Жиглий Ю. В.: С. А. Андреевский о проблемах жизни и смерти в творчестве Л. Н. Толстого

С. А. Андреевский о проблемах жизни и смерти

в творчестве Л. Н. Толстого

Ю. В. Жиглий (г. Казань)

Литературная деятельность и личность Л. Н. Толстого неоднократно привлекали внимание известного на рубеже XIX-XX веков критика, поэта С. А. Андреевского. Андреевский - автор "Книги о смерти: (Мысли и воспоминания)" в которой критика отмечала толстовское влияние как в выборе тем, так и в языке повествования.

"Из мыслей о Льве Толстом" (1890), в работах о Тургеневе и Достоевском, а также в своих дневниковых записях критик обращается к проблемам, связанным с самобытным характером творчества великого писателя. Андреевского как критика, ориентирующегося прежде всего на эстетическую ценность художественных произведений, особенно интересует взаимосвязь глубинных психологических мотивов творчества писателя с преломлением авторского "Я" в его произведениях.

В работе "Из мыслей о Льве Толстом" представлена попытка краткой характеристики творческой индивидуальности писателя. Она основана, по словам критика, на двух важнейших личностных чертах (которые культивировались в самом себе Толстым с ранней юности посредством дневников, размышлений, писем) - это способность к углубленному самонаблюдению, самоанализу и "необычайная художественная память впечатлений" 1 Эти две черты - впечатлительность и стремление постичь окружающую действительность прежде всего через свой собственный духовный мир, послужили тому, что Толстой, опираясь на опыт собственных душевных переживаний, смог так глубоко раскрыть внутренний мир своих персонажей. Эту же мысль высказывал Б. Эйхенбаум и многие другие исследователи творчества Толстого: "Его дневники свидетельствуют о глубокой и напряженной заинтересованности в себе, доходящей до степени страсти: Тем напряженнее и острее действует самонаблюдение и сквозь него изучение окружающих его людей и экспериментирование над ними"2 . Главные герои романов Толстого мучаются над разгадкой тех же неразрешимых проблем, которые волновали писателя на протяжении всей его жизни. Андреевский в своей работе останавливается на основных онтологических, экзистенциальных темах, характерных для толстовского творчества. В первую очередь - это проблема смысла и назначения человеческой жизни и неотъемлемый от нее вопрос предела, результата жизни - проблема смерти. Критик, прослеживая эволюцию взглядов Толстого, анализирует его отношение к трем основным вопросам: к религии, любви и смерти. С точки зрения Андреевского, в раскрытии этих тем писатель идет от высокого, поэтического, несколько оромантизированного восприятия Бога, любви, смерти к более глубокому и вместе с тем простому, прозаическому взгляду. Так, характеризуя отношение маленького Иртеньева к религии ("Детство") Толстой подчеркивает страстную веру Николеньки во всемогущего Бога. На склоне лет, после кризиса, описанного в "Исповеди" и череды разочарований в самом себе и своей вере, писатель обращается к учению о деятельном добре, приближаясь тем самым к простонародному идеалу: гармоничной, глубокой вере патриархального крестьянина.

Андреевский отмечает неоднозначное отношение Толстого к теме любви: от лирического, поэтического изображения нарождающегося чувства Наташи Ростовой, гибельной любви-страсти Анны Карениной до полного осуждения любви между мужчиной и женщиной в "Крейцеровой сонате".

"Путь смерти" Л. Н. Толстого (Категория смерти в его религиозно-нравственной философии)"): "Нет у Толстого произведения, где бы не было, кажется, хотя бы нескольких слов о смерти или ее изображения" 3 . Достаточно назвать такие произведения, как: "Три смерти", "Смерть Ивана Ильича", "Война и мир", "Анна Каренина". Смерть, по Толстому, - это не просто кончина, предел жизни, это испытание человека. Здесь тема смерти тесно смыкается с религиозно-философскими исканиями писателя. Жизнь и смерть - равновеликие величины, но нередко именно в смерти человек осознает свое сущностное "Я" и свое предназначение, которое он должен был выполнить. В изображении Толстого процесс умирания как переход человека от жизни, где он считал себя главным своим судьей, переход к Богу, к высшему судье, "открывает" умирающему глаза, и вся прожитая жизнь предстает перед ним в истинном свете.

Как замечает Андреевский, постепенное исчезновение поэзии в позднем периоде творчества наблюдается и в отношении Толстого к явлению смерти: "Достаточно сравнить смерть князя Андрея: и смерть Ивана Ильича. Кончина князя Андрея исполнена чудесной грезы о бессмертии души: Зато уже смерть Ивана Ильича есть одна голая болезнь, одно безысходное мучение тела. Это мучение, подобно картинам ада на монастырских воротах, выведено с умыслом и с угрозою перед читателями для того, чтобы он устраивал свою жизнь, в ожидании подобного конца, не так мелко и поверхностно, как Иван Ильич" 4 .

Таким образом, Андреевский, характеризуя изменение взглядов писателя по отношению к основным мировоззренческим проблемам, приходит к заключению, что "по всем явлениям жизни у Толстого замечается постепенная замена прежнего вдохновения рассудочностью и прозою" 5 . Критик объясняет подобную эволюцию как биографическими причинами (разочарованиями в жизни, в различных сферах общественной деятельности), так и самим характером дарования Толстого. Своеобразие толстовского метода, по Андреевскому, - это стремление разложить любое чувство, явление на составляющие, объяснить его, исходя из земной, реальной природы человека.

"телеграфическим" письмом: "Толстой исчез. Толстой найден. Толстой заболел. Толстой умер."6 Л. Н. Толстого, его работы, дневниковые записи представляют интерес для изучения восприятия Толстого его младшими современниками.

Примечания

1Андреевский С. А. Из мыслей о Льве Толстом // Андреевский С. А. Литературные очерки. СПб.: Тип. т-ва А. С. Суворина, 1913. С. 202.

2Эйхенбаум Б. Толстой до "Войны и мира" // Островский А. Г. Молодой Толстой. В записях современников. М.: Аграф, 1999. С. 15.

3"Путь смерти" Л. Н. Толстого (Категория смерти в его религиозно-нравственной философии) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2000. ї 3. С. 87.

4Андреевский С. А. Из мыслей о Льве Толстом // Андреевский С. А. Литературные очерки. СПб.: Тип. т-ва А. С. Суворина, 1913. С. 221.

5Андреевский С. А. Из мыслей о Льве Толстом // Андреевский С. А. Литературные очерки. СПб.: Тип. т-ва А. С. Суворина, 1913. С. 226 6Андреевский С. А. Книга о смерти (Мысли и воспоминания). Т. 1,2. Ревель, Берлин, 1922. С. 223.