Ратнер Ф. Л.: Педагогические взгляды Л. Толстого на личность и мастерство учителя

Педагогические взгляды Л. Толстого на личность и мастерство учителя

Ф. Л. Ратнер (Казань)

Среди бесконечно разнообразной и богатой духовной деятельности Л. Толстого его работа как педагога занимает особое и видное место.

Более шестидесяти лет (с 1848 по 1909 гг., когда появилась его последняя статья "В чем главная задача учителя") Толстой посвятил педагогической деятельности и проблемам народного просвещения, работая то как рядовой школьный учитель, то как составитель азбуки и книг для чтения, то как редактор педагогического журнала "Ясная Поляна", то как педагог-публицист, то как педагог - теоретик, то как гениальный мыслитель, прокладывающий новые пути. И если до сих пор нас поражает многогранность его деятельности, то для людей его поколения был непривычен сам подход и сама личность Толстого-реформатора школьной системы образования. И Толстой предвидел, что пройдет много лет, прежде чем его учение будет признано. Вот как он писал об этом в статье "О воспитании и образовании": "Едва ли еще через сто лет мысль, которую, я, может быть, неясно, неловко, неубедительно выражаю, сделается общим достоянием; едва ли через сто лет отживут все готовые заведения: училища, гимназии, университеты и вырастут свободно сложившиеся заведения, имеющие своим основанием свободу учащегося поколения".

Нам представляется, что ответы на заданные вопросы лежат в самой личности Толстого, который не был педагогом с официальной точки зрения, но был гениальным человеком, чья не имеющая покоя совесть и чья любовь к человеку, любовь к ребенку, признание его индивидуальности и неповторимости, уважения его личности и его прав, не давали Толстому покоя всю его долгую жизнь.

Мы попытаемся с позиций сегодняшнего дня непредвзято проанализировать педагогические взгляды Толстого на личность учителя, на требования к нему, на проблему педагогической этики учителя, на систему преподавания.

Анализ литературы о Толстом как педагогическом деятеле 1 привел к выводу, что до сих пор отношение к педагогическим новациям Толстого неоднозначно: мы встретили как неуемный пиетет, так и выражения такого порядка, как "нам нечему учиться у Толстого", что однозначно свидетельствует, на наш взгляд, лишь о своеобразии и многогранности таланта Толстого, нашедшего свое применение и в педагогике. Поэтому нам показалось интересным и важным ответить на вопрос, насколько актуальны взгляды Толстого сегодня при произошедшей смене парадигмы образования, при повороте к гуманистической педагогике сотрудничества. Комфортно ли было бы Толстому в сегодняшней школе? Какими качествами должен обладать современный учитель, какими уровнями профессионализма он должен владеть? Эти насущные вопросы системы образования мы и попытались выяснить, обратившись к педагогическому наследию Толстого.

ребенка в первую очередь, поставив его в центр педагогического процесса.

Два заграничных путешествия Толстого в шестидесятые годы XIX века, когда он в ряде стран Западной Европы знакомился с постановкой образования, принесли ему глубокое разочарование, об этом свидетельствуют его дневниковые записи. Вот одна из них: "Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети!" И поэтому в основу своей толстовской школы им был положены свобода и отсутствие принуждения и наказаний, глубокое уважение личности ребенка, соединенные с безграничной деятельной любовью. Деятельностный подход к детям Толстой применил на практике в яснополянской школе. Следствием этого явилась в том числе и индивидуализация обучения, глубокое проникновение во внутренний мир ребенка, изучение его желаний, интересов, склонностей и способностей, развитие самостоятельности и инициативы ребенка для раскрытия его творческих возможностей. В этом его взгляды полностью соответствуют взглядам Песталоцци, который писал: "О, если бы люди хоть раз хорошенько поняли, что цель всякого обучения заключается и ни в чем другом не может заключаться, как в самой человечности, развитой и вызванной к жизни гармоническим развитием сил и способностей человеческой натуры".

Каким же должен быть учитель, чтобы вырастить творчески развитую личность? Толстой много пишет по этому поводу, и личности учителя он отводит большую роль. Его дидактические рекомендации учителям представляют большой интерес, прежде всего он отмечает, что отношения естественности между обучаемым и обучающимся являются лучшими отношениями, без принудительности и страха перед наказанием. "Насилие в деле воспитания и образования, - пишет Толстой, - есть следствие деспотизма и приводит к отрицательным результатам. Насилие употребляется только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе". Вновь и вновь Толстой убеждает, что в основе изучения школьного дела должно лежать изучение потребностей детей. И Толстой выдвигает главный постулат успешного обучения: "Любовь учителя к своему делу - необходимое условие успешного обучения". Каким видится совершенный учитель Толстому? "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель!" - вот кредо Толстого в отношении учителя.

Большое значение Толстой отводил в деятельности учителя для создания успешности обучения такому, казалось бы, неуловимому явлению, как дух школы. "Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, в движениях, в напряженности соревнования, - что-то весьма обязательное, необходимое и драгоценное и поэтому долженствующее быть целью всякого учителя". Весьма важным Толстой считал в работе опытного учителя, чтобы "душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях". Каковы же эти условия? Перечислим их:

- чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где учится ученик;

- чтобы ученик не боялся наказания за непонимание ("очень важно", - подчеркивает Толстой);

- чтобы ум не утомлялся;

- чтобы урок был соразмерен силам ученика, был не слишком легок и не слишком труден.

Эти дидактические и педагогические условия ведут, по мнению Толстого, к успешности обучения. Весьма убедительными звучат требования Толстого к методам преподавания: "Только тот метод преподавания верен, которым довольны ученики".

"Школа должна быть творческой. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений".

Толстой оставил нам свое понимание и системы университетского образования, которое остается востребованным и в наши дни. Говоря сегодняшним языком, он выступал за свободу образования, понимая под этим прежде всего свободу выбора курсов обучения; выступал против "догмата мнимой непогрешимости профессоров", когда студентам не дают возможности "выразить свое удовольствие или неудовольствие". Особенно актуально его суждение о том, что "чтение лекций профессорами без права студентов задавать вопросы и оппонировать - не имеет смысла".

Педагогическое наследие Толстого свидетельствует, что он рассматривал педагогику в единстве, как науки, так и искусства, считая эти две стороны неотделимыми друг от друга. Отрицая схоластическую педагогику, оторванную от жизни и практики, он видел научную педагогику как науку опытно - экспериментальную: "Для того, чтобы сделаться наукой и плодотворной наукой, педагогике, по нашему убеждению, нужно перестать основываться на абстрактных теориях, а принять за основание путь опыта и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот".

Понимая педагогику как искусство обучения и воспитания, Толстой видел основу искусства и мастерства в любви к избранному делу: "Для того же, чтобы любить свой предмет, надо, во-первых, не заниматься многими пустяками, мешающими любить по-настоящему то, что свойственно любить, а, во-вторых, любить свой предмет, а не притворяться, что любишь то, что другие признают или считают достойным любви". Большое значение Толстой придавал "педагогическому чуть-чуть", которое отличает, по его мнению, учителя - мастера от учителя - ремесленника, при этом он ссылался на художника Брюллова: "Искусство начинается там, где начинается "чуть-чуть", которые тот сказал в ответ на восторженную реплику одного из учеников: "Вот, чуть-чуть тронули, и все изменилось". Мы различаем сегодня четыре уровня профессионализма, которые полностью совпадают, по нашему мнению, со взглядами Толстого на личность и мастерство учителя:

- первый уровень - это уровень методической грамотности, та система знаний, которыми владеет учитель;

- третий уровень - уровень мастерства, его достигают немногие, он состоит также и в умении учить других; уровень, который предполагает овладение таким элементом методической культуры как творчество, а ведь именно к этому призывал Толстой учителя - придать обучению творческий характер;

- и, наконец, четвертый уровень - это высшее направление мастерства, это уровень искусства. Именно Толстому принадлежат слова: "Преподавать на уровне искусства значит преподавать так мастерски, что не видно мастерства".

И здесь нам кажется уместным привести образное сравнение, сделанное Толстым, учителя с дробью: "Учитель подобен дроби, где числитель - то, что он собой представляет, а знаменатель - то, что он о себе воображает. И чем больше знаменатель, тем меньше дробь. А если знаменатель бесконечен, то дробь равна нулю".

Таким образом, краеугольными камнями педагогической системы Толстого, как нам представляется, являются совесть, любовь и свобода. Иногда он сам говорил, что только "хотел потревожить спокойствие педагогов". Это ему удалось вполне, если до сих пор не стихают споры о его педагогических воззрениях

1Анастасиев А. Граф Л. Н. Толстой как педагог. - Вятка: Губернская типография, 1904. - 55 с.; Вейкшан В. А. Л. Н. Толстой - народный учитель. - М.: Учпедгиз, 1959. - 101 с. Лебедева В. Л. Толстой в педагогических трудах Н. К. Крупской. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1971. 47 с. Педагогические высказывания Л. Толстого. Собрал Н. Гусев. М.: Работник просвещения, 1928. 104 с. Педагогическое наследие Л. Толстого /Отв. ред. Б. Мошкевич. -Тула: Изд-во ТГПИ, 1975. 78 с. Л. Н. Толстой как педагог / Под н. ред. И. Арискина. Тула: Изд-во ТГПИ, 1967. 103 с. Тулупов Н. В. Л. Толстой как педагог. М.: Типография т-ва И. Сытина, 1911. 79 с.

Разделы сайта: