Дневник с 28 окября 1895 г. по 17 декабря 1897 г.

ДНЕВНИК С 28 ОКТ. 1895 ПО 17 ДЕК. 1897 ГОДА.[74]

[28 октября. Я. П.] Продолжаю 28. Думал:

Думал одно то, что жизнь, та, кот[орую] мы видим вокруг себя, есть движение вещества по определенным известным законам; в себе же мы чувствуем присутствие совершенно другого, не имеющего ничего общего с теми, закона, требующего от нас исполнения своих требований. Можно сказать, что мы видим, познаем все другие законы только п[отому], ч[то] в нас есть этот закон. Если бы мы не сознавали этого закона, мы не познавали бы и тех. Закон этот отличается от всех остальных, главное, тем, что те законы вне нас и принуждают нас к своему повиновению; этот же закон в нас самих, больше чем в нас — он есть сами мы и потому он не принуждает нас, а напротив, освобождает нас, когда мы следуем ему, п[отому] ч[то], следуя ему, мы становимся сами собою. И потому нас влечет к тому, чтобы исполнить этот закон, и мы неизбежно рано или поздно исполним его. В этом и состоит свобода воли. Свобода эта состоит в том, чтобы признать то, что есть, а именно то, что этот внутренний закон есть мы сами. Внутренний закон этот есть то, что мы называем разум, совесть, любовь, добро, Бог. Слова эти имеют различные значения, но все с разных сторон определяют одно и то же. В этом признании собою этого внутреннего закона, сына Божия, и состоит сущность христианского учения. На мир можно смотреть так: существует мир, управляемый определенными известными законами и среди этого мира есть существа, подчиненные этим законам и вместе с тем носящие в себе другой, несогласный с прежними законами мира, высший закон, и закон этот неизбежно должен восторжествовать в этих существах и победить закон низший.

И в этой борьбе и постепенной победе высшего закона над низшим, в этом только жизнь и людей и всего мира. —

29 Окт. 95. Я. П. Е. б. ж.

5 Ноября 95. Я. П. Пропустил 6 дней. Казалось, мало делал за это время: немного писал, рубил дрова и хворал, по много пережил. А много пережил оттого, что, исполняя обещание С[оне], перечел все дневники за 7 лет. Как будто приближаюсь к ясному и простому выражению того, чем живу. Как хорошо, что я не кончил катех[изиса]. Похоже, что напишу иначе и лучше. Если хочет Отец. Понимаю, почему нельзя этого сказать скоро. Если бы сказалось это сразу, то чем бы жить в области мысли? Дальше этой задачи уже мне не пойти. Сейчас ходил гулять и ясно понял, отчего у меня не идет Воскресенье. Ложно начато. Я понял это, обдумывая рассказ О детях — Кто прав; я понял, что надо начинать с жизни крестьян, что они предмет, они положительн[ое], а то тень, то отрицательное. И то же понял и о Воскресеньи. Надо начать с нее. Сейчас хочу начать.

[75]За это время были письма от Кенворти, прекрасное от Шкарвана, от духобора из Тифлиса. Давно никому не писал. Общее недомогание и нет энергии. Были режисер и машинист, студенты из Харькова, с кот[орыми], кажется, не согрешил. Ив. Ив. Бочк[арев], Колаша. С девочками хорошо. Таня обидела Машу. Мне б[ыло] больно.

6 Н. 95. Я. П. Е. б. ж.

7 Ноября 95. Я. П. Немного писал эти два дня новое Воскр[есение]. Совестно вспомнить, как пошло я начал с него. До сих пор радуюсь, думая об этой работе так, как начал. Немного рубил. Ездил в Овсян[никово], хорошо беседовал с М[арьей] А[лександровной] и И[ваном] И[вановичем]. Был помощник Вальца и француз с стихотвореньем — глупый. Радостное письмо от С[они]. Неужели совершится полное духовное единение? Помоги, Отец. —

[9 ноября 1895.] 8, 9 Ноября 95. Я. П. Писал Воскр[есение] мало. Не разочаровался, но от того, что слаб. Вчера приехал Дунаев. Много рубил вчера, переутомился. Нынче гулял. Заходил к Конст[антину] Белому. Очень жалок. Потом прошел по деревне. Хорошо у них, а у нас стыдно. Писал письма. Написал Боженову и еще три. Думал:

1) Подтверждение того, что разум освобождает латентную в человеке любовь, в справедливости изречения: tout comprendre c’est tout pardonner.[76] — Если простишь человека, то и полюбишь. Простить ведь значит перестать осуждать и ненавидеть.

2) Если человек поверит во что-нибудь со слов другого, то он теряет веру в то, во что он неизбежно поверил бы, если бы не доверял. Тот, кто верит в Бога Христа, в воскресенье, таинства и т. п., перестает верить в разум. Так прямо и говорят, что не надо верить в разум.

3) Сопоцько дал мне ключ к тому, почему люди верят в личного Бога, Бога Христа и тому подобное: он один из тех самолюбивых людей, кот[орые] всегда хотят быть правыми не только перед людьми, но и перед собой. И вот он сделал два, не то что дурные поступка, но раза два отдал[ся] слабости — раз присягнув, по требованию урядника, новому царю, другой раз продолжая есть мясо, тогда как сам писал о вегетарьянстве. Он знает в глубине души, что и то и другое не хорошо, но он хочет быть правым и вот он придумывает целые теории, по к[оторым] выходит, что лучше было не отказываться не присягать[77] — чтобы не выдаваться и т. п., и лучше было есть мясо, п[отому] ч[то] неедение показало бы несвободу. Он же пишет мне — вперед забегает — я ничего не писал про это, о молитве и личном Боге и о том, что можно просить Бога. Что это значит? А то, что в такую же минуту слабости, как и когда он присягнул и соблазнился мясом, он стал молиться личному Богу, ожидая от Него исполнения молитвы. Если бы он был человек строгий к себе, ставящий истину выше своей правоты, он бы признался, что дурно сделал присягнув, поевши мясо и в минуту слабости обратившись к воображаемому личному Богу, слышащему наши молитвы, он бы призна[лся], что как в минуты слабости мы гадаем, верим приметам и обращаемся к Богу, но что от того, что мы воображаем так Бога и ищем Его помощи, Он не делается, и осудил бы свою слабость, как в случае присяги, мясной еды, так и в этом. Но ему нужно быть правым, и он из своей суеверной слабости делает теорию, выдумывает софизмы, красноречивые прим[еры], чтобы доказать, что действительно есть то, чего ему захотелось в минуту слабости. На этом, только на этом все суеверия, вся церковность. И не верят в церковные суеверия люди, обыкновенно, до тех пор, пока не ослабеют. А как ослабеют, так их слабость служит для них доказательством; если только они не строги к себе и не любят истину больше своей правоты.

——————————————————————————————————

Очень интересное письмо из Голандии о том, что делать юноше, призываемому к воинск[ой] повинности, когда он кормилец матери.

10 Ноября 95. Я. П. Очень дурно спал. Слабость и физическая, и умственная — и в чем виноват — и нравственная. Не прикасался писанья. Ездил верхом. Поша приехал. Письмо от С[они] хорошее. Брошюра о войне прекрасная, франц[узская]. Да, надо 20 лет, чтоб мысль стала общею. Болит голова и как-то бурлит и шумит. Отец, помоги мне при самой сильной слабости не падать нравственно. Это можно.

11 N. 95. Я. П. Е. б. ж. Пишу и думаю, что возможно, что не буду. Каждый день прикидываю и становится привычнее...

Нынче 15 Н. 95. Я. П. Всё время был так слаб, что ничего не мог писать, кроме нескольких писем. Письмо Шкарвану. Были тут Д[унаев], Поша, Мар[ья] Ва[сильевна]. Вчера уехали, вчера же я был у Мар[ьи] Ал[ександровны]. Она больна. Нынче приехали тетя Т[аня] и Соня. Я не спал ночь и потому не работал. Но записал к Конев[ской] и кое-что в дневник. Читаю Афориз[мы] Шопенг[ауэра]. Очень хорошо. Только поставить: служение Богу вместо познания тщеты жизни, и мы согласны. Теперь 2 часа. Записанное выпи[шу] после.

7 Декабря 95. Москва. Почти месяц не писал. За это время переехали в Москву. Слабость несколько прошла, и занимаюсь усердно, хотя и с малым успехом, изложением веры. Вчера написал статейку о сечении. Лег спать днем и только забылся, как будто толкнул кто, поднялся и стал думать о сечении и написал. За это время был в театре на репетициях Вл[асти] Тьмы. Искусство, как началось с игры, так и продолжает быть игрушкой и преступной игрушкой взрослых. Это же подтвердила музыка, к[оторую] много слышал. Воздействия никакого. Напротив, отвлекает, если приписывать то неподобающее значение, кот[орое] приписывается. Реализм, кроме того, ослабляет смысл.

Мальчики всё нехороши, скрываются и тупы. Суллер отказался от воен[ной] слу[жбы]. Я посетил его. Философ[ов] умер. С[оня] хорошо переносит свой критический период. Писал несколько ничтожных писем.

Думал за это время много — по значению. Многое не могу разобрать и забыл.

1) Я часто желал пострадать, желал гонения. Это значит, что я был ленив и не хотел работать, а чтоб другие за меня работали, мучая меня, а мне только терпеть.

2) Ужасно то извращение разума, кот[орому] для своих личных целей подвергают власти детей во время их воспитания. Царство сознательного матерьялизма объясняется только этим. Ребенку внушаются такие бессмыслицы, что потом матерьялистическая ограниченность, ложное понимание, не доведенное до своих обличающих неверность понимания выводов, представляется огромным приобретением разума.

3) Записано: насилие освобождает и что-то было очень ясное и важное, и теперь совсем не помню что.

[78]Вспомнил 23 Дек. Насилие соблазнительно п[отому], ч[то] оно освобождает от усилия внимания, от работы разума. Надо потрудиться развязать узел — оборвать короче.

нашего представления есть вера в идола и последствия те же — надо приносить ему жертвы.

6) Красивая женщина улыбается,[79] а мы думаем, что п[отому], ч[то] они улыбаются, правда и хорошо то, что они говорят, когда улыбаются. А часто улыбка приправляет совсем гнилое.

7) Воспитание. Стоит заняться воспитанием, чтобы увидать все свои прорехи. А увидав, начинаешь исправлять их. А исправление самого себя и есть наилучшее средство воспитания своих и чужих детей и больших людей.

Сейчас читал письмо Шкарвана о том, что медицинская помощь не представляется ему добром, что продолжение многих пустых жизней на многие сотни лет гораздо меньше важно, чем самое слабое дутие, как он пишет (дуновение), на искру божеской любви в сердце другого. Вот в этом дутии

8) Любить — значит желать того, чего желает любимый предмет. Желают предметы любви противуположного, и потому любить можно то, что желает одного и того же. Желает же одного и того же Бог. —

9) Человек, начиная жить, любит только себя и отделяет себя от других существ тем, что он любит не переставая то, что составляет его существо, но чем больше он живет сознательной жизнью, тем большее и большее количество существ он начинает любить, хотя и не такой прочной и неперестающей любовью, к[акой] он любит себя, но все-таки так, что он желает блага всему тому, что он любит, и радуется этому благу и страдает от зла, кот[орое] испытывают любимые им существа и соединяет воедино всё то, что он любит. Так как жизнь есть любовь, то почему не предположить, что мое «я», то, что я считаю собою и люблю исключительной любовью, но было такое же соединение любимых мной предметов в прежней, как и то соединение этих предметов, кот[орое] я делаю теперь? То совершилось уже, а это совершается. Жизнь есть увеличение любви, расширение своих пределов, и это расширение совершается в разных жизнях. В теперешней жизни это расширение представляется мне в виде любви. Это расширение нужно для моей внутренней жизни, и оно же нужно для жизни этого мира. Но жизнь моя может проявляться не в одной этой форме, она проявляется в бесчисленном количестве форм. Мне видна только эта. А между тем движение жизни, понятное мне в этом мире увеличением любви во мне и единением существ любовью, в то же время производит и другое, одно или много, невидимые мною действия, как например я составляю 8 кубиков в картину на одной стороне их и не вижу других сторон составного куба, но на других сторонах составляются такие же правильные, невидимые мне картины. Всё это б[ыло] очень ясно, когда пришло мне в голову, теперь же всё забылось, и вышла чепуха.

10) Много думал о Боге, о сущности своей жизни и казалось, только сомневался и в том и в другом и поверял свои доводы, и потом, недавно, раз просто захотелось опереться на веру в Бога и в неистребимость своей души и к удивлению своему почувствовал такую твердую спокойную уверенность, к[акой] никогда прежде не чувствовал. Так что все сомнения и проверки очевидно не только не ослабили, но в огромной степени утвердили веру.

11) Разум дан не на то, чтобы познать, что надо любить — этого он не покажет — а только на то, чтобы указать, чего любить.

12) Как во всяком мастерстве главное искусство не в том, чтобы правильно работать заново известные предметы, а в том, чтобы поправлять всегда неизбежные ошибки неправильной, испорченной работы, так и в деле жизни главная мудрость не в том, что делать сначала и как правильно вести жизнь, а в том, чтобы поправлять ошибки, освобождаться от заблуждений и соблазнов.

13) Счастье есть удовлетворение требовании существа человека, живущего от рождения и до смерти только в этом мире; благо же есть удовлетворение требовании вечной сущности, живущей в человеке.

14) Сущность учения Хр[иста] в том, чтобы человек узнал, кто он, чтобы он, как птица, не пользующаяся своими крыльями, бедствующая по зиме, понял, что он не смертное животное, зависящее от условий мира, а как птица, понявшая, что у нее есть крылья и поверившая в них, понял бы, что он, сам он, никогда не рождался и не умирал, а всегда есть и проходит в этом мире только одну из бесчисленных форм жизни для исполнения воли того, кто послал его в эту жизнь.

[23 декабря 1895 г.]

Маша у Ильи, от нее нынче милое письмо. Нынче 23 Дек. 95. Москва. Долго не писал. За [это время] приехали Чертковы. Два дня, как приех[ал] Kenworthy. Он очень приятен. Сережа сын приехал — грустный, похудевший. Нынче говорил свою теорию. Я рад, что мне б[ыло] только жалко его. Мне с ним хорошо. Андр[юша] поступил в полк. Нынче приехал солдат. Он добродушен и прост. Продолжал писать изложение — подвигаюсь. Нет, нет и обдумываю драму. Нынче всю ночь бредил о ней. Я нездоров — сильный насморк, инфлуенца. Начал тоже, по случаю письма ко мне англичанина, письмо о столкновении Анг[лии] с Амер[икой]. Думал за это время:

— себя или совокупность личностей — всё равно. Пока человек живет для себя бессознательно, он не делает зла. Если и есть борьба, то борьба бессознательная сейчас же кончается, как кончается борьба с средой — человек приспосабливается к ней или погибает, и борьба эта не жестока и не есть зло. Борьба начинает быть жестока только тогда, когда человек на нее направляет свое сознание, приготавливает ее, усиливает, удесятеряет, усотеряет ее энергию. Как Паскаль [говорит], — есть три рода людей: одни не знают и сидят смирно, также смирны и те, кот[орые] знают, но есть середина — к[оторые] не знают и думают, что они знают: от них всё зло мира. Это именно люди, в к[оторых] проснулось сознание, но к[оторые] еще не знают, как надо употребить его.

вечная вездесущая сущность. Я воскрес[ение] и жизнь. Вер[ующий] в меня не умрет во век, а если и умрет, оживет — веришь ли ты сему? Я шел по улице. Нищий жалкий просит, я забыл, кто я, и прошел мимо. Потом вдруг вспомнил и так же естественно, как голодный станет есть, усталый сядет, я вернулся и подал. То же в поползновениях ссоры, обиды, тщеславия.

3) Нельзя перестать по своей воле бодрствовать, т. е. заснуть. Точно так же нельзя по своей воле перестать жить. Жизнь главнее воли — желания. (Неясно.)

4) Наслаждения плоти бери с благодарностью все, какие попадаются тебе на пути, если только они (не грешны) — короче не противны твоему сознанию, не заставляют его страдать. Усилия же воли — свободу свою употребляй только на служение Богу.

Сейчас написал письмо Кросби. Он работал в Америк[е].

Вчера получил открытое письмо в газетах от Шпильгагена — социалиста за Дрож[жина].

Примечания

28 октября. Стр. 67.

249. 6728. Получил от Сони прекрасное письмо. — Письмо С. А. Толстой из Москвы от 26 октября 1895 г. опубликовано в книге: С. А. Толстая, «Письма к Л. Н. Толстому. 1862—1910», изд. «Academia», М. — Л. 1936, стр. 623—624.

250. 6730. Писал письмо Мише ечера. — Письмо сыну Михаилу от 27— 30 октября, написанное вместо недосланного письма от 16—19 октября. См. т. 68.

5 ноября. Стр. 69.

251. 699—10. — Ср. дневниковую запись от 13 октября 1895 г. и прим. 241. Толстой, выполняя просьбу жены, вымарал в Дневнике ряд мест. См. т. 84, № 642.

252. 6912—13. напишу иначе и лучше. — «Христианское учение». В дальнейшем Толстой называет эту статью «Изложением веры» или просто «Изложением». Закончена была в 1896 г.

253. 6917—20. Ложно начато.... Надо начать с нее. — Толстой решил начать «Воскресение» с описания Катюши Масловой, а не Нехлюдова, как первоначально начинался роман. См. первую и вторую редакции романа «Воскресение» (т. 33, стр. 3,19, 23). Согласно этой записи было написано новое начало «Воскресения», соответствующее первой и второй главам первой части романа в окончательной редакции. См. т. 32, стр. 3—11.

254. 6918. Кто прав; — См. прим. 50.

255. 6922—23. Кенворти.... Шкарвана, от духобора из Тифлиса. — Письмо от Кенворти неизвестно; письмо Шкарвана от 11 октября (см. прим. 246) и от духобора Ивана Ивановича Худякова, отбывавшего в то время воинскую повинность в нестроевой команде в Тифлисе.

256. 6924. Были режисер и машинист— К Толстому в Ясную Поляну приезжали 4 ноября 1895 г. режиссер Московского Малого театра Сергей Антипович Чернявский и художник-декоратор и главный машинист императорских театров в Москве Карл Федорович Вальц (1846—1928) для получения указаний относительно постановки «Власти тьмы» в Малом театре. О приезде их см. «Литературное обозрение» 1895, № 47, стр. 1316—1318, и «Ежегодник императорских театров. Сезон 1895/96 г.», Спб. 1897, стр. 312.

257. 6924—25. студенты из Харькова, — В Ясную Поляну приезжали студенты Харьковского университета Дидрихсон и Филаев. См. Записную книжку 1895 г. (стр. 266) и письма Е. И. Попову от 14 и 30 ноября 1895 г. (т. 68).

258. 6926. Колаша. — Николай Леонидович Оболенский.

7 ноября. Стр. 69.

259. 6929—31. Немного писал.... как начал. — Запись о новом начале «Воскресения». См. прим. 253.

260. 69—33. с М[арьей] А[лександровной] — О поездке к М. А. Шмидт Толстой писал С. А. Толстой 7 ноября 1895 г. См. т. 84, № 644.

261. 6933. И[ваном] И[вановичем]. — Бочкаревым.

262. 69—34. помощник Вальца — Помощник К. Ф. Вальца, см. прим. 256.

263. 6934—35. Радостное письмо от С[они]. — Письмо С. А. Толстой от 4 ноября 1895 г., опубликованное в книге: С. А. Толстая, «Письма к Л. Н. Толстому», стр. 629—631.

9 ноября. Стр. 70—71.

264. 704. Заходил к Конст[антину] Белому. Очень жалок. — Константин Николаевич Зябрев (1846—1895), по прозвищу «Белый», крестьянин Ясной Поляны, в то время был очень болен. Константина Зябрева и его жизнь Толстой описал в «Записках христианина» (т. 49).

265. 706. Написал Боженову и еще три. — Письма Толстого от 8—9 ноября: судье временного морского суда Владивостокского порта Ивану Романовичу Баженову, А. И. Александрову, Л. Я. Гуревич и студенту А. Доливо-Добровольскому — см. в т. 68.

266. 70177115. 3) Сопоцько дал мне ключ.... больше своей правоты. — Запись относится к письму М. А. Сопоцько по поводу его присяги Николаю II и отказа от вегетарианства.

267. 7117. Очень интересное письмо из Голандии — Письмо от голландского писателя и журналиста Ван-Дейля. Ответ Толстого Ван-Дейлю от 18 ноября см. в т. 68.

10 ноября. Стр. 71.

268. 7122—23. Письмо от С[они] хорошее. — Письмо С. А. Толстой от 8 ноября опубликовано в книге: С. А. Толстая, «Письма к Л. Н. Толстому», стр. 633—634. Ответ Толстого от 12 ноября см. в т. 84, № 645.

269. 7123. — Какую брошюру читал Толстой, не установлено.

270. 7129—30. Ничего не мог писать, кроме нескольких писем. Письмо Шкарвану. — Из написанных 11—15 ноября писем известны письма к С. А. Толстой от 12 ноября, Е. И. Попову и А. А. Шкарвану от 14 ноября. См. тт. 68 и 84.

271. 7131. Мар[ья] Ва[сильевна]. — М. В. Сяськова, была преподавательницей в доме Толстых, в 1898 г. работала в «Посреднике».

272. 7132. я был у М[арьи] Ал[ександровны]. — У М. А. Шмидт в Овсянникове.

273. 7135 — Толстой читал перевод Ф. В. Черниговца «Афоризмов и максим» Шопенгауэра, Спб. 1891—1892.

7 декабря. Стр. 72—75.

274. 722. переехали в Москву. — Толстой с дочерьми переехал в Москву 19 ноября.

275. 723. — Статьей «Христианское учение». См. письмо к В. Г. Черткову от 1 декабря 1895 г. (т. 87, № 406).

276. 724. статейку о сечении — Статья Толстого о порке крестьян, озаглавленная «Стыдно», была напечатана с пропусками в газете «Биржевые ведомости» 1895, № 355 от 28 декабря. См. т. 31.

277. 726—7 — Толстой бывал неоднократно в Малом театре на репетициях «Власти тьмы», поставленной впервые на сцене Московского Малого театра 29 ноября 1895 г. Об этом посещении Толстым театра см. воспоминания В. Н. Рыжовой «Толстой в Малом театре» — «Современный театр» 1928, № 37 от 9 сентября, и записи Толстого в Записной книжке, стр. 264—265.

278. 7213. Мальчики — Младшие сыновья Толстого Андрей и Михаил.

279. 72—14. — Леопольд Антонович Сулержицкий (1872—1916), художник, товарищ T. Л. Толстой по Школе живописи, ваяния и зодчества, впоследствии режиссер в Московском Художественном театре. Часто бывал в доме Толстых. За отказ от воинской повинности отбывал испытание в отделении для душевнобольных при военном госпитале в Москве, где его навестил Толстой. См. об этом письмо Толстого к Е. И. Попову от 30 ноября (т. 68).

280. 7214. Философ[ов] умер. — Николай Алексеевич Философов (1839— 1895), художник, старый знакомый Толстых, отец Софьи Николаевны Толстой, жены И. Л. Толстого.

281. 7216. несколько ничтожных писем. — См. т. 68.

282. 7318. читал письмо Шкарвана — Письмо А. А. Шкарвана, озаглавленное: «Почему нельзя служить военным врачом». Впоследствии это письмо в переделанном виде вошло в его книгу «Мой отказ от военной службы. Записки военного врача». См. запись 28 мая 1896 г. и прим. 357.

23 декабря. Стр. 75—76.

283. 7515. Маша у Ильи— М. Л. Толстая поехала в Гриневку к детям Ильи Львовича и Софьи Николаевны Толстых, отправившихся на похороны Н. А. Философова.

284. 7516. приехали Чертковы.—А. К. и В. Г. Чертковы пробыли в Москве, проездом в Петербург, с 23 декабря 1895 г. по 7 января 1896 г.

285. 7517. приех[ал] Kenworthy. — Джон Кенворти приехал в Москву, по приглашению В. Г. Черткова, для переговоров об издании в Англии произведений Толстого. В Москве он пробыл с 21 декабря 1895 г. по 7 января 1896 г. В результате переговоров Толстой предоставил издательству «The Brotherhood Publishing», основанному Кенворти, право первого издания его произведений на английском языке.

286. 7520 — A. Л. Толстой в декабре 1895 г, выдержал экзамен на вольноопределяющегося и был зачислен для отбывания воинской повинности в драгунский полк, стоявший в Твери.

287. 7521. изложение — Статью «Христианское учение».

288. 7522—23. — Имеется в виду драма «И свет во тьме светит». См. т. 31.

289. 7524—25. письма ко мне англичанина, письмо о столкновении Анг[лии] с Амер[икой]. — Англичанин Джон Мансон обратился к Толстому с просьбой высказаться по поводу происшедшего столкновения между США и Англией из-за границ южно-американской республики Вене цуэлы: США, преследуя свои экспансионистские цели, стремились вытеснить из Венецуэлы английский капитал. Толстой в ответ написал статью «Патриотизм или мир?» в виде письма к Д. Мансону; статья была напечатана Мансоном в газете «Daily Chronicle» (1896 г., 17 марта) под заглавием «Patriotism or Peace? Letter on Venezuela». См. т. 31.

290. 7537764. Как Паскаль.... употребить его. — Блез Паскаль (1623— 1662). См. т. 43, стр. 369. Рассуждение Паскаля, изложенное кратко в комментируемой записи Дневника, вошло, по указанию Толстого, полностью в книгу А. И. Орлова «Французский мудрец Влас Паскаль», изд. «Посредник», М. 1889, и включено Толстым в сборник «На каждый день». См. т. 43, стр. 154—155.

291. 7623. письмо Кросби. — См. тт. 69 и 87, письмо № 408 и прим. 7.

292. 76—25. письмо в газетах от Шпильгагена — Немецкий романист Фридрих Шпильгаген (1829—1911) написал по поводу предисловия Толстого к книге Е. И. Попова «Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина», появившейся в 1895 г. в двух немецких переводах, резкое открытое письмо Толстому, напечатав его в газете «Neues Wiener Tageblatt» 1895, № 354 от 25 декабря; на русском языке вышло отдельной брошюрой под заглавием «Открытое письмо к графу Толстому Фридриха Шпильгагена», Спб. 1896.

Сноски

74. Начало новой тетради. Дата вписана рукой М. Л. Оболенской поверх поставленного Толстым многоточия.

75. Абзац редактора.

76. [всё понять значит всё простить.]

77. В подлиннике карандашом рукой В. Г. Черткова два последние слова исправлены на:

78. Абзац редактора. Дальнейший текст, кончая словами: оборвать короче

79. Исправлено из:

Раздел сайта: