Быков А. В.: Нравственное учение и творчество Л. Н. Толстого в интерпретации А. Л. Волынского

Нравственное учение и творчество Л. Н. Толстого

в интерпретации А. Л. Волынского

А. В. Быков (Казань)

Забытый ныне критик Аким Львович Волынский (настоящее имя - Хаим Лейбович Флексер, годы жизни - 1861 или 1863 - 1926) - один из ведущих критиков серебряного века, сыгравший видную роль в развитии русской религиозно-философской мысли и русского символизма. Он был фактическим редактором "Северного вестника", единственного журнала того времени, печатавшего зарубежных и русских символистов. Также известен был своей отчаянной пропагандой идеализма и религии, книгой "Русские критики" (1896), в которой коренным образом пересмотрел устоявшийся взгляд на русскую критику XIX века и солидным исследованием творчества Достоевского. О Толстом он тоже писал немало, выразив оригинальную точку зрения на философию и творчество писателя.

"Северного вестника", и Волынский старался привлечь писателя к сотрудничеству в журнале. В 1893 - 1898 гг. Л. Толстой напечатал в нём несколько статей и художественных произведений, самое значительное из которых повесть "Хозяин и работник" (1895, ї 3). Журнал нравился Толстому новым идеалистическим либерализмом, который Л. Я. Гуревич, соратник и друг Волынского, официальный редактор журнала, в личном разговоре с писателем сформулировала так: "Механизм человеческой жизни заводится изнутри, из человеческого духа, и только действуя на дух, можно обновить жизнь. А действовать внешними законодательными мерами - это значит только переводить стрелку отставших часов пальцем"1.

Толстой никогда не выходил из поля зрения Волынского-критика, начиная со статьи 1890-91 годов и кончая оценкой в неопубликованной статье 1923 года. Толстому критик посвятил три статьи, две рецензии на выход очередных томов собрания сочинений, в трёх обзорах русской литературы уделил ему много внимания и в книге "Достоевский" в начале и в конце по-разному сопоставил философию и творчество Толстого и Достоевского. Рассматривая философско-публицистическую деятельность Толстого в ранней статье "О нравственной философии гр. Льва Толстого" Волынский, во-первых, отмечал философскую состоятельность писателя, он восхищался остротой и силой анализа, смелой прямотой, оригинальностью, нравственной чистотой и великой любовью к правде. Вопреки взглядам преобладающей тогда народнической критики Волынский утверждал, что "философские произведения Толстого велики не в меньшей степени, чем лучшие его художественные творения" 2 . Волынский акцентировал внимание прежде всего на идеалистических мотивах у Толстого, на его проповеди спасения человека изнутри, через изменение души в свете вечной истины; он всецело поддерживал критику Толстым обветшавших форм современного общества.

Во-вторых, Волынский подверг критике Толстого за отрицание метафизических основ христианства, а именно бессмертия души, высказанное им в трактате "В чём моя вера?" (VIII глава), за превращение христианства у Толстого в исполнение конкретных правил, за узко-практический характер его этики.

В-третьих, Волынский увидел в философии Толстого яркое проявление русского сознания с его простотой, душевной прямотой, покаянностью, стремлением к коллективизму, соборности и конкретности.

из первых заявил о Толстом как о проявлении не просто русской натуры, но народного мужицкого духа; писатель выразил глубокую, чисто русскую мистическую связь между человеком и почвой.

В заключении книги "Достоевский" Волынский уже положительно оценил призыв Толстого к единению с человечеством через тяготение "к объективным нравственным правдам"3 . Эта тяга к соборности в будущем должна соединиться с глубинной метафизикой внутреннего мира личности в творчестве Достоевского, чтобы возникло идеальное общество.

Что касается интерпретации Волынским творчества Толстого, то он всегда его высоко ценил за реалистическую силу, психологизм, великолепную словесную живопись, тончайшее чувство природы. "Как настоящий художник, в этом отношении превосходящий Достоевского, он даёт массу форм и красок именно в области русской телесности" 4 как таковой, в то время как у Достоевского плоть, по убеждению Волынского, лишь символизация отвлечённых идей.

"Власть тьмы" Волынский применил свою оригинальную концепцию символизма, как он называл новое идеалистическое искусство, главное в котором при совершенной и простой, ясной форме значительное религиозное содержание. На этом основании Волынский сближает "Власть тьмы" Толстого и трагедию Метерлинка "Тайны души" как образцы нового искусства. В обоих отвлечённая идея выражена в простом реалистическом сюжете. В статье о "Власти тьмы" наиболее ярко выступило различие в понимании символизма Волынским и самими символистами.

Позже, в период работы над книгой о Достоевском, Толстой обвинялся в несовременности именно из-за своей приверженности к изображению внешних, устоявшихся, ветхозаветных форм жизни, невнимания к метафизике. "При всей титаничности своего таланта, он не достигает той огненной глубины, откуда возникают все новые образования жизни, те смутные томления и порывания, которыми подготовляется каждая новая идейная эпоха"5 .

Волынский отверг "Воскресение" за отсутствие сложного психологического процесса, он увидел в нём лишь внезапное моральное самоосуждение и путь героя к ясной добродетельной жизни на основе пяти правил.

В окончательном сравнительном анализе Толстого и Достоевского в исследовании о последнем Волынский отмечает в искусстве Толстого побеги сознательной мысли, гениальные философско-художественные откровения, например, мысли Андрея Болконского под Аустерлицким небом, где логически выражена народная правда, добытая инстинктивным ощущением божества. "Толстой - созерцатель тех нравственных идей, которые должны обновить человеческую жизнь в её массовом выражении, в широких движениях общественности" 6 . Такая реабилитация Толстого, видимо, связана с тем, что у Волынского к середине 1900-х годов начала складываться теория аполлинизма, в которой приоритет отдаётся рациональному, раньше же критик находился под влиянием религиозного иррационализма.

В целом надо сказать, что Волынский всегда считал Толстого непревзойдённым художником-реалистом, самобытным философом, один из немногих в русской религиозно-философской критике признал национально-крестьянские основы его учения и творчества. Безусловно, он весьма субъективен в своих оценках и оригинальных трактовках, их изменение объясняется его индивидуальной эволюцией. Однако их будет небесполезно учесть современным исследователям Толстого.

Примечания

1 Гуревич Л. Я. История "Северного вестника" // Русская литература XX века (1890 - 1910) т. 1. М., 1914. С. 49.

2Вопросы философии и психологии. 1890. ї 5. С27.

3

4Волынский А. Л. Что такое идеализм. СПб. С. 55.

5Волынский А. Л. Достоевский. Спб., 1906. С. 37. 6Волынский А. Л. Достоевский. Спб., 1906. С498.

Разделы сайта: