Старшинов Н. И.: О гуманизме в воспитании в педагогическом наследии Н. И. Лобачевского И Л. Н. Толстого

О гуманизме в воспитании в педагогическом наследии

Н. И. Лобачевского И Л. Н. Толстого

Н. И. Старшинов (Казань)

В ноябре 2004 г. исполняется 200 лет со дня основания одного из старейших университетов России - Казанского. В преддверии юбилея особую актуальность приобретают труды, педагогическое наследие двух гениальных людей своего времени - создателя неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевского, который возглавлял университет на протяжении двух десятилетий и его ученика великого русского писателя Л. Н. Толстого.

Наиболее ярко отразилась нравственная личность Н. И. Лобачевского, его уважение к человеческому разуму в произнесенной им на торжественном собрании 5 июля 1828 г. речи "о важнейших предметах воспитания".

Многие ученые (Б. Л. Лаптев, А. В. Васильев), которые анализировали эту речь, делают вывод, что проблема воспитания в 20-х г. г. XIX в. стала одной из самых актуальных в условиях подготовки реформ в области образования. Эта проблема приобрела общегосударственный характер.

Б. Л. Лаптев отмечает, что "это - замечательный памятник педагогической мысли, исключительно богатый содержанием и отражающий многосторонний мир интересов ее автора. Лобачевский здесь предстает прежде всего как воспитатель юношества, истинный гуманист. Нет сомнений, что он в многообразии своих обязанностей и устремлений выделял как основное - творческую научную деятельность и деятельность педагогическую - воспитательную. Эта последняя воспринималась им с исключительной широтой и охватывала все стороны формирующейся личности молодого человека, начиная с физического развития и кончая специальным научным образованием".

Справедливо замечание Лобачевского о необходимости культуры разума, а также "о недостаточности развития у человека только ума, надо, чтобы шло гармоническое развитие всех сторон человеческой личности, что делается воспитанием".

В своей речи Н. И. Лобачевский дает картину общественной роли воспитания и образования, преобразующих дикого человека в гармонично развитого просвещенного члена общества. Он отмечает, что воспитание "начинается от колыбели, приобретается сперва одним подражанием, постепенно развертывается ум, память, воображение, вкус к изящному, пробуждается любовь к себе, к ближнему, любовь славы, чувство чести, желание наслаждаться жизнью. Все способности ума, все дарования, все страсти, все это обделывает воспитание, соглашает в одно стройное целое, и человек, как бы снова родившись, является творение в совершенстве". Здесь Н. И. Лобачевский рисует нам прекрасный образ человека, получившего правильное воспитание.

Воспитание не должно подавлять в человеке его наклонностей, его страстей, его желаний. В речи подчеркивается, что все должно остаться при человеке: "иначе исказим его природу, будем ее насиловать и повредим его благополучию".

Созвучна с этим и позиция Л. Н. Толстого, который полагает, что "насилие в деле воспитания и образования есть следствие деспотизма и приводит к отрицательным результатам. Безусловно, на формирование педагогической концепции Толстого сильное влияние оказал Н. И. Лобачевский.

Так Толстой пишет, что "к нам, студентам, Лобачевский относился очень внимательно и хорошо. И ко мне лично относился хорошо, хотя студентом я был совсем плохим".

Л. Н. Толстой выступал категорически против насильственной школы, которая по его мнению оказывает притупляющее действие на учащихся. Такая школа порождает в учащихся отвращение к образованию и к лицемерию и обману. Успех обучения и воспитания Лобачевский и Толстой видели в первую очередь в мастерстве учителя и его любви к своему делу, уважении личности ребенка, учащегося.

червем, он требует от воспитателей оградить от пороков, которые, подобно червю, сокращают жизнь. Лобачевский ярко вскрывает диалектику жизни и смерти через процесс: растение - зерно - растение. для преодоления ужаса смерти он предлагает побуждать с юных лет любовь к отечеству и "истинного понятия о чести", т. е. высоких идеалах, которые будут способствовать проявлению творческого начала и дадут силу "торжествовать на ужасом смерти"

Таким образом приоритетной стратегией в воспитании Н. И. Лобачевского и Л. Н. Толстого считали гуманистическое отношение к людям, ориентацию на саморазвитие и самовоспитание юношества при всесторонней помощи и поддержки с его стороны, с упором на умственное развитие и с соблюдением "принципов природосообразности, самодеятельности и культуросообразности"

Разделы сайта: