiемъ твоимъ.
38. Сiя есть первая и наибольшая заповедь.
40. На сихъ двухъ заповедяхъ утверждается весь законъ и пророки.
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ.
СVМВОЛЪ ВЕРЫ.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ.