Листы из записной книжки 1908 г.

ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1908 г.

4 с[ентября]. 1) Человек весь в грязи и не лезет из нее, а других учит, как им очищаться.

————————————————————————————————————

2) Faites ce que je d[is], mais ne pas ce que je fais.[233]

————————————————————————————————————

3) Заставлять силой людей[234] перестав[ать] делать худое, всё равно ч[то] запрудить реку и радоваться, что река на время мелеет.[235]

————————————————————————————————————

Можно насилием на время заглушить му[дрость] божию и в себе и в других, но добра нельзя сделать насилием.

————————————————————————————————————

4) Отчего револю[ции] и жестокос[ть] их — оттого, что насилие властвующих учит[236] суевер[ию] устройства насилием.[237]

————————————————————————————————————

6) Только тот, к[отор]ый не верит в бога, может верить в то, что насилием можно заставить человека делать не то, ч[то] он хочет.[238]

————————————————————————————————————

7) Суеверие устройства насил[ием] тем ужасно, ч[то] оно преемственно.[239]

————————————————————————————————————

8) Если человек верит в бога в себе и людях, он не может насил[ием] устраивать жизнь люд[ей].[240]

9) Как только устраивать жизнь других насилием, непременно устраивать ее для своей выгоды.[241]

————————————————————————————————————

10) Устроить всегда сначала только оправдание, а потом уж выставляется цель.[242]

————————————————————————————————————

11) Только освободись люди от суеверия устройства, и государство станет невозможность[ю].[243]

————————————————————————————————————

12) Была бы любовь, не могло бы быть госуд[арственного] насилия. Не было бы госуд[арственного] насилия, была бы любовь.[244]

————————————————————————————————————

13) Главный соблазн устроительства в том, ч[то], будучи поставлено выше всех законов, он освобождается от[245] личного совершенствования.[246]

————————————————————————————————————

14) Если бы был поставлен вопрос, как сделать так, чтоб человек совершенно освободил себя от нравствен[ной] ответственности? то нельзя придумать другого средства, как суеверие о том, ч[то] человек может силою устраивать жизнь других людей.[247]

————————————————————————————————————

15) Суевер[ие] это тем ужа[сно], что при этой вере люди ценятся тем выше, чем они безнравственнее.[248]

————————————————————————————————————

16) Хуже всего то, ч[то] это суеверие требует заглушения или извращения нравственного закона.

————————————————————————————————————

17) Отчего так извращено христианство и все веры, отчего так пала нравственность? Одна причина: вера в благодетельность насильнического устройства.

————————————————————————————————————

18) Суеверие это, как всякое суеверие, делает то, что то, во ч[то] верят, уже считается не подлежащим обсуждению. Так в государ[стве] говорят о свободе, не позволяя себе касаться вопроса госуда[рственного] устройства.

————————————————————————————————————

19) Смерт[ные] каз[ни], война признаю[тся] необходимыми людьми, не могущими перенести мысль об мучительстве животных. Как это могло случиться? Одно средство — суеве[рие] устройства.[249]

————————————————————————————————————

20) Суеверия разрушают только страдания мучеников за правду. Так и в разрушении суеверия устроительства они могут, должны быть и есть. Но как ни страшны и жалки их страдания — их страдания 1/1000 тех, к[оторые] вызывают суеверия.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

22) Про какое ни подумайте матерьяльное бедствие людей нашего времени, поищите его корни: оно в суеверии госуд[арственного] устройства.[250]

————————————————————————————————————

23) Как много нужно для разрушения госуд[арственного] устройства извне и как мало изнутри. Только признание суеверия суеверием.[251]

————————————————————————————————————

24) Всякое суеверие разрушается истинной верой. То же и с суеверием гос[ударственного] устройства.[252]

————————————————————————————————————

25) Как, казалось бы, трудно думать, что от того, что я выпью вина и хлеба, я получу святость, а люди верят. Но еще страннее думать, ч[то], если я заставлю людей[253] под страхом насилия исполнять то, ч[то] я хочу, то они станут луч[ше], но люди верят и в это.

26) Заставить людей силой делать то, ч[то] мне кажется хорошим, это самое лучшее средство внушить им отвращение к тому, что мне кажется хорошим.[254]

————————————————————————————————————

Всякий человек знает, что всякое насилие зло. И вот, чтобы отучить людей от насилия, мы ничего лучше не можем придумать, как то, ч[то] мы — люди, требующие к себе высш[его] уважения, — делаем для этой дели самые ужасные насилия: тюрьмы, казни.[255]

————————————————————————————————————

27) Человек, совершающий насилие, менее свободен, чем тот, к[оторый] терпит его.[256]

————————————————————————————————————

5 с[ентября]. Всё дело в том, чтобы переделать любовь к себе в любовь к богу, ко вс[ему].

————————————————————————————————————

Если бы в человеке не было любви, не к себе, а ко всему, он бы был хуже скот[ины].

————————————————————————————————————

Ты говоришь: я не могу любить всех. Да ты попробуй. Скажи себе, что это можно. Всем

————————————————————————————————————

Если жизнь в настоящем, то какая же смерть? Умирая, я в том же положении, как и в продолжение всей жизни.

————————————————————————————————————

6 сент[ября]. 1) Как ни странны суеверия о том, что есть люди, к[оторым] бог открыл всё[257] о жизни в этом мире и о невидимом мире после смерти, или о том, ч[то] для блага людей им нужно как можно больше подробностей о вещественном мире и об его происхождении и о том, ч[то] с ним будет, или о том, что людям нельзя иначе жить, как только разделяясь на разные государства, т. е. что для их блага им необходимо выделяться с одной частью людей от всех остальных и враждовать со всеми остальными, и для этой цели нести самые тяжелые лишения, — как ни странны все эти суеверия, едва ли не страннее их всех то, по которому люди, не могущие знать каждый про себя, что с ним будет в каждый будущий год, день, час, верят, что они могут знать, что[258] если они, многие, сойдутся вместе, [то, что] с ними будет в будущем, и, ради этого воображаемого будущего, несут величайшие лишения, бедствия и совершают величайшие преступления.

————————————————————————————————————

2) Ты говоришь, что если мы все поступим так — перебьем всех революционеров или всех властителей и установим такие или такие законы, то всё будет прекрасно. Но ведь когда ты устраиваешь одну свою жизнь, жизнь твоя никогда не складывается так, как ты хотел; а ты б[ыл] властен в ней, как же ты хочешь устроить жизнь тысяч, миллионов людей, к[оторые] все живут по своей, а не по твоей воле?

————————————————————————————————————

3) Ты устраиваешь жизнь людей силою, потому силою, ч[то] есть много и много людей, иногда и большинство людей, к[оторые] считают твое устройство ложным, дурным, как же ты можешь надеяться, что оно удержится? А для установления этого устройства ты губишь счастье людей и свою душу.

————————————————————————————————————

4) Понятно, ч[то] есть люди, к[оторым] выгодно суеверие власти и к[оторые] поэтому верят в возможность насильнического устройства жизни людей. Но ты подчиняешься этому устройству, как же ты не веришь голосу совести, бога, к[оторый] говорит тебе, ч[то] не надо выделять себя из друг[их] людей, не надо судить, казнить, воевать, давать на дурные дела деньги, — а делаешь всё это, п[отому] ч[то] веришь, ч[то] то, что делают люди для устройства твоей жизни, неизбежно, необходимо, а сам и понятия не имеешь о том, в чем это устройство. Какое удивительное суеверие.

————————————————————————————————————

5) Одни люди верят в то, ч[то] насилием можно устроить благую жизнь людей, п[отому] ч[то] другие люди верят в это. А почему все верят? Никто не знает. Стоит одному сказать: зачем? — и все скажут то же.

————————————————————————————————————

6) Понятно, что сильный человек покоряет слабого и двое покоряют одного, но отчего сильные люди и многие покоряются слабым и немногим? А только оттого, ч[то] они не сознают себя людьми, не сознают своей божественной природы и ее требований.

————————————————————————————————————

7) Не слушаешься отца матери, послушаешься барабанной шкуры, говорит пословица. Надо бы только заменить слова: отца матери словом: бога.

————————————————————————————————————

8) Всякое суеверие разрушается истинной верой. Так это особенно ясно видно в суеверии насильнического устройства....[259]

————————————————————————————————————

9) Все бедствия революции только от суеверия насил[ьнического] устр[ойства]. Вы хотите так устроить, а мы этак. Оба действуют по суеверию, и пока оба служат одному суеверию, нельзя убедить ни того, ни другого.[260]

————————————————————————————————————

10) Люди придумывают всё, как им кажется, всё лучшее и лучшее устройство своей жизни, а им для их блага нужно одно, ч[то] им нужно, — не насил[ьническое] устройство, а ясное сознание того, что жизнь их будет только тогда хорошая, когда, сложится свободно.

————————————————————————————————————

11) Говорят: отказаться от насилия, будет беда, пострадаешь от насилия. Давно это можно бы б[ыло] говорить, если бы теперь люди не страдали от насилия, и так, ч[то] трудно себе представить больше.[261]

————————————————————————————————————

12) Но что же будет, если не будет насил[ьнического] устр[ойства]?

Не знаю, так же, как не знаю и при насил[ьническом] устр[ойстве], но знаю наверное, ч[то] не буду участвовать в насилии.

————————————————————————————————————

13) Все суеверия изживают[ся], т. е. люди страдан[иями] приведены к [262] освобождению от суеверия. Так это совершается теперь с суевер[ием] нас[ильнического] устр[ойства].

————————————————————————————————————

14) Хорошо б[ыло] вер[ить] в неизбежность нас[ильнического] устройства], когда люди знали одно свое государство, как это б[ыло] в Риме, как это [263] б[ыло] в средн[ие] века, теперь же, когда все знают всё, ч[то] делается вез[де], и на других народах видят то, ч[то] делается в своем, трудно верить, ч[то] то насильн[ическое] устр[ойство], к[оторому] я подчиняюсь, самое лучшее и необходимое.

————————————————————————————————————

15) Из К[руга] Ч[тения], 6 сент[ября], 6.

Есть ли в отд[еле] собл[азн] возм[ездия] из К[руга] Ч[тения] 4 июля?

————————————————————————————————————

16) Из К[руга] Ч[тения] нед[ельное] чт[ение] Ламене 15 июля.

————————————————————————————————————

7 сен[тября]. 1) Всё неосновательно: а) как устроится, когда власть будет в ру[ках] народа? б) как разделить землю по работникам; в) нехор[ошо] ненависть, хорошо только то, ч[то] хорошо для всех.

2) Всё можно, п[отому] ч[то] насил[ие]. Если вы можете, то и они могут. Почему вы лучше? После Луд[овпка] б[ыл] Марат потом Нап[олеон].

3) Главное же то, что вы хотите делать то самое, ч[то] вас возмущает. Вы в том же суеверии — устройст[ва].

4) Лишаете себя могущ[ества] и дает[е] справедливый повод репресс[иям].

В правд[ивость] из М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 4 сент[ября].

В мысль из М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 5 сен[тября].

В недобр[ожелательство] [из] М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 6 сен[тября].

8 сен[тября].

1

От гр[еха] самоотр[ечение], от соблаз[на] смирение, от суеверия правдивость.

2

Нельзя быть безгрешным, но можно быть всё меньше и меньше грешным.

3

Не б[ыло] бы грехо[в], не б[ыло] жизни. Не б[ыло] бы освобождения от грехов, тоже не б[ыло] бы жизни.[264]

4

Подумай, ч[то] ты безгрешный, и нет жизни.

5

Грехи сладки, но слаще всех грехов сознание греха и возможность освобождения.

6

Сознание своих грехов самое нужное дело. Перебирать свои грехи — в этом молитва.

7

8

Только тот, кто испытал это, знает, какое радостно-восторженное чувство испытывает человек, когда в первый раз поймет, ч[то] его дело в борьбе с собой.

9

Как всё трудно, когда полагаешь все беды вне себя, и как всё легко, когда поймешь, что всё в тебе.

10

Только тот, кто понял, ч[то] всё дело жизни в освобождении от г[рехов], с[облазнов] и с[уеверий], не подпадает под новые г[рехи], с[облазны] и с[уеверия], не зам[еняет] одни другими, как это делает человек, непонимающий жизни.[266]

11

Грехи сразу видны, но трудно отвыкать; соблазны труднее увидать, особенно п[отому], ч[то] они заменяются один другим, но зато освобождение от них легче, чем от грехов. Суеверия труднее всего познаются, но зато, когда познали, уже навсегда уничтожаются.[267]

12

Государство.

1

Нельзя слушаться бога и государя и всякое начальство. Нельзя, п[отому] ч[то] бог велит всех любить, всем прощать, ни у кого ничего не отнимать, всех людей считать равными братьями. Государь и всякое начальство велят судить, наказывать людей, велят отбирать от людей их имущество и на эти деньги строить крепости, пушки, устраивать военные команды, велят самим идти в солдаты, учат убивать и убивать людей, велят одних людей почитать сверх всего, а других считать ни за что, а третьих вовсе считать врагами.

Стоит подумать об этом, чтобы видеть то, что нельзя быть слугой бога и царя. Мы не видим этого только п[отому], ч[то] не хотим видеть; а не хотим видеть п[отому], ч[то] боимся царя, а не боимся бога.

2

Оттого, ч[то] нельзя верить в бога и в начальство, а хочешь не хочешь надо верить в одн[ого] из двух — того или другого, все люди во всех государствах придумали себе такую веру, к[оторая] скрыв[ает] зак[он] бога, не согласный с законом правителей, а вместо закона поставлены чудеса рождения человек[а]-бога, воскресения, искупления и разные обряды.

3

и закон его. Стоит людям только поверить в закон бога настоящий, тот, к[оторый] пря[мо] противен всем законам государства, и без стачек, союзов и революций люди тотчас же станут свободны. Познаете истину, и истина освободит вас.

————————————————————————————————————

10 сентября.

1

Большая бывает разница между жизнью такого человека, к[оторый] считает себя отделенным от всех людей, и такого, к[оторый] понимает, что все люди одно, ч[то] один бог живет во всех.

2

Тот, кто знает, ч[то] то же самое, ч[то] живет в нем, живет во всех, знает, ч[то] когда умирает он сам или другой человек, то это не значит то, ч[то] уничтожается человек, а только то, ч[то] то, [что] жило в умирающем, покинуло то тело, в к[отором] жило, но, как и прежде жило, так и теперь живет во всем.

3

то, от чего взялось и то и другое яблоко, одно и то же и в том и другом: яблочное зернышко. То же и в людях и во всем живом.

————————————————————————————————————

Суев[ерие] устр[оительства].

1

Спасать людей — спасай себя.

2

Какое безумие.

————————————————————————————————————

Извращение вер.

Анекдот о гор.

————————————————————————————————————

15 сент[ября].

————————————————————————————————————

2) Суеверие руководительства других людей. —

Примечания

19 листов из блокнота небольшого формата с тремя отверстиями на каждом листке для стержневого скрепления листов в книжке. Все листки написаны карандашом с обеих сторон. Почти все записи перечеркнуты.

«На каждый день».

Датируются в соответствии с записями в Дневнике (см. подстрочные примечания к этим листкам).

* * *

1. 21176. — См. т. 42, стр. 18—20.

2. 2118. собл[азны] возм[ездия]. — «На каждый день»: «Соблазны наказания» (см. т. 44, с. тр. 394).

3. 21111. Из К [руга] Ч [тения].... Ламенэ 15 июля. — Недельное чтение «Устройство мира» Ламенэ в «Круге чтения» помещено под 14 июля, а не под 15-м (см. т. 41, стр. 497).

4. 21124. В прелюбодеяние. — Этот отдел в Предисловии к «На каждый день» называется: «Грех блуда» (см. т. 44, стр. 394).

24. ... из М[ыслей] М[удрых] людей 2 сен[тября]. — См. т. 40, стр. 471.

6. 21126. В правдивость— Этот отдел в Предисловии к «На каждый день» называется: «Усилие правдивости» (см. т. 44, стр. 395).

7.21126. ... из М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 4 сент[ября]. — См. т. 40, стр. 172.

8. 21127. В мысль. — Отдел, названный в Предисловии к «На каждый день»: «Усилие воздержания в мыслях» (см. т. 44, стр. 395).

9. 21127См. т. 40, стр. 172.

10. 211—213—16. 8 сен[тября]. 1. От гр[еха] самоотр[ечение].... опять надо кормиться. — Записки к отделу, названному в Предисловии к «На каждый день»: «Грехи, соблазны, суеверия» (см. т. 44, стр. 393).

Сноски

233. [Делай, что я говорю, но не то, что я делаю.] Ср. «На каждый день», 16 мая, 3, т. 43, стр. 270.

234. жить

235. Ср. «На каждый день», 16 мая, 2, т. 43, стр. 270.

236. глупости

237. Ср. «На каждый день», 16 мая, 5, т. 43, стр. 270271.

238. Ср. «На каждый день», 16 июня, 1, т. 43, стр. 330.

239. Ср. «На каждый денъ», 16 июня, 2, т. 43, стр. 330—331.

240. «На каждый день», 17 июня, 2, т. 43, стр. 332.

241. Ср. «На каждый день», , 9, т. 44, стр. 290.

242. Ср. «На каждый день», 15 сентября, 6, т. 44, стр. 157.

243. «На каждый день», 15 сентября, 8, т. 44, стр. 158.

244. Ср. «На каждый день», 15 сентября, 9, т. 44, стр. 158.

245. Зачеркнуто: внутре[ннего]

246. Ср. «На каждый день», 16 декабря, 9, т. 44, стр. 356.

247. Ср. «На каждый день», 16 августа, 5, т. 44, стр. 99.

248. Ср. «На каждый день», 17 февраля, 10, т. 43, стр. 91.

249. Ср. «На каждый день», 16 августа, 2, т. 44, стр. 98.

250. Ср. «На каждый день», 16 декабря, 6, т. 44, стр. 355.

251. Ср. «На каждый день», 16 декабря, 7, т. 44, стр. 355.

252. «На каждый день», сентября, 7, т. 44, стр. 158

253. Зачеркнуто: притворяться, ч[то] они не хот[ят] добр, то

254. Ср. «На каждый день», .

255. Ср. «На каждый день», 16 октября, 7, т. 44, стр. 222.

256. Ср. «На каждый день», 16 октября, 8, т. 44, стр. 222.

257. Зачеркнуто: что нужно знать людям

258.

259. Ср. «На каждый день», 16 октября, 9,

260. Ср. «На каждый день», 16 декабря, 4, т. 44, стр. 356.

261. Ср. «На каждый день»,

262. Зачеркнуто: сознанию ложности

263. Зачеркнуто: теперь только в самых редких глухих местах. Вообще же

264. Ср. «На каждый день», 7 января, 3, т. 43, стр. 14.

265. Ср. «На каждый день», 7 декабря, 2, т. 44, стр. 337.

266. Ср. «На каждый день», 7 февраля, 4, т. 43, стр. 72.

267. Ср. «На каждый день», 7 декабря, 8, т. 44, стр. 338.

268. Ср. «На каждый день», 7 декабря, 3, т. 44, стр. 337.

269. власти

270. Яблоки, груша, всякий плод

271. Зач.:

272. Зачеркнуто: вечно то

273. Ср. «На каждый день», 18 сентября, 3, т, 44, стр. 164.