[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 2, 1897 г.]
1) Канцелярии комиссии прошений прием.
2) Канц[елярия] министерства юст[иции].
3) Канцелярия Сената.
4) Письмоводитель коменданта. Где содержались не самые важные?
5) Гробницы царей в Петропавл[овской].
6) Вход в Сенат. Где дожидаю[тся]. Где приходят сенат[оры]. Их мундир? Оберпрок[урор], секретарь где сидят?
7) Какая статья — педерастия?
8) Обсуживают ли вслух в Сенате?
Грязные истор[ии] сенаторов.
10) Приемная Победон[осцева]. Канцелярия Синода.
11) Выход партии из острога.
12) Какие телеги везут?
14) В каком порядке идут?
15) Солнечный удар — призна[ки].
16) Какие рубахи у женщин?
17) Каторга на Каре.
19) Жениться на кат[оржной].
————————
6 Ян[варя] 97. Общ[ественное] мнение, женское.[542] Здоровый слабее. Табак и вино.
———————————————————————————————————
Обличайте, распространяйте и бойтесь — они сами боятся.[543]
Как привел вора.[544]
———————————————————————————————————
Если бы распространять обман или убийст[во], было бы страшно, а то распростр[анять] освобождение от обмана и убийства.[545]
———————————————————————————————————
Выломать язык, как набор букв — слова. Для чего надо быть несерьезным?[546]
———————————————————————————————————
7 Я[нваря]. Как движение указывает обман перспективы, так движение в жизни указывает обман матерьяльности мира.[547]
———————————————————————————————————
Себя отделить, а смотреть издалека.[548]
———————————————————————————————————
Когда цель[ю] искусства признается красота, то искусство будет всем тем, что известные люди счита[ют] красотой.[549]
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
Степан Миридонов угол Каланчевой и Больш[ой] Спаской.
———————————————————————————————————
Помогает умереть.
———————————————————————————————————
Обманы раз[ные] и корень — вера.
———————————————————————————————————
Вред искусств, особенно музыки.[551]
———————————————————————————————————
Богач не пожалеет вас, п[отому] ч[то] он видит, что вы хотите того же, чего и он, и добиваетесь теми же средствами: Борьба.[552]
———————————————————————————————————
Различие наслаждения от добра, ч[то] добро для всяк[ого] чем больше, тем лучше. Наслаждение напротив.[553]
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
Или это красота, мистически сливающаяся с добром, и тогда она неопределенна: Шеллинг, Шопенг[ауэр], Фихте, Гегель, или это красота отдельная, и тогда она Wohlgefallen,[555] относительна и зависит от вкуса. Кроме того, не подходит под красоту величественное и комическое.
———————————————————————————————————
Средство сделать ничтожн[ые] мотивы возможными — в том, чтобы их соединить.[556]
———————————————————————————————————
подделка под искусство.[557]
———————————————————————————————————
Самый строгий и последовательный агностик признает Бога.
Вопрос: зачем это всё? и сознание свое[го] закона и есть Бог. И такое признание Бога тверже признания Бога творца и т. п. Верить так значит прокопать под бут до материка.[558]
———————————————————————————————————
Отделение плода от матери.[559]
Очевидный процесс обратный жизни. Жизнь соединяет, а тут выделяется.[560]
———————————————————————————————————
Выделяется и соединяется по-новому, лучшему. В этом вся жизнь. Каждый соединяет в себе всех предков и потом вновь разделяется.[561]
———————————————————————————————————
(К воззванию): 1) описание положения фабричных, прислуг, солдат, земледельцев в сравнении с богачами.[562]
———————————————————————————————————
к воззванию: Обман церковн[иков] и обман матерьял[истов][563].
———————————————————————————————————
И господа поддел[ывались] под народ, а народ под господ.[564]
———————————————————————————————————
Сделал ли то, на что послан?[565]
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
В музыке есть что-то отвратительное — Гофм[ан], женщины.[567]
———————————————————————————————————
Значение слов красивый[568] — прекрас[ный].
———————————————————————————————————
Grand Encicloped[ie]. Le beau.[569]
Le beau consiste dans l’ordre et la grand[eur].[570]
———————————————————————————————————
Le beau et le bon sont deux choses différantes, car le bon est surtout dans les actes, et le beau est dans ce qui ne supporte pas de changement (Aristote).[571]
———————————————————————————————————
Le bien n’est que le beau en action (Roussau).[573]
———————————————————————————————————
Мы приписываем ум, доброту таланту; а талант есть способность передачи.[574]
———————————————————————————————————
С. Петербург.
Эртелев переулок д. 3, кв. 22 (Каменского) H. Н. Ге.[575]
———————————————————————————————————
Думать о других.
———————————————————————————————————
Движение жизни, расширение отдельного существа дает время. Пространст[во] же есть существо других существ.[577]
Есть люди, лишенные нравственного чувства, тогда их чувство есть главный и единст[венный] судья.[578]
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
1. Есть такие соблазны, кот[орые] уничтожают возможность борьбы с грехом.[580]
———————————————————————————————————
2. Мне нечего проповедывать. Я только прошу, чтоб не проповедывали. Я только делаю выводы.[581]
———————————————————————————————————
3. Немец, к[оторый] желает только приятно жить и от этого делается распорядителем судеб рус[ского] нар[ода].[582]
Говорят: свобода есть сознание. Нет: сознание это свобода. Свобода есть жизнь, и мы помним только жизнь. Началось с того, что я забыл: обтирал ли пыль, сделал бессознательно, т. е. не жил.[583]
———————————————————————————————————
Возможен только один конец.
———————————————————————————————————
Пишет об отношен[ии] эстет[ики] к нравствен[ности], и главная забота, чтобы призна[ть] Ромео и Юлию, Вильгельм Мейстер и Tücke und Liebe[584] хорошими.
———————————————————————————————————
Художник не должен стараться быть нравствен[ным], а должен быть на высшем уровне жизнепонимания.
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
Чудес не м[ожет] б[ыть] п[отому], ч[то] мир, к[оторый] мы знаем, есть не что иное, как законы соотношения наших чувств (sens) и потому чудо есть нарушение законов соотношения и потому, подрывая веру в это соотношение, разрушает мир.[586]
Краснов: Исповедь Аполлова. Архив.>[587]
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
И понятно, что оно дошло до того, до чего дошло.
———————————————————————————————————
Так вот что такое это понятие красоты, на к[отором] основывает[ся] искусство высших классов. —
———————————————————————————————————
Так оно и должно было выродиться в потеху.
———————————————————————————————————
(Прежде.) Если же это так, то это только забава, как всякая друг[ая].
———————————————————————————————————
[1 неразобр.]
———————————————————————————————————
Служить Богу, а не людям.[588]
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
Почему же такое простое и ясное определение искусства не б[ыло] сделано. А потому, что при таком определе[нии] необходимо было признать свое искусство плох[им]. — Почему же искусство стало плохим? п[отому] ч[то] потеряло религиозн[ую] основу.
———————————————————————————————————
(К воззванию.) Так запута[ны], что неизбеж[но] в участии — надо распутывать.[590]
———————————————————————————————————
Шекспир стал ценим, когда потеряли нравственный критерий.[591]
Физич[еское] ощущение ревности. Приписываемая привлекат[ельность].[592]
———————————————————————————————————
[3 апреля 1897 г.] — Обман веры.[593]
———————————————————————————————————
Необходима жестокость.
———————————————————————————————————
Без одурения нельзя ни тем, ни другим.
———————————————————————————————————
Неужели так надо? надо, чтобы люди росли в сознании своего греха.
———————————————————————————————————
О бедственности богатых.
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
Солнце заходит, но не переставая светит (Гёте).
———————————————————————————————————
Соединить людей великое дело, но соединить можно страхом, корыст[ью], чувствен[но], и можно — любовью.
———————————————————————————————————
Борьба сумашед[шей], одной против всех — на ее стороне весь мир.
———————————————————————————————————
Встречаясь на лестнице, она мне объясняет, почему не пошла за мои[ми] идеями. Так проходит 35-й год, и всё некогда поговорить серьезно.
———————————————————————————————————
Гёте: как дети переворачивают зеркало, чтобы видеть, что на той стороне.
———————————————————————————————————
Литература была белый лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть
Архитектура — застывшая музыка.
И. И. Горб[унов]. Свечной пер. д. № 7.
———————————————————————————————————
Салам алейкум рахм атуляиа [?]
———————————————————————————————————
Месахи [?] акебар начало [?]
———————————————————————————————————
1. Садык |
11 мазуха |
Бабилатаф [?] |
|
3. Гали |
Зулейха |
4. Салих |
|
5. Закир |
Газизи |
6. Шакир |
Мафтуха |
Бадриджихана |
|
8. Измагил |
Фахриджихана [?] |
9. Исхак |
Гайша |
Магиджган |
|
Файзерахман |
|
Degas |
|
Monet |
|
Manet |
———————————————————————————————————
Нравится тому кружку, к[оторый] производит искусство.
———————————————————————————————————
B. Ф. Лазурский, Афанас[ьевский] пер. д. Панковой.
———————————————————————————————————
Григорий Аветович
Сергей Никитин Хазин.
—
Взяты мною:
1) Архив № 9.
2) Письмо Л. Н. Толстого к американцу о непротивлении.
3) Два экземпляра Евангелия.
5) Кому служить.
C. Хазин.[594]
———————————————————————————————————
И вот эта деятельность по теории красоты признана всегда хорошей. Понятно, какие последствия возник[али] из такого понимания искусства.
———————————————————————————————————
Христ[ианство] выразилось для богатых [и] для бедн[ых].
———————————————————————————————————
Богатые и не могли принять, бедные же приняли и вот [2 неразобр.]
———————————————————————————————————
1) Нет земли, во власти. Как-нибудь сделается.
2) Подати, пошлины. Другой раз завернут винт —[595] хочется вырваться.
3) Солдаты. Он сам. Хочет не идти — нельзя — один так вот [?] что страшно.
4) И нет выхода.[596]
Выход один. Откинуть обман и спасен.
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
1) Билет штамп [?]
2) Пальто свер [?]
3) С Козлов[ки] три мешка.
———————————————————————————————————
Воздремская погорелая.
Погорелые. Тихвин[ские].[597]
———————————————————————————————————
Старков в Туле в четверг.
———————————————————————————————————
Досадую на нищих за то, что мешают молиться. —
———————————————————————————————————
Шутя сорвал макушку осины, через 50 лет корявая, никуда негодная растоп[ка].
———————————————————————————————————
Молок[анин]: у нас все грамотные.
———————————————————————————————————
Вдова из Воздр[ема].
———————————————————————————————————
П[исьма] в кабард[?] п[исьмо] 1.
———————————————————————————————————
Такая тишина вечером на лугу, что комара громко слышно.
В низочке вечером равномерно звучно гудят жабы.
———————————————————————————————————
Семь утра, а уж жарко — над высохш[им] заливом снуют мухи тщетно. Лошади не перестав[ая] махают хвостами.
———————————————————————————————————
Так вот в каком положении находится иск[усство] наш[его] вр[емени], в наш[ем] общ[естве]. Среди океана предметов подложного искусства, кое-где 1 на 1000 попадае[тся] предмет истинного искусства. Эти же предметы или развращенные, или непонятные для большой массы. Предметов же, передающ[их] чувства, не развратные и понятные большим массам, так мало, что трудно найти одно таковое среди миль[онов].
———————————————————————————————————
— от скуки.
———————————————————————————————————
Так оно есть.
———————————————————————————————————
Чем оно долж[но] быть?
———————————————————————————————————
Грумантск.
———————————————————————————————————
Всякое дурное дело видно еще со стороны глупости. —
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
Шекспир талант, но холодный. Восхвален за безрелигиозно[сть].
Его все хва[лили] и вот ложн[ый] piste.[598]
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
Говорят, не понимают. Нельзя достаточно просто. Непонятно только людям развращенным — нравственно так прямо не любят: Фрейлиграт, Шекспир.
———————————————————————————————————
Кто сильно чувствует, тот всё перечувству[ет] и найдет.
———————————————————————————————————
Человеку нужно необходимо подчиняться или Богу, или другим людям. Если нет этого подчинения, он несчастный — скучно.
———————————————————————————————————
«Ты дьявол». И он обрадовался, что я назвал его — п[отому], ч[то] он был в ней.
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
Ламинцовск[ие] погорельцы.
———————————————————————————————————
Черткову написать о суде Шмита.
———————————————————————————————————
И[вану] М[ихайловичу] о Е[лене] П[етровне].
———————————————————————————————————
Марья Озерская, очень бедная.
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
Бобринские. Кобылинки. Маклаков.
———————————————————————————————————
Иван Осипович Бартновский.
———————————————————————————————————
Источник величайших нелепостей консерватизм.
———————————————————————————————————
Для изменения существ[ующего] дурно[го] порядка на лучший надо не делать, но быть. —
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
Деланность всех на древних легенд[ах] — искусств: Вагнер, Фауст.
———————————————————————————————————
Как только нет излишеств в искусстве, должна быть закономер[ность].
———————————————————————————————————
Пенсия танцору
———————————————————————————————————
исключительность, доходящая до безумия.
Бавар[ский] король и Вагнер.[599]
1079. 3002—23. Канцелярии комиссии прошений прием.... 19) Жениться на кат[оржной]. — Записи к «Воскресению». См. т. 33, стр. 324.
1080. 30212—18. — Краткая формулировка эстетических взглядов Шеллинга, Шопенгауэра, Фихте и Гегеля дана Толстым в гл. III и IV трактата «Что такое искусство?». См. т. 30.
1081. 30214. красота отдельная, — Определение красоты, распространенное, главным образом, между английскими эстетиками. См. «Что такое искусство?», гл. IV.
1082. 30215. зависит от вкуса. — О переведении вопроса о красоте на вопрос о вкусе (Гутчисон, Вольтер, Дидро и др.) Толстой пишет в той же IV гл. «Что такое искусство?»
1083. 30314—15. Gaston Paris. Les courtois et les vilains.... ignorants. — Цитата из книги Гастона Париса (р. 1839) — французского исследователя средневековой литературы.
1084. 30328. Grand Enciclopéd[ie]. Le beau. — В связи с работой над трактатом «Что такое искусство?» Толстой пользовался французской Большой энциклопедией, в частности томом V, куда входит слово «le beau».
1085. 3043—5. Le beau et le bon.... (Aristote). — Цитата из «Метафизики» Аристотеля, по Беккеру, 1078а, 31.
1086. 3046. Le beau.... du bien (Platon). — «Le beau est la splendeur du vrai» [«Красота — это сияние истины»] — Grande Enciclopédie, V, p. 998.
1087. 30516—18. Пишет об отношен[ии] эстет[ики] к нравствен[ности]... хорошими. — Запись в связи с чтением книги немецкого философа- искусствоведа Иоганна Фолькельта «Система эстетики»; высказанные здесь мысли были развиты Толстым в гл. IV «Что такое искусство?»
1088. 30517. Ромео и Юлию, — Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».
1089. 30517. Вильгельм Мейстер — Романы Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствований Вильгельма Мейстера».
1090. 30518. Tücke und Liebe — «Коварство и любовь», драма Шиллера.
1091. 305—25. Взял 11/III письмо о петербургских беспорядках. — Письма, полученные Толстым, о студенческих волнениях в Петербурге. См. прим. 939—941. Письма неизвестны.
1092. 3061. Краснов: — Василии Филиппович Краснов (р. 1878), крестьянин Волоколамского уезда Московской губ.; в 1896—1897 гг. работал фотографом в Москве в фотографии Курбатова на Тверской, куда заходил к нему Толстой. Автор статьи «Ходынка. Рассказ не до смерти затоптанного», которую Толстой рекомендовал напечатать в «Русском богатстве» и о которой в 1910 г. переписывался с Красновым (см. т. 81). Статья была напечатана в «Русском богатстве», 1910, 8, стр. 152—170.
1093. 3061 — Александр Иванович Аполлов (1864—1893), бывший священник, разделявший взгляды Толстого. См. о нем т. 70, т. 86, № 226, ит. 87, № 328. Речь идет о книге Аполлова «Как жить нужно? (Исповедь)».
1094. 3063—14. Так вот это-то понятие забава.... как всякая друг[ая]. — Записи для трактата «Что такое искусство?», гл. IV.
1095. 30616 — Запись сделана в связи с работой над IX и X главами «Что такое искусство?», в которых Толстой резко критикует западноевропейскую живопись конца XIX века. См. т. 30, стр. 88 и 103—104.
1096. 30616—17. Чувствен[ностъ] и декаденст[во] — В гл. IX трактата «Что такое искусство?» Толстой развивает мысль, что «чувственность — составляет главный предмет всех произведений искусства нового времени» и что из этого нового направления в искусстве, воспевающего чувственность, развилось декадентство. См. т. 30.
1097. 30629 — См. прим. 491.
1098. 30710—13. Неужели так надо?.... О бедственности богатых. — Записи к «Воззванию», первая редакция которого написана в апреле 1897 г. Развитие этих мыслей см. в статьях «Воззвание» и «Корень зла» (т. 34).
1099. 30719 — Выписка, несколько перефразированная, из книги «Разговоры Гёте, собранные Эккерманом», перевод с немецкого Д. В. Аверкиева, изд. Суворина, Спб. 1891, ч. II, стр. 326.
1100. 30727—29. Встречаясь на лестнице.... все некогда поговорить серьезно — Об этом разговоре Толстого с женой см. запись С. А. Толстой в ее дневнике, сделанную 6 июня 1897 г. (III, стр. 113).
1101. 307—32. Гёте.... что на той стороне. — Выписка из книги «Разговоры Гёте, собранные Эккерманом», Спб. 1891, ч. II, стр. 150.
1102. 3082. И. И. Горб[унов]. Свечной пер. д. № 7. — Петербургский адрес Ивана Ивановича Горбунова, отца И. И. Горбунова-Посадова.
1103. 308—6. Салам алейкум.... акебар — Выписанные в связи с работой над «Хаджи-Муратом» мусульманские приветствия.
1104. 3088—18. 1. Садык.... Файзерахман. — Мусульманские имена, выписанные в связи с работой над «Хаджи-Муратом».
1105. 30819. Degas — Илер Жермен Эдгар Дега (1834—1917), французский художник-импрессионист, ученик Э. Мане. Составил себе известность изображением сцен парижской жизни, преимущественно балетного и театрального мира.
1106. 30820—21. Monet, Manet — Французские художники-импрессионисты — Клод Моне (1840—1926) и Эдуар Мане (1832—1883). Их картины видел Толстой на выставке в Москве в 1894 г. См. о них в гл. X и XVII трактата «Что такое искусство?» (т. 30) и письмо Толстого Э. Мооду от конца января 1898 г. (т. 71).
1107. 30825 — Владимир Федорович Лазурский (ум. 1947) был рекомендован проф. Н. И. Стороженко в качестве репетитора детей Толстого. Впоследствии Лазурский был профессором Новороссийского университета по кафедре западной литературы. Автор воспоминаний о Л. Н. Толстом, часть которых опубликована в 1911 г. Дневник В. Ф. Лазурского опубликован в «Литературном наследство», № 37-38, М. 1939.
1108. 30828—38. Сергей Никитин Хазин.... С. Хазин. — Один из читателей запрещенных в России сочинений Толстого, взявший у него перечисленные книги.
1109. 3091—8. И вот эта деятельность.... и всё [?] движ[ение]. — ЗаSennheiser MX 375
писи в связи с работой над трактатом «Что такое искусство?»
1110. 309—16. 1) Нет земли.... Откинуть обман и спасен. — Конспективные записи для «Воззвания».
1111. 3101—4. Анна Городенс[кая].... Вдова из Воздр[ема]. — Просительницы-крестьянки.
1112. 31015—27. Так вот в каком положении.... Чем оно долж[но] быть? — Записи к трактату «Что такое искусство?».
1113. 31029. Грумантск. — Очевидно, запись о ком-либо из грумантских крестьян.
1114. 31033. Кронштат, Тулон большая поддержка деспотизму. — Имеется в виду заключение Франко-русского союза и связанные с ним визиты французской эскадры в Кронштадт (в июле 1891 г.) и русской эскадры в Тулон (в октябре 1893 г.). Резко отрицательное отношение к этим событиям Толстой выразил в написанной в 1894 г. статье «Христианство и патриотизм» и дневниковых записях того времени. См. тт. 29 и 52.
1115. 3116. Говорят не понимают. Нельзя достаточно просто. — Развитие этих мыслей о непонятности существующего искусства для народа и необходимости для искусства простоты см. в гл. X трактата «Что такое искусство?»
1116. 3118. — Фердинанд Фрейлиграт (1814—1876) — немецкий революционный поэт-романтик, перешедший к социально и политически насыщенной реалистической поэзии. Был близок и переписывался с Карлом Марксом.
1117. 31115—16. «Ты дьявол». И он обрадовался, что я назвал его — — Запись относится к повести «Отец Сергий».
1118. 31122. Черткову написать о суде Шмита. — См. письмо В. Г. Черткову от 30 апреля 1897 г. (т. 88).
1119. 31124. И[вану] М[ихайловичу] о Е[лене] П[етровне]. — И. М. Трегубову о Е. П. Накашидзе.
1120. 31126. Марья Озерская, — Крестьянка дер. Озерки, в 10 км. от Ясной Поляны.
1121. 31128—30. Вкусовые не искусст[во].... не все[м] доступным[и]. — Запись по поводу теории немецкого профессора Кларика и французского философа Жан Мари Гюйо, считавших, что вкусовые ощущения могут являться предметом искусства. См. гл. II, IV и V трактата «Что такое искусство?» (т. 30).
1122. 31132. Маклаков. — Н. А. Маклаков, бывший со своей женой М. Л. Оболенской в Ясной Поляне в августе 1897 г. См. прим. 594.
1123. 3128. Вагнер. — Крайне резкой характеристике творчества немецкого композитора Рихарда Вагнера Толстой посвятил гл. XIII трактата «Что такое искусство?» (т. 30).
1124. 3129. — В. В. Стасов в письме от 5 января 1898 г. к брату Д. В. Стасову, передавая споры Толстого с Н. А. Римским-Корсаковым об искусстве, писал, что Лев Николаевич «и в «Фаусте» лишь очень немногое признает чем-то настоящим». Ср. прим. 763.
1125. 31211—16. Как только нет излишеств.... доходящая до безумия. — Запись к трактату «Что такое искусство?».
1126. 31217 — Имеется в виду покровительство, оказанное Вагнеру в 1864 г. баварским королем Людвигом II. См. гл. XIII трактата «Что такое искусство?» (т. 30).
Сноски