[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 2, 1891 г.]
Книжку Ге и письмо.
Богородицкого уезда, волости Черневской, деревни Красной Слободы Алексей Семенов Шарапов, требует 9 р. 25 к. Просить уплатить.
AB2 = BC2 + AC2
AB2 = (AC + C)2
AC2 + C2 + 2AC; π
BC2
An − BC + C
Кудряшев желает получить [1 неразобр] надел. —
8 И[юня]. [1 неразобр.] пасеки, пчелы в макушк[ах] леса — густо.[167]
Два средства: умерять свои потребности и увеличивать доходы. Первое нравственно само по себе, второе само по себе безнравственно.[168]
————————————————————————————————————
В горелки бегали, за кустом целовались.[169]
————————————————————————————————————
В[опрос]. Что ж, это малость, не стоит того [1 неразобр.].
О[твет]. Большую можно сделать мерзость; но доброе дело можно сделать только малое.[170]
————————————————————————————————————
О[тец] С[ергий] узнал, что значит полагаться на Б[ога], только после того, как совсем погиб в глазах людей. Явилось равнодушие полное к людям и их[172] действиям. Его берут, судят, спасают, ему все равно.[173]
————————————————————————————————————
К Коневск[ому]: противуположность плотской поэзии и духовной.[174]
————————————————————————————————————
Дети дают хлеб сладкий, сахар, деньги, думая доброе. Также многие женщины и глупые мужчины — не разбирая того, откуда эти хлеб, сахар, деньги.[175]
Петр Киселев обвиняется в разбитии лавки. Просят об обвинении — 5-й месяц сидит.
————————————————————————————————————
Сон смеш[ного] челов[ека] Дост[оевского].[176]
————————————————————————————————————
13 вышли. Булыгин пашет. — Раздражение жены. Плохо спал. Pано встал — скучно. Не мог писать. Вышел во 2-м часу. 30 верст до[шел] поздно. Очень хорошо внешн[яя] жизнь. Но, боюсь, не прочна. Томашевич. Разговор о день[гах].
15. Встал рано. Прекрасно шли. Рощин не доволен. Ни одн[ой] мысли и[177] устал.[178]
[179] ширина 1 арш[ин] 3/8 в[ершка].
вышина 1 арш[ин], 14 1/4 в[ершков].
————————————————————————————————————
Заказать 12 рам, со стеклами и с прибором.
Женщин надо презирать, чтобы быть[181]
Разводить дикарей.[182]
[1 фраза — полторы строки — неразобр.] В них просыпается любовь Божия.
————————————————————————————————————
Только под старость живешь по своему [?]
————————————————————————————————————
1) Баба присуждена к тюрьме [1 неразобр.].
————————————————————————————————————
2) сам мир [?] — Сибирь.
3) солдатство [1—2 неразобр.].
5) Спасать больных и губить здоровых.[183]
Выписать из кни[ги].
Как дети [?]
————————————————————————————————————
Просит [?] Алексеева.
————————————————————————————————————
Сначала область [?] непонимания — причина его, потом: оно все-таки необходимо.
————————————————————————————————————
Я скучаю, огорчен тем, что не пишу. Новое подтверждение того, ч[то] всё, что огорчает — всё, всё на пользу.
Неспособность писать исправляет от заблужд[ения], ч[то] жизнь есть писание — жизнь есть служение Богу — людям, исполнение Его воли.[184]
————————————————————————————————————
Έγκρατεία[185] — Потребности Лихтенберга.[186]
Голова завернута платк[ом], язык дергается.
Гольтяк.
Марш[?]
————————————————————————————————————
Бабуринский крестьян[ин] — сын 22 лет. Един[ственный], больной глазами и шеей? Нельзя ли уволить Кузьму до лета.
И на других.[187] —
————————————————————————————————————
Я стареюсь.[188]
————————————————————————————————————
Прежние учения говорили: живи противно твоей природе (подразумевая одну животную природу), подчиняй ее внешнему закону. Христианство говорит: живи сообразно твоей природе (подразумевая божеск[ую] природу), не подчиняя ее ничему, ни своей, ни чужой животной природе, и ты достигнешь того самого, к чему ты стремился и чего ты достигал, подчиняя твою при[роду].
Глаза близко, милая, жалк[ая].[189]Женщина скорее бросится в воду за ребенком, a мущина скорее ].[190]
————————————————————————————————————
Ю[?] Крапивиной работу, переводы с французск[ого]. В [1—2 неразобр.], Яницкой дом.
Анаст[асия] Карловна Шрейдер. Басейная 8-й №.
Лазарев.
Покровский.
Златовратск[ий], Патр[иаршие] пруды, Ермолаевск[ий] пер.
Когда мы близоруко рассматриваем путь жизни, нам представляются только уклонения от пути, точно так же, как когда мы рассматривали бы следы человека, шедшего в метель по дороге. Он постоянно сбивался, то направо, то налево, и всякий раз, сбившись, выходил на дорогу. Таково движение вперед человека и человечества.
Правительство, если бы оно б[ыло] тем, чем оно хочет быть, должно бы организовать труд — земледелие. Напротив, оно не организует, эксплуатирует.
Почему чиновнику пенсия, а земледельцу — нет.[191]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Вдова, 6 детей, задавило мальчика 9 лет. — Не дав[али] свистка.
Разум употребляет[ся] не на то, чтобы открыть истины, а на то, чтоб то, что хочется считать за истину, выдать за таковую.[192]Не верить разуму — всё равно, что советовать не раскушивать.[193]
————————————————————————————————————
Телят[инским] овес из магазеи. Старшина не дает под предлогом уплаты податей.
————————————————————————————————————
Ломовки, староста Соломаткин обвиняется в подлоге приговора.
————————————————————————————————————
Усадьбу подписать може[т] ли баба?
————————————————————————————————————
Из Левинско[го], бык забрух[ал]. Марья Костина.
————————————————————————————————————
1) Жизнепониманий много — семейн[ое], личн[ое] — государственное]...
2) единица жизненная — 1) я, 2) семья, 3) род, 4) госуда[рство], 5) челове[чество], <6> ... Христово, мир, всё — воля, по чьей всё возникло и я живу.
————————————————————————————————————
Ушла 8 лет тому назад. А он уш[ел] 3 года тому назад.
————————————————————————————————————
2-го мая деревни Пришни. Глебовы, Иван Родионов хочет к себе принять Никиту[?].
————————————————————————————————————
Первая кни[га] Царей, глава 2, стих 8.
Веру в Бога можно узнать, только когда разувериш[ься] в себе. Пробить верхний лед, чтоб стать на твердый.[194]
————————————————————————————————————
Для чего правительство обеспечивает верность контрактов?[195]
————————————————————————————————————
Для чего родители отдают детей с глаз долой.[196]
————————————————————————————————————
У молод[ого] чел[овека] в сердце — поет.[197]
————————————————————————————————————
Сознание отделяется и, как созревшее, отпавшее семя, ищет зацепиться, прижаться к чему-нибудь, к почве, нужной ей, чтоб начать жить снова.[198]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Вера в то, что человеку, а следовательно и человечеству, как собранию людей, стоит только захотеть, чтобы вырвать из себя зло.[200]
————————————————————————————————————
Все люди просто обжоры.[201]
————————————————————————————————————
Мэри машина для произведения щекочущих звуков. Иллюзия ее в том, ч[то] — так к[ак] ее хвалят, то то, ч[то] она делает, хорошо. Певцы.[202]
————————————————————————————————————
Нравственный упадок. Это сомнамбулизм, бездействие высших душевных сил.[203] Надо проснуться, как когда кошмар. Надо понять, что это кошмар. Я так и делал, когда встряхивался.[204]
————————————————————————————————————
— напротив. Придворные самые подлые и покорные и самые деятельные.[205]
————————————————————————————————————
В Пришне постройка — сносит 120 с.[?]
Послесловие к послесловию. Так или не так я объяснил, почему нужно наибольшее воздержание, — не знаю. Но знаю несомненно, ч[то] совокупление есть мерзость, к[отор]ую только наша похоть оправдывает. Знаю, что для того, чтобы иметь детей, тоже не станешь этого делать.[206]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Боязнь ненатурального мешает всякому движению. Всякий шаг вперед ненатурален.[208]
————————————————————————————————————
Христианская религия — и разные жизнепонимания.[209]
————————————————————————————————————
Если бы не б[ыло] авторитета науки, церкви, люди не могли бы быть так глупы.[210]
————————————————————————————————————
Настроение серьезное — веселость противна, настроение веселое, грусть противна. Стало бы[ть]....[211]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
У выхода толпимся и, чем ближе к выходу, тем теснее и чувствуешь себя бессильнее. Близко уж к свету и простору.[212]
————————————————————————————————————
Потемкин полюбил жизнь.[213]
————————————————————————————————————
Ногу отрезали в засеке на работе.
Я играю на фортепиано, читаю роман дамам вслух, а тут мужики ходят, оборванные, усталые — мешают. — Они бы держались своего места — не мешали.[214]
————————————————————————————————————
Только когда перестанешь жить для себя и людей, станешь жить для Бога.[215]
————————————————————————————————————
Хочет быть полезным — учителем, доктором, техником, а дело в том, ч[то] полезен не доктор, уч[итель], техн[ик], а полезен не эгоистическ[ий] человек — не эгоистич[еский] докт[ор], уч[итель], техник, царь, г.... чист. — Положение избирает — жизнь, судьба, деятельно[сть] в положении — сам.[216]
————————————————————————————————————
Наследственность. Пьяница прибавляет своему потомству только несколько шансов атавизма, к[оторые] и так уничтожаются смертностью. Можно говорить о последствиях, но нельзя ими руководиться. Разница: принять во вним[ание] последствия и руководиться.[217]
————————————————————————————————————
— физич[еская] работа зверит, тем более нельзя сваливать [2 строки неразобр.] работу.[218]
[Телятин?]ские просят раздать магазейную рожь. [6—8 неразобр.]
————————————————————————————————————
Голод — нельзя начать д[елать?] добро нынче, не делая его вчера.[220]
————————————————————————————————————
Ошибка о возможности христианской добродетели без воздержания происходит от представления о возможности любви без самоотречения.[221]
————————————————————————————————————
[11 строк — — неразобраны.]
Кир, Ликург, Спартанцы, Эпаминонд, Сократ, Диоген (как его бранят), Цинцинат, Аннибал, Катон.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Но и в области воздержания, самообладания, если человек серьезно будет желать его, он неизбежно будет приобретать это самообладание в одной определенной последовательности. Нельзя наесться селедок и потом воздерживаться от питья. Нельзя наесться мяса, напиться вина и воздерживаться от блуда.
————————————————————————————————————
Прохор Зотов сына женит.
————————————————————————————————————
Я только хочу сказать, что если он чист и говорит о доброде[тели], что он лжет[?]
————————————————————————————————————
Можно быть грязным и порочным, но нельзя быть добродетельны[м] и не грязным.
Человек живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание в том, чтобы стереть ее.[223]
————————————————————————————————————
Дмитрий Ефимов ссылается в Сибирь по приговору. — Есть приговор, что принимается. О женщине — сыне.
————————————————————————————————————
Вред подачи денег — отдаление.[224]
Для драмы. Спор с православн[ым]. «Не могу». С либералом.[225]
————————————————————————————————————
Отчего у Радст[ока] успех в высшем свете. Согласны на всё. И в церк[овь] ходят, и к бедным, но не изменяют жизнь — не отреченье от князя мира сего.[226]
————————————————————————————————————
К Алек[сандру] I. Солдата убили вместо его. Он тогда опомнился.[227]
————————————————————————————————————
«Вор» не тот, кто взял необходимое, а кто берет и держит нужное другому.[228]
————————————————————————————————————
И подумать, какой запас (marge[229]) для человечества в смысле борьбы. С нуждою. Вино, табак, сахар, мясо. — И если бы лишения, а то ничего, кроме гнилых и выбитых зубов, разврата, катаров и т. п.
————————————————————————————————————
Танталово мученье теперь для рабочих.[230]
— отравлен[ия], и свалка, и страх.
П[омнить?] Самовар Графине.
Древние жили во всю, а теперь нельзя жить во всю. Надо притворяться.
Согласное распадение обществ[енного] жизнепонимания.[231]
————————————————————————————————————
Вопрос в том, одичать или быть человеком. Одичание уже совершается — выставки, балоны, пьянство.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Арбитрация есть только продолжение обмана.
————————————————————————————————————
Бывший учитель Ростово-на-Дону гимназии Дмитрий Зеленецкий, написать скорее.
————————————————————————————————————
Человек теперь находится в ужасающе подлом положении.
Гельмгольца — телефон.[232]
Цель жизни недоступна человеку.[233]
————————————————————————————————————
Ответить: 1) Барш[евой], 2) [1 или 2 неразобр].
Дмитрий Ефимов в Сибирь. Приговоры отменены. Солдат бывший просит пособия. Его убили.
————————————————————————————————————
Обилие мыслей без всяк[ой] основ[ательности] от отсутствия жизни. Прежнее брошено, новое не усвоено. Междуцарствие.
К О[тцу] С[ергию]. Ежели пасть, то с той лучше бы.[234]
————————————————————————————————————
— живет не дома.
Тит Кузьмин.
————————————————————————————————————
Человек б[ыл] в ночлежном, потом — в саду райском.[235]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Свобода воли есть сознание себя живущим, сознание закона своей жизни — стремление исполнить закон своей жизни.[237]
————————————————————————————————————
Челов[ек] приближается к истине по мере освобожденья своего от желаний и привычек.
————————————————————————————————————
О воинск[ой] пов[инности] не нужно; а указать ошибку обществ[енного] жизнепонимания, как оно выказалось во власти и окончательно в об[щей] в[оинской] п[овинности].
————————————————————————————————————
Ко вчерашнему: как только я получаю сознание жизни, я делаюсь участником ее. Я хочу исполнять закон, стало быть, я хочу то же [?], что Бог.[238] VII глава. Но попытка заглушить жизнь дошла до крайних пределов.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Туле в реальном училище попросить, чтобы выдали свидетельство Боровкову Алексею. ... Послать его к [Давыдову?]
Вписать в противоре[чия] Либиха и Паскаля. Нетрудно доказать тор[же]ст[во] анархии впереди. Нужно дви[гаться] всё же.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Религиозное чувство есть способность провидеть.[239]
————————————————————————————————————
Родители мучают.[240]
————————————————————————————————————
Дмитр[ий] Иванов[ич] Журавлев по распоряж[ению] Киевск[ого] полиц[ейского] управления о невыдаче паспорта.
————————————————————————————————————
Женщина красивая говорит: он ученый, умный, нравственный, мне покоряет[ся], стало б[ыть] я выше науки, ума, нравственности.[241]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Просит поступить в учитель[ский] институт без экзамена. — Богоявленский Иван Герасим[ович].
Одоевская, у нее покров висит.
Петр Иван[ович] Кузнецов.
————————————————————————————————————
Нелепость жизни происходит от невоздержания, власти женщин; власть женщ[ин] от невоздержания.[243]
————————————————————————————————————
Не искать делания добра: только то, что требуют от тебя, сделай, как должно.[244]
Об[щая] в[оинская] п[овинность] есть выражение несостоятельности, и вместе с тем требование предъявляется ко всем.
————————————————————————————————————
Когда болеешь душой — вопрос неразрешенный, то чувствуешь себя больным зубами во всем теле и просишь тело (Бога) помочь.[245]
————————————————————————————————————
Бог — это бесконеч[ное], всё то, что во мне, конечно. Бог будет то, как я понимаю себя, но только бесконечное.[246]
————————————————————————————————————
Дмитр[ий] Ефимович Нарышкин, приговора у Лопухина.
————————————————————————————————————
Перегнул пружину — она лопнула: требует слишком много — подвергая крити[ке] прежнее.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Положение духоборов кланяться в ноги, т. е. понимать, что чел[овек] выше всего.[247]
Разрешение и междунар[одное] и полит[ическое].
Порядок — слов.
————————————————————————————————————
Еще человек, еще человек, еще, еще... ... и всё надеешься, что этот знает больше и лучше; а всё то же, всё то же.[248]
————————————————————————————————————
Мушку или горчишник. Кремор-тартар пить. Растереть.
————————————————————————————————————
В ней много недостатков. Барыня ест и упрекает жестокость мясника.
————————————————————————————————————
Если бы делать добро людям, как делали дела охоты: та же бы страстность, то же нарушение всех приличий, те же подготовления, тот же жаргон, даже то же сочувствие — хоть бы то же хвастовство.[250]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Что есть религ[иозное] чувство? Пророчество.[251]
————————————————————————————————————
Маше письмо об эгоизме.
————————————————————————————————————
Озмид[ову] корчевать пни.[252]
————————————————————————————————————
Деньги невольно.[253]
————————————————————————————————————
— Кто дал полиции пистолет? войско.
————————————————————————————————————
У нас дворники, охрана. Отчего дворники, охрана, идут? От того, что им дают деньги. Откуда деньги? Деньги собраны теми, кому дают деньги. Выхода нет. — Кроме одного — сознания неправды.
Не стачки нужны, а нужно не идти в солдаты. И этим разрешаются все противоречия.[254]
————————————————————————————————————
— правительство подкупает. Одно спасение — нравствен[ное]. Держитесь, если вам угодно.
К стат[ье] воздерж[ание]: Вегетар[ианство] признак поворота к уменьшению потребн[остей].
————————————————————————————————————
Приходит время, когда умолчание становится невозможным.[255]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Похвалил Иоанна Кроншт[адтского]. Как стало легко![257]
————————————————————————————————————
Всякая молитва д[олжна] б[ыть] двоякая: чтобы было, и чтобы не желать.[258]
————————————————————————————————————
К О[тцу] С[ергию]. От похоти затемняется мир.[259]
————————————————————————————————————
Мише плохо.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Государство большой тополь.
————————————————————————————————————
Незнание, что будет. Только тогда и наст[упит], когда не знаю. Только тогда вера в Б[ога], в Его закон. Только тогда и свобода и жизнь. Да что же может быть?[261]
————————————————————————————————————
Работа. Отдача себя работе с самозабвением [1 неразобр.] в самой простой работе и в работе Божьего дела.[262]
————————————————————————————————————
— неправда.[263]
Гроту, Озмидову, Ганзену, Количке.
————————————————————————————————————
Мороз на траве. 15 Сент. Солнце [1 неразобр.],
————————————————————————————————————
Человек, к[оторый] не терпит поправки, идет всё дальше и дальше в самомнении. Сережа. Товарищи Отца Сергия.
————————————————————————————————————
Самолюбие и во всем успех.
————————————————————————————————————
Гроту, что письмо Гольцеву.
————————————————————————————————————
28 Сент. Есть всегда, как будто ты в нужде, не до сыта. Таково свойство и положение нравственн[ого] и потому нормального человека.[264]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Свез 400 р., в Сентябре собирают. Огаревка Богор[одицкого] уезда. 230 свез за новое. 19 Сент[ября]. Подати за 2-ю пол[овину].
————————————————————————————————————
Почему власть — власть. Очевидно, не пот[ому] ч[то] помаз[анник]. Констит[уция] отнимет.
————————————————————————————————————
Но пусть не думают, что это нечто особенное — нынешнего года — всегда — только загрязненное, так что все стали чистить.
————————————————————————————————————
Когда трудно, как мне теперь, безвыходно с женщ[иной] и славой, надо думать, что это отличие. Мне задается урок трудный, п[отому] ч[то] в меня верят, надеются на меня и любят.[265]
————————————————————————————————————
У нас в России заметно.
Народ отв. существ. — как не он.
————————————————————————————————————
Хатунка, больница, хворает, бабе.
————————————————————————————————————
Культура.
————————————————————————————————————
О дровах. Холсты.
————————————————————————————————————
— на лес 600. — О работ. 5 Окт.
————————————————————————————————————
О валежнике 20 саж. внимательно очень. 3 волости. Супонев[ская], Кузнецк[ая], Ново-Покровская.
————————————————————————————————————
О любви Б[ожией].[266]
————————————————————————————————————
Завернувшаяся калоша.[267]
————————————————————————————————————
Доброта ко всем. Без нее всё плохо.[268]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Мои знания 65 л[ет].
————————————————————————————————————
Бабу за корче[мство] в острог.[269]
————————————————————————————————————
Ощущение[270] жизни и ощу[щение] ее пределов, вот откуда представления о жизни.
————————————————————————————————————
Обвиняется в побо[ях] старик Платон Новик[ов], Ясенецкий кр[естьянин]. Обвиняется в будке Родионова Рима.
Молиться об унижении.[271]
————————————————————————————————————
Все науки хороши, только бы не задавить ни одного человека, а они все на трупах построены.[272]
————————————————————————————————————
1. Ивин Степ. 6. 2
2. Степ. Карп. 7. —
4. Орефья Вас. Хбалев — 8
5. Григор. Мак. 8
6. Иона Иванов 5
7. Наум Терент. — 9
— 13
9. Максим Ермак. 8
10. Конст. Лигутин 14
11. Игнат Епифанов 3.
12. Фед. Епифан. — 4
— 5
14. Макс. Пузанов 7
15. Васил. [1 неразобр.] 3[273]
————————————————————————————————————
Овсянки в Пресновку.
————————————————————————————————————
Рожнову в Забровке круп и чаю.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Дрова в Татищево и Енгалычево. Попов малый просит.
————————————————————————————————————
Красный Крест.
Вдова Вера Кирсанова Мещерск[ая]
Левон
Фекла Мазик. Татищевская.
Марья Дронуш. в д. Татищ[еве].
Цена на капусту.
Отправка стоит 300 р.
Свидетельство от зав. за день?
По чем капуста.
У Сазонова отрубей.
П[авел] Алек[сандрович] Усов, Калуга.
Тверь Клоповск.
Маресу сказать адрес Клобск[ого].
Иван Шувалов
Андреевка
Илья Кузмин
Примечания
1891
Июнь — апрель. Стр. 170—178.
799. 1702 — Может быть, письмо H. Н. Ге-отца к М. Л. Толстой от 12 июня 1891 г. Напечатано в книге «Л. Н. Толстой и H. Н. Ге. Переписка», «Academia», М. 1930, стр. 139—141.
800. 1704. Алексей Семенов Шарапов, — А. С. Шарапов и упоминаемые дальше Кудряшев, Петр Киселев и др. — крестьяне окрестных деревень, приходившие к Толстому с просьбами и жалобами или встречавшиеся по дороге.
801. 17129. 13 вышли. — См. прим. 223.
802. 1722. Томашевич. — Е. С. Томашевич, муж сестры А. С. Буткевича, сфотографировавший Толстого с его спутниками.
803. 1725—8. ширина 1 арш[ин].... и с прибором. — Записи относятся к ящичным ульям, которые Толстой видел на пасеке у Буткевича-отца. Ср. в Дневнике запись от 19 июня 1891 г.
804. 17226. Просит [?]Алексеева. — Запись относится к просьбе жены В. И. Алексеева, В. В. Алексеевой, о предоставлении ей каких-нибудь переводов с иностранных языков. См. письмо к В. И. Алексееву от 22 мая 1891 г. в т. 65.
805. 1743. Лазарев. — Иван Федорович Лазарев (р. 1830), врач. В 1890-х гг. служил во Владимире, потом в Орле. См. т. 49.
806. 1744 — Егор Арсеньевич Покровский (1835—1895), главный врач Московской детской больницы, редактор-издатель основанного им журнала «Вестник воспитания». См. т. 50.
807. 1745. Златовpaтск[ий], — Николай Николаевич Златовратский (1845—1911), писатель. См. т. 49.
808. 1755. Ломовки, — Ломовка, большое село Богородицкого уезда Тульской губ.
809. 17515—19. 1) Жизнепониманий много.... и я живу. — Записи к работе над статьей о непротивлении.
810. 17523. Пришни. — Деревня Пришня Переволокской волости Крапивенского уезда, в 22 км. от Ясной Поляны.
811. 17526. Первая кни[га] Царей, — Первая книга Царств, входящая в состав библии.
812. 17529. В силу государствен[ной] охраны 16 статья — Статья 16 «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» предусматривала права администрации в местностях, объявленных на положении усиленной охраны («Свод законов Российской империи», т. XIV: Приложение к Уставу о предупреждении и пресечении преступлений, изд. 1890 г.).
813. 17619 — Мария Леонидовна Урусова, пианистка.
814. 1778. Послесловие к послесловию. — См. прим. 177.
815. 17728. Прошке. — Вероятно, Прохору Зотову, крестьянину деревни Воробьевка.
Июнь — июль. Стр. 179—182.
816. 17914—15. Кир.... Катон. — Ср. в Дневнике запись от 27 июня 1891 г.: «После обеда прочел древнюю историю». Подбор названных в записи лиц показывает, что Толстого интересовал в них (повидимому, в связи со статьей «Первая ступень», над которой он работал в июне — июле 1891 г.) биографический момент сокращения потребностей и суровой, воздержной жизни. Кир Старший (ум. 529 до н. э.) — персидский царь; о его детстве и воспитании Ксенофонтом был написан нравоучительный роман «Воспитание Кира», идеализированный герой которого надолго вытеснил в представлении европейского общества реальную историческую личность Кира. Ликург — легендарный спартанский законодатель; предание относит жизнь его к IX в. до н. э. Эпаминонд (ум. 362 до н. э.) — фивский полководец и политический деятель. Сократ (469—399 до н. э.) — древнегреческий философ. Диоген (ок. 412—323 до н. э.) — древнегреческий философ, считавший основной добродетелью доведение потребностей до минимума. Цинциннат (V в. до н. э.) — римский государственный деятель, считавшийся по традиции образцом древнеримской добродетели и простоты нравов. Ганнибал (247—183 до н. э.) — вождь карфагенян, герой второй Пунической войны. Катон Старший (234—149 до н. э.) — римский государственный деятель, имевший в должности цензора репутацию сурового блюстителя чистоты нравов.
817. 179—25. Но и в области воздержания.... воздерживаться от блуда. — Запись к статье «Первая ступень». Ср. в Дневнике запись от 25 июня 1891 г.
818. 1804. Дмитрий Ефимов.... по приговору. — Дмитрий Ефимович Нарышкин, крестьянин одной из соседних с Ясной Поляной деревень. Сельские сходы имели право выносить приговоры об «удалении из крестьянского общества тех из проживающих в его среде членов оного, дальнейшее пребывание коих в этой среде угрожает местному благосостоянию и безопасности» («Свод законов», т. IX: Положение о сельском состоянии, кн. 1, раздел 2, гл. 2, § 62, п. 3).
819. 1808 — См. прим. 260.
820. 18028. Самовар Графине. — А. А. Толстая просила заказать ей в Туле самовар. См. письмо к ней от 29—31 августа 1891 г. в т. 66.
821. 1818. балоны— Воздушный шар, прикрепленный на канате. Подъем на таких шарах был одним из развлечений на французской выставке в Москве в 1891 г. Ср. в дневнике С. А. Толстой запись от 16 июля 1891 г. (ДСТ, II, стр. 57).
822. 18112. Арбитрация.... обмана. — Разрешение международных конфликтов путем третейского суда. Ср. рассуждение на эту тему в гл. V «Царства божия внутри вас».
823. 18121—23. Письма: Ал[ександре] Андр[еевне].... Барш[евой], — См. в тт. 66 и 87.
824. 18127—28. Вписать противоречия.... и средство заглушить. — К гл. V «Царства божия внутри вас».
825. 18129—31 — К вступлению в гл. VI «Царства божия внутри вас».
826. 1825. Тит Кузьмин. — Крестьянин-бедняк деревни Деменки, упоминаемый в Дневнике 7 июня 1887 г. (т. 49).
Август. Стр. 182—184.
827. 18233. — Вероятно, сын бывшего земского страхового агента Никиты Петровича Боровкова. Толстой писал о нем Н. В. Давыдову в августе 1891 г., прося помочь ему доставлением какого-нибудь места. См. т. 66.
828. 1831. Вписать в противоре[чия] Либиха и Паскаля. — К работе над гл. V «Царства божия внутри вас». Мысли Либиха и Паскаля не были включены в окончательную редакцию этой главы.
829. 18326. Петр Ивано[вич] Кузнецов. — В письме к Н. В. Давыдову от начала августа 1891 г. Толстой просил его обратить внимание на дело крестьянина Одоевского уезда Тульской губ. П. И. Кузнецова о незаконно сломанной у него постройке. См. т. 66.
830. 18417. Вил[ьгельм] — О милитаристской политике Вильгельма II (1859—1941) Толстой говорит в конце гл. VIII «Царства божия внутри вас».
Сентябрь. Стр. 184—188.
831. 18429. Кремор-тартар пить. — Старое (французское) название калийной соли виннокаменной кислоты; употреблялась как слабительное.
832. 1851. В ней много недостатков. — В письме к П. И. Бирюкову от 6—7 сентября 1891 г. Толстой просил его заменить в предисловии к первому женевскому изданию «Соединения, перевода и исследования четырех евангелий» слова: «имеет много недостатков» словами: «в ней много недостатков» (т. 66).
833. 1851—2. Барыня ест и упрекает жестокость мясника. — К гл. IX статьи «Первая ступень» (заключительные абзацы).
834. 18513. Маше письмо об эгоизме. — Вероятно, несохранившееся письмо к М. А. Кузминской.
835. 1861. К стат[ье] воздерж[ание]: — К статье «Первая ступень».
836. 1871— См. в т. 66.
837. 18711. Гроту, что письмо Гольцеву. — В письме от 27 сентября Н. Я. Грот просил Толстого «сказать свое слово» о помощи голодающим. Ответ Толстого — если он был написан — неизвестен, как и упоминаемое в записи письмо к В. А. Гольцеву.
838. 18717. Прокоф[ию] лесу. — Прокофий Власьевич Власов (1839—1912), яснополянский крестьянин, бывший ученик Толстого по Яснополянской школе. См. т. 49.
Октябрь. Стр. 188.
839. 18830. Платон Новик[ов], — В письме к Н. В. Давыдову от октября 1891 г. Толстой ходатайствовал о «крестьянине Ясенецкой волости и деревни Платоне Новикове, обвиняемом в том, что он в пьяном виде сорвал... медаль с старшины» (т. 66).
Ноябрь. Стр. 189—190.
840. 189—20. 1. Ивин Степ.... 15. Васил. — Список крестьян из окрестных с Бегичевкой деревень, где были устроены столовые. Цифры означают число едоков в семье.
841. 18924. в Забровке — Забровка (или Заборовка) — деревня Епифанского уезда Тульской губ., в 11 км. от Бегичевки.
842. 18929 — Сельцо Енгалычево Данковского уезда Рязанской губ.
843. 18930. Красный Крест. — В 1891 г. в губерниях, пострадавших от неурожая, были учреждены для помощи населению губернские, уездные и участковые попечительства Красного Креста, подчиненные губернаторам.
844. 18932. Мещерск[ая] — Из деревни Мещерки.
845. 1908. У Эрисмана узнать — Федор Федорович Эрисман (1842—1915), врач-гигиенист, профессор Московского университета. В письме в редакцию «Русских ведомостей» (1891, № 282 от 13 октября) Эрисман указывал ряд веществ, которые, «будучи в известной пропорции прибавлены к ржаной муке, дают хлеб вкусный и удобоваримый и в то же время сравнительно недорогой». Толстой пытался наладить печение хлеба по способу проф. Эрисмана. См. об этом письмо T. Л. Толстой к С. А. Толстой от 4 ноября 1891 г.
846. 19010. Тверь Клоповск. — Вероятно, описка, и надо читать «Клопск.», что подтверждается следующей записью, в которой упоминается фамилия Клобского.
847. 19011— Лев Николаевич Маресс (р. 1864), статистик и экономист. См. т. 50.
Сноски