Записи на отдельных листах (1877—1880)

ЗАПИСИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ

1877—1880

[Л. 1.] Пословица.

Без отца матери вырастет, а без божьей милости не вырастет.

————————————————————————————————————

1713. Дарья Веденикт[овна]

крест.

Серафим Саровский

Разве в него влезешь

————————————————————————————————————

[Л. 2.] Стала отложено тело. Стала душа отряхать с себя бренную плоть. Вылуплялась душа из тела.

————————————————————————————————————

[Л. 3.] В Городне, в Ясной. —

Самые бедные — дожили в избе дотла. Им и переселяться. — Анисимов Я. П., Герасим[ов] Ефим Гор[деевич]. Петр Тихонов [1 неразобр]

Ефрем. Оптина. Тихон под Калугой, Пафнутий (Боровск[ий]). Саввы. Звенигород. Нов[ый] Иер[усалим]. Харьков. Сергию. Чернигов.

————————————————————————————————————

[Л. 4.] Божеств[енность] учения — в учении, а не в том, что оно от бога.

Данила Игу[мен], мона[х] Трифон. Кор. обал[212]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

[Л. 6.] 10 июля. Мужик молодой. Лето на работе не спит[?] Меня силой [2 неразобр.] От без[делья] озорничает, сам не знает.

В остроге огни [7 неразобр.]. Баба идет домой: у меня за любовь [?] миленькой. Сгребла. Пастух ходит по дворам, подпасок, баба из двора.

Рази и побывать еще [?]

Без руки. Попал в молотилку.

————————————————————————————————————

14 июня. Разделение труда потому ложное начало, что человек лишается возможности, делая зло, покаяться. При разделении же труда один человек всю жизнь молится, другой всю жизнь тешит дьявола — плясун, песенник, блудильницы, содержатель.

18 июля. Ночь. Раст[ается] [?] сел и едет по жел[езной] дороге — газ — говор — табак — вино — она — <стонет> млеет [?] и ужасается — одна в молодом лесу, в лугу, роса, луна.

Он, как докучную муху отгоняет воспоминания и призывает.

13 авг[уста]. Баба от печи — красная рожа.

15 авг[уста]. Странник желает умереть в Киеве. Настроено больниц [?].

————————————————————————————————————

— свое кое-что.[213] Рылянин толстомордый, пьяный, самоуверенный похабник.

Монахи: 1) Солдат черниговский — высокий блондин, статный, кроткий, 2) солдат коротыш, силач, херсонский, кудряш, 3) солдат калужск[ий] — черный, задумчивый. Ходил в Черногорию. 4) Вотяк постник, кроток, тихий, прочный огонь.

25 июня. Покос. В самый жар в обед свиданье в лесу. Покос. —

Голубок пестрый спустился пить в луже. Узник из ок[на] глядит.

Убирают сено: мечут стог там [?] увязывают воз. Прямые ворот[а]. Штаны навыпуск, жилет[ка] — неумело, но весело распутно. Дождик. Пережидаю[т] в сарае. Мужик пощелкивает языком. Денечка на два покоса не управились.

[214]<Кого> А есть ли охота осудит[215]

1) нельзя ли[216]

————————————————————————————————————

Сидят все в каморе и судьи, слышно как перо подрагивает по лист[у] [?]

1) Жена: а) нечестно — брюх[атая], b) не...[217] любовь потер[яна], с) жалко; 2) сты[дно] а) перед же[ной], перед д[етьми] п[еред] л[юдьми]; 3)... ность,[218] а) фрянка, b) муж, отец, с) погряз в пороке.

1879—1880

[Л. 8.] Что-то странное: я ищу успокоение своей душе, а мне говорят: вот успокоение др[угих] душ. Я ищу отношен[ие] мое к б[огу], мне говорят: вот наше отношение к б[огу], и ты должен принять его. Я ищу той жизни, дел, к[оторые] меня бы удовлетворили, а мне говорят: вот дела, к[оторые] нас удовлетворяют. Я нахожу то отношение к б[огу], то успокоение, те дела, к[оторые] удовлетворяют меня и к[оторые] я нахожу в др[угих], мне говорят: нет, ты должен так выразить это отношение, как мы. Те выражали как мы. (И правда, они — те выражали, но, пожал[уй], почему и я — п[отому] ч[то] спорить грех, но не могли соглашаться.) Да кто же эти они? Жрецы — слуги дьявола.

————————————————————————————————————

Мало того, я читаю Ев[ангелие], я понимаю всё. Всё ясно, я со всем согласен. Нет. Не смей понимать по-своему. Я сердцем чувствую и не хочу формулировать. Они говорят: формулируй, как мы. Да идите вы к отцу своему дьяволу. Вы хулители на св[ятого [дух[а].

————————————————————————————————————

[Л. 9.] Вера есть знание жизни — как жить?

Веры все знают. Не суеверие. Они знают, что хотят. Всякий ученый о мире наде[ется] [?] знать.

Веры все знают — хо[дить] свечи ставить. Стало быть, и [1 неразобр.] знает. Что же[?] Иверская. Причастие. Хоть отталкивает, но знаю, что зачем. —

Хочу даже допустить поста[вить] свечи, потому что чутье, воспоминание и на[ука] говорят, что правда любовь, униж[ение] и т. д. Нет, анафема и эвхар[истия].

Так постойте, посмотрите.

Учен[ие] богословия — не за что ухватиться.

Ученые исследователи любят говорить о себе [несколько слов стерлось], п[отому] веры выйти не может. Остается взять в истор[ии] Нов[ого] Зав[ета]. —

Как не верить, что должно что-нибудь выдти из того, что делаешь.

————————————————————————————————————

[Л. 10.] И я вспомнил, ч[то] и я верил в ж........ да.[219] Но ее нет давно. Посмотрим, не ошибся ли я [2 неразобр.]. Может б[ыть] я не вник, не так понял ее. — Разум без веры привел меня к отрицанию всего и разума: ибо если разум только и есть, то он и должен объяснить. Но деваться некуда. Меня тянут, привлекают верующие. Признаюсь, я стал делать, что они. Но не мог не истинное делать. Фарисейство. Требования стали [4 не разобр.] и что ж? Чудо [1 неразобр.]. Чудо.[220]

————————————————————————————————————

Что будет: как зерно горчичное — кажется ничто, а только не судите, не[221] благодетельствуйте, спасайте только душу.

————————————————————————————————————

Заповедь малейшая: любит[е] друг друга.

И кто эту (малейшую) кратчайшую заповедь соблюдет и исполнит, тот в ц[арстве] б[ожием]. А кто одну малую не исполнит...

В ней всё: люби бога и ближн[его].

————————————————————————————————————

Я пришел не нарушить, но исполнить,

18. Ибо уверяю вас, как земля не прейдет, так не прейдет ничто, если исполнит мою малую запов[едь].

————————————————————————————————————

[Л. 11.] Молитва.

1) Вопр[ос]. Зачем молиться? Б[ог] не может исполнить противное его закону.

2) Вопр[ос]. Я прошу, как же б[ог] не исполняет моей молитвы?

Отв[ет] 1) и 2). Б[ог] сотворил так мир, что всё возможно. А если тебе кажется, что б[ог] не исполняет, то это по времени. А для б[ога] времени нет. Он исполнит, но тебе только кажется, что не скоро, или нет, п[отому] ч[то] для тебя всё представляется во времени. А всё благое для тебя он исполнит. Зло же он не хочет исполнить никогда.

Фарар.

————————————————————————————————————

[Л. 12.] 1) <Как невод, кого зацепит.

Как семя горчишное. Мало, но

2) Как закваска. Основа всего.

6) [222]Как горчишное с[емя] увеличит[ся].

6 [224]И оно дорого, как жемчужина. Всё продал.

4) И его не видать, но надо верить.

7) И всё выбрасывали, чтоб его принять:

8) Притча о хозяине, стерег[ущем] дом, о слугах, жд[ущих] хозяина, о управителе. Надо готовиться жизнью для принятия царства.

9) О смоковнице. Можно подождать, но срубить тоже>.

10) Притча. Зав. на брак. Л. 20. 1—19. Л. 24. Надо слушать не пренебр[ег]ать — тоже.

11) а) О винограднике и плате.

б) о погибшей драхме, овце, блудном сыне. Справедливости нет у б[ога], а есть любовь. Всем равно.

<12) Пр[итча] о господине отъезжающем. Бог оставил мир с сыном человеческ[им] и дал каждому таланты. Л. 19, 11—28.

14) Притча о девах: готовиться делами к принятию сына.

15) Ветвь виноград[ная]. Плевелы. Иоан. 13.

16) Притча о раздел[ении] добр[ых] от злых по милосердию.

— любовь и милосерд[ие]. Л. 21, 5—38>.

————————————————————————————————————

<Совет фарисею. Две заповеди. К проповеди.

Обличение фарис[еев] [?]. Л. 20, 20—47. [ению].

заслугу только личную. Л. 21, 1—4.

Разрушен[ие] храм[а]. [ению].

Притча о девах. Готовит[ься] к спасению.

Пр[итча] о талантах. Б[ог] [еляет?] ц[арство] б[ожие].

Пр[итча] о раздел[ении] добр[ых] от злых за то, что жалели. (к проповедиплачущие). Л. 21, 5—38.

Ветвь винограда. Иоа[н.] 13. Плевелы.>

————————————————————————————————————

Для чего воскресение, как чудо и подтверждение, когда всё учение установило перманентное чудо существования божестве[нного] начала — абсолютного на земле в человеке?

————————————————————————————————————

[Л. 13.] Христианск[ое] правительст[во] = теплый лед. —

Филарет — о государстве. Что госуд[арство]? Или Хр[истос] не догадался сказать о нем.

————————————————————————————————————

Соф[ья] Андр[еевна] говорит: Ну как же церкви не нужно. В чем же будет вера? Как молиться мужикам?

Признаки — догматы веры? Догматы веры Христ[овой] известны, но никто им не следует — их затирают, выставляя догматы веры тревожной

Догматы веры Христа.

Отриц[ательные] (как 2-я заповедь) —

1) Внешнего богопочитания нет — это фарисейство. Тексты. Храм уничтожить. Поклоняться др[уг] др[угу] и делом.

— очищений,[225] удаления от людей — нет.

3) Учителей нет.

Полож[ительные] —

1) Не убий, не противься злу, подставь щеку — значит: не воюй, себя, не отмщай.

— прощай 70 X 70.

3) Не отказывай просящему,

4) Не думай о завтрашнем дне, если дума эта может помешать делу нынешнего дня.

[Л. 14.] 5) Не величайся. Унижайся: мой нож, чисти нужники.

6) Не прелюбодействуй. Не смотри на чужих жен и на зрелища и не устрояй этих зрелищ.

7) Твори милостыню тайно.

9) Только о своей душе помни.

Стундисты, молоканы? Да, но у них Ветхий Завет, требожие, послания. Но они ближе всех к Хр[исту].

Бога никто же не видел — однородный сын во мне и во всех явил. Этого-то явленного в человеке бога одного надо чтить (в духе и делами

————————————————————————————————————

Стал объяснять ответы.

1) В науке двояко получается: Разум.[227] Сам с собою но чувству.

2) Ищу бога. То не согласен разумом, то нет его.

— наблюдаю, сливаюсь.

————————————————————————————————————

[Л. 15.] 1) Пришел показать сына божия. Что есть бог и сын. В н[ачале] б[ыло] сл[ово].

2) Он проповедовал ц[арство] б[ожие] и перемену [

3) В чем перемена внутренняя. Никодим. Силою берется.

4) В чем перемена внешняя. Проповедь на горе. Жизнь настоя[щая] вне пространства.

5) Что же такое ц[арство] н[ебесное]. Оно не храм, не пост — ничто из отношения к людям. Обличен[ие] фарисеев. И нет середины.

6) Оно духовное. Самарянка. Я творю волю отца. Притчи. Пища.

8) Что от него будет? Не зло. Как птицы н[ебесные].

9) Вечная жизнь. Единение меня накормит и любовь, и будет легко бремя.

10) Если и это неясно, то вот вам моя жизнь: а) пост; б) некуда голен[и] прекло[нить], в) бросил семью, г) обличал и помогал, д) пострадал и е) и тем показал, что ваш порядок жизни — космос — зло.

[Л. 16.] Бог не мог сотворить людей такими, чтобы они грызлись и были несчастны, сознавая свое несчастье.

Они знали это, но забыли. Христос напомнил им это.

————————————————————————————————————

Денисова — волость. Тульск.

Митюшина. Фицеровы.

. Землю отняли.

Примечания

16 лл., из которых 13 лл. in 16°, написанных карандашом и частью чернилами с обеих сторон, 2 обрезка (лл. 4 и 5) и 1 полулист (л. 12), сложенный втрое. Бумага плотная — белая, синяя и лиловая. Карандаш местами стерся. В большинстве записей текст трудночитаемый.

Судя по содержанию (записи к роману из эпохи Петра I и к первым сочинениям по религиозным вопросам), а также по почерку и бумаге (на таких же листах сделаны записи в Записной книжке 1879—1880 гг. — см. т. 48, Записную книжку № 8), листки эти могут быть датированы 1877—1880 гг.

* * *

1. 1964— не вырастет. — Пословица использована Толстым в рассказе «Чем люди живы» (см. т. 25, стр. 21).

2. 1966. 1713. Дарья Веденикт[овна]. — Запись к роману из эпохи Петра I (см. т. 17).

3. 19614. В Городне. — Городня, Тульской губ., деревня в 12 километрах от Ясной Поляны.

4. 19618—20. Ефрем. Оптина.... Сергию. Чернигов. — Запись представляет собой список старцев и подвижников церкви. Из упомянутых известны: Пафнутий (ум. 1478) — основатель Боровского монастыря (в Калужской губ.); Тихон — основатель монастыря под М. Ярославцем (в Калужской губ.); Савва (ум. 1477) — основатель монастыря, под Звенигородом; Сергий Радонежский (1314—1392) — основатель монастыря в Радонежском бору под Москвой, впоследствии названного Троице-Сергиевой лаврой.

5. 19711—14].... и призывает. — Повидимому, замысел художественного произведения. Остался невыполненным.

6. 197-198—4. Темы — свое кое-что.... погряз в пороке. — Замыслы новых художественных произведений и заметки к ним.

7. 2001. Фарар — Фредерик Вильям Фаррар (1831—1903), английский богослов. В письме от 27 или 28 октября 1890 г. в ответ на предложение H. Н. Страхова прислать книгу Фаррара «Life of Christ» («Жизнь Христа») Толстой писал: «Фарара я терпеть не могу. Фальшивый писатель» (т. 65, стр. 176).

8. 20112— Василий Михайлович Дроздов, в монашестве Филарет (1782—1867), с 1821 г. митрополит Московский.

9. 20116. Соф[ья] Андр[еевна]. — Софья Андреевна Толстая (1844—1919), жена Толстого.

Сноски

213. Написано над зачеркнутым: кое-какие

214. Одно слово (может быть, дата) стерто.

215. Далее стерто несколько слов.

217. Одно слово стерлось.

218. Начало слова стерлось.

219. Два слова стерлись.

220. Далее две строки стерлись.

221. делайте

222. Исправлено из: 3).

223. Исправлено из: 4).

224. Исправлено из: 5).

225. исключений

226. Зач:

227. Написано над зачеркнутым: Но где-то есть ответ. Только они глупы.