ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ
И
ЗАПИСИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ
[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 1, 1891 г.]
Раеву книгу Евангелия
Лизунов Василий свидет...
Лисицыну.
91. 6 Я[нваря].
Братство. Жертва жиз[нью] плотской[133]
Погибельная слава.[134]
Единство людей в увеличении любви.[135]
10 Я[нваря] Индюш[ек] кормить.
Нельзя учить народ, пока власть в руках правит[ельства].
Правит[ельству] нельзя выпустить из-под себя.
Не понимают учения Хр[иста] и те и другие от церкви.
13. Не понимают, что Х[ристос] на их языке реформат[ор], только срок его реформ 2000-летний. —
О деле Букалова Губернск[ому] предводителю. —
19. Ваничка целует руку Кузьки.[136]
————————————————————————————————————
Renan, р. 240, о том, что настоящее значение только из перв[ых] рук.
R[enan], 253: государство, как содержало церковь, должно содержать науку.
————————————————————————————————————
Цель молитвы блага знанье.
26. разделить, а потом смеш[ать].[137]
28. Я дурно поступил с Пук[аловым] и начинаю обвинять его.
Дунаеву.
Hegelen [?] желает поступ[ить] в русск[ое] подданство.
Курносенкова книжка потеряна.
————————————————————————————————————
Зеленецкий Дим[итрий] Алекс[еевич] уволен из Ростовск[ой] на Дону гимназии. 89. Декабрь. Подав[ал] 90 г. в Августе Делянову, за подозр[ение] о писании анонимн[ых] писем.
Огромное количество дел совершается под имен[ем] произведен[ий] науки и иск[усства]; огромн[ое] колич[ество] людей занято этими предметами.
В числе этих предметов есть несомненно такие.
Страхову — благодар[ить].
Курносенк[ова] — в сентябре отобран[о].
Внешн[ие] формы —
Дано Ц[арство] Б[ожие] и средства достижен[ия] его не внешн[ие].[138]
Потребность жертвы — страдания — хоро[ший] признак.[139]
Несоответствие рабочего к требованиям рынка, измени[ть] рынок не поможет.[140]
————————————————————————————————————
К непр[отивлению]: непонимание.
————————————————————————————————————
Покуда больно, не полезны уроки тщеслави[я].[141]
9 Ща[рта].
Щепка — пароход. Всё условно, всё ничто. Одно сознание воли Бога и исполнение ее.[142]
————————————————————————————————————
Ослабление начинается сверху: сначала любовь, пот[ом] смирен[ие], пот[ом] чистота. Так что исправляться не снизу.
Как потеряна любовь к Богу, так начинает засариваться душа.[143]
Недохватит или перехватит. Судят о том, что не нужно или нельзя судить. Один узкий путь истины.[144]Hidrotaphia by sir Thomas Browne.[145]Матвей Никандрович Буколов. Крапивну.
————————————————————————————————————
Тень исчезает и уменьшится, когда изменится отноше[ние] к солнцу. Снимет тень и потом скаж[ет]: исчезло, имен[но], когда вступи[т] в полный свет.[146]
Малый взят 7 лет — может четверо на земле, мож[ет] ли быть продана?
1) Попову. 2) Evans’y.
Алексей Остряков желает лечить, разрешение знахар[ить].
3) Гринштейну, 4) Файнерм[ану].
Чертк[ову] послать об охоте, Вегетар[ианстве], Felix Pia.
Государственность есть атавизм, свойство прежнего быта, теперь ставшее ненужным.[147]
Буткевичу.
Впечатления, если остаются — асимилируются, то им есть предел, а то насквозь — как понос.[148]Непонимание проис[ходит]: 1) от того, что далеко вперед, и от того, что считается понят[ным] церковь.
Гершеля — расчет.[149]Нужно[150] — любовь, а не сохранение жизни. Можно жизнь погубить из любви.[151]
————————————————————————————————————
Во сне видел: Спущены кисти рук.[152]
————————————————————————————————————
Жизнепонимание в 6 гл[авах]. 7. Почему жизнепон[имание]. 8) Фонари по пути.
Есть путь прямой и путь медленный — сознательный и бессознательный.
————————————————————————————————————
Попову и недовольство не другими, но соб[ой].[153]
————————————————————————————————————
Иго мое — запрягает.[154]
————————————————————————————————————
Файнерм[ану] рассужде[ния] — принц[ипы] и вера, как две ноги.[155]
————————————————————————————————————
Тяжела жизнь от того, что обстановка для того, что не радует, а того, что радует — нет.[156]
О деле Васильева. —
Ссора с Ваничк[ой].[157]
————————————————————————————————————
Всякое искреннее слово, оборот, подхватывается и опошляется. «Пора и т. п.»[158]
————————————————————————————————————
Жизнь есть увлечение делами мирскими, всё равно как собирание грибов по дороге, когда послан хозяин[ом]. Притча о слугах в доме.[159]
————————————————————————————————————
Непрот[ивление] злу есть только часть.
Гольц[еву], Гроту, Страх[ову], Цертел[еву].
Баба из Левинск[ого], мальчика забрухал.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
По 1-му я сам по себе, по 2-му отец, гражданин, по 3-му раб Божий.
По 1-му обязательны мои желания, по 2-му закон людск[ой], по 3-му закон Божий.
2-е. Ты сын семьи, государства — служи им.
3-е. Ты сын Бога, служи одному ему.
————————————————————————————————————
Задавило Ноября 20. — Рима Родионова сторожиха.
— новые — сами собой вытекают из него.
Сон = жизнь в другом мире, другая, память о к[оторой] исчезает, но последствия остаются.[160]
Ничего не делать, а только направлять силу по течению — как поток. Если бы частицы стремились по своему, они ничего бы не сделали.[161]
Лучшие наборщики те, к[оторые] не знают языка, на к[отором] набирают.[162]
2-е жизнепон[имание] — слава.
————————————————————————————————————
В Сергиевское в больн[ицу].
Хочется сказать: не хотят принять, но это было бы неверно: прямо не понимают. А не понимают, п[отому] ч[то] считается давно несомненно понятным, п[отому] ч[то] смотрят на него с высоты велич[ия], не дают себе труда вникнуть в него, как челов[ек], к[оторый] бы смотрел на фунд[амент], думая, что видит храм.
Так что после выхода м[оей] книги убедили меня, что никогда не прекращал[ось] и все усиливалось исти[нное] понимание учения Хр[иста] между меньшинств[ом] и всё более и более затемнялось в массах.
————————————————————————————————————
— нужно — для себя.[163]
————————————————————————————————————
Урядник, лошадь — взыскивают деньги, 40; жена ушла 11 год. Может ли жениться.
Можно ли взыск[ать] за увечье в 1881 году. Фонарь. В каком месяце. Отставной Михаил Иванов[ич] Родионов, Богородицк[ого] уезда Кузнец[овской] волости.
16 четвертей овса. 10 мер.
————————————————————————————————————
Какой же вывод из этого. 1) что люди (меньшинст[во]) поймут, что не должно усвоять жизнепонимание, а большинство страданиями будет приведено к тому же.
Рано ли, не знаю, но скоро это будет.
Не могу заснуть, п[отому] ч[то] о себе думаю.[164]
Смерть = забыть себя.
————————————————————————————————————
Труд для других не тот, к[оторым] воспользуются другие, а тот, котор[ый] делается для других, и они знают, ч[то] он для них делается.[165]
————————————————————————————————————
Бабур[инский] мужик — в солдаты берут брата, а старший больной.
Saint[166]
Бык забрухал мальчика. Мих[аил] Иван[ович] Кондрашев. М. И. Костина — Павел забрухан.
Причины непонимания — церковь и наука, т. е. уверенность, что мы знаем.
————————————————————————————————————
его сторону и, в сознании оставаясь столь же далекими от него, в действительности шаг за шагом приближаются к нему. Это совершилось с христ[ианским] учением.
————————————————————————————————————
Истина не имеет пределов, но ложь ограничена. Ложь церкви и науки обличается жизнью, к[оторая] переросла их. — Ни[ти], привязывающие люд[ей] к церкви и науке, становятся всё натянутее и натянутее и должны лопнуть.
Люди думают, что знают двояким обра[зом], сверхъестеств[енным] и опытным (эволюц[ия]). Скажу о 1-м.
1891
6 января. Стр. 163.
771. 1632. Раеву книгу Евангелия — Сочинение Толстого «Краткое изложение евангелия», или распространенное в рукописных копиях «Соединение, перевод и исследование четырех евангелий».
772. 1633. Лизунов Василий — Василий Егорович Лизунов, крестьянин д. Телятинки. Судился 18 декабря 1890 г. в г. Одоеве за кражу холстов, и Толстой хлопотал об освобождении его до суда на поруки. См. т. 51.
773. 1634. Лисицыну. — Михаил Михайлович Лисицын (1862—1913), ветеринарный врач и журналист. См. т. 50. Письмо к нему от 8 января 1891 г. см. в т. 65.
13 января. Стр. 164.
774. 1645. О деле Букалова — Матвей Никандрович Буколов, подпоручик, в письме от 8 апреля 1891 г. просил Толстого содействовать вызову к тульскому губернскому предводителю дворянства его и помещика Масловского, который не уплатил ему каких-то денег.
19 января. Стр. 164.
775. 1648-11. Renan.... содержать науку. — Отметки при чтении книги Эрнеста Ренана «L’avenir de la science» («Будущее науки»).
28 января. Стр. 164.
776. 16416. — См. письмо к А. Н. Дунаеву от 10—11 февраля в т. 65.
777. 16418. Курносенкова книжка потеряна. — Яков Петрович Курносенков, один из беднейших крестьян деревни Ясная Поляна. См. о нем в т. 49.
778. 16420-23 — Дмитрий Алексеевич Зеленецкий, преподаватель древних языков, уволенный из гимназии, просил Толстого похлопотать за него в Петербурге. См. письмо Толстого к H. Н. Страхову от 17 февраля 1891 г. в т. 65.
779. 16422. Делянову, — Иван Давыдович Делянов (1818—1897), министр народного просвещения, крайний реакционер.
780. 16428. Страхову — благодар[ить]. — См. письмо к H. Н. Страхову от 17 февраля 1891 г. с благодарностью за присылку книги Шазлера «Kritische Geschichte der Aesthetik» («Критическая история эстетики»), (т. 65).
Март. Стр. 165—168.
781. 1668. Павшенск[ого] — Из села Старого или Нового Павшина Алексинского уезда, на Калужском тракте.
782. 16519. Hidrotaphia by Sir Thomas Browne. — Сочинение английского врача-гуманиста Томаса Броуна (1605—1682) «Hydriotaphia. Urnburial, or a discourse of the sepulchral urns, lately found in Norfolk» («Гидриотафия. Погребение в урнах, или рассуждение о погребальных урнах, найденных недавно в Норфольке»), Лондон, 1658, посвященное исследованию обычая сожжения трупов у разных народов и в разные времена. Заглавие книги вписано рукой бывшего у Толстого 11—13 марта 1891 г. американца Крильмена.
783. 16528. 1) Попову. — См. письмо Е. И. Попову от 19 марта 1891 г. в т. 65.
784. 16528. 2) ’y. — Письмо к Эвансу, написанное, повидимому, только в конце мая или начале июня, неизвестно.
785. 1662. 3) Гринштейну, 4) Файнерм[ану]. — Константин Андреевич Гринштайн, народный учитель в местечке Песчанка Ольгопольского уезда Подольской губ. В 1890 г. был в Ясной Поляне. Письма к А. К. Гринштайну от 19—24 марта и к И. Б. Файнерману от 20—24 марта 1891 г. см. в т. 65.
786. 1663. — См. письмо к В. Г. Черткову от 18—19 марта в т. 87, № 284.
787. 1663 — Феликс Пиа (1810—1889), французский писатель, участник революции 1848 г., в 1871 г. деятель Парижской Коммуны. 20 марта 1891 г. Толстой писал В. Г. Черткову, что посылает ему рукопись рассказа Феликса Пиа, в переводе Л. П. Никифорова, для напечатания в «Посреднике» (см. т. 87, № 285).
788. 1666. Буткевичу. — Письмо Анатолию Степановичу Буткевичу неизвестно.
789. 16617. Жизнепонимание в 6 гл[авах]. — Запись о первоначальном распределении материала в книге «Царство божие внутри вас».
790. 16622. Попову — См. прим. 783.
791. 16626. Файнерм[ану] — См. прим. 785.
792. 1673 — Васильев, крестьянин с. Пирогово Крапивенского уезда. См. т. 51.
793. 16715. Гольц[еву].... Цертел[еву]. — Письма от 25 марта 1891 г. к В. А. Гольцеву и Н. Н. Страхову см. в т. 65. Письма к Н. Я. Гроту и Цертелеву неизвестны.
794. 16715. Баба из Левинс[кого], мальчика забрухал. — Мария Ивановна Костина, крестьянка с. Ливенского, в 7 км. от Ясной Поляны. Сына ее, Павла, забодал бык соседнего помещика М. И. Кондрашева. Об этом деле Толстой в августе 1891 г. писал Н. В. Давыдову. См. т. 66.
795. 16727. Задавило Ноября 20. — Рима Родионова сторожиха. — Сторожиха на железной дороге Родионова, отданная под суд за то, что по ее оплошности поездом задавило человека. Толстой направил ее с письмом к Н. В. Давыдову.
Апрель. Стр. 168—169.
796. 1688. — Ср. в Дневнике запись от 1 апреля 1891 г. и прим. 133.
797. 16815. после выхода м[оей] книги — Имеется в виду книга «В чем моя вера?», М. 1884.
798. 16915. Мих[аил] Иван[ович] Кондрашев. — М. И. Кондрашев, помещик, бывший тульский фабрикант. См. прим. 794.