Записная книжка 1907 г. № 2

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1907 г. № 2

Радуйся, и паки реку: радуйся. Старому только радость.[602]

——————————————————————————————————

Сознанiе ограничено пространство[мъ] и временемъ, но независимо отъ нихъ. Оно искра божiя.[603]

——————————————————————————————————

Не хотелось бы умереть, не выразивъ то, что нынче особенн[о] ясн[о] чувствовалъ и понималъ: смешн[о] писать такой труизмъ въ конце жизни, а онъ для меня новъ, какъ я его теперь понимаю — скорее, чувствую — что надо всехъ любить и всю жиз[нь] строить такъ, чтобы можно был[о] любить.

Хотелось бы написать такой законъ Божiй для детей.[604]

——————————————————————————————————

Да, спасать надо не Россiю, а то, что въ мил[i]оны милiон[ов]ъ разъ, неизмеримо дороже фикцiи Россiи, свою душу.[605]

——————————————————————————————————

Не надо думать, что жизнь религiозныхъ людей должна быть вся поглощена заботой о поддержанiи своей религiозности и жизнь отвлеченная и скучная. Напротивъ, жизнь людей, установившихъ религiозную основу ея, не можетъ не быть радостн[ой] и совершенно свободной отъ заботъ о своей религiознос[ти].[606]

——————————————————————————————————

Думать такъ все равно, ч[то] думать, ч[то] люди съ государственно-научны[мъ] мiросозерцанiемъ будутъ только т[о] и делать, что говорить о науке и политике.[607]

Религiозное ученiе есть основа воспитанiя. Воспитани[е] и образованiе безъ религiозн[аго] ученiя есть не воспитанiе и образован[iе], a развращенiе и отупленiе.[608]

——————————————————————————————————

Для того, чтобы жить, надо иметь надежду радост[и] впереди себя. — Какая же это радость, когда стареешься?

Духовное совершенство любви вполне осуществляется самой смертью.[609]

——————————————————————————————————

Думалъ: отчего такой успехъ Евреевъ? Отъ того, что нашъ мiръ живетъ еврейскимъ религiознымъ закономъ, противны[мъ] христiанству. Они же живутъ вполне своимъ закономъ Талмудистско-павловскимъ. Мы живемъ христiански-павловскимъ, а они библейско-павловскимъ. Ихъ цельнее.[610]

——————————————————————————————————

Въ первый разъ, глядя на портреты друзей 1856 года, — все умершiе, — ясно понялъ, что это Онъ, проявлявшiйся въ нихъ. Тоже понялъ и глядя на играющихъ въ винтъ; тоже и Shaw, и Великан[овъ]. Если бы всегда нетол[ь]к[о] помнить, но чувствовать это.[611]

——————————————————————————————————

Все менее и менее реальны люди по мере остаренiя.[612]

——————————————————————————————————

Все думалъ о томъ, что время есть, какъ говоритъ Амiель, вращенiе передо мной сферы. Но я-то где? И вдругъ ясно стало, ч[то] я вращаюсь вместе съ безконечной сферой и вместе стою[613] надъ ней, созерцая ее. И въ самомъ деле. Если есть движенiе, то только относительно чего либо неподвижнаго. И это неподвижное и есть духовный я.

Какое удивительно ясное не доказательство, a уясненiе своей безсмертной духовности. Мне кажется это очень важнымъ.[614]

——————————————————————————————————

Для того, чтобы ясно понять нереальность времени и пространства, а то, что это только ограниченность нашег[о] мышленiя, надо подумать о томъ, что мое время жизн[и] и мое тело въ пространстве одинаков[о] безконечно малы въ сравненiи съ безконечн[о] великимъ и безконечно велики въ сравненiи съ безконеч[но] малымъ.[616]

——————————————————————————————————

Браманизмъ испорченъ церковность[ю]. Также и все веры.[617]

——————————————————————————————————

— любовь любви, любовь нетолько ко всемъ людямъ, но ко всему.[618]

——————————————————————————————————

Боже, помоги мне жить въ этой любви.[619]

——————————————————————————————————

Революционерами руководятъ властолюбiе и зависть. И что хуже всего, эти низкiя чувства прикрываются мнимой любовью и состраданiемъ къ народу и любовью къ свободе.[620]

——————————————————————————————————

Мы думаемъ и говоримъ даже: отчего Богъ не сказалъ намъ словами — но мы забываемъ, то, что только наша слабость говоритъ неточными, не достаточным[и], односторонними словам[и], а что у Бога есть другой[621] языкъ, другое средство передачи истины: весь мiръ и то, что вложено въ насъ. (Хорошо.)[622]

——————————————————————————————————

[6 февраля.] Сейчасъ ходилъ и думалъ: Основа жизни нашей: [623] Жизнь наша ограничена, и мы часто — даже никогда — не можемъ получить того блага, к[отор]аго желаемъ, но мы не отдельныя существа, и благо, к[отор]аго мы ищемъ и для к[отор]аго работаемъ, можетъ получить то целое человечеств[о], мiръ, к[отор]аго мы составляемъ частицу. Ничто лучш[е] этого не подтверждаетъ того, что жизнь наша не кончается этой или, скорее, не ограничивается этой —: мы живемъ и своей отдельной жизнью, и жизнью другаго боле[е] обширнаго, включающаго наши существованiя, какъ наше тело — отдельныя клетки, существа. И потому наша деятельность для блага Всего не пропадаетъ, какъ не пропадаетъ деятельность клетк[и] для организма.

Такъ что смерть можетъ быть только перенесенiемъ сознанiя изъ клетки во все тело,[624] [изъ] личности въ Общее. И это вероятно, п[отому] ч[то] вся жизнь есть ничто иное, какъ все большее и большее расширенiе сознанiя.

(Очень м[ожетъ] б[ыть] важно.)[625]

——————————————————————————————————

— состоянiе, но кажется движенiемъ п[отому], ч[то] постоянно раскрывается.[626]

——————————————————————————————————

Такъ просто то, что делается. Все, кто внизу, хотятъ влезть на техъ, которые держатъ всехъ. — Подъ видомъ ученi[я], просвеще[нiя].[627]

——————————————————————————————————

Читая Паскаля, понялъ въ первый разъ, какъ надо понимать l’homm[е] dans l’état de pêché[628] и la[629] Rédemption.[630] То, что есть естествен[ный] процессъ жизни: переходъ отъ непосредств[еннаго] состоян[iя] животнаго къ требованiя[мъ] духовн[ой] жизни, онъ (и вс[е] церковники) называютъ спасенi[емъ], откровенiемъ, происшедшимъ отъ Христа.[631]

——————————————————————————————————

Еклезiа — собранiе избранныхъ — первый грехъ — нарушенiе заветовъ Христа — всемiрна[го] братства.[632]

——————————————————————————————————

Темъ вредна революцiя наш[а], ч[то] она руководится эгоизмомъ. Изменить существующ[iй] строй можетъ только деятельнос[ть] для Бога. —[633]

Читаю письмо съ самоуверенны[мъ] решенiемъ вопроса непротивленiя: ... если убиваютъ, насилуютъ..., отказаться отъ воен[ной] службы, когда за меня пойдетъ семейный....

—[634]

——————————————————————————————————

Жизнь раскрывается. Ну а ты что же при этомъ? Можешь или не можешь содействовать этому раскрытiю?

— темъ, чтобы соблюсти свою неподвижность, а не двигаться вместе съ темъ, что закрываетъ тебя.[635]

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

Для того, чтобы простить, надо забыть все прошедшее, начинать отношенiя съ начала.[636]

——————————————————————————————————

Іуда за 30 сребрен[никовъ] и повеси[лся]. Такъ и мы за пустяки.

——————————————————————————————————

Только теперь началъ жить. Сталъ бояться однаго судьи.[637]

——————————————————————————————————

Борозды сеетъ.

——————————————————————————————————

— разсказъ о [1 неразобр.] или вера въ Бога?

——————————————————————————————————

Молиться въ тайн[е].

——————————————————————————————————

Читалъ письмо Веригина и подумалъ о вреде осужденiя. Лучше 1000 разъ ошибиться, принявъ несовершенныхъ людей за добры[хъ], чемъ одинъ разъ ошибиться обратно. Помог[и], Господи.[638]

——————————————————————————————————

Самое грубое пониманiе Бога мало отличается отъ самаг[о] высокаго въ сравнен[iи] съ темъ, что понимается. —[639]

——————————————————————————————————

Написать для детей день о[641] губительныхъ привычк[ахъ] одурманенiя опiумомъ, алкоголемъ, табакомъ, онанизмо[мъ].

——————————————————————————————————

Какое ужасное положенiе людей, не[642] понимающихъ своей духовной жизн[и], когда они стареются. Я испытываю обратное.[643]

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

Думалъ о свободе воли: Та свобода, к[оторую] мы имеемъ изменять теченiе своей жизни, не можетъ изменить общаг[о] хода жизни. Какъ если бы каждо[е] зерно изъ высыпаемаго четверика могло изменять свое положенiе — можно и не зер[но], а пчелы, черви — какъ бы не изменя[ли] свое полож[е]н[iе] з[ерно], п[чела], общее последств[iе] высыпанiя было бы одно и тоже. Тоже и съ людьми, не подчиняющим[ися] общему закону. Свобода въ томъ, что человекъ можетъ иметь радость сознательно подчиняться высшему закону своей жизни.[645]

——————————————————————————————————

Богатые будутъ жить богато, a бедные бедно и отнима[646]

——————————————————————————————————

Не солнце движется, а земля къ нему поворачивается. Также и не года, врем[я] идетъ, а я открываюсь самъ себе.[647]

——————————————————————————————————

Какая все тайна для стариковъ, и какъ все просто детямъ.[648]

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

Надо жить такъ: содействовать единенi[ю].[650]

Орлова объ егоиз[ме] личномъ, семейн[омъ], государственн[омъ].[651] Есть только два [—] божескiй егоизмъ — личное и безкон[ечное].

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

Почему хр[истiанскiе] народы въ бедств[енномъ] положен[iи]? Мирное и счастливое сожительство возмож[но] только при соединенiи людей одной верою. У христ[iанскихъ] наро[довъ] б[ыла] одна извращен[ная] вера. Когда извращенiе распалось, распалось и согласiе общества.[653]

——————————————————————————————————

Лошадь не слушается, а поддается тому мотиву, какой есть, т[акъ] к[акъ] ей все равно. Такъ и люди безъ веры.[654]

——————————————————————————————————

Любовь къ семейн[ымъ] — школа любви.

——————————————————————————————————

Слова Христ[а] — дурны[я] слова.

——————————————————————————————————

<3>

<Ходи[те въ] свете 2>

Мног[о] ли з[емли] н[ужно] 2

Цветн[икъ] 1

Зерно съ к[уриное яйцо] 1

Где люб[овь], та[мъ] и Б[огъ]

Кавк[азскiй] плен[никъ].

Примечания

Стр. 220—226.

1039. 22618. — Имеется в виду следующее место из Евангелия от Луки (гл. 8, ст. 19—21): «И пришли к нему матерь и братья его; и не могли подойти к нему, по причине народа. И дали знать ему: мать и братья твои стоят вне, желая видеть тебя. Он сказал им в ответ: матерь моя и братья мои суть слушающие слово божие и исполняющие ого».

1040. 22620—27. Пуст[ой] Бар[абан]..... Кавк[азский] плен[ник]. — Толстой перечисляет свои народные рассказы: «Пустой барабан» (точнее — «Работник Емельян и пустой барабан»), «Ходите в свете, пока есть свет», «Много ли человеку земли нужно», «Зерно с куриное яйцо», «Иван Дурак» (точнее — «Сказка об Иване Дураке»), «Где любовь, там и Бог», «Кавказский пленник», а также выпущенный «Посредником» при его ближайшем участии сборник «Цветник» — повидимому, как материал для чтения яснополянским мальчикам, с которыми он тогда занимался. Цыфры: 1, 2 и 3, поставленные после названий рассказов, означают, быть может, разряды — первый, второй и третий, к которым он относил эти рассказы по их внутренним достоинствам.

1221. 2261 — Возможно, что здесь Толстым записана мысль, высказанная знакомым ему художником Николаем Васильевичем Орловым, о котором см. прим. 348.

Сноски

602. Ср. Дневник 14 января 1907 г., 9.

603. Ср. Дневник 14 января 1907 г., 10.

604.

605. Ср. Дневник 14 января 1907 г., 12.

606. Ср. Дневник 14 января 1907 г., 13.

607. Ср. Дневник 14 января 1907 г., 13.

608. Ср. Дневник 14 января 1907 г., 14.

609.

610. Ср. Дневник 14 января 1907 г., 16.

611. Ср. Дневник 14 января 1907 г., 17.

612. Ср. Дневник 14 января 1907 г., 18.

613. Написано: стоя

614.

615. Ср. Дневник 14 января 1907 г., 19.

616.

617. Ср. Дневник 13 февраля 1907 г., 3.

618. Ср. Дневник 13 февраля 1907 г., 4.

619.

620. Ср. Дневник 13 февраля 1907 г., 5.

621. Переделано из: другое; далее зачеркнуто:

622. Слово: Хорошо обведено чертой. Ср. Дневник 13 февраля 1907 г., 6.

623. Зачеркнуто:

624. Слова клетки во все тело вписаны над строкой карандашом.

625. Это замечание отчеркнуто с обеих сторон. Ср. Дневник 13 февраля 1907 г., 7.

626. Ср. Дневник 13 февраля 1907 г., 8.

627.

628. [человекъ в состоянии греха]

629. Зачеркнуто: âce [благодать]

630. [искупление]

631.

632. Ср. Дневник 17 марта 1907 г., 28.

633. Ср. Дневник 17 марта 1907 г., 29.

634. Ср. Дневник 17 марта 1907 г., 30.

635. Ср. Дневник 17 марта 1907 г., 31.

636.

637. Ср. Дневник 5 апреля 1907 г., 19.

638. Ср. Дневник 5 апреля 1907 г., 20; 30 апреля 1907 г., 10.

639. Ср. Дневник 30 апреля 1907 г., 16.

640. Ср. Дневник 30 апреля 1907 г., 17.

641. <соб[лазнахъ]> дурн[ыхъ]

642. Зачеркнуто: зна[ющихъ]

643. Ср. Дневник 30 апреля 1907 г., 18.

644.

645. Ср. Дневник 30 апреля 1907 г., 21.

646. Ср. Дневник 30 апреля 1907 г., 22.

647. Ср. Дневник 30 апреля 1907 г., 23.

648.

649.

650. Ср. Дневник 30 апреля 1907 г., 26.

651. Ср. Дневник 30 апреля 1907 г., 27.

652. Ср. Дневник 30 апреля 1907 г., 28.

653. Ср. «Почему христианские народы и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении», т. 37.

654.

Раздел сайта: