[ДНЕВНИКОВАЯ ЗАПИСЬ 1887 г.]
1887. Февр. 3-го.
Человек употребляет свой разум на то, чтобы спрашивать: зачем и отчего? — прилагая эти вопросы к жизни своей и жизни мира. И разум же показывает ему, что ответов нет. Делается что-то в роде дурноты, головокружения при этих вопросах. Индейцы на вопрос отчего? говорят: Майа соблазнила Брама, существовавшего в себе, чтобы он сотворил мир, а на вопрос зачем? не придумывают даже и такого глупого ответа. Никакая религия не придумала, да и ум человека не может придумать ответов на эти вопросы. Что ж это значит?
А то, что разум человеку не дан на то, чтобы отвечать на эти вопросы, что самое задание таких вопросов означает заблуждение разума. Разум решает только основной вопрос как. как, он решает в пределах конечности вопросы отчего и зачем? —
Что же как?
Этого нужно всему живущему и мне. И возможность этого дана всему живущему и мне. И это решение исключает вопросы отчего и зачем. —
Но отчего и зачем не сразу находится блаженство? Опять ошибка разума. Блаженство есть делание своего блаженства, другого нет. —
Примечания
3 февраля. Стр. 131.
755. 1317 — Термин древнеиндусской философии, обозначающий иллюзию, призрак; символ обманчивости жизни.
756. 1317 — Высшее божество религии индусов — браманизма.