Записная книжка № 2, 1897 г.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 2, 1897 г.]

1) Канцелярии комиссии прошений прием.

2) Канц[елярия] министерства юст[иции].

3) Канцелярия Сената.

4) Письмоводитель коменданта. Где содержались не самые важные?

5) Гробницы царей в Петропавл[овской].

6) Вход в Сенат. Где дожидаю[тся]. Где приходят сенат[оры]. Их мундир? Оберпрок[урор], секретарь где сидят?

7) Какая статья — педерастия?

8) Обсуживают ли вслух в Сенате?

Грязные истор[ии] сенаторов.

10) Приемная Победон[осцева]. Канцелярия Синода.

11) Выход партии из острога.

12) Какие телеги везут?

14) В каком порядке идут?

15) Солнечный удар — призна[ки].

16) Какие рубахи у женщин?

17) Каторга на Каре.

19) Жениться на кат[оржной].

————————

6 Ян[варя] 97. Общ[ественное] мнение, женское.[542] Здоровый слабее. Табак и вино.

———————————————————————————————————

Обличайте, распространяйте и бойтесь — они сами боятся.[543]

Как привел вора.[544]

———————————————————————————————————

Если бы распространять обман или убийст[во], было бы страшно, а то распростр[анять] освобождение от обмана и убийства.[545]

———————————————————————————————————

Выломать язык, как набор букв — слова. Для чего надо быть несерьезным?[546]

———————————————————————————————————

7 Я[нваря]. Как движение указывает обман перспективы, так движение в жизни указывает обман матерьяльности мира.[547]

———————————————————————————————————

Себя отделить, а смотреть издалека.[548]

———————————————————————————————————

Когда цель[ю] искусства признается красота, то искусство будет всем тем, что известные люди счита[ют] красотой.[549]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Степан Миридонов угол Каланчевой и Больш[ой] Спаской.

———————————————————————————————————

Помогает умереть.

———————————————————————————————————

Обманы раз[ные] и корень — вера.

———————————————————————————————————

Вред искусств, особенно музыки.[551]

———————————————————————————————————

Богач не пожалеет вас, п[отому] ч[то] он видит, что вы хотите того же, чего и он, и добиваетесь теми же средствами: Борьба.[552]

———————————————————————————————————

Различие наслаждения от добра, ч[то] добро для всяк[ого] чем больше, тем лучше. Наслаждение напротив.[553]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Или это красота, мистически сливающаяся с добром, и тогда она неопределенна: Шеллинг, Шопенг[ауэр], Фихте, Гегель, или это красота отдельная, и тогда она Wohlgefallen,[555] относительна и зависит от вкуса. Кроме того, не подходит под красоту величественное и комическое.

———————————————————————————————————

Средство сделать ничтожн[ые] мотивы возможными — в том, чтобы их соединить.[556]

———————————————————————————————————

подделка под искусство.[557]

———————————————————————————————————

Самый строгий и последовательный агностик признает Бога.

Вопрос: зачем это всё? и сознание свое[го] закона и есть Бог. И такое признание Бога тверже признания Бога творца и т. п. Верить так значит прокопать под бут до материка.[558]

———————————————————————————————————

Отделение плода от матери.[559]

Очевидный процесс обратный жизни. Жизнь соединяет, а тут выделяется.[560]

———————————————————————————————————

Выделяется и соединяется по-новому, лучшему. В этом вся жизнь. Каждый соединяет в себе всех предков и потом вновь разделяется.[561]

———————————————————————————————————

(К воззванию): 1) описание положения фабричных, прислуг, солдат, земледельцев в сравнении с богачами.[562]

———————————————————————————————————

к воззванию: Обман церковн[иков] и обман матерьял[истов][563].

———————————————————————————————————

И господа поддел[ывались] под народ, а народ под господ.[564]

———————————————————————————————————

Сделал ли то, на что послан?[565]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

В музыке есть что-то отвратительное — Гофм[ан], женщины.[567]

———————————————————————————————————

Значение слов красивый[568] — прекрас[ный].

———————————————————————————————————

Grand Encicloped[ie]. Le beau.[569]

Le beau consiste dans l’ordre et la grand[eur].[570]

———————————————————————————————————

Le beau et le bon sont deux choses différantes, car le bon est surtout dans les actes, et le beau est dans ce qui ne supporte pas de changement (Aristote).[571]

———————————————————————————————————

Le bien n’est que le beau en action (Roussau).[573]

———————————————————————————————————

Мы приписываем ум, доброту таланту; а талант есть способность передачи.[574]

———————————————————————————————————

С. Петербург.

Эртелев переулок д. 3, кв. 22 (Каменского) H. Н. Ге.[575]

———————————————————————————————————

Думать о других.

———————————————————————————————————

Движение жизни, расширение отдельного существа дает время. Пространст[во] же есть существо других существ.[577]

Есть люди, лишенные нравственного чувства, тогда их чувство есть главный и единст[венный] судья.[578]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

1. Есть такие соблазны, кот[орые] уничтожают возможность борьбы с грехом.[580]

———————————————————————————————————

2. Мне нечего проповедывать. Я только прошу, чтоб не проповедывали. Я только делаю выводы.[581]

———————————————————————————————————

3. Немец, к[оторый] желает только приятно жить и от этого делается распорядителем судеб рус[ского] нар[ода].[582]

Говорят: свобода есть сознание. Нет: сознание это свобода. Свобода есть жизнь, и мы помним только жизнь. Началось с того, что я забыл: обтирал ли пыль, сделал бессознательно, т. е. не жил.[583]

———————————————————————————————————

Возможен только один конец.

———————————————————————————————————

Пишет об отношен[ии] эстет[ики] к нравствен[ности], и главная забота, чтобы призна[ть] Ромео и Юлию, Вильгельм Мейстер и Tücke und Liebe[584] хорошими.

———————————————————————————————————

Художник не должен стараться быть нравствен[ным], а должен быть на высшем уровне жизнепонимания.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Чудес не м[ожет] б[ыть] п[отому], ч[то] мир, к[оторый] мы знаем, есть не что иное, как законы соотношения наших чувств (sens) и потому чудо есть нарушение законов соотношения и потому, подрывая веру в это соотношение, разрушает мир.[586]

Краснов: Исповедь Аполлова. Архив.>[587]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

И понятно, что оно дошло до того, до чего дошло.

———————————————————————————————————

Так вот что такое это понятие красоты, на к[отором] основывает[ся] искусство высших классов. —

———————————————————————————————————

Так оно и должно было выродиться в потеху.

———————————————————————————————————

(Прежде.) Если же это так, то это только забава, как всякая друг[ая].

———————————————————————————————————

[1 неразобр.]

———————————————————————————————————

Служить Богу, а не людям.[588]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Почему же такое простое и ясное определение искусства не б[ыло] сделано. А потому, что при таком определе[нии] необходимо было признать свое искусство плох[им]. — Почему же искусство стало плохим? п[отому] ч[то] потеряло религиозн[ую] основу.

———————————————————————————————————

(К воззванию.) Так запута[ны], что неизбеж[но] в участии — надо распутывать.[590]

———————————————————————————————————

Шекспир стал ценим, когда потеряли нравственный критерий.[591]

Физич[еское] ощущение ревности. Приписываемая привлекат[ельность].[592]

———————————————————————————————————

[3 апреля 1897 г.] — Обман веры.[593]

———————————————————————————————————

Необходима жестокость.

———————————————————————————————————

Без одурения нельзя ни тем, ни другим.

———————————————————————————————————

Неужели так надо? надо, чтобы люди росли в сознании своего греха.

———————————————————————————————————

О бедственности богатых.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Солнце заходит, но не переставая светит (Гёте).

———————————————————————————————————

Соединить людей великое дело, но соединить можно страхом, корыст[ью], чувствен[но], и можно — любовью.

———————————————————————————————————

Борьба сумашед[шей], одной против всех — на ее стороне весь мир.

———————————————————————————————————

Встречаясь на лестнице, она мне объясняет, почему не пошла за мои[ми] идеями. Так проходит 35-й год, и всё некогда поговорить серьезно.

———————————————————————————————————

Гёте: как дети переворачивают зеркало, чтобы видеть, что на той стороне.

———————————————————————————————————

Литература была белый лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть

Архитектура — застывшая музыка.

И. И. Горб[унов]. Свечной пер. д. № 7.

———————————————————————————————————

Салам алейкум рахм атуляиа [?]

———————————————————————————————————

Месахи [?] акебар начало [?]

———————————————————————————————————

1. Садык

11 мазуха

Бабилатаф [?]

3. Гали

Зулейха

4. Салих

5. Закир

Газизи

6. Шакир

Мафтуха

Бадриджихана

8. Измагил

Фахриджихана [?]

9. Исхак

Гайша

Магиджган

Файзерахман

 

Degas

 

Monet

 

Manet

 

———————————————————————————————————

Нравится тому кружку, к[оторый] производит искусство.

———————————————————————————————————

B. Ф. Лазурский, Афанас[ьевский] пер. д. Панковой.

———————————————————————————————————

Григорий Аветович

Сергей Никитин Хазин.

Взяты мною:

1) Архив № 9.

2) Письмо Л. Н. Толстого к американцу о непротивлении.

3) Два экземпляра Евангелия.

5) Кому служить.

C. Хазин.[594]

———————————————————————————————————

И вот эта деятельность по теории красоты признана всегда хорошей. Понятно, какие последствия возник[али] из такого понимания искусства.

———————————————————————————————————

Христ[ианство] выразилось для богатых [и] для бедн[ых].

———————————————————————————————————

Богатые и не могли принять, бедные же приняли и вот [2 неразобр.]

———————————————————————————————————

1) Нет земли, во власти. Как-нибудь сделается.

2) Подати, пошлины. Другой раз завернут винт —[595] хочется вырваться.

3) Солдаты. Он сам. Хочет не идти — нельзя — один так вот [?] что страшно.

4) И нет выхода.[596]

Выход один. Откинуть обман и спасен.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

1) Билет штамп [?]

2) Пальто свер [?]

3) С Козлов[ки] три мешка.

———————————————————————————————————

Воздремская погорелая.

Погорелые. Тихвин[ские].[597]

———————————————————————————————————

Старков в Туле в четверг.

———————————————————————————————————

Досадую на нищих за то, что мешают молиться. —

———————————————————————————————————

Шутя сорвал макушку осины, через 50 лет корявая, никуда негодная растоп[ка].

———————————————————————————————————

Молок[анин]: у нас все грамотные.

———————————————————————————————————

Вдова из Воздр[ема].

———————————————————————————————————

П[исьма] в кабард[?] п[исьмо] 1.

———————————————————————————————————

Такая тишина вечером на лугу, что комара громко слышно.

В низочке вечером равномерно звучно гудят жабы.

———————————————————————————————————

Семь утра, а уж жарко — над высохш[им] заливом снуют мухи тщетно. Лошади не перестав[ая] махают хвостами.

———————————————————————————————————

Так вот в каком положении находится иск[усство] наш[его] вр[емени], в наш[ем] общ[естве]. Среди океана предметов подложного искусства, кое-где 1 на 1000 попадае[тся] предмет истинного искусства. Эти же предметы или развращенные, или непонятные для большой массы. Предметов же, передающ[их] чувства, не развратные и понятные большим массам, так мало, что трудно найти одно таковое среди миль[онов].

———————————————————————————————————

— от скуки.

———————————————————————————————————

Так оно есть.

———————————————————————————————————

Чем оно долж[но] быть?

———————————————————————————————————

Грумантск.

———————————————————————————————————

Всякое дурное дело видно еще со стороны глупости. —

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Шекспир талант, но холодный. Восхвален за безрелигиозно[сть].

Его все хва[лили] и вот ложн[ый] piste.[598]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Говорят, не понимают. Нельзя достаточно просто. Непонятно только людям развращенным — нравственно так прямо не любят: Фрейлиграт, Шекспир.

———————————————————————————————————

Кто сильно чувствует, тот всё перечувству[ет] и найдет.

———————————————————————————————————

Человеку нужно необходимо подчиняться или Богу, или другим людям. Если нет этого подчинения, он несчастный — скучно.

———————————————————————————————————

«Ты дьявол». И он обрадовался, что я назвал его — п[отому], ч[то] он был в ней.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Ламинцовск[ие] погорельцы.

———————————————————————————————————

Черткову написать о суде Шмита.

———————————————————————————————————

И[вану] М[ихайловичу] о Е[лене] П[етровне].

———————————————————————————————————

Марья Озерская, очень бедная.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Бобринские. Кобылинки. Маклаков.

———————————————————————————————————

Иван Осипович Бартновский.

———————————————————————————————————

Источник величайших нелепостей консерватизм.

———————————————————————————————————

Для изменения существ[ующего] дурно[го] порядка на лучший надо не делать, но быть. —

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Деланность всех на древних легенд[ах] — искусств: Вагнер, Фауст.

———————————————————————————————————

Как только нет излишеств в искусстве, должна быть закономер[ность].

———————————————————————————————————

Пенсия танцору

———————————————————————————————————

исключительность, доходящая до безумия.

Бавар[ский] король и Вагнер.[599]

1079. 3002—23. Канцелярии комиссии прошений прием.... 19) Жениться на кат[оржной]. — Записи к «Воскресению». См. т. 33, стр. 324.

1080. 30212—18. — Краткая формулировка эстетических взглядов Шеллинга, Шопенгауэра, Фихте и Гегеля дана Толстым в гл. III и IV трактата «Что такое искусство?». См. т. 30.

1081. 30214. красота отдельная, — Определение красоты, распространенное, главным образом, между английскими эстетиками. См. «Что такое искусство?», гл. IV.

1082. 30215. зависит от вкуса. — О переведении вопроса о красоте на вопрос о вкусе (Гутчисон, Вольтер, Дидро и др.) Толстой пишет в той же IV гл. «Что такое искусство?»

1083. 30314—15. Gaston Paris. Les courtois et les vilains.... ignorants. — Цитата из книги Гастона Париса (р. 1839) — французского исследователя средневековой литературы.

1084. 30328. Grand Enciclopéd[ie]. Le beau. — В связи с работой над трактатом «Что такое искусство?» Толстой пользовался французской Большой энциклопедией, в частности томом V, куда входит слово «le beau».

1085. 3043—5. Le beau et le bon.... (Aristote). — Цитата из «Метафизики» Аристотеля, по Беккеру, 1078а, 31.

1086. 3046. Le beau.... du bien (Platon). — «Le beau est la splendeur du vrai» [«Красота — это сияние истины»] — Grande Enciclopédie, V, p. 998.

1087. 30516—18. Пишет об отношен[ии] эстет[ики] к нравствен[ности]... хорошими. — Запись в связи с чтением книги немецкого философа- искусствоведа Иоганна Фолькельта «Система эстетики»; высказанные здесь мысли были развиты Толстым в гл. IV «Что такое искусство?»

1088. 30517. Ромео и Юлию, — Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».

1089. 30517. Вильгельм Мейстер — Романы Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствований Вильгельма Мейстера».

1090. 30518. Tücke und Liebe — «Коварство и любовь», драма Шиллера.

1091. 305—25. Взял 11/III письмо о петербургских беспорядках. — Письма, полученные Толстым, о студенческих волнениях в Петербурге. См. прим. 939—941. Письма неизвестны.

1092. 3061. Краснов: — Василии Филиппович Краснов (р. 1878), крестьянин Волоколамского уезда Московской губ.; в 1896—1897 гг. работал фотографом в Москве в фотографии Курбатова на Тверской, куда заходил к нему Толстой. Автор статьи «Ходынка. Рассказ не до смерти затоптанного», которую Толстой рекомендовал напечатать в «Русском богатстве» и о которой в 1910 г. переписывался с Красновым (см. т. 81). Статья была напечатана в «Русском богатстве», 1910, 8, стр. 152—170.

1093. 3061 — Александр Иванович Аполлов (1864—1893), бывший священник, разделявший взгляды Толстого. См. о нем т. 70, т. 86, № 226, ит. 87, № 328. Речь идет о книге Аполлова «Как жить нужно? (Исповедь)».

1094. 3063—14. Так вот это-то понятие забава.... как всякая друг[ая]. — Записи для трактата «Что такое искусство?», гл. IV.

1095. 30616 — Запись сделана в связи с работой над IX и X главами «Что такое искусство?», в которых Толстой резко критикует западноевропейскую живопись конца XIX века. См. т. 30, стр. 88 и 103—104.

1096. 30616—17. Чувствен[ностъ] и декаденст[во] — В гл. IX трактата «Что такое искусство?» Толстой развивает мысль, что «чувственность — составляет главный предмет всех произведений искусства нового времени» и что из этого нового направления в искусстве, воспевающего чувственность, развилось декадентство. См. т. 30.

1097. 30629 — См. прим. 491.

1098. 30710—13. Неужели так надо?.... О бедственности богатых. — Записи к «Воззванию», первая редакция которого написана в апреле 1897 г. Развитие этих мыслей см. в статьях «Воззвание» и «Корень зла» (т. 34).

1099. 30719 — Выписка, несколько перефразированная, из книги «Разговоры Гёте, собранные Эккерманом», перевод с немецкого Д. В. Аверкиева, изд. Суворина, Спб. 1891, ч. II, стр. 326.

1100. 30727—29. Встречаясь на лестнице.... все некогда поговорить серьезно — Об этом разговоре Толстого с женой см. запись С. А. Толстой в ее дневнике, сделанную 6 июня 1897 г. (III, стр. 113).

1101. 307—32. Гёте.... что на той стороне. — Выписка из книги «Разговоры Гёте, собранные Эккерманом», Спб. 1891, ч. II, стр. 150.

1102. 3082. И. И. Горб[унов]. Свечной пер. д. № 7. — Петербургский адрес Ивана Ивановича Горбунова, отца И. И. Горбунова-Посадова.

1103. 308—6. Салам алейкум.... акебар — Выписанные в связи с работой над «Хаджи-Муратом» мусульманские приветствия.

1104. 3088—18. 1. Садык.... Файзерахман. — Мусульманские имена, выписанные в связи с работой над «Хаджи-Муратом».

1105. 30819. Degas — Илер Жермен Эдгар Дега (1834—1917), французский художник-импрессионист, ученик Э. Мане. Составил себе известность изображением сцен парижской жизни, преимущественно балетного и театрального мира.

1106. 30820—21. Monet, Manet — Французские художники-импрессионисты — Клод Моне (1840—1926) и Эдуар Мане (1832—1883). Их картины видел Толстой на выставке в Москве в 1894 г. См. о них в гл. X и XVII трактата «Что такое искусство?» (т. 30) и письмо Толстого Э. Мооду от конца января 1898 г. (т. 71).

1107. 30825 — Владимир Федорович Лазурский (ум. 1947) был рекомендован проф. Н. И. Стороженко в качестве репетитора детей Толстого. Впоследствии Лазурский был профессором Новороссийского университета по кафедре западной литературы. Автор воспоминаний о Л. Н. Толстом, часть которых опубликована в 1911 г. Дневник В. Ф. Лазурского опубликован в «Литературном наследство», № 37-38, М. 1939.

1108. 30828—38. Сергей Никитин Хазин.... С. Хазин. — Один из читателей запрещенных в России сочинений Толстого, взявший у него перечисленные книги.

1109. 3091—8. И вот эта деятельность.... и всё [?] движ[ение]. — ЗаSennheiser MX 375

писи в связи с работой над трактатом «Что такое искусство?»

1110. 309—16. 1) Нет земли.... Откинуть обман и спасен. — Конспективные записи для «Воззвания».

1111. 3101—4. Анна Городенс[кая].... Вдова из Воздр[ема]. — Просительницы-крестьянки.

1112. 31015—27. Так вот в каком положении.... Чем оно долж[но] быть? — Записи к трактату «Что такое искусство?».

1113. 31029. Грумантск. — Очевидно, запись о ком-либо из грумантских крестьян.

1114. 31033. Кронштат, Тулон большая поддержка деспотизму. — Имеется в виду заключение Франко-русского союза и связанные с ним визиты французской эскадры в Кронштадт (в июле 1891 г.) и русской эскадры в Тулон (в октябре 1893 г.). Резко отрицательное отношение к этим событиям Толстой выразил в написанной в 1894 г. статье «Христианство и патриотизм» и дневниковых записях того времени. См. тт. 29 и 52.

1115. 3116. Говорят не понимают. Нельзя достаточно просто. — Развитие этих мыслей о непонятности существующего искусства для народа и необходимости для искусства простоты см. в гл. X трактата «Что такое искусство?»

1116. 3118. — Фердинанд Фрейлиграт (1814—1876) — немецкий революционный поэт-романтик, перешедший к социально и политически насыщенной реалистической поэзии. Был близок и переписывался с Карлом Марксом.

1117. 31115—16. «Ты дьявол». И он обрадовался, что я назвал его — Запись относится к повести «Отец Сергий».

1118. 31122. Черткову написать о суде Шмита. — См. письмо В. Г. Черткову от 30 апреля 1897 г. (т. 88).

1119. 31124. И[вану] М[ихайловичу] о Е[лене] П[етровне]. — И. М. Трегубову о Е. П. Накашидзе.

1120. 31126. Марья Озерская, — Крестьянка дер. Озерки, в 10 км. от Ясной Поляны.

1121. 31128—30. Вкусовые не искусст[во].... не все[м] доступным[и]. — Запись по поводу теории немецкого профессора Кларика и французского философа Жан Мари Гюйо, считавших, что вкусовые ощущения могут являться предметом искусства. См. гл. II, IV и V трактата «Что такое искусство?» (т. 30).

1122. 31132. Маклаков. — Н. А. Маклаков, бывший со своей женой М. Л. Оболенской в Ясной Поляне в августе 1897 г. См. прим. 594.

1123. 3128. Вагнер. — Крайне резкой характеристике творчества немецкого композитора Рихарда Вагнера Толстой посвятил гл. XIII трактата «Что такое искусство?» (т. 30).

1124. 3129. — В. В. Стасов в письме от 5 января 1898 г. к брату Д. В. Стасову, передавая споры Толстого с Н. А. Римским-Корсаковым об искусстве, писал, что Лев Николаевич «и в «Фаусте» лишь очень немногое признает чем-то настоящим». Ср. прим. 763.

1125. 31211—16. Как только нет излишеств.... доходящая до безумия. — Запись к трактату «Что такое искусство?».

1126. 31217 — Имеется в виду покровительство, оказанное Вагнеру в 1864 г. баварским королем Людвигом II. См. гл. XIII трактата «Что такое искусство?» (т. 30).

Сноски

541. Можно прочесть: каторжного.

542.

543. Ср. там же, 2.

544. Ср. там же, 2.

545. Ср. там же, 2.

546. Ср. там же, 3.

547.

548. Ср. там же, 5.

549. Ср. там же, 6.

550. Ср. там же, 1.

551. Ср. там же, 7.

552.

553. Ср. там же, 9.

554. Ср. там же, 10.

555. [приятна,]

556. Ср. Дневник 1897 г., 4 февраля, 11.

557.

558. Ср. там же, 12.

559. Ср. там же, 13.

560. Дневник 1897 г., 4 февраля, 14.

561. Дневник 1897 г., 4 февраля, 14.

562.

563. Ср. Дневник 1897 г., 17 февраля, 1.

564. Ср. там же, 2.

565. Ср. там же, 3.

566. Ср, там же, 4.

567.

568. Исправлено из: красота

569. [Большая Энциклопедия. Красота.]

570. [Красота состоит в порядке и в величии.]

— две различные вещи, потому что добро — главным образом, в поступках, а красота это то, что но терпит изменения (Аристотель).]

572. [Красота это сияние добра (Платон).]

573. [Добро — не что иное, как красота, приведенная в действие (Руссо).]

574. Ср. Дневник 1897 г., 17 февраля, 6.

575. Адрес вписан рукой H. Н. Ге (сына).

576.

577. Ср. там же, 8.

578. Ср. там же, 9.

579. Ср. Дневник 1897 г., 22 февраля.

580. Ср. Дневник 1897 г., 24 февраля, 1. Нумерация в Записной книжке сделана при перенесении записей в Дневник.

581.

582. Ср. там же, 3.

583. Ср. Дневник 1897 г., 1 марта, 1.

584. [«Коварство и любовь»]

585. Написано рукой В. Н. Сперанского.

586.

587. Написано рукой В. Ф. Краснова.

588. Ср. Дневник 1897 г., 4 апреля, 2.

589. Ср. там же, 3.

590. Ср. там же, 5.

591.

592. Ср. Дневник 1897 г., 4 апреля, 6.

593. Ср. Дневник 1897 г., 4 апреля.

594. Вся запись сделана рукой С. Н. Хазина.

595. Зачеркнуто:

596. Слова: И нет выхода вписаны под строкой вместо зачеркнутого: Обманут.

597. Скурат

598. [след.]

599. Далее алгебраические вычисления.

Раздел сайта: