Листы из записной книжки 1910, № 2

ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ, № 2.

[Март.] а онъ говоритъ: и не хорошо и мало.

«Да если бъ тебя, болвана, не разбудили ты бъ все спалъ и ничего бы не видалъ этого. Такъ старайся, какъ получше воспользоваться, а ты говоришь — нехорошо.

Дали дурню грошъ, а онъ говоритъ: не гожъ.

————————————————————————————————————

Какъ трудно ее любить. А это то и надо, это то и заданная мне работа.[475]

————————————————————————————————————

Прежде чемъ б[ылъ] Авраамъ я есмь.

————————————————————————————————————

Что такое мiръ?[476]

————————————————————————————————————

Сознанiе соединяетъ отдельные организм[ы].[477]

————————————————————————————————————

Непереставая работаю въ себе (отъ этого все забылъ).[478]

————————————————————————————————————

Вера это то, на чемъ стоишь: одинъ можетъ стоять на листе, другой на ветке, третiй на сук[у], 4-й на дереве, 5-й и на дереве не устоитъ. Все зависитъ отъ веса его требованiй и сердца и разума.[479]

[29 марта.] Виноватъ только [?]. Чтоже, веди въ участокъ. Мне не впервой. Только тебе на душе худо бы не было.

Нашего брата, сопьется, пожалеть бы надо (Куражится.) Ну, укралъ. Ну, веди. Ваша бра[тiя] мужикъ. Какъ и есть мужикъ. Понятiй нетъ. Кабы понятiе было, ты бы пожалелъ человека.

Ты то пожалей.

«Мало ли ихъ такихъ подлец[овъ] ходить». Всехъ и надо ихъ пожалеть?

Сукины дети, шляют[ся], людей обманываютъ. Пожалеть, говоришь. Пожалелъ одинъ такой. Нетъ, вашему брату накласть хорошень[ко] [въ] загорбокъ. Вотъ и помнить будешь.

Пр[охожiй.] Отъ вашего брата чего же другого жд[ать]. Необразованность. Вечоръ онъ[480] бабу ни за что чуть не убилъ.

М[ихайла.] Бабу? Марфа правда?

Х[озяйка.] Что жъ онъ, серд[ешный], съ пьяну.

М[ихайла.][481] Необразованность наша. Верно ты сказалъ. Такъ вотъ. Пожалеть, говоришь. Насъ то никто не жалеетъ. А ты говоришь, пожалеть.

А ты слухай, вотъ что. Ты мою бабу пожалелъ, меня отъ греха отвелъ... Ну, да я не къ тому. Ты чего позавиствовалъ?

[Прохожiй.] Известно, что — выпить. Зарекся я. Да зарокъ то мой слабый. А выпью — сейчасъ воровать. Только теперь шабашъ.

— Ну?

— Верно.

— Такъ ты слух[ай]. Тебя какъ звать?

— Звали Петромъ.

— Такъ слухай, Петра, не хочу я[482] греха па душу брать. Богъ съ тобой. — Не ходи, Герасимъ Макар[ычъ]. Да и ступай съ Богомъ, не поминай лихомъ. Дай ему хлебушка.

М[ихайла.] Шабашъ, буде толковать. На, парень. А то оставайся, старуха ча[емъ] попоить. (Уходить).

Пр[охожiй] плачетъ.

Занавесъ.

————————————————————————————————————

Вещ[ество], простр[анство],[483]движ[енiе] и время суть свойства ограничения] человека. Какъ же можно представлять себе Бога = Все въ простр[анстве] и времени.[484]

————————————————————————————————————

Есть два я. У детей второе я проявляется во всей чистоте.[485]

————————————————————————————————————

Прошковъ изъ железно дорожнаго училища.

————————————————————————————————————

Ив. Ториторко

————————————————————————————————————

Одно изъ двухъ: жить въ будущемъ и руководиться въ своей жизни соображенiями о предстоящемъ, и бояться, надеяться, ошибаться, или: [486] жить только настоящимъ и руководиться въ немъ, не зная ни страха, ни разочарованiй, ни ошибокъ, закономъ своей жизни — служенiя — любви?[487]

————————————————————————————————————

Какое хорошее сравненiе Бога съ центромъ тяготенiя. Законъ Бога мы знаемъ такъ же несомненно, какъ законъ тяготенiя. Тотъ же законъ любви къ Б[огу], какъ и законъ тяготенiя къ общему центру тяготенiя и, какъ тотъ же законъ между отдельными предметами вещества, такъ и тотъ же законъ любви между отдельными людьми. Но также, какъ мы не знаемъ, не можемъ даже представить себе всеобщаго центра тяготенiя, мы не можемъ и представить себе Бога. Но, какъ несомненно, что есть этотъ центръ, также несомненно, что есть Богъ.

Грубое представленiе тяготенiя: верхъ и низъ, падаешь не вверхъ, а внизъ; грубое представленiе Бога: личность и сверхчеловекъ. Более глубокое — тянетъ земля, тянетъ солн[це],тянетъ как[ой] то центръ; Богъ — идолъ, Богъ — Христосъ, Богъ — лицо, Богъ — X.[488]

Какъ хорошо помнить свое ничтожество: челове[ка] передъ милiардами людей, животна[го] среди милiар[да] милiардовъ животн[ыхъ], своего обиталища — земли — песчин[ки] въ сравненiи съ Сирiусомъ и др., и свое время жизни въ сравне[нiи] съ милiардомъ милi[ардовъ] вековъ. Одинъ смыслъ: ты работникъ. Урокъ заданный написанъ въ твоемъ разуме и сердце и выраженъ ясно и понятно лучшими изъ такихъ же существъ, какъ ты. Награда за исполненiе урока сейчасъ же опять въ тебе верная. Но как[ое] значенiе имеетъ твой урокъ и исполненiе его, не надо знать тебе. Да и незачемъ, тебе и такъ хорошо. Чего еще желать тебе?[489]

————————————————————————————————————

[490]Вы желаете, чтобы я выразилъ мое отношенiе къ предполагаемому и устраиваемому вами съезду писателей. Отношенiе мое къ людямъ стремящимся къ[491] единенiю, не можетъ быть инымъ, какъ[492] самое сочувственное, особенно въ настоящемъ случае, когда стремятся къ единенiю писатели — люди, къ к[оторымъ] и я принадлежу, занятые деятельностью слова — могущественнейшаго орудiя единенiя людей. И потому вполн[е] сочувствую и желаю наибольшаго успеха[493] съезду. Одно только обстоятельство въ приготовленiяхъ къ этому съезду[494] смущаетъ меня,[495]смущаетъ меня настолько что, если бы я и имелъ для этого силы и возможность,[496] я не могъ принять участ[iе] въ съезде.

Устройство съезда и даже пределы области его занятiй разрешаются, определяются теми лицами, к[оторыхъ] у насъ называютъ правительствомъ. А между темъ я полагаю, что въ наше время всякому[497] уважающему себя человеку,[498] a темъ более писателю нельзя вступать въ какiя либо добровольныя соглашенiя[499] или отношенiя съ темъ сбродомъ,[500] заблудшихъ и развращенныхъ людей,[501] называемыхъ у насъ правительствомъ, и темъ более несовместимо съ достоинствомъ челов[ека][502] руководиться въ своей деятельности предписанiями этихъ людей.

Если найдете нужнымъ обнародовать это письмо, то я ничего не имею противъ, но только съ темъ[503] непременнымъ условiемъ, чтобы не было исключено и мое объяснеиiе техъ причинъ, по к[отор]ымъ я считалъ для себя невозможнымъ участвовать въ[504] съезде писателей.

Жить только для того, чтобы исполнять Его, а не свою волю. Какая свобода!!.[505]

«Ты царскiй работникъ, а я Божiй: »[506]

Одно изъ самыхъ тяжелыхъ условiй моей жизни это то, что я живу въ роскоши, все тратятъ деньги на мою роскошь, давая мне ненужное, постыдное и обижаются, когда я отдаю это, а не даютъ мне денегъ на помощь. Вру, что —тяжело. Такъ и надо. Это хорошо, оч[ень] хорошо.[507]

10 Апр. Если сердишься на людей, то подумай, не отъ того ли сердишься, что самъ плохъ. Если сердишься на детей, животныхъ, то знай, что плохота въ тебе. Если же сердишься на вещи, тогда уже, наверное, надо серьезно взять себя въ руки.[508]

Я, слава Богу привыкъ молиться, когда одинъ. А когда сходишься съ людьми, когда нужнее всего молитва, все не могу привыкнуть молиться. Буду всеми силами стараться прiучать себя. Важное это дело.[509]

Какой большой грехъ я сделалъ, отдавъ детямъ состоянiе. Всемъ повредилъ, даже дочерямъ. Ясно вижу это теперь.[510]

————————————————————————————————————

Надо любить истину такъ, чтобы всякую минуту быть готовымъ,[511]узнавъ высшую истину, отречься отъ всего того, что прежде считалъ истиной.

————————————————————————————————————

Дьяволъ тщеславiя такъ хитеръ и ловокъ, ч[то], когда ты совершенно искренно начинаешь судить себя и видишь все свои гадости, онъ ужъ тутъ какъ тутъ и подсказываетъ тебе: вотъ видишь же какой ты хорошiй — не такой, какъ все: ты смирененъ и осуждаешь себя, ты хорошiй.[512]

————————————————————————————————————

Насъ прiучили понимать подъ религiей точное, определенное представленiе о Боге и Его законе, и отъ этого намъ кажется ч[то] признанiе непонятнаго, но несомненнаго Бога и Его требованiй, написанн[ыхъ] не въ книгахъ, а въ нашихъ сердцахъ, не удовлетворяетъ насъ, а между темъ только въ этомъ непонятномъ Боге и въ требованiяхъ Его, написанныхъ въ нашихъ сердцахъ и есть религiя, одна истинная религiя. [513]

————————————————————————————————————

Когда сходишься съ челов[екомъ], благодари Бога за возможн[ость] блага соединенiя.[514]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Жизнь наша такъ неразумна, ч[то] нельзя не одурять себя.[516]

————————————————————————————————————

Ошибочно и[517] такое объясненiе[518] эволюцiи п[отому], ч[то] если разсужде[нiя] и наблюденiя о процессе развитiя организмовъ и могутъ иметь некоторое значенiе для объясненiя[519] временныхъ явленiй въ наблюдаемомъ нами мiре, они не могутъ иметь никакого значенiя для объясненiя[520] назначенiя и цели человеческой жизни.[521]Не могутъ иметь этого значенiя п[отому], ч[то] занимаясь временными явленiями[522] видоизмененiй организмовъ, они о жизни человеческой могутъ сказать только то, что она началась отъ чего то, совершенно скрывающагося въ безконечности и ведетъ къ цели, скрываю[щейся] въ той же безконечности. Такъ что по этой науке, можно отъ нечего делать занимать[ся] происхожденiемъ лягушекъ, но ничего нельзя и не должно говорить о законахъ жизни человеческой. Такъ что объясненiе ученыхъ людей закона жизни человеческой по законамъ, наблюдаемымъ при происхожденiи лягушекъ, только показываетъ глубокое невежество такихъ людей. Невежест[во] въ наше время не только не сознается, но признается глубиной мысли только п[отому], ч[то] оно разделяется большинствомъ праздныхъ людей, т[акъ] наз[ываемой], интеллиген[цiи].

————————————————————————————————————

Мучительно страдаю отъ роскоши, разврата, гнусности своей жизни. Стыдно, больно, мучительно.[523]

————————————————————————————————————

Не помню, кто, кажется Досевъ или Кieвск[iй] студентъ уговаривалъ меня, чт[о]бы я бросилъ свою барскую жизнь, к[оторую], по ихъ понятiю, я веду п[отому], ч[то] не могу разстаться съ сладкими пирожками и т. п.[524]

————————————————————————————————————

Вера безумна п[отому], ч[то] хочется оставить старое, а жить по новому. Войско ужъ не шайка грабителей, a христ[iанскiе] защитители прест[ола] и отечества] — ужасно.[526]

————————————————————————————————————

+Пока есть отдельные народы и государства, не можетъ не быть войны. Прекратиться война можетъ только тогда, когда все люди буду[тъ], какъ Сократъ, считать себя гражданами[527] не отдельнаго народа, а всего мiра и будутъ, какъ Христосъ, считать братья[ми] всехъ людей, — и потому столь же невозможнымъ убивать или готовить[ся] къ убiйству какихъ бы то ни было людей и при какихъ бы то ни б[ыло] условiяхъ, какъ[528] убивать или готовиться къ убiйству при какихъ бы то ни б[ыло] условiяхъ своихъ детей, родителей......

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Судимъ другихъ, ничего не зная или мало зная про нихъ. A про себя сколько гадости зна[емъ] и забываемъ.[529]

Всему есть причина, только не сознанiю: я сознаю п[отому], ч[то] сознаю.[530]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Надо, чтобы вымерли теперешнiе и бары и революцiонеры — нужно ждать новаго поколенiя — детей.[531]

Листы из записной книжки 1910, № 2

Tazuku Harada Kyoto.[532]

Японцы принима[ютъ] христiанство какъ одну изъ принадлежностей цивилизацiи.

— Съумеютъ ли они также, какъ наши, изъять изъ него (изъ хр[истiанства]) все то, что разрушаетъ цивилизацiю.[533]

Огромное большинство живетъ одними животн[ыми] побужденiями], въ вопросахъ же человеческ[их]ъ подчиняется только обществ[енному] мнен[iю].

————————————————————————————————————

Усилiе мысли: какъ семя не видно, а все отъ него, такъ и мысль не видна, а все отъ нея.[534]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Препятствуютъ единенiю: похоти тела пищи, одеж[ды]..., жилища, всякiя удобства, роск[ошь].

Изъ всехъ похотей тела, препятствующихъ единенiю, самая въ свое время сильная похоть, это похоть половая.

Благо есть только то, что достигается и то, что безконечно. И это благо и дано людямъ. Благо это дано людямъ, и они естественно, невольно стремятся къ нему. Для того, чтобы они могли получить его, имъ нужно только одно: знать то, что мешаетъ этому благу и избегать того, что мешаетъ.

когда человекъ не знаетъ того, что бла[го] его въ любви, а думаетъ найти его въ похотяхъ тела, или такiя[537] сложныя, когда[538] человекъ разсужденiемъ оправдываетъ свои заблужденiя или[539] словомъ еще такiя, когда человекъ[540] <вместо веры в Бога и жизнь истинную>, усвоиваетъ веры, противные истинной вере и следуетъ имъ.[541]

Богатые теряютъ утра.

«Палецъ о палецъ не ударитъ, пасьянсъ».

————————————————————————————————————

Отъ того, ч[то] въ кажд[омъ] чел[овеке] два человека: телесный и духовный, — душа и тело. И люди живутъ не для души, а для тела. А живи для души — жизнь будетъ хорош[ая]; живи для тела и жизнь будетъ дурная. А хорошая бываетъ жизнь для души п[отому], ч[то][542] душе ничего не нужно.

————————————————————————————————————

сила инерц[iи], магнит[измъ], спиритизмъ.

————————————————————————————————————

Митро[фану] Павл[овичу] карточку

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Все, чемъ можетъ порадовать себя человекъ, живущiй для души — это то, что я все таки сталъ немного менее гадокъ, чемъ б[ылъ] прежде. И это не изреченiе для красоты мыс[ли] и слога, а мое искреннее, самое искреннее, на деле въ последнее время проверяемая истина. И эта радость — самая большая на свете.[543]

————————————————————————————————————

Чемъ больше живу, темъ больше ничего не понимаю (изъ матерьяльнаго мiра) и темъ больше сознаю то, чего нельзя понимать, а можно толь[ко] сознавать.[544]

’Histoire contre la vérité, ce n’était pas une première révolution, qui fut perdu par le bourgeois, ce ne sera pas la dernière.[545]

Привычка—механическi[е], безсознательные поступки есть — фундаментъ истинной жизни — нравственнаго совершенствованiя. Жизнь въ усилiи[546] для достиженiя совершенства. То, до чего достигъ человекъ,[547] откладывается въ область отжитаго — привычки и делаются новыя усилiя для того, чтобы достигнуть, отложить въ область безсознательнаго — привычки. Усилiе всегда отрицательное. Оно и не может быть инымъ,[548] п[отому] ч[то] жизнь въ освобожденiи. Освобожденiе совершается. Дело жизни — не делать того, что мешаетъ освобожденiю. — И отъ этого все дело жизни — въ сознанiи того, что есть жизнь и въ противодействiи тому, что мешаетъ ей.

[549]Усилiе, превращающее сделанное въ привычку, есть главное, единственное дело жизни. Безъ усилiя нетъ человеческой, есть только животная жизнь.

И матерьялисты совершенно правы, если, говоря о животной жизни, сводятъ ее къ борьбе за существованiе и привычке.[550] Но,[551] если говорить о человеческой жизни, то надо объяснить главное свойство ея — усилiе.

Что такое съ матерьялистической точки зренiя усилiе?[552]

’irait pas si loin, si la vanité ne lui tenait compagnie.[553]

————————————————————————————————————

Жизнь для души уменьшаетъ мелкiя радости, но увеличиваетъ самую большую духовную, какъ ветеръ задуваетъ свечи и раздуваетъ костеръ.

————————————————————————————————————

Терапiя есть только одна: признать нашу жизнь, какая она есть, неперестающимъ грехомъ, преступленiемъ и начать новую.[554]

————————————————————————————————————

Человекъ, какъ и животное, не можетъ жить безъ борьбы; не можетъ жить и человечество безъ половаго общенiя, но въ человеке есть высшее, вытекающее изъ сознанiя души стремленiе къ любви и целомудрiю. Большинство же людей нашего мiра верятъ только въ законы животнаго мiра. Разумъ же — проявленiе духовнаго начала — не будучи призванъ къ работе духовнаго совершенствованiя, только смущаетъ ихъ, показывая тщету, безсмысленность духовной жизни. Какже не быть самоубiйствамъ? Причина всехъ самоубiйствъ — одна: не на что упереть[ся], нетъ ответа на вопросъ: зачемъ?

Само собой разуме[ется], ч[то] люди не могли испортить жизнь людск[ую], сделать изъ хорошей по существу жизни людской жизнь дурную. Они могли только то, ч[то] они и сделали — временно испортить жизнь настоящихъ поколенiй, но за то невольно внесли въ жизнь то, что двинетъ ее быстро впередъ. Если они сделали и делаютъ величайшее зло своимъ арелигiознымъ развращенiемъ людей, они невольно своими выдумками, вредными для нихъ, для ихъ поколенiй, вносятъ то, что единитъ всехъ людей. Они развращаютъ людей, но развращаютъ всехъ и Индусовъ, и Кита[йцевъ], и Негровъ — всехъ. Средневековое богословiе или римскiй развратъ развращали только свои народы, малую часть человечества, теперь же электричество, железн[ыя] дороги, телегр[афъ], печать развращаютъ всехъ. Все усвоиваютъ, не могутъ не усвоивать все это и все одинак[ово] страдаютъ, одинак[ово] вынуждены изменить свою жизнь, все поставлены въ необходимость изменить въ своей жизни главное — пониманiе жизни — религiю.

————————————————————————————————————

графы/фоны[556], чтобы передавать что? Школы,[557] университеты, академiи, чтобы обучать чему? Собранiя, чтобы обсуждать что?[558] Книги, газеты, чтобы распространять сведен[iя] о чемъ? Желез[ныя] дор[оги], чтобы ездить кому и куда?

Собранные вместе и подчиненные одной власти милiоны людей для того, чтобы делать что?[559] Больницы, врачи, аптеки для того, чтобы продолжать жизнь, а продолжать жизнь зачемъ?

————————————————————————————————————

Милiоны страдаютъ телесно и духовно для того, чтобы только захвати[вшiе] власть могли безпрепятственно развращать[ся]. Для этого ложь религiи, ложь науки, одурен[iе] спаиванiемъ и воспитанiемъ, и где этого мало—грубое наси[лiе], тюрьмы, казни.

————————————————————————————————————

Ради Бога, хоть не Б[ога], но ради самихъ себя опомнитесь. Поймите все безумiе своей жизни. Хоть на часокъ отрешитесь отъ техъ мелочей, к[оторыми] вы заняты и к[оторыя] кажутся вамъ такими важными: все ваши милiоны, грабежи, приготовленiя къ убiйствамъ, ваши парлам[енты], науки, церкви. Хоть на часокъ оторвитесь ото всего этого и взгляните на свою жизнь, главное на себя, на свою душу, к[оторая] живетъ такой неопределенный, короткiй срокъ въ этомъ теле, опомнитесь, взгляните на себя и на жизнь вокругъ себя и поймите все свое безумiе, и ужаснитесь на него. Ужаснитесь и поищите спасенiя отъ него. Но и искать вамъ нечего. Оно у каждаго изъ васъ въ душе вашей. Только опомнитесь, поймите, кто вы, и спросите себя, что вамъ точно нужно. И ответъ самъ, одинъ и тотъ же для всехъ, представится вамъ. Ответъ въ той одной вере, к[оторая] свойственна намъ, нашему времени, вере въ Бога и въ открытый — не открытый, а вложенный въ души наши законъ Его — законъ любви,—настоящей любви, любви къ врагамъ, той, к[оторая] признава[лась], не могла не признаваться, всеми великими учителями мiра и к[оторая] такъ определ[енно], ясно выражена въ той вере, к[оторую] мы хотимъ исповедывать и думаемъ, что исповедуемъ. Только опомнитесь на часокъ, и вамъ ясно будетъ, что важное, одно важное въ жизни — не то, что вне, а только одно то, что въ насъ, что намъ нужно. Только поймите то, что вамъ ничего, ничего не нужно, кроме однаго, спасти[560] и что только этимъ мы спасемъ мiръ. Аминь.[561]

И все отъ ужаснейша[го], губительнейшаго и самого распространеннаго суеверiя всехъ людей, живущихъ безъ веры — суеверiя о томъ, ч[то] люди могутъ устраивать жизнь, — добро еще свою, а то все устраиваютъ жизнь другихъ людей для семей, сословiй, народовъ. Ужасно губительно это суевеpie темъ, что та сила души, какая дана человеку на то, чтобы совершенствовать себя, онъ всю тратитъ ее на то, чтобы устраивать — жизнь другихъ людей.[562]

Примечания

1826. 1651—5. а он говорит: и не хорошо и мало..... Дали дурню грош, а он говорит: не гож. — от 19—25 марта, т. 81). Причем пословица: «Дали дурню грош, а он говорит: не гож» заменена другою: «Дали бабе холст — говорит: толст, дали тоне — говорит: дай боле». Ею и начинается указанное письмо о самоубийстве. См. прим. 451.

1827. 1658. Прежде, чем б[ыл], Авраам, я есмь. — Текст «Евангелия» от Иоанна, гл. 8, стр. 58: «Прежде нежели был Авраам, я есмь».

1651616634. Виноват только..... Пр[охожий] плачет]. — Занавес. — Запись представляет первоначальный набросок комедии «От ней все качества». См. прим. 427 и 457, Записную книжку, стр. 156—157 и прим. 1797.

1829. 1675. Прошков из железно дорожного училища. — Прокофий Семенович Прошков в то время директор Тульского железнодорожного училища, впоследствии принял сан священника. Толстой записал его фамилию в связи с тем, что хотел ему написать о мальчике, приходившем к нему 1 апреля, который был исключен из училища по подозрению в воровстве. См. письмо к П. С. Прошкову от 1 апреля 1910 г., т. 81.

1830. 1676— О ком сделана запись, в точности не установлено.

1831. 16810—16910 . Вы желаете, чтобы я выразил..... я считал для себя невозможным участвовать в съезде писателей. — — черновик письма от 6 апреля 1910 г. к Г. К. Градовскому, одному из инициаторов съезда писателей в Петербурге. О Г. К. Градовском и истории приветствия Толстого см. прим. 490.

1832. 1702317119. Ошибочно и..... т[ак] наз[ываемой][ции]. — Возможно, что запись представляет собою один из черновых вариантов ответа Толстого от 11 апреля инженеру П. П. Соколову (т. 81). См. прим. 513.

1833. 1724—12. [или] родителей..... — Эта запись является черновым отрывком из неотправленного письма секретарю «Первого всеобщего конгресса рас» Джону Истаму. См. прим. 539.

1834. 17213. Горохову, отдали солдата от одинокого из Яс[енков]Возможно, Толстой отмечает, что неправильно забрали у крестьянки Гороховой из Ясенков в солдаты ее сына.

1835. 17218. Вписать детям 1-ю заповедь. — О письме к детям и первой заповеди см. прим. 1821.

«блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». «Евангелие» от Матфея гл. 5, ст. 5. Изречение это в текст письма к детям не вошло.

1836. 172211731. Tazuku Harada. Kyoto. — японец Тацуку Харада из Киото, приезжавший в Ясную поляну. Очевидно, запись на японском языке и перевод ее сделаны им собственноручно. См. в Дневнике от 19 и 20 апреля, Записная книжка — стр. 164, прим. 1822.

173121743. Препятствует единению..... и он следует им. По смыслу возможно, что это начало дальнейшей записи, начинающейся словами: «От того, что в каждом человеке»...

1838. 17411. [ии], магнит[изм], спиритизм, — Записанные Толстым слова Кочедыкова. См. прим. 620.

1839. 17412Повидимому, Толстой отмечает, что надо подарить свою фотографическую карточку некоему Митрофану Павловичу. Кто был Митрофан Павлович — не установлено.

1840. 17413. Нет в мире ни виноватых, ни несчастных. — А. Б. Гольденвейзер в свом Записях (2, стр. 11, 12) сообщает, что Толстой, рассказывая 13 апреля об ответном письме В. Г. Короленко по поводу его статьи «Бытовое явление» (см. прим. 438), говорил, что испытывает стремление написать роман на тему «Нет в мире виноватых». (См. прим. 525.)

176217812. Человек, как и животное,.... Само собой разуме[ется]— жизнь других людей. — Запись представляет черновой вариант статьи «О Безумии». См. прим. 665.

Сноски

475. Ср. Дневник от 17 маарта, запись № 2.

476. Ср. Дневник от 27 марта, запись № 2.

477.

478. Ср. Дневник от 27 марта, запись № 3.

479. Ср. Дневник от 27 марта, запись № 4.

480. Зачеркнуто: чуть

481. Зачеркнуто: Такъ

482. душе

483. Зачеркнуто: врем[я]

484. Ср. Дневник от 1 апреля, запись № 1.

485. Ср. Дневник от 1 апреля, запись № 2.

486. руко[водиться]

487. Ср. Дневник от 4 апреля, запись № 1.

488. Ср. Дневник от 4 апреля, запись № 2.

489. Ср. Дневник от 5 апреля, запись № 1.

490. По письму вашему къ С[офье] А[ндреевне] я понялъ, ч[то].

491. Зачеркнуто: взаимному

492. Зачеркнуто:

493. Зачеркнуто: вашему

494. Зачеркнуто: настолько

495. и помешало бы мне

496. Зачеркнуто: помешало бы мне участвовать въ немъ

497. Зачеркнуто: Следующие два слова вписаны карандашом над строками.

498. Следующие четыре слова вписаны карандашом над строкой.

499. Следующие два слова надписаны над строкой.

500. Слова: вписаны карандашом.

501. Осталось незачеркнутым: людьми

502. Зачеркнуто:

503. Следующее слово: непременнымъ надписано над строкой.

504. Зачеркнуто:

505. Ср. Дневник от 7 апреля.

506. Ср. Дневник от 9 апреля, запись № 1.

507. Ср. Дневник от 9 апреля, запись № 2.

508. Ср. Дневник от 10 апреля, запись № 1.

509.

510. Ср. Дневник от 10 апреля запись № 3.

511. Зачеркнуто: <признать> отречься отъ всего того, что считалъ истиной, лишь только откроется та высшая истина, к[оторая] отрицаетъ то

512. Ср. Дневник от 11 апреля, запись № 1.

513.

514. Ср. Дневник от 11 апреля, запись № 3.

515. Ср. Дневник от 11 апреля, запись № 4.

516. Ср. Дневник от 11 апреля, запись № 5.

517. Зачеркнуто:

518. объясненiе переделано из подчиненiе; далее зачеркнуто: и надписано: эволюцiи

519. Зачеркнуто вписанное над строкой: некоторыхъ

520. смысла; три следующих слова вписаны над строкой.

521. Зачеркнуто: т. к. не отве

522. <невоз съ свойственнымъ условiямъ временности> имеющимися на обоихъ концахъ: безконечности въ прошедшемъ и будущемъ <разсужденiя и наблюденiя эти они отвечаютъ тольк[о]> они никакъ не могутъ отвечать на вопросы о временномъ происхожденiи

523. Ср. Дневник от 12 апреля.

524. Ср. Дневник от 16 апреля, запись № 1.

525. Ср. Дневник от 16 апреля, запись № 2.

526.

527. Зачеркнуто: всего мiра, а

528. Далее рукой Толстого поставлен знак сноски.

529. Ср. Дневник от 19 апреля, запись № 1.

530.

531. Ср. Дневник от 19 апреля, запись № 2 и от 20 апреля№ 1.

532. Имя и фамилия японца: Тацуку Харада из — им написаны собственоручно в Записной книжке Толстого японским шрифтом (стр. 172) и латинским.

533. Ср. Дневник от 20 апреля, запись № 2.

534. Ср. Дневник от 20 апреля, запись № 4.

535. Зачеркнуто карандашом: Слова: жизнь не въ духе, а въ теле написаны над строкой.

536. Слово: надписано над строкой

537. Надписано поверх строки еле заметно стершимся карандашом: сложныя [1 неразобр.].

538.

539. Надписаны над строкой: самыя сложныя [?] стершимся карандашом.

540. Взятое в ломаные скобки зачеркнуто карандашом

541.

542. Переделано из: душа, далее зачеркнуто: живет не для себя, а для Бога

543.

544. Ср. Дневник от 10 мая, запись № 1.

545. [Заговор истории против истины. Это не была первая революция, которая была погублена буржуазией и она не будет последней.]

546. Зачеркнуто: тоже чемъ овладелъ

547. ужъ не можетъ быть предметомъ усилiя

548. Зачеркнуто: оно

549. Зачеркнуто: какже

550. привычку

551. Зачеркнуто: пусть они о

552. Ср. Дневник от 6 мая.

554. Cp. Дневник от 10 мая, запись № 2.

555. Ср. Дневник от 10 мая, запись № 3.

556. Так в подлиннике.

557. Два следующие слова вписаны над строкой.

558. печать

559. Все следующее предложение вписано дополнительно.

560. Зачеркнуто: каждому

561. Есть безчислен[ное] количество врачей, аптекъ, водъ, к[оторые] будто бы продолжают жизнь, Зачем.

562. Ср. Дневник от 10 мая, запись № 5.

Раздел сайта: