Записные книжки и отдельные записи 1900—1903 гг.
VIII. Список художественных сюжетов

VІІІ.
[СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СЮЖЕТОВ]

[4? июля 1903 г. — Просмотрен после 20 (?) августа 1903 г.][1572]

1) Купонъ. 1

<<Это ты.>>

3) Церковь старик 2

4) Измена жены 3

5) Ангелъ <топи[?]> убив[шiй] ребенка 4

6) Кормилица 5

<8) Разбойникъ кается>

8)[1573]<<Кто важенъ, что важно, когда?>>

9)[1574]<Два др> <Баринъ и крестьянинъ> <<Трудъ, болезнь и смерть>>[1575]

————————————————————————————————————

<10)> 1) Трупъ 7

2) Своя драма. 8

3) Х[аджи] М[уратъ]. 9

4) Дети умней стар[иковъ] 10

5) Мать. 11

7) Персiаниновъ 13

8) Самара. Башкиры и поселенцы 14

10) Что ты пришелъ мучить насъ 16

<<Балъ и сквозь строй>>

Примечания

1166. 3403. [4? июля 1903 г. — Просмотрен после 20(?) августа 1903 г.] ― Печатающийся здесь Список сюжетов при первом его опубликовании был датирован А. Б. Гольденвейзером широкой датой: 1902—1905 гг. (см. выше стр. 399). Основания для новой, более точной, датировки следующие:

1) Сюжет «Это ты» заимствован из за 1903 г. номера немецкого журнала (см. прим. 1168).

2) Замыслы 9, 10 и 11 второй части Списка (в том числе «После бала») отмечены в Дневнике от 9 июня 1903 г., как новые

июне — июле 1903 г. несколько записей: 9 июня, 18 июня и 4 июля. 9 июня: «Задумал три новые вещи. Умирать пора, а я задумываю» (дальше перечислены три сюжета). 18 июня: «Задумал три новые вещи» (подробнее рассказаны те же сюжеты). 4 июля «поправлял Хаджи Мурата», и в тот же день он внес в Дневник особенно важную для нас запись: «Много задумываю писаний; очевидно неисполнимых». Можно считать очень вероятным, что именно в этот день Толстой и составил комментируемый Список художественных сюжетов. Список этот набросан на одном из листков рукописи повести «Хаджи Мурат» (см. стр. 398, Описание рукописей), из 15-й главы (о Николае I). Над этой главой Толстой усиленно работал в мае и июне 1903 г. Использованный листок содержит отрывок, переписанный рукой д-ра Д. В. Никитина, который жил в Ясной поляне с 3 июня по 28 сентября 1903. Листок этот не был Толстому уже нужен, так как текст, к которому он относился, был уже вновь выправлен Толстым и вновь перебелен.

«Я вот умирать собираюсь, а у меня пропасть сюжетов, и нынче еще новый сюжет. У меня их целый длинный список...» См. А. Б. Гольденвейзер «Вблизи Толстого», I, М. 1922, стр. 111.

«После бала», только к 22 августа совсем закончил обработку сказки «Три вопроса», а к 22?—25? августа закончил легенду «Труд, смерть и болезнь» и перевод сказки «Это ты» (см. прим. 1189, 1175, 1178 и 1168). По завершении этих работ Толстой, вероятно, и вычеркнул

1167. 3404. 1) Купон. — Замысел этот встречается в ряде составлявшихся Толстым списков сюжетов, начиная со списка 1886?—1888? гг. Повесть «Фальшивый купон», начатая в 1888? г., оставалась незаконченной. В 1902 году Толстой дважды принимался за работу над ней (см. стр. 145 и 327). Около 25 декабря 1903 года он вновь взялся за нее и продолжал над ней работать и в начале 1904 года. См. еще прим. 351, а также т. 36.

1168. 3405. 2) Это ты. — Толстой нашел в немецком журнале «Theosophiseher Wegweiser», 1903, № 5, сказку неизвестного автора «Das bist du» («Tat twam asi»). Сначала он заимствовал из нее мысль и написал свою сказку «Ассирийской царь Асархадон» (см. прим. 444), а затем сделал и перевод сказки ― «Это ты». См. еще прим. 375 и 418, а также т. 34.

1169. 3406. 3) Церковь старик. — Этот же сюжет Толстой включил в Список сюжетов, составленный в декабре 1899 года (см. прим. 5), и вновь записал 30 декабря 1903 года в Дневнике. См. стр. 203 и прим. 480, а также т. 39.

1170. 3407. — Очевидно, это тот же сюжет, который Толстой как «очень хороший» вспомнил 22 ноября 1896 года: «Измена жены страстному, ревнивому мужу: его страдания, борьба и наслаждение прощения». См. т. 53, Дневник от 22 ноября 1896.

1171. 3408. 5) Ангел, убив[ший] ребенка. — На этот сюжет Толстой хотел написать «народный рассказ» (см. стр. 203) и в 1905 году написал рассказ «Молитва». См. прим. 479, а также т. 40.

1172. 3409. — Этот неосуществленный замысел помещен Толстым и в Списке сюжетов, составленном в декабре 1904 года. См. т. 55. Как вспоминает А. Б. Гольденвейзер, Толстой «говорил об этой теме: о женщине, бросившей своего ребенка и кормящей чужого». См. «Русские пропилеи», т. 2, собрал М. Гершензон, М. 1916, стр. 351. Кормилица включена, как действующее лицо, также и в сложный замысел Толстого, записанный им в Дневнике от 14 апреля 1895 г. См. т. 52.

1178. 34010. 7) Александр I. — Сюжет, основанный на легенде, будто Александр I (1777—1825), на самом деле не умер в 1825 году в Таганроге, а скрылся и много лет жил в Сибири под именем старца Федора Кузмича. По этой легенде вместо Александра I в 1825 г. был похоронен некий солдат. Легенда эта занимала Толстого много лет. Впервые он, сколько известно, записал этот сюжет 25 января 1891 г. в Дневнике («Александр I и солдат»). Позднее он отметил его 13 июля 1891, 12 марта 1895 и 13 декабря 1897 (см. тт. 52 и 53). 22 августа 1898 он рассказывал в семье свои сюжеты, в том числе «Кузмич — Александр I» (см. ДСАТ, III, стр. 75). 26 октября 1901 г., в беседе об Александре I с вел. кн. Николаем Михайловичем, Толстой «говорил, что давно ему хотелось написать кое-что по поводу легенды, что Александр кончил свое поприще в Сибири в образе старца Федора Кузмича. Хотя пока еще легенда эта не подтверждается и, напротив того, много данных против нее, но Льва Николаевича интересует душа Александра I, столь оригинальная, сложная, двуличная, и Толстой добавляет, что если только Александр I действительно кончил свою жизнь отшельником, то искупление, вероятно, было полное, и соглашается с Н. К. Шильдером, что фигура вышла бы шекспировская» (см. запись вел. кн. Николая Михайловича «Мои свидания осенью 1901 г. в Крыму с графом Л. Н. Толстым» — «Красный архив», т. 2(21), М.—Л. 1927, стр. 233). Позднее, в декабре 1904 г., Толстой включил в новый Список сюжетов замысел «Александр — Кузмич», а еще через год, в ноябре — декабре 1905 г., приступил к писанию «Посмертных записок старца Федора Кузмича, умершего 20 января 1864 года в Сибири близ Томска на заимке купца Хромова. См. т. 55, Дневник 1905 г., и т. 36.

1174. 34011<> — Этот зачеркнутый Толстым в Списке замысел, как и другие, ряд лет не переставал его интересовать. Еще в Списке сюжетов 1886?—1888? годов помещен сложный сюжет: „Передача купона. Убийца. «За что»“. (См. т. 50). Очевидно, это краткий план повести «Фальшивый купон». Вопрос «За что» исходит конечно от жертвы преступления и он же пробудит у убийцы совесть. В Дневнике от 29 мая 1889 Толстой отметил: «Как хороша могла бы быть история об убийце, раскаявшемся на незащищавшейся женщине». (См. там же). Возможно также, что комментируемый сюжет это тот же «прекрасный» сюжет «разбойник, убивающий беззащитных», который упоминается в Дневнике от 13 декабря 1897 (см. т. 53). Когда в 1899 году Толстой работал над третьей частью «Воскресения», то включил в описание посещения Нехлюдовым и англичанином-путешественником острога рассказ о встречах и беседах Нехлюдова с осужденным в каторгу убийцей Федоровым. По словам Федорова, который передавал Нехлюдову подробности последнего совершенного им убийства «вдовы», он «только не мог» «ее глаз забыть и как она просила» («Братец, не губи души»). „«Два дня пил и хмель не брал. Всё в канаве лежал. На третий пошел в полицию — объявил». — Он долго молчал. — «Только не надо бы мне объявляться, а уйти куда, как Симеон-разбойник, в монастырь... Ну, а в этом монастыре не покаешься»“. Эпизод с Федоровым был выброшен Толстым из романа «Воскресение». См. публикацию (В. И. Срезневского) первого варианта «Рассказа о каторжнике Федорове» в журнале «Летопись» 1916, № 4, стр. 68. Еще см. т. 33.

Вероятно позднее, быть может в 1902 году, Толстой создал образ кающегося разбойника в повести «Фальшивый купон». Степан Пелагеюшкин, после совершенного им убийства престарелой вдовы Марьи Семеновны, «лежа в канаве» «не переставая видел перед собой кроткое, худое, испуганное лицо Марьи Семеновны и слышал ее голос: «Разве можно» — говорил ее особенный, ее шепелявящий жалостный голос». «К вечеру другого дня он поднялся и пошел в кабак. Насилу добрел до кабака и стал пить. Но сколько ни пил, хмель его не брал». Он сам объявил уряднику, что «вчерась у Добротворова всех перерезал». С этого времени началось его перерождение и на каторге про него уже говорят, что он «святой человек». (См. т. 36, «Фальшивый купон», ч. 1, гл. XXIII и ч. 2, гл. I—V и XIX). Возможно, что Толстой и вычеркнул комментируемый сюжет из Списка вследствие того, что уже начал его разрабатывать в повести «Фальшивый купон», которую выше поместил в том же Списке сюжетов. Однако тот же замысел он включил в новый Список сюжетов, составленный в декабре 1904 года («Убийца, ужаснувшийся непротивления»). Спустя еще слишком два года, весной 1907 года, работая над «Детским кругом чтения», Толстой написал небольшой рассказ, в котором разбойник «Федотка» после убийства старухи «возненавидел» «свое тело и все дела свои», признался во всем и, прожив в Сибири десять лет, «стал другим человеком». См. т. 39 (или «Толстой. Памятники творчества и жизни», сборн. 1, редакция В. И. Срезневского и А. Л. Бема, изд. «Огни», П. 1917, стр. 1—8, публикация В. М. Попова).

1175. 34012. — Сюжет сказки «Три загадки» впервые встречается в Списке сюжетов 1886?—1888? годов, затем в другом Списке сюжетов, составленном 30 ноября 1888 г. (См. т. 50). Позднее, с разрешения Толстого, сюжет этот был использован Н. С. Лесковым в сказке «Час воли божьей». (См. т. 53, Дневник от 12 июня 1898, и т. 74, письмо к С. Н. Рабиновичу (Шолом Алейхему) от 25 августа 1903). Тем не менее сюжет не переставал интересовать Толстого и вскоре по составлении комментируемого Списка, 22 июля 1903, он набросал сказку, которая получила заглавие «Три вопроса». Закончил он ее 20 августа, после чего, вероятно, и вычеркнул сюжет из Списка. Еще см. прим. 444, а также т. 34.

1176. 34013. <Два др>. — Толстой вероятно хотел написать: Два друга. Произведения с таким заглавием нет. Подобного сюжета в других списках замыслов тоже нет.

1177. 34013<Барин и крестьянин>. ― Об этом зачеркнутом здесь Толстым сюжете сведений не имеется. Можно только отметить, что в 1900 году Толстой одно время думал о «крестьянском романе», а месяц спустя выражал желание писать «продолжение ». См. выше, стр. 26 и 27, Дневник от 5 мая и 23 июня 1900.

1178. 34013—14. Труд, болезнь и смерть. — Легенда «Труд, смерть и болезнь» была впервые набросана вскоре по составлении Списка сюжетов — 23 июля 1903, закончена обработкой 22? августа. См. прим. 444 и 450, а также т. 74, письма к С. Н. Рабиновичу (Шолом Алейхему) от 22 и 25 августа 1903. Еще см. т. 34.

1179. 34016. ― Над драмой «Живой труп» Толстой работал в течение 1900 года и написал ее «начерно». 28 ноября он записал: «Драму Труп надо бросить», и повидимому действительно прекратил работу над ней. Тем не менее он не перестал интересоваться сюжетом этой драмы. 30 сентября 1902 года он «перечитал Труп» (см. стр. 318), а затем не только включил ее в помещаемый здесь Список, но и в еще более поздний Список сюжетов, составленный в декабре 1904 года. См. т. 55. Еще см. прим. 27 и 169.

1180. 34017. 2) Своя драма. — Эту же драму Толстой в своих записях называл или просто драмой, или «большой драмой» (в отличие от «малой драмы» «Живой труп»). Ее же в Дневнике от 13 декабря 1897 года он назвал — «драма христианского воскресения». В рукописи она озаглавлена «И свет во тьме светит». Задумана драма, а быть может и начата, еще в 1880-х годах. Основная же работа над ней повидимому шла зимой 1895—1896 года. См. т. 52 и 53, Дневник за декабрь 1895 и январь — март 1896. По имеющимся данным, Толстой последний раз работал над этой драмой в октябре 1902 года. В это время он, однако, ни разу не упомянул ее в своих ежедневных записях. См. прим. 1046.

«И свет во тьме светит». Она, по его словам, должна была отразить его собственные испытания, его борьбу, его веру, его страдания, всё, чтò было близко его сердцу. См. подробнее в прим. 95. Еще см. т. 35.

1181. 34018. 3) Х[аджи] М[урат— О работе Толстого в 1901—1903 годах над начатой в 1896 году повестью «Хаджи Мурат» имеется много сведений в Дневнике и в других записях, которые печатаются в настоящем томе. См. по указателю.

1182. 34019. 4) Дети умней стар[иков]. — Сюжет этот, впервые обработанный Толстым в 1885 году в маленьком рассказе «Девчонки умнее стариков» (см. т. 25), занимал его до конца жизни. В 1909 и 1910 годах он работал над серией диалогов под общим заглавием «Детская мудрость». См. т. 37.

1183. 34020. — Произведение на эту тему задумано Толстым в 1891 году. 25 марта этого года он в Дневнике записал сюжет: «Мать. Записки матери. Вопрос матери». К тому же году относятся сохранившиеся наброски рассказа. В имеющихся списках сюжетов 12 марта 1895 и 13 декабря 1897 сюжет назван «Записки матери». В 1898 и 1899 гг. Толстой решил напечатать «отрывок» «История матери» в пользу выселявшихся с Кавказа духоборов. По этому поводу он вел переговоры и переписку с издателем «Нивы» А. Ф. Марксом. См. тт. 71 и 72 (письма к А. Ф. Марксу). Подробнее см. т. 53, комментарий к Дневнику от 13 декабря 1897, а также т. 52, комментарий к Дневнику от 25 марта 1891.

1184. 3411. — Толстой задумал это произведение еще в 1884 году (см. т. 49). Тогда же, вероятно, он сделал первые наброски. Позднее замысел этот он упоминает в двух списках сюжетов — 30 ноября 1888 и 25 января 1891 (см. тт. 50 и 52). 26 декабря 1896 и 5 января 1897 он опять думает о «Записках сумашедшего». Наброски 1884? года впервые были напечатаны в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого», т. III, издание A. Л. Толстой, М. 1911. См. еще т. 26.

1185. 3412. — Замысел этот впервые записан Толстым в Дневнике от 14 сентября 1896: он «вспоминал два прекрасных сюжета для повестей», один из которых «Самоубийство старика Персиянинова». Через год, 13 декабря 1897, среди сюжетов, «которые стоит и можно обработать как должно», Толстой назвал сюжет «Персиянинов». Позднее комментируемого здесь Списка, Толстой вновь включил тот же замысел в Список сюжетов, составленный в декабре 1904 года. См. т. 55. О разысканиях в связи с этим сюжетом Толстого см. в т. 53, комментарий к Дневнику от 14 сентября 1896.

1186. 3413. 8) Самара. Башкиры и поселенцы. — Мысль написать произведение из жизни переселенцев впервые стала возникать у Толстого еще в период работы над «Анной Карениной», в марте 1877 года. Встречи с переселенцами летом 1876 года в Самарской губернии, рассказы о тамбовских крестьянах, переселившихся в Манчжурию, и другие сведения о переселенцах вызвали у него желание написать новое произведение, в котором «любить мысль русского народа в смысле ». Сила эта представлялась ему «в виде постоянного переселения русских на новые места на юге Сибири, на новых землях к юго-востоку России, на реке Белой, в Ташкенте и т. д.». В том же году, 25 октября 1877, Толстой, рассказывая жене о задуманном произведении, говорил, что во второй его части «будет переселенец, русский Робинзон, который сядет на новые земли (Самарские степи) и начнет там новую жизнь...» Обдумывая роман из эпохи декабристов, Толстой захотел ввести в него переселение мужиков («где-нибудь в Иркутске или в Самаре»), чтобы один из декабристов попал к переселенцам («простая жизнь в столкновении с высшей»). Тогда же он в первых набросках романа попытался изобразить переселение крестьян на новые места — в Оренбургский край. См. т. 17, «Декабристы». Еще см. ДСАТ, I, стр. 37—41.

В известных нам записях Толстого, относящихся к 1880-м годам, упоминаний сюжета о переселенцах не найдено. Вновь назван этот замысел (просто: «переселенцы») в дневниковой записи от 25 января 1891 года. Позднее, уже 12 марта 1895, в числе «художественного», которое «хорошо бы» «докончить», Толстой называет произведение «Переселенцы и Башкиры». 14 апреля того же года он «представил себе роман — как наш брат образованный бежал с переселенцами от жены...» Судя по всей записи об этом романе, центральное место в нем должны были занимать не переселенцы, а «бежавший» и его сын.

В 1896 году Толстой записал в Дневнике от 19 июня, что ему «очень живо представляются картины из жизни Самарской: степь, борьба кочевого патриархального с земледельческим культурным». Он добавляет, что его «очень тянет» писать. Тема очевидно прежняя, давнишняя ― о переселении русских крестьян центральных губерний на новые места, в степи, в районы кочевья. После этой записи замысел о переселенцах не встречается в доступных нам материалах вплоть до комментируемого здесь Списка сюжетов. В дальнейшем он упоминается еще в Списке сюжетов, составленном в декабре 1904 года (опять просто: «Переселенцы»), См. т. 55. Еще см. упомянутые выше записи и комментарий к ним в тт. 52, Дневник 1891—1895, и 53, Дневник 1896.

1187. 3414. — Об этом замысле известно только то, что Толстой записал о нем в дневниковых записях от 9 июня, 18 июня и 30 декабря 1903 — см. выше, стр. 177, 178 и 203.

1188. 3415. 10) Что ты пришел мучить нас. — Замысел этот впервые назван Толстым в Дневнике от 9 июня 1903: «Крик беса при приближении Христа». Вскоре, 18 июня, Толстой раскрывает свою мысль и записывает тот же сюжет яснее: «Крик теперешних заблудших людей: материалистов, позитивистов, ницшеанцов, крик (Map. I, 24)...» Третий раз он записал тот же сюжет (30 декабря 1903), как и в комментируемом Списке, ближе к тексту евангелиста Матфея, а не Марка. Ср. Евангелие Матфея, VIII, 29: «И вот, они закричали: чтò тебе до нас, Иисус, сын божий? пришел ты сюда прежде времени мучить нас». (Текст этот Толстой цитировал и в письмах — к А. М. Калмыковой от 6 августа 1885, см. т. 63, и к Е. И. Попову от 1—20 октября 1887, см. т. 64). В связи с записанным замыслом см. выше, стр. 177, 178 и 203, а также прим. 417.

1189. 3416. — Сюжет рассказа «После бала» впервые упоминается в Дневнике от 9 июня 1903 и подробнее рассказан в записи 18 июня (см. стр. 177 и 178). Рассказ был начат 6 августа того же года и закончен 20 августа. Толстой называл его сначала «Дочь и отец», затем «А вы говорите». Об автобиографичности рассказа и его происхождении см. прим. 419.

Сноски

1572.

1573. 9

1574. 10

1575. Надписано над зачеркнутым.

Сумашедшiй. Слово: Записки

Раздел сайта: