Листы записной книжки 1907—1908 гг.

ЛИСТЫ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1907—1908 гг.

29 Іюня.

Нравственность только въ томъ, чтобы понимать себя проявленiемъ Бога, сын[омъ], рабомъ Его и исполнять дело Его. Безнравств[енность] это понимать себя[1054] слугою себя, или семьи, или обществ[а], или даже человечества.[1055]

——————————————————————————————————

Не успелъ оглянуться, какъ соблазнился, сталъ приписывать себе особенное значенiе: основателя филос[офско-] религ[iозной] школы, какъ будто есть въ этомъ ч[то-] то важное. А это только болтовня.[1056]

——————————————————————————————————

30 I. Думай, какъ бы, сходясь съ людьми, всегда помнить, что надо жить въ настоящемъ. Малого захотелъ. Жить въ настоящемъ значить жить Богомъ.[1057]

——————————————————————————————————

Надо, встречаясь съ каждымъ человекомъ, помнить, ч[то] передъ тобой Богъ. Вотъ когда и где молитв[а]. А то стоятъ нищiе, а мимо нихъ идемъ въ церковь къ иконамъ, служб[е].[1058]

——————————————————————————————————

Дурная привычк[а], сходясь съ человек[омъ], начинать съ шутки. Въ человеке Богъ, и съ Богомъ не шутятъ. Всегда говори съ каждымъ челов[екомъ] во всю.[1059]

——————————————————————————————————

Христiанство выражается Правит[ельство] такъ долго обучало людей тому, ч[то] есть случаи, когда можно отступать отъ правила: не убiй, что ученiе это усвоили имъ воспитанн[ые?] [1 стерто] И поступаютъ также, какъ правит[ельство], делая только исключенiя о техъ, когo можно и кого не можно убивать , не такъ, какъ делаютъ правительства. И убедить нельзя. Дело выгоды. Для однихъ выгодно убивать однихъ, для другихъ — другихъ.

Нельзя шутить съ религiей. Особенность [?] русск. особенно религiозныхъ [1 стерто.] <Онъ>. Мож[но?] б[ыть] такъ полурелигiознымъ какъ [1[1060]/2 строки стерто] могутъ удовлетворять западныхъ людей, но русскiе люди или глубоко верующiе или безбожники [1—2 строки стерто] и вотъ безбожн[ое] правительств[о] [2[1061]/2 строки стерто].

——————————————————————————————————

Тело мое не я, разумъ, сознанiе тоже не я. [5 строк стерто][1062]

——————————————————————————————————

Смыслъ статейки въ краткихъ словахъ тотъ, что не убiй не значить то, ч[то][1063] можно убивать[1064] однихъ и нельзя убивать другихъ, а то, ч[то] нельзя убивать никого.[1065]

——————————————————————————————————

Ученiе о будущей жизни больше вредитъ, чемъ приноситъ пользы этой жизни. NB[1066]

Верь разсужденiя[мъ] въ вечную жизнь — и не будешь верить, и не будешь радостно, а напротивъ, мучит[е]ль[но] жить. Не верь въ будущую жизнь, а признавай эту вечною — и будешь спокоенъ и будешь радостно, любовно жи[ть].[1067]

——————————————————————————————————

Нельзя проповедывать[1068] ученiе блага, живя противно ему.

Единственное доказательство его есть то, что оно есть благо, есть жизнь по немъ. Я и Добролюбовъ.[1069]

Смерть уже темъ хороша, ч[то] избавляетъ отъ своего «Я».[1070]

——————————————————————————————————

Какая удивительна[я] иллюзiя матерьялистовъ. Не чувствовать свою жизнь и переносить ее во внешнее![1071]

——————————————————————————————————

Колокольчикъ, письмо. Старая привычка ожиданiя чего-то извне. A извне я не могу придумать ничего, ч[то] могло [бы] дать мне радость. Чего же я могу желать? Только одного того, ч[то] я самъ могу дать себе: приближаться къ Богу. Сейчасъ я въ дурномъ духе. Что ж[ъ] я могу? Могу победить это расположенiе, воспользоваться имъ для прибл[иженiя] къ Б[огу].[1072]

——————————————————————————————————

21 Іюл. Тело ограничиваетъ пространс[тво], движенiе огран[и]чиваетъ время.[1073]

——————————————————————————————————

И при этомъ воображать или ч[то] мы христiане, или ч[то] мы высоко просвещенны[е] люди. Удивительн[о]![1074]

——————————————————————————————————

Нетъ на свете более сильной душевной радости, какъ состоянiе нежной, умиленной любви.[1075]

——————————————————————————————————

Въ телесномъ мiре одинъ (въ состоянiи). Въ общенiи съ людьми (въ поступкахъ) соединяешься съ немногими[1076] существа[ми]. Въ мысли соединяешь[ся] со всеми мысливши[ми] прошедшаго, настоящаго и будущаго людьми.[1077]

——————————————————————————————————

Умъ возникаетъ только изъ смиренiя, глупость — какъ бы сильны не б[ыли] способности — изъ самомненiя.[1078]

Удивляешься на признаваемыя людьм[и] нелепости, неразумности. Поищи причину: все это — оправданiе своихъ страстей, пороковъ.[1079]

——————————————————————————————————

Я маленькiй, ничто въ сравн[енiи] съ мiро[мъ].[1080]

——————————————————————————————————

Смиренiе есть основа всего.[1081]

——————————————————————————————————

Должна быть религiя, включающ[ая] запрещен[iе] убiйст[ва]. Запрещенi[е] же убiйст[ва] должно быть общи[мъ] при признанiи равенства всехъ людей.[1082]

——————————————————————————————————

Это поколенiе нетольк[о] не веритъ въ какую либо религiю, но такъ легко обличивъ ложь той, к[отор]ая имъ выдавалась за истин[ную], верятъ, что всякая религiя глупость и что не нужно никакой.[1083]

——————————————————————————————————

Только этимъ можн[о] объяснить те ужасы, к[оторые] совершаются теперь. Люди, исповедаю[щiе] Христа съ убiйств[ами], удивляются на эти ужасы, а они сами произво[дятъ] ихъ.[1084]

——————————————————————————————————

Прежде были святые Франциски, теперь святые: Дарвины......[1085]

——————————————————————————————————

Помещики совсемъ сдавили народъ — девать[ся] некуда. Попы какъ живутъ — вдову, сироту обдираютъ — последнюю копейку. —

Сколько народа хороша[го] перевешали. Люди за правду идутъ, а ихъ вешаютъ.[1086]

——————————————————————————————————

Хожденiе для него средство существован[iя], а для народа самое могуществ[енное] средство пропаганды.[1087]

——————————————————————————————————

[8 августа 1907.] Нынче 8 Авг. ясно понялъ три[1088] вещи:

1) то, [что] сущность религiи въ томъ, чтобы видеть не себя однаго и прикасающихся къ тебе, а Все, безконечное все и свое отношенiе къ нему, къ этому Всему, къ Богу.

2) то, что сущность жизни это радость любви. Это самое сказано въ словахъ: «Придите ко мне все труждающiеся......»

и 3) что обязанность каждаго въ жизни есть усиливанiе въ себе любви, увеличенiе ея въ другихъ. Это надо делать делам[и] добра и словами.[1089]

——————————————————————————————————

Къ старости проходитъ интересъ къ будущему и къ прошедшему (память уничтожается). Остается жизнь въ настоящемъ.[1090]

——————————————————————————————————

Объ эпидемическомъ безумiи устраивать жизнь другихъ людей.[1091]

——————————————————————————————————

17 Авг. Читалъ Крапотк[ина] о комунизме. Хорошо написано и хорошiя побужденiя, но поразительн[о] слабо въ томъ, что заставить эгоистовъ работать, а не пользоваться трудами другихъ.[1092]

——————————————————————————————————

21 Авг. Можно жить полужизнью — для мiра, и жить во всю — для Бога.[1093]

——————————————————————————————————

23 Ав. — Богъ, проявившiйся отдельно — въ теле, то какая же можетъ быть смерть для Бога. Если же ты понялъ, то ты не можешь не стремиться къ освобожденiю себя отъ отдельности, a единенiемъ со Всемъ. Это достигается любовью, темъ самымъ, ч[то] даетъ[1094] лучшую радость въ жизни. «И мы перешли отъ смерти въ жизнь, если любимъ братьевъ».

Очень радостно, очень хорошо.[1095]

Человекъ, живущiй телесной жизнью, т. е. интересами телесной жизни, совершенно подобенъ птице, к[оторая] мучаясь бегала бы по земле, не зная употребленiя своихъ крыльевъ.[1096]

——————————————————————————————————

Мiръ не Богъ, но въ мiре проявляется Богъ. Во мне я сознаю Его, въ людя[хъ], животныхъ я разуме[ю], даже въ растеньяхъ, но въ песке, въ звездахъ не разумею, но знаю, что и это — Его проявленiе.[1097]

——————————————————————————————————

Милые братья, поймит[е], что жизнь ваша только въ Боге, въ исполненi[и] Его воли. Воля Его — любовь. И, понявъ это, не изменяйте свои жизни, а живите въ томъ же положен[iи], въ к[оторомъ] теперь. И все устроится, а главно[е] ваш[а] жизнь, п[отому] ч[то] иго Его благо и бремя Его легко.[1098]

——————————————————————————————————

Живо понялъ, что все растетъ и уходитъ и приходитъ. Какъ не понимаю[тъ] этого люди: желаю[тъ] будущаго, но думаютъ, что будущее остановится.[1099]

——————————————————————————————————

Последнее время каждый день ощущенiе праздника.[1100]

——————————————————————————————————

Ужасно положенiе ребятъ Ольги Михеев[ой].

——————————————————————————————————

Время страшн[ое]. Я вижу и хочу сказать. Мне стыдно. Я гадокъ, но слова, к[оторы]я я скажу, Божiя. Ради Бога, послушай, пойми и запомни мои сл[ова] и сделай по ни[мъ].

——————————————————————————————————

Я посланъ на врем[я] въ этотъ мiръ — родился и умру. Что же мне тутъ делать?

Сначала удовлетворяешь животнымъ потребностямъ, но приходить время — этого мало — борьба, и другой голосъ говорить противъ борьбы — и находишь одно: люб[овь].

Если бы я не зналъ, что я умру, какъ (я думаю) не знаетъ этого животное, ответъ былъ бы очень легкiй: жить удовлетворяя своимъ животн[ымъ] потребностямъ. Но ведь во мне есть то свойство разума, по к[оторому] я знаю, что я умру, что моя жизнь здесь есть только прохожденiе что заботы ни о моемъ здоровьи, ни о моемъ имуществе, ни о моемъ почете, ни о моей славе, ни — даже [о]томъ, что я сделаю для моей семьи или для моего народа не могутъ быть успешны: я умру, изчезну совершенно все равно, б[ылъ] ли я здоровъ, богатъ, славенъ, были ли мои наследники, соотечественники, даже родъ человеческiй более или менее счастливы, п[отому] ч[то] всего это[го] для меня не будетъ, да не будетъ и для самого себя. Что же мне делать во время этого перехода моего въ этой жизни изъ одного несуществованiя въ другое? Для того, чтобы ответить на это, мне неизбежно перенестись въ ту силу, к[оторая] послала меня въ этотъ переходъ. И тутъ, переносясь въ эту силу, я съ двухъ сторо[нъ] получаю одинъ и тотъ же ответъ. —

животнаго тольк[о], а какъ животнаго и существа, одареннаго разумо[мъ], т. е. что я долженъ делать въ этой жизни что-то такое, для чего нуженъ разумъ. Съ этой стороны положен[iе] мое подобно тому, въ к[оторомъ] былъ бы[1102] работникъ, к[оторый] после одурманенiя, при к[оторомъ] онъ забы[лъ] все то, что б[ыло] съ нимъ передъ этимъ, очутился бы съ лопатой[1103] въ неизвестномъ ему месте. Кто-то властвующiй надъ нимъ[1104] хочетъ, чтобы онъ что-то работалъ лопатой. Также кто-то властвующiй хочетъ, чтобы я что-то работалъ разумомъ. Такъ что уже и съ этой стороны есть ответъ.

Съ другой же стороны,[1105] со стороны сознанiя своего разума я вижу, что то начало разума, к[оторое] я сознаю въ себе, есть то самое начало, к[оторое] во всемъ, что я есмь[1106] проявлен[iе] той силы, к[оторая] послала меня, и что смыслъ моей жизни есть соединен[iе] себя съ этой силой. И это-то соединенiе себя, к[отор]ое выражается любовью, и есть то самое дело, к[оторое] я долженъ делать во время моего прохожденiя черезъ жизнь. Соединенiе же это уничтожаетъ и смерть, открытую мне разумо[мъ].[1107]

——————————————————————————————————

Вера въ томъ, что это и для меня и для всег[о] мiра наилучшее.[1108]

——————————————————————————————————

Есть доля правды въ томъ, что жизнь моя остается въ[1109] мiре после меня.[1110]

——————————————————————————————————

То, что у меня така[я] жена, нужно б[ыло] именн[о] для меня. Я возгордился бы своей святостью — не выдержалъ бы.[1111]

——————————————————————————————————

Ч[ерткову] чтобъ не увлекался мною. Во мне и теперь гадостей и глупости и хитрости безъ конца.[1112]

——————————————————————————————————

Сейчасъ въ первый разъ почувствовалъ полную свободу отъ мненiя о себе людей. И какая радость, спокойств[iе] и сила. Помоги Богъ удержа[ть].[1113]

——————————————————————————————————

Наше воспитанi[е] людей похоже на воспитанiе плодовъ, въ к[оторыхъ] все почти было бы оболочка (вкусна[я]) семени, а не семя, т. е. все бы был[о] телесное, а не духовное.[1114]

——————————————————————————————————

Только благодаря времени — движенiю — возможно раскаянiе, осужден[iе] себя — радость духовнаго роста.

——————————————————————————————————

Только благодар[я] пространству — отделенности — возможн[а] любовь. Для неотделеннаго существа — для Бога нетъ ни радости дух[овнаго] рост[а] ни любви.[1115]

——————————————————————————————————

Внешнiе знаки поклоненiя Богу имею[тъ] значенiе для людей. Человекъ, к[оторый], будуч[и] одинъ, перекрестится, скажетъ: Господи, пом[и]луй, этимъ показываетъ признанiе своего отношенiя къ Богу. Человекъ же, не делающiй этого — не признаетъ этого отношен[iя].[1116]

——————————————————————————————————

Богъ хочетъ блага всемъ. Если я хочу жить по воле Бога, то долженъ желать блага всемъ, т. е. любить.[1117]

——————————————————————————————————

Во мне живетъ Богъ, и Онъ хочетъ блага всему. Я только по недоразуменiю дума[ю], что я хочу бла[га] только себе.[1118]

——————————————————————————————————

Желанi[е] блага не можетъ быть желанiемъ блага одному: желанiе блага есть голосъ Бога, желающаг[о] блага Всему.[1119]

——————————————————————————————————

Для разумнаго человека разумъ есть руководитель жизни, для неразумнаго же человека, живущаго одной телесной жизнью, разумъ есть только орудiе, к[отор]ое можетъ быть съ пользою употреблено для телесно[й] жизни.[1120]

——————————————————————————————————

Эпидемич[еское] сумашеств[iе] устройства мiра.

——————————————————————————————————

О положенiи женщин[ъ].

——————————————————————————————————

Жизнь не шутка, а великое, торжественн[ое], божеств[енное] дело.[1121]

——————————————————————————————————

[4 октября 1907]. 1) Испытать самоотреченiе.

2) Разсказъ объ отказавшемся.

3) Жизнь чтоб[ы] была торжеств[енна], какъ смерть.

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

Не сознаю себя, но знаю, что я есмь. Что же такое то, про что я знаю, что оно есть?

Это божественное во мне.[1123]

Сознавать Бога въ себе одно. И это первая ступень. Достигаешь ея въ уединенiи.

Вторая ступень сознавать Бога во всехъ людяхъ. И это труднее. Надо много учиться этому.[1124]

——————————————————————————————————

Вера въ Бога въ томъ, чтобы несмотря на осужденiя людей делать то, чего хочетъ Богъ, и быть спокойнымъ.[1125]

——————————————————————————————————

Потемк[инская?] земл[я?] на участки.

——————————————————————————————————

Отрицать существ[ующiй] порядокъ можно только во имя совершенно новаг[о] строя. —[1126]

——————————————————————————————————

Соблазнъ — подстановка ложнаг[о] смысла, цели жизни.

——————————————————————————————————

[4 ноября 1907]. Трудность перенестись въ другого. Чемъ больше себялюбiя, темъ труднее, и наоборотъ.[1127]

——————————————————————————————————

Привычка усиливаетъ влiянiе и потому важн[а] какъ хорошая, такъ и дурная.[1128]

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

Дело не въ томъ, чтобы у всехъ было ровно, а чтобы со всеми быть въ любви.[1129]

——————————————————————————————————

Если занять мозгъ научными знанiям[и], недостанетъ места дл[я] нравственно религiозныхъ. Только этимъ объясняется нерелигiозность нашихъ высшихъ класовъ. Народу некогда отъ нужды, a темъ отъ искуств[енныхъ] заботъ.[1130]

——————————————————————————————————

Трагизмъ положенiя: или нелепост[и] православiя или хри[с]т[iанство] истинное. Но въ истин[номъ] христiанстве я одинъ, и остаются люди безъ веры какой бы то ни бы[ло].[1131]

Упрекать въ гордости можно и должно только себя. А то несогласiе — представляется всегда гордостью.[1132]

——————————————————————————————————

12 Нояб. 1907. Въ первый разъ живо почувствовалъ, созналъ всю несоизмеримость своей духовной божеств[енной] безвременной жизни и всехъ видимыхъ мне интересовъ этой жизни: написать[1133] не говорю уже драму, воззванiе, но ученiе истины, все это такъ ничтожно всравненiи съ внутренней духовной жизнью и ея неизбежнымъ выраженiемъ въ этой жизни, хотя и въ недоступной мне форме, что невольно вся энергiя жизни переносится на освобожденiе духовной жизн[и] и сознанiе и потому и невольныя проявленiя ея.[1134]

13 Нояб. Виделъ во сне, ч[то] устраиваемся въ новомъ доме, убираемъ одну комнату съ фортепьяно и спальню. И дл[я] уборки комнаты мне что-то нужно спросить недалеко по улице (все происходитъ въ городе), и я иду и захожу въ домъ. Меня не узнаютъ, но я дохожу до хозяина. Онъ спрашиваетъ меня: ч[то] мне нужно? И я къ своей досаде чувствую, ч[то] я забылъ, ч[то] мне нужно. Я стараюсь вспомнить, и на этомъ просыпаюсь, и въ бдящемъ состоянiи стараюсь вспомнить — и не могу. И я вижу, что того, зачемъ я шелъ во сне, я и не зналъ, но увидалъ только то, что «я забылъ». Все, что я виделъ, какъ мне казалось, передъ этимъ, все это б[ыло] безъ времени, только просыпаясь въ своемъ воспоминанiи я расположилъ это во времени. — Не то ли мы делаемъ въ нашей жизни? Все уже есть, а мы только располагаемъ это во времени. То, что все есть и ничего въ нашей жизни не происходило, не двигалось, мы узнаемъ, когда будемъ умирать. (Неясно.)[1135]

——————————————————————————————————

Свойственно ли молодежи желать того, чего я желаю: (спасенiя души) приближенiя къ Богу? Мне больше желать нечего передъ смертью, но имъ? — Тоже.[1136]

Хороша молитва въ уединенiи, но лучш[е] всего молитва при общенiи, встрече съ кажд[ымъ] человекомъ.[1137]

——————————————————————————————————

Правительство, зная (какъ и все серьезные люди), ч[то] все держится на религiи, и себя основываетъ на рел[и]гiи, но та религiя, на к[оторой] оно основало себя, была не твер[дая] земля, а ледъ. И ледъ растаялъ или таетъ, и держаться не на чемъ.[1138]

——————————————————————————————————

Думалъ, ч[то] надо готовиться хорошо умирать. И вспомнилъ, ч[то] вся жизнь есть умиранiе, и надо готовиться.[1139]

——————————————————————————————————

Суеверiе личност[и].[1140]

——————————————————————————————————

Можно механически воздействовать на себя привычкой, читая наизусть молитвы.[1141]

——————————————————————————————————

Не сердиться надо не для людей, а для себя, не людямъ не делать вредъ, а себе.[1142]

——————————————————————————————————

Дарвинъ и ученые думали, ч[то] они устранили Бога темъ, ч[т]о открыли переживанiе наиболее приспособленнаго и питекантропоса, но кто же сделалъ приспособленiе[1143] и питекантропоса?[1144] Хоть и не библейскiй онъ, опять таки Онъ.[1145]

——————————————————————————————————

Вода сочтетъ себя кувшиномъ.[1146]

——————————————————————————————————

Сначала кажется странно, почему человекъ, сделавши злое дело, еще больше сердится. Казалось бы, онъ сделалъ, что хотелъ, и ему надо успокоиться. Это отъ того, ч[то] онъ знаетъ, что его упрекаютъ за его зло, а ему надо оправдаться. И для: оправданiя онъ придумываетъ новое зло.[1147]

——————————————————————————————————

Къ сладострастiю: животные целомудрен[нее] мущинъ.[1148]

——————————————————————————————————

Целомудрiе есть преграда, облегченiе борьбы. Над[о] беречь его.[1149]

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

Стыдъ. —

——————————————————————————————————

Богъ есть любовь. А любовь во всехъ верахь.[1150]

——————————————————————————————————

Безъ религiи челове[къ] двуног[ое] животн[ое], умеюще[е] делать велосип[еды] и ездить на нихъ и т. п.[1151]

——————————————————————————————————

Люди нашего вр[е]мени (ученые) нетольк[о] не знаютъ религiи никакой, но не знаютъ, что такое религiя, хуже чемъ не знаютъ, думая, ч[то] знаютъ, что это разговоры о Боге и душе. Также какъ безграмот[ный] мужи[къ] думаетъ, ч[то] знаетъ, ч[то] делаютъ[1152] математики, когда говорятъ, что математики заняты темъ, чтобы писать въ перемежк[у] цифры и буквы.[1153]

——————————————————————————————————

Хорошо обращаться съ людьми такъ, какъ будто ты прощаешься съ ними передъ смертью. И тутъ не будетъ ошибки: за полч[аса] или полвека разве не все равно.[1154]

——————————————————————————————————

Хорошо помнить, что каждый день, часъ это отсрочка отъ смерти. Тогда все случающееся получаетъ неважное значенiе, a употребленiе времени самое важное. Да, memento mori.[1155]

——————————————————————————————————

Нельзя себе представить другой жизни, кроме той, какая есть, т. е. нельзя себе представить другаго способа дарованiя[1156] существамъ (безконечно[му] количеству существъ) сознанiя блага, радости жизни.

А мы говоримъ: эта жизнь не хороша. Кто говоритъ? Того и нетъ (личности), кто говоритъ, а есть только одно Все, и каждая безконечно малая частица Его можетъ сознавать Его, т. е. Бога. И эта частица недовольна!

Все это или глубокое проникновенiе въ жизнь, въ Бога или чепуха. Думаю, что первое.[1157]

——————————————————————————————————

Мы недовольны жизнь[ю]. Дали бабе холстъ, говоритъ: толстъ.

——————————————————————————————————

Супружество необходимое условiе воспитанiя.

——————————————————————————————————

Мне тяжел[о], я не въ духе, и отъ того не любл[ю]. Отъ того, ч[то] я н[е] люблю, мне тяжело. Нетъ любви — ложный кругъ. (Неясно).[1158]

——————————————————————————————————

подъему тяжести, люди бросаютъ рычагъ, вскакиваютъ на тяжесть, своимъ весомъ увеличивая ее, и, стоя на ней, цепляются за нее руками, стараясь поднять ее.[1159]

——————————————————————————————————

Ап[остолъ] Іоаннъ, разсказываютъ, въ глубоко[й] старости говорилъ только: дети, любит[е] другъ друга. Думал[и], что онъ впалъ въ детство. —

А насколько важне[е] — несравнимо — эти слова среди молчанiя, всего, что говорятъ, пишутъ и печатаютъ люди.[1160]

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

Нетъ ничего хуже оглядыванiя на свое совершенство. Тоже, что итти и думать, много ли осталось.[1162]

5 Янв. [1908]. Говорятъ: какже быть съ убiйцами, грабителями? Вся трудность ответ[а] отъ того, ч[то] предполагаются какiе-то люди, обязанные и имеющ[i]е прав[о] противудействовать преступникамъ — Какъ быть? Никакъ. Это дело лично[е] каждаго отдель[наго] чел[овека].[1163]

——————————————————————————————————

Любодеянiе.

——————————————————————————————————

Не два тела, но одно.[1164]

——————————————————————————————————

Все, ч[то] намъ представляется безконечнымъ, все это иллюзорно.[1165]

——————————————————————————————————

Неследованiе непрот[ивленiю] злу пагубно темъ, ч[то] оно уничтожаетъ ту религiю, к[оторую] одну исповедуютъ люди христ[iанскаго] мiра.[1166]

——————————————————————————————————

царскомъ.[1167]

——————————————————————————————————

Любовь только тогда даетъ радость, когда это любовь божеская, т. е. любовь ко всемъ и на деле и въ мысляхъ.[1168]

——————————————————————————————————

Вся забота должна быть о томъ, какъ бы не нарушилась въ тебе любовь.[1169]

——————————————————————————————————

Пока духъ въ теле, рядомъ высшiя мысли и самыя смешныя пустяки: наружность, загадыванье. Хорошо, когда рядомъ съ высокимъ пустяки, а не гадости, не зло.[1170]

——————————————————————————————————

въ томъ, ч[то] онъ величайшiя избитыя пошлости[1171] высказываетъ самымъ изысканно извращенн[ымъ] новымъ способомъ, какъ будто онъ говоритъ что-то свое, новое.

Главная черта его — ужасающая самоуверенность, ровняющаяся тольк[о] съ его философск[имъ] полнымъ невежествомъ.[1172]

——————————————————————————————————

Свою духовность, свою основность всему люди выражаютъ въ самыхъ неожиданныхъ формахъ. Духовность выражается безсмертiемъ загробной жизни, безсмертiемъ матерiи, воскресенi[емъ], воскрешенiемъ. Основность выражается творенiе[мъ] Богомъ, силою матерiи. Во всехъ этихъ объясненiях[ъ] следствiе берется за причину.[1173]

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

4) Христi[анство] не въ томъ только, ч[то]б[ы] не повиноваться правит[ельству], оно въ томъ, ч[то]б[ы] повиноваться Богу.

И повиновенiе Богу легче, чемъ правит[ельству].[1175]

3) Насилiе чье бы то ни б[ыло] не избавитъ.[1176]

1) Не для себя, a дети летятъ въ пропасть.[1178]

——————————————————————————————————

Если бы что нибудь фанта[с]т[ическое], ч[то] можетъ быть и можетъ не быть, но это ведь неизбежн[о] будетъ.

И если бы для этаг[о] нужно б[ыло] делать что нибудь опасное, трудное, стыдное, унизительное, несогласное съ природой, а тутъ наоборотъ безопасно, легко, требуетъ достоинства и согласно съ природой.[1179]

— законъ жизни для всехъ людей, а Яп[онцы] и Кит[айцы] люди. Пускай придутъ, они тотчасъ же переймутъ.[1180]

——————————————————————————————————

Добрая жизнь народовъ возможна только по мере доброты людей, ихъ составляющихъ. Революцiя же вызываетъ троицу: гордости, зависти, злобы. —

Улучшенiе возможно при улучшенiи народа, при неучастiи его въ грехе власти.[1181]

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

Говорятъ о безсмертiи души, о будущей жизни. Что тебе до будущаго? Тебе дана возможность все увеличивающагося и увеличивающагося блага, чего же тебе еще? Вопросъ о будущей жизни это вопросъ о томъ: какъ я буду ездить верхомъ, когда

Кроме того: если ты живешь духовной жизнь[ю], то ты живешь во всемъ томъ, что остается посл[е] тебя. Теряется тольк[о] отделенное сознанiе, сознанiе своей ограниченности.[1183]

11 Фев. Испытываю странное чувство недоуменiя передъ темъ сознанiемъ огромнаг[о] незаслуженнаго счасть[я], к[отор]ое заливаетъ меня.

——————————————————————————————————

12 Ф. — благо, когда это любовь ко всемъ — любовь божеская: какъ только есть хоть одинъ человекъ, к[отораго] не любишь, это все равно ка[къ] дырка въ ведре — все вытечетъ.

Часто, видя, какъ люди хвалятъ, величаютъ мен[я], думаю: вотъ вотъ увидятъ они меня настоящаго и поймутъ, какой не великiй, a маленькiй и гаденьк[iй] человечекъ. Пишу это ненарочно, а п[отому], ч[то] часто всемъ существомъ чувствую это.

14 Ф. То, что мы не помнимъ своей прежней жизни, никакъ не доказываетъ того, чтобы мы не жили (уже слово жили въ прошедшемъ времени нарушаетъ мысль). Вернее сказать: что мы возникли, ч[то] мы начались, а не всегда есмы. Наше забвенiе доказываетъ только то, что у насъ теперь не то, а другое сознанiе. Поэтому и[1184] въ смерти мы теряемъ не жизнь, а только сознанiе этой жизни, что нисколько не включаетъ уничтоженiе.

будущую жизнь, т. е. въ жизнь невременную, надо увериться въ прошедшей, въ предшествовавшей этой жизни, т. е. въ вневременной жизни.

«Но всетаки жизнь, хоть съ другимъ сознанiемъ, будетъ после смерти. Опять время?»

Да, опять время, но какъ въ этой жизни, несмотря на последовательн[ость] явленiй, я сознаю вневременное единство, такъ это будетъ и въ последовательныхъ жизняхъ. (Не ясно, но только не могъ, мне ясно.)

——————————————————————————————————

знаютъ такiя истины, к[оторыя] ставятъ ихъ выше хри[с]тiа[нства].[1186]

——————————————————————————————————

Все подтрунива[ютъ], делая видъ, ч[то] серьезно мы[слятъ] и говорятъ, и все знаю[тъ], какъ устроить благ[о] народа — все противн[ики] одинъ другом[у], но такъ увере[ны], что убиваю[тъ], лгутъ, подл[ичаютъ] для это[го].[1187]

——————————————————————————————————

Но говорятъ: ч[то] жъ делать? Ведь погибаемъ. Погибаете, это правда, но делать можно многое. Однаго тольк[о] нельзя делать: продолжать делать то, усиливать то, ч[то] привело къ погибели. А это-то делается.

Примечания

Стр. 281—298.

1073. 28516. Крапоткина о комунизме. — См. прим. 139.

1074. 285—30. «И мы перешли..... братьев». — Текст заимствован из «Первого соборного послания» Иоанна Богослова, гл. 3, ст. 14: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев».

1075. 28622. Ужасно положение ребят Ольги Михеев[ой]. — Яснополянская крестьянка Ольга Николаевна Михеева (р. 1865 г.), рожд. Зябрева, вдова Ивана Егоровича Михеева, жила в очень маленькой и плохой избе без двора. В 1907 г. у нее были дети: Федор 23 лет, Марья 20 лет, Прокофий 14 лет, Александр 12 лет. У О. Н. Михеевой был еще ребенок, которого она бросила в пруд, зa что сидела в тюрьме вместе с малолетним сыном Александром. Толстой хлопотал об ее освобождении.

1076. 28927. Жизнь чтоб[ы] была торжеств[енна], как смерть. — Эта запись была сделана, повидимому, 4 октября 1907 г. В этот день в дневнике Н. Н. Гусева записано: «Вечером Т. А. Кузминская пела под аккомпанимент Сергея Львовича Лев Николаевич слушал с большим удовольствием, потом вдруг перестал и ушел к себе. Когда я вскоре после этого зашел к нему, он показался мне очень растроганным.

— Музыка, — сказал он мне, — это единственное из мирского, что действует на меня... Я объясняю это так, что подобно тому, как я радуюсь, смотря на природу...

«И затем прибавил (музыка и пение всё еще продолжались):

— Как бы хорошо так же торжественно жить, как умирать!» (Н. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», М. 1928, стр. 29).

1077. 28929—30. Говори только..... говорить для себя — Запись вызвана разговором с женой 4 октября 1907 г., о чем в дневнике Н. Н. Гусева 5 октября записано: «Вчера вечером Лев Николаевич сказал Софье Андреевне, которая долго и раздраженно что-то говорила:

«— Хорошо, если человек говорит для того, чтобы передать свои мысли; но если он хочет говорить для того, чтобы передать свое волнение, то лучше не говорить» (H. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», М. 1928, стр. 29).

1078. 2909. — Потемкино — село на расстоянии около 10 верст от Ясной поляны.

1079. 29021. Пишу в остроге. — 4 ноября 1907 г. Толстой ездил в Крапивенскую тюрьму навещать арестованного Н. Н. Гусева. См. запись в Дневнике от 8 ноября 1907 г., стр. 76. Судя по рукописи и по соответствующим мыслям в Дневнике 26 октября и 8 ноября 1907 г., в Крапивенской тюрьме Толстым могли быть записаны только две предыдущие мысли: «Трудность перенестись»... и «Привычка усиливает»...

1080. 2934 К сладострастию — к отделу «Нового круга чтения» («На каждый день»), посвященному сладострастию и борьбе с ним. Эта мысль в переработанном виде вошла в «На каждый день» 8 апреля, 1.

1081. 29427—28. Ап[остол] Иоанн..... друг друга. — О предании об апостоле Иоанне в старости см. прим. 114.

1082. 29518. Просить Черт[кова] о дневн[ике] царском. — В. Г. Чертков, на наш запрос, не мог определить значение этой записи.

1224. 29410—11. Дали бабе холст, говорит: толст. — Народная поговорка: «Дали бабе холст, говорит: толст; дали и тоне, говорит: дай боле». Толстой узнал ее из «Нового сборника русских пословиц и притчей» И. Снегирева, М. 1857. Эту же поговорку Толстой приводит и в записи Дневника от 17 марта 1910 г. (см. т. 58, стр. 26) и в статье «О безумии» (1910 г., см. т. 38). О самом сборнике Снегирева Толстой в своей статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских робят?» (1862 г.) писал: «Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно на любимых не занятий, но наслаждений. На каждую пословицу мне представляются лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. В числе неосуществимых мечтаний мне всегда представлялся ряд не то новостей, не то картин, написанных на пословицы» (т. 8, стр. 302).

Сноски

Зачеркнуто: своим хо[зяиномъ]

1055. Ср. Дневник 20 июля 1907 г., 11.

Ср. Дневник 20 июля 1907 г., 12.

1057. Ср. Дневник 20 июля 1907 г., 13.

1058.

1059. Ср. Дневник 20 июля 1907 г., 15.

1060. Ср. Дневник 20 июля 1907 г., 19.

Ср. Дневник 20 июля 1907 г., 19.

1062. Ср. Дневник 20 июля 1907 г., 19.

1063. нельзя

1064. Зачеркнуто: не всехъ — некоторыхъ

Ср. «Не убий никого», т. 37.

1066. Эта мысль в подлиннике отчеркнута со всех сторон. Ср. Дневник 20 июля 1907 г., 17.

1067.

1068. Зачеркнуто: истину

1069.

1070. Ср. Дневник 20 июля 1907 г., 19.

1071. Ср. Дневник 20 июля 1907 г., 20.

Ср. Дневник 20 июля 1907 г., 21.

1073. Ср. Дневник 8 августа 1907 г., 13.

1074. «Не убий никого», гл. VIII.

1075. Ср. Дневник 8 августа 1907 г., 11.

1076. Зачеркнуто:

1077. Ср. Дневник 8 августа 1907 г., 10. На полях вдоль страницы против текста двух последних записей почерком М. С. Сухотина написано (очевидно раньше): Мих. Сухот.

1078.

1079. Ср. Дневник 8 августа 1907 г., 8.

1080. Эта мысль обведена чертой со всех сторон. Ср. Дневник 8 августа 1907 г., 7.

Ср. Дневник 8 августа 1907 г., 7.

1082. Ср. «Не убий никого», гл. IX.

1083.

1084. Ср. «Не убий никого», гл. IX.

1085. Ср. Дневник 8 августа 1907 г., 5.

Ср. Дневник 8 августа 1907 г., 4.

1087. Ср. Дневник 8 августа 1907 г., 4.

1088. две

1089. Ср. Дневник 8 августа 1907 г., 1, 2, 3.

1090. Ср. Дневник 22 августа 1907 г., 1.

Ср. Дневник 22 августа 1907 г., 2.

1092. Ср. Дневник 22 августа 1907 г., 3.

1093.

1094. Зачеркнуто: великую

1095.

1096. Ср. Дневник 7 сентября 1907 г., 2.

1097. Ср. Дневник 7 сентября 1907 г., 3.

Ср. Дневник 7 сентября 1907 г., 4.

1099. Ср. Дневник 7 сентября 1907 г., 5.

1100.

1101. Зачеркнуто: должно быть ну[жно]

1102. человекъ

1103. Зачеркнуто: въ рукахъ <среди поля картофеля, часть к[отораго] была бы вырыта> въ новомъ для него месте.

Написано: надо мной

1105. Зачеркнуто:

1106. Зачеркнуто: часть

1107.

1108. Ср. Дневник 11 сентября 1907 г., 2.

1109. Зачеркнуто: лю[дяхъ]

1110.

1111. Ср. Дневник 11 сентября 1907 г., 4.

1112. Ср. Дневник 11 сентября 1907 г., 5.

Ср. Дневник 11 сентября 1907 г., 6

1114. Ср. Дневник 26 сентября 1907 г., 8

1115.

1116. Ср. Дневник 26 сентября 1907 г., 10.

1117. Ср. Дневник 26 сентября 1907 г., 11.

Ср. Дневник 26 сентября 1907 г., 12.

1119. Ср. Дневник 26 сентября 1907 г., 12.

1120.

1121. Ср. Дневник 10 октября 1907 г., 1.

1122. Ср. Дневник 10 октября 1907 г., 2.

Ср. Дневник 10 октября 1907 г., 3.

1124. Ср. Дневник 10 октября 1907 г., 4.

1125.

1126. Ср. Дневник 26 октября 1907 г., 1.

1127. Ср. Дневник 8 ноября 1907 г., 1.

Ср. Дневник 8 ноября 1907 г., 2.

1129. Ср. Дневник 8 ноября 1907 г., 3.

1130.

1131. Ср. Дневник 8 ноября 1907 г., 5.

1132. Ср. Дневник 22 ноября 1907 г., 10.

Зачеркнуто: ученiе.

1134. Ср. Дневник 22 ноября 1907 г., 11.

Ср. Дневник 22 ноября 1907 г., 12.

1136. Ср. Дневник 22 ноября 1907 г., 13.

1137.

1138. Ср. Дневник 22 ноября 1907 г., 15.

1139. Ср. Дневник 22 ноября 1907 г., 16.

Дневник 22 ноября 1907 г., 17.

1141. Ср. Дневник 22 ноября 1907 г., 18.

1142.

1143. Слово: приспособлвнiе поделено для переноса па две части между которыми вписана (очевидно раньше) фраза: Вода сочтетъ себя кувшиномъ, отчеркнутая с трех сторон.

1144. Все Б[огъ]

1145. Ср. Дневник 22 ноября 1907 г., 20. После этого начата новая запись недописанным словом Го, после которого оставлено чистое место.

Ср. Дневник 22 ноября 1907 г., 21, 22.

1147. Ср. Дневник 29 ноября 1907 г., 1.

1148.

1149. Ср. Дневник 29 ноября 1907 г., 4.

1150. Ср. Дневник 16 декабря 1907 г., 10.

Ср. Дневник 16 декабря 1907 г., 11.

1152. Зачеркнуто: профес[сора]

Ср. Дневник 16 декабря 1907 г., 12.

1154. Ср. Дневник 16 декабря 1907 г., 13.

1155. [помни о смерти.]

1156. Зачеркнуто: людямъ сознанiя блага

1157.

1158. Ср. Дневник 30 декабря 1907 г., 2.

1159. Ср. Дневник 13 января 1908 г., 14.

Ср. Дневник 13 января 1908 г., 15.

1161. Ср. Дневник 13 января 1908 г., 16.

1162.

1163. Ср. Дневник 13 января 1908 г., 18.

1164. Ср. Дневник 13 января 1908 г., 19.

Ср. Дневник 13 января 1908 г., 20.

1166. Ср. Дневник 13 января 1908 г., 21.

1167.

1168. Ср. Дневник 31 января 1908 г., 9.

1169. Ср. Дневник 31 января 1908 г., 15.

Ср. Дневник 31 января 1908 г., 16.

1171. Написано: пошлостью

Ср. Дневник 31 января 1908 г., 17.

1173. Ср. Дневник 31 января 1908 г., 18.

1174.

1175. Ср. Дневник 9 февраля 1908 г., 1.

1176. Ср. Дневник 9 февраля 1908 г., 2.

Ср. Дневник 9 февраля 1908 г., 3.

1178. Ср. Дневник 9 февраля 1908 г., 4.

1179.

1180. Ср. Дневник 9 февраля 1908 г., 6.

1181. Ср. Дневник 9 февраля 1908 г., 7.

Ср. Дневник 9 февраля 1908 г., 8.

1183. Ср. Дневник 9 февраля 1908 г., 9.

1184. (опять временное)

1185. Зачеркнуто: надо понять

Эта мысль отчеркнута с левой стороны. Ср. «Закон насилия и закон любви», гл. II (т. 37).

1187. Начало этой мысли, кончая: и говорят

Раздел сайта: