Записная книжка 1910, № 7

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА, № 7.

Помнить, что въ отношенiяхъ къ С[офье] А[ндреевн]е дело не въ моемъ удовольствiи, а въ исполненiи въ техъ трудныхъ условiяхъ, въ к[оторыя] она ставитъ меня, дела любви.[802]

————————————————————————————————————

Мы всегда погоняемъ время. Это значить, что время есть форма нашего воспрiятiя, и мы хотимъ освободиться отъ этой формы, стесняющей насъ.[803]

————————————————————————————————————

[14 сентября.] баластъ, к[оторый] только мешаетъ[804] простому, разумному, религiозн[ому] пониманiю жизни. Онъ хотелъ утилизиров[ать] этотъ баластъ, но балас[тъ] этотъ совсемъ не годился для разрешенiя техъ вопросовъ, к[оторые] онъ ставилъ себе. Решенiе ихъ б[ыло] только въ религiи. Но религiя для Н[иколая] Я[ковлевича], какъ и для всехъ фил[ософствующихъ] фил[ософовъ], б[ыла] не то, что она есть.... а то, чемъ ее себе представляютъ...

Решенiе же не техъ вопросовъ, к[оторые] ставятъ себе т[акъ] наз[ываемые] фил[ософы] (ein Narr k[ann] m[ehr] fr[agen]...,[805] a те[хъ], разрешенiе к[оторыхъ] нужно для разум[ной] жизни людей, онъ могъ найти только въ рел[игiи].

————————————————————————————————————

Самая первая молитва: От[че] Н[ашъ], и[же] еси на небесехъ, глупая. —

————————————————————————————————————

Молиться сво[ими] молитв[ами].

Такъ ч[то] нетъ зла, если есть зло, то только то, к[оторое] чел[овекъ] самъ себе делаетъ. Нетъ и смерти.

————————————————————————————————————

О томъ, что будетъ после прекращенiя жизни тела, намъ не дано знать и не нужно для чел[овека], живущаго «настоящимъ». Для такого чел[овека] жизнь всегда благо, п[отому] ч[то] цель его жизни единенiе,[806] любовь къ Б[огу] и людямъ, и это всегда доступно ему (мне).

————————————————————————————————————

I. Хочу жить[807] по закону Бога и желаю постигнуть его.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Такъ ч[то], какъ ни странно это можетъ показаться людямъ, мiровоззренiе религiознаго[809] язычника, верую[щаго] въ свои идолы, всетаки безъ сравненiя разумнее мiровоззренiя философа, не признающаго неопределимыхъ основъ познанiя и старающагося определять то, что даетъ возможность какого бы то ни б[ыло] определенiя, но само не можетъ быть определено темъ, что вытекаетъ изъ этого неопределимаго. Религiозный язычникъ признаетъ нечто неопределимое и на этомъ неопределимомъ, хорошо ли дурно, строитъ[810] свое пониманiе жизни. Философъ же пытается определить то, ч[то] не можетъ быть определено, по[тому] ч[то] определяетъ все остальное, и потому не имеетъ никакого основанiя для пониманiя своей жиз[ни]. Всякое знанiе есть установленiе отношенiй между следствiя[ми] и причинами. Цепь же причинъ не можетъ быть безконечна: должна быть причина, не имеющая причины. Вотъ это то признаетъ всякiй религiоз[ный] челов[екъ] и не признаетъ философствующiй о жиз[ни] философъ. На дняхъ професоръ[811] физiологiи объяснялъ мне, какъ...

[26 сентября.] Вы желаете, ч[то]бы я написалъ въ вашъ сборникъ статью, касающуюся соцiалистич[ескихъ] и экономич[ескихъ] вопросовъ, т. е. мое мненiе о томъ, въ какую наилучшую, съ эконом[ической] точки зре[нiя], форму должно сложиться общество.[812] Желанiя вашего я никакъ не могу[813] исполнить, п[отому] ч[то] не знаю, не могу знать и думаю, что никто не можетъ предвидеть такой наилучшей[814] экономической формы жизни, въ к[оторую] должно сложиться общество, и во 2-хъ, так[же] и по[тому] ч[то], если бы я представлялъ себе наилучшую экономич[ескую] форму общ[ественной] жизни, я бы никакъ не решился бы высказать ее, п[отому] ч[то] твердо убежденъ, что именно таково рода утвержденiя людей о томъ, чтò воображаемая ими форма общ[ественной] жизни есть наилучшая или неизбежная по предполагаемымъ ими законамъ движенiя экономической жизни, есть наилучшая,[815] есть главное препятствие къ тому, чтобы, какъ это делаютъ соцiал[исты] реформ[аторы] отъ Сенъ-Симона, Фурье, Оуэна до Маркса, Энгельса, Бернштейна и др.

————————————————————————————————————

Къ письму Гроту.

цепь же причинъ не мож[етъ] не б[ыть] безконечна и потому явно, что изследованiе известнаго ряда причинъ изъ безконечной цепи причинъ не можетъ[816] быть основой мiросозерцанiя. А между темъ основа эта необходима, разсужденiе же, т. е. деятельность ума, не даетъ ее. Где же взять ее? Нетъ ли у насъ еще другого кроме разсудочнаго[817] познанiя, неизбежно допускающаго безконечную цепь причинъ? И ответъ очевиденъ: такое совсемъ особенн[ое] отъ разсудочнаго познанiе, не нуждающееся въ определенiи причинъ, каждый знаетъ въ себе, называя этотъ родъ познанiя — сознанiемъ себя, своего «я» — или, не разбирая строго источника этого познанiя, называя это[818] познанiе[819] въ отличiе отъ познан[iя] разсудочнаго, верою, верою хотя не прямо въ мое сознанiе, но въ выраженное другимъ лицомъ мое же сознанiе. Таковы все веры отъ Браминской до новейшей теософской.[820] Сущность ихъ въ томъ, что они отвечаютъ на требованiя выраженiя основъ не разсудочнаго знанiя (какъ бы ни казалось нелепо, съ точки зренiя разума, ихъ утвержденiе), выражая эти основы такъ, что они удовлетворяют требованiямъ воспринимающихъ.

————————————————————————————————————

Такъ что, по моему мненiю, главная причина того безобразн[аго], жестокаго, безнравственн[аго] состоянiя всехъ европейскихъ, квази христiанскихъ, народовъ заключается въ этой воображаемой людьми возможности предвиденiя[821] наилучшаго устройства одними людьми жизни другихъ людей. На этомъ основано порабощенiе и ограбленiе рабочего народа землевладельцами и капиталистами, на этомъ же развращенiе людей лживыми религiозн[ыми] ученiями и милитаризмъ, т. е. обращенiе[822] въ убiйцъ всехъ здоровыхъ молодыхъ людей, дошедшихъ до полн[аго] возраста, на этомъ заблужденiи основано[823]все то зло, на ко[торое] указываютъ соцiалисты и к[отор]ое сами увеличиваютъ, желая исправить его.

Сейчасъ въ дурномъ духе: все нехорошо, все мучаетъ, все не такъ, какъ бы мне хотелось. И вотъ вспоминаю то, что жизнь моя только въ томъ, чтобы освобождаться отъ того, чтò скрываетъ мне меня настоящаго, меня — любовь, и тотчасъ же все перестанавливается. Все, что мучало, представляется пустякомъ, не стоящимъ вниманiя, тоже, въ чемъ жизнь и чтò даетъ ея радость, сейчасъ все передо мной. Только бери. И сейчасъ вместо досады, недобраго чувства — спокойное обращенiе на себя, и все, что мучало, становится матерьяломъ, переработка котораго даетъ лучшую радость.[824]

Какой ужасный умственный ядъ современная литература, особенно для молодыхъ людей изъ народа. Во 1-хъ, они набиваютъ себе память неясной, пустой, самоуверенной болтовней техъ писателей, к[оторые] пишутъ для современн[ости]. Главная особенность и вредъ этой болтовни въ томъ, что вся она состоитъ изъ намековъ, цитатъ изъ самыхъ разнообразныхъ, самыхъ нов[ыхъ] и самыхъ древнихъ писателей. Цитируются словечки изъ Плат[она], Гегеля, Дарвина, о которыхъ пишущiй не имеетъ ни малейшаго понятiя, и рядомъ словечки какого-нибудь Горьк[аго], Кнута, о к[оторыхъ][825] не стоитъ иметъ[826] какое нибудь понят[iе]; во 2-хъ, наполняя себе голову этой болт[овней], не оставляютъ себе ни досуга, ни места въ голове для того, чтобы прочесть старыхъ, выдержавшихъ поверку не только десяти, но ста, тысячи летъ.[827]

————————————————————————————————————

30 Сен. Богъ дышетъ нашими жизнями. Онъ и я одно и тоже. Какъ только понялъ, что я Богъ, такъ я и сталъ Богомъ.[828]

————————————————————————————————————

«Любить враговъ?» Не понимаю. Это афектацiя. И не можетъ понять.[829]

————————————————————————————————————

Матерьялистическое объясненiе жизни есть совершенно такой же признакъ невежества въ[830] области мудрости, какъ выдумыванiе perpetum mobile въ области механики. Только знай подмазывай дегтемъ или масломъ, и[831] будетъ ходить.[832]

Богъ дышетъ нами и блаженъ.[833] Мы ищемъ блага, т. е.[834] хотимъ ли этого или не хотимъ, ищемъ Бога. Если мы ищемъ блага себе (телесн[ой] личности), мы не находимъ его, но невольно примеромъ, последствiями служимъ благу другихъ людей (борьба, техническ[iя] усовершенствован[iя], научныя, религiозн[ыя] заблужд[енiя]). Если же мы сознаемъ себя Богомъ, ища блага всехъ (любовь), то находимъ благо свое.[835] Если ищемъ Бога, находимъ благо; если ищемъ истинное благо, находимъ Бога.

Да, любовь есть последствiе блага. Первое не любовь, а благо. Вернее сказать, что Богъ это благо, чемъ то, ч[то] Б[огъ] есть любовь.[836]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

4 человека качаютъ.

————————————————————————————————————

Почему красота тела женщинъ, венера Милосская? Чувственность.[838]

————————————————————————————————————

Человекъ сознаетъ свою жизнь, какъ нечто такое, что есть и всегда было — и даже не всегда, п[отому] ч[то] «всегда» указываетъ на время, а что есть, и есть, и одно только и есть. Тело мое — да, изъ утробы матери, но я — совсемъ другое, я есмь.[839]

————————————————————————————————————

Спросить Серг[еенко] объ альманахе и о романе.

————————————————————————————————————

Саше — бумажку.

————————————————————————————————————

Самый обыкновенны[й] упрекъ людямъ, высказывающимъ свои убежденiя, тотъ, ч[то] они живутъ несогласно съ ними, и ч[то] поэтому убежденiя ихъ неискренни. А если подумать серьезно, то получится совершенно обратное.

[840]Разве умный человекъ, высказывающiй убежденiя, съ к[оторыми] жизнь его не согласуется, можетъ не видеть этого несогласiя. Если же онъ всетаки высказываетъ убежденiя, несогласныя съ его жизнью, то это показываетъ только то, чтò онъ такъ искрененъ, что не можетъ не высказать того, чтò обличаетъ его слабость, и не делаетъ того, ч[тò] делаетъ большинство: не подгоняетъ свои убеждепiя подъ свою[841] слабость.[842]

————————————————————————————————————

Религiя есть такое установленiе своего отношенiя къ мiру, изъ к[отораго] вытекаетъ руководство всехъ поступковъ. Обыкновенно люди устанавливаютъ свое отношенiе къ началу всего Богу и этому Б[огу] приписываютъ свои свойства: наказанiя, награды, желанiе быть почитаемымъ,[843] любовь, к[отор]ая въ сущности свойство только человеческое, не говорю уже о техъ нелепыхъ легендахъ, въ которыхъ[844] бога описываютъ, какъ человека. Забываютъ то, что мы можемъ признать, скор[ее] не можемъ не признать начало всего, но составить себе какое нибудь понятiе объ этомъ начале никакъ не можемъ. Мы же придумываемъ своего человеческ[аго] Бога и за панибрата обращаемся съ нимъ, приписывая ему наши свойства. Это панибратство, это умаленiе бога более всего извращаетъ религiозное пониманiе людей и большей частью лишаетъ людей какой бы то ни было религiи — руководства поступковъ. Для установленiя такой религiи лучше всего оставить бога въ покое, не приписывать ему не только творенiя рая, ада, гнева, желанiя искупить грехъ и т. п. глупости, но не приписывать ему воли, желанiя, любви даже. Оставить бога въ покое, понимая Его, какъ нечто совершенно недоступное намъ, а строить свою религiю, отношенiе къ мiру на основанiи техъ свойствъ разума и любви, к[оторыми] мы владеемъ. Религiя эта будетъ таже религiя правды и любви, какъ и все религiи въ ихъ истин[номъ] смысле отъ браминовъ до Христа, но будетъ точнее, яснее, обязательнее.[845]

2) Какое страшное кощунство для всякого человека, понимающего бога, какъ можно и должно, признаванiе одного Еврея Іисуса Богомъ![846]

Тайна: зачемъ тело? зачемъ пространство и время и причинность. Но ведь вопросъ: зачемъ есть вопросъ причинности. И остается тайна[847]

————————————————————————————————————

Спрашивать надо: не зачемъ я живу? а — чтò мне делать?[848]

————————————————————————————————————

— какъ ножъ, чтобы онъ б[ылъ] остеръ, а не тупъ, или какъ светильн[икъ], чтобы онъ светилъ, а не тухъ. Тоже, что делается нашими жизнями, намъ не узнать, да и не нужно.[849]

————————————————————————————————————

Понятiе Бога въ самомъ даже грубомъ смысле — разумеется далеко не отвечающемъ разумному представленiю о немъ — полезно для жизни темъ, что воспоминанiе, представленiе о немъ переносить сознанiе въ высшую область, изъ к[отор]ой видны свои ошибки — грехи, заблужденiя.[850]

————————————————————————————————————

Мысль Iosé Ingegnieros: когда революцiонеры достигаютъ власти, они неизбежно должны поступать также, какъ поступаютъ все властвующiе, т. е. совершать насилiя, делать прест[упленiя], безъ чего нетъ и не можетъ быть власти.[851]

————————————————————————————————————

Наши любви къ близкимъ: детямъ, братьямъ, женамъ, это обращики той любви, какую мы должны и можемъ иметь ко всемъ, къ Богу въ людяхъ.[852]

Надо быть, какъ лампа, закрытымъ отъ внешнихъ влiянiй — ветра, насекомыхъ, и приэтомъ чистымъ, прозрачнымъ и жарко горящимъ.[853]

————————————————————————————————————

1) Списокъ отказ[авшихся].

2) Фрукты.

3) Предислов[iе].

Представленiе мiра вещественнаго въ пространстве и времени иллюзорно, п[отому] ч[то] не можетъ быть доведено до конца: пространство безконечно, а между темъ вещество не можетъ быть понимаемо иначе, какъ ограничен[нымъ] — въ пределахъ. Время[854] определяетъ[855] продолжительность явлений, а между темъ оно — время — само по себе безконечно, и потому всякая[856] продолжительность по отношенiю къ безконечному не имеетъ никакого значенiя, и все такiя меры представляютъ изъ себя x/ и потому равны, какой бы ни былъ x, а потому и не могутъ иметь никакого значенiя.

————————————————————————————————————

Безвоздушное пустое пространст[во] что такое?[857]

————————————————————————————————————

Солдатство вызываетъ потребность патрiотизма. Патрiотизмъ — потребность солдатства.[859]

————————————————————————————————————

9/10 бедствiй человечества отъ этого суеверiя и бедствiй именно техъ, отъ к[отор]ыхъ стараются избавить человечество соцiал[истическiя] ученiя.

————————————————————————————————————

Не антимилитаризмъ a религ[iозно]-нр[авственный] законъ, вследствiе к[отораго] человекъ не можетъ ни устраивать жизнь другихъ, ни подчиняться устройству, установленному другими, какъ только оно противно р[елигiозно]-н[равственному] закону. A насил[iе] всегда противно ему.

[27 октября]. сознающаго всю тяжесть греха моей жизни[865] и продолжающаго жить въ этихъ преступныхъ условiяхъ безумной роскоши среди нужды всехъ окружающихъ, стало мне[866] стало невыносимо. Я делаю только то, что[867] обыкновенно делаютъ[868] старики, тысячи стариковъ, люди близкiе къ смерти, ухожу[869] отъ ставшихъ противными имъ прежнихъ условiй въ условiя близкiя къ ихъ настроенiю. Большинство уходятъ въ монастыри, и я ушелъ бы[870] въ монастырь, еслибы[871] верилъ тому, чему верятъ въ монастыряхъ. Не веря же такъ, я[872] ухожу просто въ уединенiе. Мне необходимо быть одному. Пожалуйста не ищи меня и не прiезжай ко мне, если узнаешь, где я. Такой твой прiездъ только утягчитъ твое и мое положенiе. Прощай, [873] благодарю тебя за твою честную 48 летнюю со мною жизнь и за твои заботы обо мне и о детяхъ.[874] Прошу тебя простить меня во всемъ томъ, чемъ я б[ылъ] виноватъ передъ тобой, также я отъ всей души прощаю тебя во всемъ томъ, чемъ ты могла быть виновата передо мною, и оч[ень] прошу тебя помириться съ темъ новымъ положенiемъ, въ к[оторое] ставитъ тебя мой уходъ изъ дома и не иметь противъ меня, также какъ и я противъ тебя, ни малейшаго недобраго чувства.

Если захочешь что сообщить мне, передай Саше, она будетъ знать, где я, хотя я и взялъ съ нее обещанiе никому не говорить этого.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

28 Ок. Письмо это переписалъ немного иначе и оставилъ Саше для передачи С[офье] А[ндреевне]. —

[29 октября Оптина пустынь.] Давайте же, если мы[875] точно хотимъ уничтожить заблужденiе смерт[ной] казни[876] и, главное, имеемъ то знанiе, к[отор]ое уничтожаетъ это заблужденiе, давайте несмотря ни на какiя угрозы, лишенiя и страда[нiя] сообщать людямъ это знанiе, п[отому] ч[то] нетъ, по моему мненiю, другаго[877] средства борьбы съ[878] этимъ заблужденiемъ.

Богъ есть неограниченное все, человекъ есть только <проявленiе> ограниченное проявленiе Его.[879]

————————————————————————————————————

Примечания

1924. 22417-18[оторый] только мешает..... он мог найти только в рел[игии]. — Запись эта представляет собою первоначальный черновик письма Толстого к К. Я. Гроту о его брате, философе Н. Я. Гроте. Дата его определяется по Дневнику. См. прим. 1327.

1925. 22319—20. От[че] Н[аш], и[же] — В пояснение этой записи приводим слова Толстого, записанные В. Ф. Булгаковым в его Дневнике от 24 сентября (стр. 309): ... «И вот продолжается это ужасное дело — внушение людям разных суеверий. Особенно дети, дети... Да вот, недалеко ходить за примером. В Кочетах няня обучает Танечку молитве «Отче наш». Ведь это исключительно хорошая, разумная молитва, но и тут... «Отче наш, иже еси на небесех», — одно это слово «на небесех» — что оно вызывает у ребенка! Какие представления! И эту молитву они ежедневно, с раннего детства произносят».

Об отношении Толстого к молитве, в частности к молитве «Отче наш» см. Дневник от 13 января, запись № 1, и прим. 84.

22421. сво[ими] молитв[ами]. — См. предыдущее примечание.

1927. 2251—2[то] нет зла..... Нет и смерти. — По-видимому, мысль эта записана в связи с работой над корректурами 27 и 28 гл. «Пути жизни». См. прим. 1921. Развитие мыслей Толстого: «Нет зла» — см. «Зло» (гл. 27 «Пути жизни»), запись в Дневнике от 11 мая № 1 и от 14 июня, № 3; «Нет смерти» — см. «Смерть», «После смерти» (гл. 28 и 29 «Пути жизни»).

1928. 2253—7— См. предыдущее примечание.

1929. 22512—29. Так ч[ — Отрывок первоначального варианта письма о Гроте. См. прим. 1929.

1930. 2261—17. Вы желаете, ч[то] — Запись является черновой редакцией начала письма — статьи Толстого «О социализме». См. прим. 1377. Запись произведена судя по Дневнику, 26 сентября. Граф Клод-Анри Сен Симон — (1760—1825), Шарль Фурье (1772—1837) и Роберт Оуэн (1771—1858) — теоретики утопического социализма.

Карл Маркс (1818—1881) — основатель научного социализма, и коммунизма, автор «Капитала» Фридрих Энгельс (1820—1895) друг и сподвижник Маркса.

Эдуард Бернштейн (1850—1933) — немецкий публицист и политический деятель, основатель ревизионистского направления социал-демократии, оспаривавший положения Маркса о растущей пропасти между капитализмом и пролетариатом на основе их противоречивых интересов и проповедывавший теорию постепенного сближения.

1931. 2261822710. К письму Гроту..... удовлетворяют требованиям воспринимающих. — Продолжение письма об Н. Я. Гроте. См. прим. 1924.

1932. 22711—22 — Отрывок является черновиком статьи «О социализме». См. прим. 1377.

22812. Кнута. — Кнут Гамсун (псевдоним Кнута Педерсена, р. 1859 г.) — норвежский писатель, драматург, романист. В записи своего Дневника от 1 октября (стр. 331) В. Ф. Булгаков приводит слова Толстого, из которых видно, что Толстой не знал К. Гамсуна. «Кнут Гамсун... что такое этот Кнут Гамсун? Я его совсем не знаю».

22920. Спросить Серг[еенко] об альманахе и романе. — 5 октября вечером в Ясную поляну приезжал П. А. Сергеенко. Об этом см. его статью «В Ясной поляне» — «Русское слово» 1910 от 9 октября и Дневник Булгакова, стр. 341. В Записной книжке Толстой, вероятно, отметил намерение спросить П. А. Сергеенко о составленном им «Международном Толстовском альманахе о Толстом», изд. «Книга». М. 1909.

Д. П. Маковицкий в своих Записках от 5 октября рассказывает, что «Лев Николаевич попросил принести из библиотеки «Une Vie», Мопассана... Книги этой в библиотеке Толстого не оказалось, вероятно кто-нибудь взял эту книгу и не возвратил». Лев Николаевич попросил П. А. Сергеенко прислать «Une Vie». Книга Мопассана «Une Vie» («Жизнь») была одной из книг, которую Толстой хотел получить после своего ухода. См. письмо к А. Л. Толстой от 28 октября 1910 г., т. 82.

22921. Сашебумажку. — По-видимому, этой записью Толстой отмечает то, что он передал А. Л. Толстой после своего припадка 4 октября листки из Записной книжки, на которых был написан его «Дневник для одного себя». См. запись в нем от 5 октября, прим. 1732.

2324.1) Список отказ[авшихся]. —Очевидно, Толстой отмечает свое поручение В. Ф. Булгакову составить книгу об отказавшихся. См. Записную книжку, стр. 220 и 221, прим. 1912 и 1914.

1937. 2326 — В Дневнике от 10 октября 1910 г. Толстой отметил, что он просматривал в этот день Предисловие к «Пути жизни», а Д. П. Маковицкий в своих Записках от 9—10 октября пишет, что «Лев Николаевич спрашивал про последнюю версию предисловия к «Пути жизни», которая должна быть у Ивана Ивановича».

1938. 232222338. Главное дело в том..... всегда противно ему. — Судя по содержанию, этот отрывок является черновиком статьи «О социализме».

1939. 233923414. Сожалею о том, что мой уход из дома..... Саше для передачи С[офье] А[]. — Запись эта является черновиком прощального письма к С. А. Толстой, который Толстой написал накануне своего ухода 27 октября. В этот же день он дал Александре Львовне переписать это письмо из Записной книжки на пишущей машинке («Дневник A. Л. Толстой»). После ухода переписанный текст этого письма, с исправлениями Толстого, был найден в разорванном виде в корзинке в кабинете Льва Николаевича. Письмо было собрано и сфотографировано. Фотографический снимок хранится в АЧ. Вместо этого письма Толстой написал от руки, в ночь на 28 октября, свое прощальное письмо к Софье Андреевне. См. Дневник от 28 октября, прим. 1586 и 1593 и т. 84.

1940. 23415—20. Давайте же, если мы точно хотим уничтожить заблуждение смерт[ной] — Эта последняя, собственноручная запись Толстого в Записной книжке является черновиком письма-статьи Толстого к К. И. Чуковскому о смертной казни под заглавием «Действительное средство». См. т. 38 и прим. 1581 и 1596. Приводим выдержку из рассказа А. П. Сергеенко, приехавшего 29 октября утром к Толстому в Оптину пустынь, помещенную Вл. Россинским в текст к его альбому, стр. 6: «Встретившись утром 29 октября в коридоре монастырской гостиницы, — сообщает А. П. Сергеенко, — подумав о чем-то, Лев Николаевич предложил мне войти к нему, и когда я вошел в его номер, где он был один, он обратился ко мне и сказал: «Ну, вот приехал и сейчас же работа нашлась. Перепиши мне вот этот кусочек» — и он подал мне свою маленькую Записную книжечку, где было начало письма о смертной казни. Я сейчас же уселся за работу. Когда я переписал записанное, он стал мне диктовать продолжение».

Сноски

802. Ср. Дневник от 14 сентября, запись № 1.

803. См. Дневник от 14 сентября, запись № 2.

804. разумному

805. [Один дурак может больше спросить, чем тысячи мудрецов ответить.]

806.

807. Зачеркнуто: руковод

808 Зачеркнуто: жизнью

809. человека

810. Зачеркнуто: все свои знанiя

811. Зачеркнуто:

812. Зачеркнуто: Со всемъ желанiемъ исполнить ваше желанiе никакъ

813. Зачеркнуто: этого сделать во 1-хъ

814. а во 2-хъ и п[отому], ч[то] такое воображаемое предвиденiе наилучшихъ обществен[ныхъ] формъ, выражаясь въ самыхъ противоположныхъ одно другому представлен[iяхъ] объ этихъ наилучшихъ формахъ, не только не содействовало установленiю наилучшихъ формъ, но б[ыло] всегда причиной невозможности установленiя какихъ либо разумныхъ формъ жизни

815. Зачеркнуто: составляетъ

816. Зачеркнуто:

817. Зачеркнуто: средства

818. Слово: это переделано из: далее зачеркнуто: способъ

819. Зачеркнуто: верою

820. или соцiалисти[ческой]

821. Зачеркнуто: устройс[тва]

822. Зачеркнуто:

823. В подлиннике: основаны

824. Ср. Дневник от 29 сентября, запись № [4].

825. Зачеркнуто:

826. тоже никакого

827. Ср. Дневник от 29 сентября запись № [5].

828. Ср. Дневник от 2 октября, запись № 1.

829.

830. Зачеркнуто: философск. отношенiи

831. Зачеркнуто: пойдетъ

832.

833. Зачеркнуто: Онъ благо

834. Зачеркнуто: ищемъ Б[ога]

835. и наоборотъ

836. Ср. Дневник от 2 октября, запись № 3.

837. Ср. Дневник от 3 октября, запись № 2.

838. Ср. Дневник от 3 октября, запись № 3.

839.

840. Зачеркнуто:

841. Зачеркнуто: жизнь

842.

843. Зачеркнуто: любовь даже

844. Зачеркнуто: его

845. Ср. Дневник от 7 октября, запись № 1.

846.

847. Ср. Дневник от 9 октября, запись № 1.

848. Ср. Дневник от 9 октября, запись № 2.

849. Ср. Дневник от 10 октября, запись № 1.

850. Ср. Дневник от 10 октября, запись № 2.

851.

852. Ср. Дневник от 11 октября, запись № 1.

853. Ср. Дневник от 11 октября, запись № 2.

854. Зачеркнуто: также безконечно, а между темъ

855. начало и конецъ

856. Зачеркнуто:

857. Ср. Дневник от 19 октября, з

858. Ср. Дневник от 19 октября, запись № 2.

859. Дневник от 19 октября, запись № 3.

860. Зачеркнуто: начало письма: Я ушелъ отъ

861. как

862. Зачеркнуто: буд[етъ]

863. Зачеркнуто: Но

864. Зачеркнуто:

865. Зачеркнуто: богатыхъ среди нищихъ

866. Вторично вписано над строкою карандашом: стало

867. делали и; поверх зачеркнутого надписано: обыкновенно

868.

869. Зачеркнуто: уходящихъ въ более. Надписаны поверх зачеркнутого карандашом последующие слова до точки

870. Вписано над строкой карандашом:

871. Зачеркнуто: вера монаховъ

872. Зачеркнуто: просто

873. 48 летняя подруга моей жизни

874. Зачеркнуто: оч[ень] прошу тебя помириться съ темъ новымъ положенiемъ, въ к[оторое] ставитъ тебя мой уходъ и не поминать меня лихомъ. Поверх зачеркнутого надписано последующее до слов:

875. Зачеркнуто: <точно> имеемъ это знанiе

876. Зачеркнуто: Сообщ

877. действительна[го]

878. Зачеркнуто: смерт[ной]

879. Написано рукой Александры Львовны Толстой, продиктовано Толстым. См. последняя запись в «Дневнике для одного себя».