Азбукина А. В.: Повторная номинация образа-символа "соловей" в романе Л. Н. Толстого "Семейное счастье" (по неизвестным материалам)

Повторная номинация образа-символа "соловей" в романе Л. Н. Толстого "Семейное счастье"

(по неизвестным материалам)

Азбукина А. В. (Казань)

Художественное произведение многомерно, поэтому читатель не может одновременно охватить все его аспекты (Р. Ингарден). Писатель стремится определённым образом организовать читательское восприятие, направив его на постижение глубинных слоёв текста. Решение данной задачи предполагает создание так называемых "авторских сигналов", являющихся важнейшими элементами текста (например, заглавие произведения, эпиграф, функциональные паузы и т. п.). К числу таких "сигналов" принадлежат и образы-символы. В. А. Грехнёв, В. Г. Гак, Н. А. Купина, А. С. Некрасов называют повторную номинацию одним из важнейших способов "актуализации", выдвижения слова-символа в тексте. Действительно, при каждом новом употреблении в тексте слово-образ приобретает дополнительные референциальные смыслы, получает неожиданное смысловое наполнение.

"соловей" в романе Л. Н. Толстого "Семейное счастье".

В качестве объекта анализа нами была избрана сцена встречи Маши и Сергея Михайловича в Покровском после долгой разлуки1 . Именно в составе этого эпизода встречается образ соловья.

"Соловей" у Толстого входит в пейзажный садовый комплекс дворянской усадьбы ("дом", "терраса", "сад", "белые" и "лиловые" цветы сирени, "трава", "берёзовая аллея") и повторяется в тексте 4 раза. Проследим, как меняется символическое звучание образа соловья в процессе повторной номинации.

Первый раз зарисовка соловьиного пения возникает в самом начале избранного нами эпизода. Толстой описывает усадьбу, весенний вечереющий сад, упоминая и о соловьях: "Сад уже был весь в зелени, в заросших клумбах уже поселились соловьи на все Петровки" 2 пение в неповторимый момент жизни Маши, главной героини романа. Девушка находится в особом напряжённом состоянии, ждёт приезда своего избранника, Сергея Михайловича, поэтому всё окружающее - сад, соловьи приобретает для неё особый смысл. "Соловей" здесь символизирует неповторимость мгновения, становится "знаком" напряжённо-взволнованного состояния героини.

Во второй раз зарисовка соловьиного пения вводится в следующей сцене, во время разговора, который ведут между собой Маша, Катя и только что приехавший Сергей Михайлович. Главным объектом внимания писателя становится психологическое состояние героев. Сергей Михайлович и Маша участвуют в общей беседе, обмениваются ничего не значащими фразами, но на самом деле между ними идёт другой, "тайный" разговор. Своеобразным "авторским" сигналом, организующим читательское восприятие в нужном направлении, становится для Толстого образ-символ соловьиного пения. Писатель следует романтической традиции, утверждая, что "таинственный" процесс пробуждения в человеке чувства любви не поддаётся рациональному объяснению и принадлежит к сфере "невыразимого". Чувства и переживания Маши и Сергея Михайловича Толстой раскрывает, обращаясь к изображению природы и соловьиного пения 3 . "Соловей" здесь выступает как символ "невыразимого", "цветения" любовного чувства в душах героев.

В третий раз "соловей" даётся в кульминационной сцене II главы, на фоне ночного весеннего сада. Эта зарисовка носит очень подробный, обстоятельный характер. В ночной тишине поёт уже не один, а два соловья, они перекликаются между собой; в мире природы царит идиллия 4 .

Толстой вносит в изображение соловьиного пения глубоко "личное", индивидуально-авторское содержание. Образ-символ "соловей" выполняет двойственную функцию. С одной стороны, зарисовка соловьиного пения даётся по контрасту со словами и поступками героев. Так, Сергей Михайлович убеждает Машу в том, что она никогда не полюбит его, "старика", и девушка соглашается с ним. С другой стороны - она раскрывает, "иллюстрирует" истинные отношения Маши и Сергея Михайловича, их взаимную любовь. В духе Руссо Толстой утверждает, что человек нередко поступает "ложно", не так, как диктует ему "природа", а так, как того требует "общество". В новом художественном контексте, благодаря повторной номинации, картина соловьиного пения наполняется сложным семантическим содержанием, начинает символизировать "природное", "естественное" начало в человеке, "гармонию душ", идиллию в противовес общественным нормам и предписаниям, разрушительному, "дисгармоническому" началу.

"соловей" возникает в сцене, завершающей избранный нами отрывок. На первый план снова выходит анализ психологического состояния героини. После отъезда Сергея Михайловича Маша продолжает жить в своём особом, мечтательном мире, испытывать необычный душевный подъём. В этот момент в предрассветном саду вновь звучит соловьиное пение 5 . Теперь звуки соловьиной мелодии в представлении Маши ассоциируются с только что бывшим свиданием, с образом Сергея Михайловича, с будущим. Благодаря смене семантических микроконтекстов, повторной номинации, семантическая аура образа "соловья" расширяется, теперь "соловей" символизирует мечты о счастье, большие надежды, будущее, радость и полноту жизни, тот духовный переворот, который совершился в героине под влиянием любви.

Итак, анализ показал, что в романе "Семейное счастье" "соловей" несёт важную смысловую нагрузку. При каждом новом употреблении этот образ поворачивается новыми гранями, обрастает дополнительными референциальными смыслами. Прослеженная нами динамика образа-символа "соловей" наглядно свидетельствует о том, что "соловей" является у Толстого индивидуально-авторским романтико-реалистическим символом, служит средством создания подтекста.

Примечания

1Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 14-ти томах. Том 3. Повести и рассказы (1857-1863). М.: Худ. лит-ра, 1951. 445 с.

2

3Там же, с. 77

4Там же. с. 78. 5Там же, с. 79.