Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг.
Записная книжка № 10, 1879—1880 гг.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 10, 1879—1880 гг.]

1879

12 Апреля [Ясная Поляна]. — Соловьи. Лягушки, головастики гудят. Трава в лесу на 2 вершка, цветы[348] медунчики и желтые сплошные. Дождь с перемежкой целой день. Места[ми] тепло, местами холодно, как летом.

За несколько дней кукушка перелетает торопливо, махая крыльями. — И щекочет. —

20 Апреля. Не цветут,[349] но высоко поднялись: свергибусы, полынки матовые, звезды одуванчика. Осенняя пахота заросла. На бугре полосы паханные и нет. Ходят, рассевают. Оскараживает посеянное — черная полоса, выворочены из земли желто-белые корни. — Трава ярко зелена, вода как стекло, подложенное синей бумагой. — Поле всё черно вспахано, между ним лощина яркозеленая с болотцем — кормится лошадь. Вечером в лощинах пахнет сеном от вялой травы.

21 Апреля. — Холодно, пасмурно. Лягушки кричат, соловьи. Баранчики показываются. Черемуха, смородина, береза — лист.

22 Апреля. Холодно, ветрено. Трава поднимается. Земля усыхает. Рожь редеет. Лошади кормятся.

[26 апреля.] 23, 24, 25, 26. Холодно, дожди.

27 Апр. После дождей, вечер. Яркое низкое солнце. Дороги, пашня, отливают лиловым — красное с синим. Высокие цветы заготовились подняться — ждут тепла распуститься.

28 Апр. Без облачка небо. Трава с желтизной.[350] Рожь-матушка стала отличаться, где вымочки, где нет. — Свергибус готов. Мужики в обед спят в борозде — прямо перепелка. Хохолки на орешнике.[351]

1 Мая. — В лесу трава на четверть, дожди теплые и грозы. Глухая крапива зацвела. Кашка. На ясене красноватый лист.

Вечер, чисто вспаханный и выскороженный огород, между яблонями.

2 Мая. — По липам как забрызгано — почка.

Ветла цветет желто, как круто сваренный желток. — По парам желтая сурепка[352] сплошь. В лесах горошек, по лугам анют[ины] гл[азки] и незабудки. Крапива поднялась — рукой зацепи[шь].

6 Мая. Горленки. Липа распускается. Дуб обсыпан. Овсы взошли. — Как яйца вышли из краски — чья лучше. —

7 мая. Лошадь каряя, накалилась на солнце, ребра лоснятся.

————————————————————————————————————

<Милосл. Нар. рад.? Белевск[ого] уезда, села Лучек. Тимофей Алексеев, женится на вдове, она в 3-м браке.>

————————————————————————————————————

Корова в мягкую пушистую зеленую траву, мягко раздувая ноздри окунает и щиплет.

5, 6, 7 Мая. Ветер холодный. — 8. Душный после обеда, вечер опять свежий. 9. Тепло, ясно, ветер. Твердеет зелень.

10. Рано утром, 4 часа, на тусклом от росы лугу блестит темнея щавельник. В 7-м часу, на косом солнце капли на макушках трав блестят. А. Бабы. Бисеру-то что на поднизки. — Бери.

Рано встал — спать хочется. Ясно солнечно, ветер гонит солому, лошади худые, закалянившая порванная сбруя. Присохшая грязь на колесах.

10 Мая вечер. 8 ч[асов]. В тени на зелени, на лазоревых незабудках гуще лазорь.

11 Мая, распустились — желтые цветы капустной. Разлив незабудок. Черно протоптана дорожка в глуши, как снегом усыпана черемух[овым] листом.

[18 мая.] 16, 17, 18 Мая— насупротив светлая, роса сохнет, блестит. — Тут хорошо, там жарко будет.

Ночь 11 часов. Месяц первая четверть. Темно. Звезды, просветы сквозь деревья. Соловьи и свистуны июньские.

Выпалывают в лугах щавельник.

Рябина душистая цветет мелким цветом. —

Сирень завострилась вверх цветами.

18 Мая. Стала рожь седеть, колыхаться. Выколосилась.

19 Мая. После жаркого дня ясный вечер. Роса выступает на зелени в тени. Зелень яхонт лазоревая. Крапива сплошным откосом под застреху. Лопухи перенимают стёжку. Фурчат как шевельнешь. Сочная женщина тяжело несет подоёмши сочное пенистое молоко.

21 Мая. Пасмурной, паря. К вечеру дождь ливень. Потоки. Осклизаются босые ноги по грязи. С лопухов течет. На ране после дождя по лугам по лесам ровно голубинкой наведено. —

[23 мая.] 22, 23. Грозы по две днем. Ударило в двух местах. Стручки на акации. Мухи показались и липнут.

24 М. Зашел дождик дробненький. Еще не миновал, а соловушка уже высвистывает. —

К крыше чердачок. После дождя одна сторона суха.

Иван да Марья сплошь покры[вает]. Грудной чай расцвел.

26 М. Одуванчики осыпались, жирные красные стебли. — Рожь побурела: усики вверху, колоса пожелтели. Овес завострился.

27 Мая. Колосья ржи поднялись, вытянулись неровно. Незабудки зацвели мелко и сурепка зацвела. Волнуется крупными волнами рожь. Васильки.

[30 мая.] 29, 30.

4 часа утра. Обозначилось место солнца. Еду лощиной на западе, вдруг пашня зарумянилась и посветлела. Выехало солнце на круг над землей.

1 Июня, вечер. Был холодный день. Дождь, гроза. Затихло, тучи на небе, рожь буреет, щетки. Овсы — желтизна, вершки в хлебах. — Тишина [?].

[4 июня.] 2, 3, 4 Июня. Луга засерелись, ровно бисером унизаны пухом.

[354]Ветер, сиверко.

4. Ясно, ветер. Воздух колыбается. На солнце шины, палицы, как лучи горят. По ржам, как копоть, чернизина. В овсах желтизна. Кашка красней малины. Дворовый, расковырен[ный] навозный дух. На коров зык. Рожь зацветает.

5 Июня. Шиповника кусты раскочные, распыхались цветом. Иван да Мар[ья] желтеет. Полдень, не парит, жарит, ни зыку, ни ветру.

Трепет крыльев жаворонка на подъеме. —

В хлебах лужок. Сплошная кашка. Пчела, шмели наперебой взятку берут. Полночь. Холодный туман. Дергачи, как пильщики добрые, в перебив.

6 Июня. В лесу, зайчик темнобурый, две горлинки одна за другой се[ли] на дубок, пересели с[355] треском крыльев. Хвосты белокрас[ные] распущены как махальцо.

7 Июня. С горы виден луг. Половина скошена, светлая серебристая, не скошенная буреет.

По липе зажелтелся цвет, готовится. Тихо жарко.

Гречиха насела двойчатка, точно бабочка распутила крылышки, сплошь на черную землю.

[9 июня.] 8, 9 Июня.

10 Июня. Жарко, пыль. Грозовито. На листах пятна красные. Желтый цвет расцвел, похож на Иван-чай.

18 Июня. Овес вылистывается. Чуточку налило ржи. Повилика цветет. Солнце садится за лесом, выщербен полукруг.

22-го. Лядвенец ярко желтый и дятленик красный. Садится солнце, отражается в болоте воды — смотреть нельзя.

23. Розаны, рдеется середка, края бледны. Все на работе, все уехали, я один дома. 8 часов, тихо, ребята, старики, стрижи молодые летают станичками.

Поехал купаться. На краю леса полдел[ян]ки выкошено, собрато в большую копну. От осинок тень.

Вечером везут сено.

[25 июня.] 24, 25 Июня. Ночи с ветром, дождь. На утро рывом дует. Овес треплется, как бешеный, как цыганка плечами. Меж дворов и овинов сплошная крапивно зеленая река конопель. Посредине плывет бабочка в аленьком платочке и низких наплечиках. Должно там дорожка. Пахнет зерном.

28 Июня. Позвонок засох. Везде народ сено убирает. — Иван да Марья в одну сторону нагнувшись. Подмаренник пахнет медом. Пчела гудит вверху лип. —

29 Июня. Южный сильный ветер. Праздник, нарядные ребята дома. Скотина тихо стоит наевшись на солнце. Вечером ливень. Прошелся. Лист перевернулся низом вверх. Стога сена сильно пахнут.

30 Июня. 7 ч. утра. Ливень с вечера и ночью. По лесу покос на рядах. Мокрые, теплые ряды духовито преют. Из-под горы, спина лошади и хвостом от мух, ноги и другая спина, а куда не смотришь и 2, 3, 4.

1 Июля. Овес наливает, поднялся, рожь бледна, желта.

После дождей, зелень блестит, яркое солнце, ветер, свежесть. В лесах покосы. Шалаши под сеном. Телеги вверх колесами. Вода — сталь, отражаются махалки.

3 Июля. Гречиха разлилась молоком. Везде пушистые валы, помоченные ряды тростятся; вблизи гречихи алой с белым стали белые бабочки на зеленой земле.

Липовый цвет в разгаре, малина, побеги красноватые на осине.

4 Июля. Пчела летит на липу низко, споро. После дождя зашел в липняк, дурманит запах лип[ового] цвета.

5 Июля. Овсы бледнеют зерном (васильки в них и чертополох с вишневым цветом). Льны зацветают. Пары заскорожены и после дождей чернее, где двоены.

8 Июля. В Засеке за тетеревами. Пчела стонет на липе. Осыпная малина спелая и орех.

10 Июля. Яркий день. 10 утра. В ярких просветах леса с земли поднимается с тропаньем [?] кры[льев?] на дубок птица.

11 Июля. Жары несколько дней, кузнечики. Липовый цвет, малина. Льны изумрудно-зелены, белые гречи, и янтарится рожь.

В припадочку пью у Потапк[ина] болота в ключе. Не видать воды, только на днище кипит из дыры в орех, поднимает и кружит крупинки земли, зерен, соломы.

Рожь зажинают. Овес запестрился желтым зерном.

12 Июля. Дождичек теплый. Рожь, красножелтая солома.

12 Июля.

15 Июля. Дожди. Овес забелелся, лег, ласточки низко снуют. Малина осыпается, оголяя стебельки, рыжики.

17 Июля.[356] Зной. Хлеб узревает. Зори свежие. Вода стынет. На осине красные побеги куржавеются. Малина рассыпуха, по 3, 4. Зерна круглые, сочные. Снизу на малине глядишь — просвечивает, сквозит на солнце ягодка. Стебли чисты.

18) Овес сохнет, кое-где на навозных кучах зелен. Рожь янтарная жесткая. Косят. Стена узеет от полоски. Мужик в зною махает крюк[ом]. Солома желтей колос[ьев?]. Волос забелелся. Хрустит рожь под крюком.

[22 июля.] 19, 20, 21, 22 1879 г.[357] Новгородская губерния. Феерверк от лодки на озере. Просвет белой луны в лесу.

23. Темносинее, как синюжник, озеро в зелен[ых] берегах.

25. [Ясная Поляна.] Холодн[ый] ветер. Липовый цвет поблек, завострился и желтеет лист и трава. Пух на Иван-чае. По дороге рожь колосья. Рябина, татарн[ик] в цвету.

27 Июля. Проезжаю вечером деревню, запах сгущенный сена из сарая, на гумне ворошек покрытый, телега у ворош[ка] покрыта веретями. Готова ехать с новиной на мельницу.

28 Июля. Овсы на рядах. Косят ночью. Бабы стелют землей.

30 Июля. Овес яркожелтый. Косят. Один мужик махается в [1 неразобр.] овса. Косят болото. С горы Тит косит, раскорячивш[ись], как комар. Над болотом стон дикой пчелы.

31 Июля.

2 Авг. Знойно, полдень. После дождя по овсянищу ряды, между подряд[ьями] зазеленелись. В болоте тихо, собака шуршит и торкает хвостом по листу.

Сеют рожь, запахивают, доваживают ржаные снопы.

3 Авг. Сиверко. Пасмурно. Густо стоят светлые копны овсяные по темному овсянищу. Косят 2 мужика овес, ласточки вьются. У дворов, куры в овсянища. Стадо на паханном пару, кое-где в жнивах. — Заосеняло (по овсянищу на межах полынь. По отаве проезжана желтая дорога).

[6 августа.] 4, 5, 6. Холода, дожди, 5 вышел вечер без дождя. На закате. Овсянище как золото. Мужик одинокий поздно доваживает овес.

[10 августа.] 7, 8, 9, 10. Жаркие дни. Гречиха бурая, нечистая. Овес возят захватывая ночи. —

Голубок трещит крыльями, а потом вжигает.

11 Августа. Жарко, мгла. Сеют, расчесывают бороной. Будет там. — Снимай что ль.

Багряный шар солнца, светлая середка. К низу сохи и конопля.

Пахнуло у болота со стойла.

[13 августа.] 12, 13 Августа. Ветер северозападный ломит деревья. Ясно. На плотине ракиты клубами, вода мутная, зеленая. После полдня ветер, нагоня[е]т дождь.

[18 августа.] 14, 15, 16, 17, 18. Жарко, ветрено. Лунно. Гречиха брусничная. Лен издали зеленоватый, брусни[чный] боком, бурый вблизи. Берут лен. Досевают рожь. Ранний посев выходит из краски, средний в краске, поздний только расчесан и хрест сделан против оговору. Везде молотят, по ветру доносит — жужжит колос под цепами.

[25 августа.] 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 Ав.

28. Орехи сошли, опенки, пахнет в лесу орехов[ым] листом. Зацветают слабо весенние[358] цветы — все. —

Ясно, тепло, солнце, ночью морозы, запад[ный] ветер. Рябина кирпичная. Вяз облетел.

[2 сентября.] 29, 30, 31, 1 Сент. 2. Западный ветер, пыль, морок, тепло, сушь.

3 Сент. На возу соха, мужик и девки. Карт[ошку] копать.

5 Сент. Начались морозы. Также ясно. Липа, клен красны. Молодая осина опала. Зелень отавы. Все цветы. Валдшнепы.

7 Сентября. Холод. Одонья яркожелтые в холодном ярком свете. Дерево в поле — черная тень. — Клен и липа обсыпались, желтые листья, рудожелтые с прозеленью, как постелю.

17 Сентября. Всё та же погода. Лист обсыпался. Зола.

21 Сентября. Еще жарче, ветер в макушках. Опалый лист кожаный, рудожелтый с прозеленью и песочный.

Мужики уж сработали на 15 р. вольной работы. Всё обмолочено. Сбиты жневья, свинороины.

26 Сентября. Мокро, дождь. Лист на деревьях: осины, березы — желтее. Сучья и стволы серожелезные, дороги дикие с сизинкой. Сватьбы.

27 Сент. В зеленях межки, поросшие травой гребешками, как бобров[ая] ость.

Тихо. Туман ходит и падает. Светло, лунно с золот[ым] отливом. Капли висят, сквозят на кончиках почек и спадают на мокрый грифельный лист. Это в лесу.

В поле мягко, тихо, слышно [?], туман ходит и носится полотнами.

14 Окт. По дороге, воскресн[ый] базарный день, гремят, шлепают по грязи копыта, колеса, веселые, закулевш[ие], голоса. Гора в тумане — телега — другая.

Вечер. Луна высокая в тучках. Тихо. Туман в лощинах.

8 Ноября. 9 утра. Чернотроп, кое-где снег. Морозец. Туманчик поднимается, солнце проглядывает, пахнет дымом, далекослышен благовест.

————

[13?][359] Ноября. Туман расходится. Пеленами. Как занавес поднимается — на зорю.

7 Декабря. Мороз, вечер. Иду мимо строенья. Скрыпят шаги, отзывает в строеньи.

1880. 5 Янв. Морозный туман. Белые мраморные ухабы извилистой дороги. —

1880, 7 Июня. На мокрой чистой грядке зеленые кривые линии огурцов, гороху и пр.

————

Никто не желает блага другого. Этого нельзя. Всё равно, как нельзя за другого чихнуть желать. Это ложь и источник всего зла. Если он говорит, что желает чего-нибудь для[360] блага общ[его], поищи, зачем ему этого хочется, и поймешь.

Не может никому хотеться общее благо. Своя похоть одна хочется. А признаться, что варенья хочется, и то совестно. Как же признаться, что хочется, чтобы N убили только для моей похоти. Надо придумать общ[ее] бл[аго].

Исцеления в субботу сухорукого, скорченной, расслабл[енного]. Напоить вола, вытащить из колодца. Господин субботы.

Отец делает, и я делаю. Мытари, посты, заплаты. Храм разрушу и восстановлю. Пока с ними жених. Мертвые хоронят мертвых. Отец делает, и я делаю.

Слуш[ают] и не испол[няют?] —

Надо делать. У Никодима.

Кто исполнит, увидит, от Б[ога] или нет.

Милостыню нельзя творить, имея <деньги> неправо. Вдова.

1) Человек сын Б[ожий] дух.

2) Надо им жить.

3) Надо жить только настоящим.

4) Надо жить только собою, а не о др[угих?].

5) Всё плотское ничтожно.

Луки 12, 51—53. Не мир, но

Л[уки] 17, 20—21. Ц[арство] Б[ожие] внутрь вас.

Ц[арство] Б[ожие] вообще есть сеятель слова.

Бог. Закон.

Почему не вырвал зло? Плевелы? Ц[арство] Б[ожие] внутрь вас.

При проповеди блаженств нет неточностей, нет метафор, преувеличений, переносного смысла. Всё ясно, просто — что должно делать, как.

— всё прямо и ясно — необходимо. Без этого нет смысла всего остального. Отдай рубашку. Не суди. Не гневайся — грех. Делать трудно. Переродиться духом. — Не вдруг возможно. Моя жизнь ужасная — как далека. Обзор пройденного: Переменитесь. — Метаноиа. Чтобы жизнь духа была. —

А то удивительно забавно: то, что можно делать, что понятно, ясно и предписано (но не весело), то мы понимаем метафорически, а то, что непонятно, глупо, чего нельзя даже делать (но весело), то мы понимаем прямо.

К Ник[одиму].

Верующий в меня свободен — вечен.

Разделяет верующих и неверую[щих]

9, 47

Вы судите, а я не сужу 8, 15.

7, 17. Кто хочет творить, тот узнает. 6, 63. Слова, к[оторые] говорю, дух и жизнь. Сын человеческий, сын Божий. Вы дети Отца Небес[ного].

К Самар[янке].

6, 27.

Люди были такие ж при Ио[анне] и И[исусе], как теперь. Погибали и искали спасения.

Базилеа.

Гречески читаю. Переведено, когда уж дан смысл. —

Объяснение всего дела, и по истор[ии] и по учению.

Глас не [с] небеси человеч[еский]. Вопиющий другое. Так МОЖ[НО] прямо в сердце. То и сделал.

Точку ставили вперед, не зная, где она будет, и кривили[?] смысл [?] и учен[ие], отыскивая объяснения везде и пропуская совсем непонятное или на время.

Правил[а]: 1) Непонятное вон. Само собою делает[ся]. 2) Против[уречивое?] 3) Противур[ечивое], непон[ятное] — понятным.

Есть: 1) лишнее — ненужное, 2) противур[ечивое], 3) непонятное совсем, 4) непонятное, но понятно, зачем, 5) понятно как эмблема.

————————————————————————————————————

показать драг[оценные] камни. А то все отвращаются, говорят — наво[з] и там нет ничего.

Утверждать учение Христа чудесами — всё равно, что свечу держать перед солнцем, ч[тобы] оно виднее было.

Вера — стены в темноте. Ощупай их. Тот, кто не верит, сидит на лодке, на пузыре, на корабле и не верит, что под ним вода. Надо вынуть лодку, пузырь.

Фет учит, осуждает. Что же он знает?

7 Ноября.

————————————————————————————————————

Книг канонических, выр[ажающих] пред[ание]. Из них если откинуть Апо[калипсис], откинут[ый] на деле. Из них Д[еяния] апостолов ничего не выражает, как только отки[нуть] и указ[ать], как грешно. Нет теперь более безбожных книг. Чтоб обозреть то, как постр. порознь: повтор[ения], длин[ноты], ничего [?]. Совокупить — пытались, нельзя.

Почему...

Так легче. Сущность — жизнь и учение. Возьм[ем] жизнь.

— папа, мормоны, хлысты. Видно, очень грубо и гадко, ч[то] так нельзя поверить.

————————————————————————————————————

Не потому она истинна, ч[то] устояла, но та, к[оторая] устояла, ту и зовут истинной. Палка о 2-х концов.

————————————————————————————————————

Так пустяки. Только дети и те, кому выгодно, могут верить в это, если раздумаются. А грех соблазнять из-за выгоды. Вешают, кто виноват. Нечего проповеди писать. Надо от веры не отталкивать.[362]

— они изуверы; заблудш[ие] — не поможет.

В науке можно согласить. Одно может быть право, но в вере — нет.

Возьмем писанье, но будем помнить (и ц[ерковь] признает): 2000 л[ет] переписывалось, переводилось, да и писалось кем? (благо[датью?] Св[ятого] Д[уха]). Как стершуюся, истлевшую рукопись. Берем, что ясно и связно, поверя первое последующим и наоборот.

————————————————————————————————————

Бедность, община, чистота соблюдаются ближайшими, и тогда нет разногласия. Как перестали соблюдать, так разногласие.

Я сомневался, кто прав, кто винов[ат] на 1 Ник[ейском] соборе, но потом вспомнил: какое кому дело до спасения друг[их]. Да и спасение только в исполн[ении] запов[едей]. О чем же спор[или]? О запов[едях]? Нет. О способе исполн[ения]? Нет. Так они не о вере говорили, а о чем-то другом. На здоровье. Я не пойду за ними.

————————————————————————————————————

1) Предание через кого. 2) Преданий много. 3) В жизни сам себе противоречит. Не я его осуждаю — сам.

.

Не те отпадают от церкви, к[оторые] грешат, а те, к[оторые] грешат, убивают, гонят, осуждают во имя церкви. Они отпали от церкви тем, что делами показывают, что не верят в церковь Христа, а веруют в какую-то другую.

————————————————————————————————————

Смотрю Исповедание веры. Церковь (пар[аграф] 48) — отрицание других каких-то, а не исповедание: что же другие, имя легион. И каждая оправдывает себя, проклинает, иногда прощает, снисходит. Слово в слово. Разница в предании. Церк[овная] история. Насилие, зло, ненависть, гордость.

Но дело есть огромное. Все верят — многие делают. Даже те, кто словами не верят — отрицают. Делами исповедывают. Кроме наивных, легкомысленных матерьялистов. И те подтверждают. Что ж это за история? Где его понять? В истории обман, ложь, насилия. Но вот 3-й век скрывает, и вот источник. Посмотрим его.

— момент. Живите в настоящем. Наслаждайтесь настоящим в Боге, и никакой награды за то. Притча о хозяине и работнике. —

Наказание — само в себе.

Отыскать — притчи (богатый получил награду).

————————————————————————————————————

Трудно богатому войти... никаких загадок и статьи 117 и т. п. Смысл говорит: нельзя.

Отец наш Б[ог]. Приведи Ц[арство] Т[вое], чтобы воля Твоя б[ыла] как на н[ебе], так и на земле. Хлеба просим только на нынче и о прощении грехов так же, как мы прощаем всем. Далее не введи нас во искушение, так, чтобы избавиться от зла. С тем чтобы Ц[арство] Т[вое] было в силе и славе.

Я и Отец одно — совершаем. Будьте совершенны, как Отец ваш Н[ебесный].

————————————————————————————————————

Так что же, неужели то християнство, какое есть — обман?

Посмотрим с конца, что оно, откуда.

Я вырос, оглянулся. Стал искать, чем я жил и живу — ужаснулся на себя. Стал искать основы. Люди хуже меня верили — я не мог. Фарисеи, язычники, скоты. — Учителя церкви — буква. Оглянулся пошире — в народе[363] — дела веры, но незнание. Где знание, там безделие. Что такое? Поищу в учении.

————————————————————————————————————

— всё ложь, но разум учения и народ остановили. Что же это такое — христ[ианство] попов? Стал читать катихизис. Не буду поправлять их, как всё б[ыло] сначала. А возьму с конца. Есть цер[ковь] делающих, и дойду, помуч[аюсь] до источника.

————————————————————————————————————

Первое расширение, что И[исус] Б[ог] — Арияне и др[угие], от[рицающие] Трои[цу], разделение, проклятие. Евхаристия — Лютер. Воскресен[ие] — Новые

————————————————————————————————————

Образцы высокого понимания, вследствие к[оторого] догматы.

— спасение смертью Х[риста].

Иоанн

{

Сын божий

Евхаристия

Деяния — сошествие языков.

Крещение — баптисты.

————————————————————————————————————

Пересол — хуже недосолу.

————————————————————————————————————

Моисей, что[бы] утвердить, говорит: заповеди от Б[ога]. Пророки тоже. Апостолы ч[то] утверждают, говорят, от Б[ога], и на них сошел Д[ух] С[вятой]. — От всех этих положений — расколы, отрицания — то же, что всё это от Бога, подтверждено веками, что другого нет — стало быть, от Бога.

————————————————————————————————————

— он учит исполнить, стало быть он сам Бог риторически.

Кому какую пользу сделало толкование священ[ного] предания? Открыло оно сердца людей? Нет. Нищие духом спасаются и творят дела без толкования. А сделало ли вред? Неисчислимый. Соблазны. Распри. Злоба. Убийства.

Да и где велено толковать? Нигде. Везде указано быть, как дети. И то, что скрыто от мудрых, открыто детям и нищим духом.

Что же сделали? Растрепали учение по клочкам и на каждое слово наложили свой смысл глупый, гнусный (блаженства), противный Христу. Вот заграждающие вход и сами не входящие.

9) Хр[истос] пришел проповедать, дать Ц[арство] Н[ебесное.] Где оно?

Душеполезное чтение.

1) О делах —

2) О — ложном понимании буквы.

3) Чудеса.

5) О церкви.

6) Учение как делать.

7) Требование веры.

8) Разумность.[364]

————————————————————————————————————

Самарские ведом[ости] Эпарх[иальные].

Статьи Герасима.

————————————————————————————————————

У Оболенского.

Архимандрит Григорий.

————————————————————————————————————

Житие Николая.

————————————————————————————————————

Протест[антизм] у Хомякова....

————————————————————————————————————

О русском преподавании курс литературы.

— логика.

Л[атинская] этимол[огия] и синт[аксис] прост[ых] пред[ложений], из сложн[ых] употребл[ение] союзов цели, времен[ных]: ut, cum, post.[365]

Г[реческая] этимология.

————————————————————————————————————

Цезарь. II и III?

— 2 главы.

Геродот VI книга, вся.

Платон. Апологию. Критон.

Илиада.

Повтор[ение] всего.

— Черного.

————————————————————————————————————

Петра девица воспитала.

Два брата. Один немой.

1) Осип Наумыч погибает от злости.

3) В Козельске приказный —

4) <Сын против отца>

[366]5) Киево-Печерские солдаты.

6) Старуха, муж распутный у дочери и повитуха.

7) . Ее невестка.

8) Макарыч — снохач.

9) Братья, солдат один за брата

Мать отдала — жировик.

11) Петров[ича] Ив[ан] Павлов.

12) Петр[овича] Сибирь.

13) Отец убил косой сына. (Солдатка)

14) Солдатка <Озеро к> прижила сына.

[1 неразобр.]

16) Слепой убил невестку Катюху.

17) Казачка родила. Девка на

19) Александр старец и его друг [?].

Примечания

1879

10 мая. Стр. 316.

1319. 31628 — Украшение из бисера на старинном женском головном уборе.

4 июня. Стр. 318.

1320. 31810. палицы, — Палица — по Далю полица — часть сохи, железная дощечка, приделанная повыше сошника для отваливания земли при пахоте.

22 июля. Стр. 320.

1321. 32025. Новгородская губерния. — С 19 по 24 июля 1879 г. Толстой гостил в имении Утешенье, в Крестецком уезде Новгородской губ., близ станции Боровенки Николаевской ж. д., куда он ездил с сыном Сергеем Львовичем к теще, Любови Александровне Берс.

1322. 3212. Тит — Вероятно, Тит Ермолаевич Зябрев, прототип крестьянина Тита, «дядьки по косьбе» Константина Левина в «Анне Карениной». См. «Анну Каренину», ч. 3, гл. IV (т. 18, стр. 263—266).

11 августа. Стр. 321.

1323. 32123 — По-тульски сохи — подпорки, шесты, столбы. Ср. в «Утре помещика»: «Навесы вокруг двора.... были почти все раскрыты, и одна сторона их обрушилась, так что спереди переметы лежали уже не на сохах, а на навозе» [т. 4, стр. 127].

1880

1324. 32310. Никто не желает блага — Эта и дальнейшие записи являются предварительными черновыми набросками того неоконченного религиозного сочинения, из которого впоследствии выросли и «Исповедь» и «Соединение и перевод четырех евангелий». Толстой начал работать над ним в ноябре 1879 г.

3232226. Исцеления в субботу.... Отец делает и я делаю. — Намеки на евангельские рассказы и изречения.

1326. 32328 — Беседа Христа с Никодимом в евангелии.

1327. 32416. Метаноиа — Греческое μετάνοια, переводимое обычно как «покаяние», но означающее буквально «изменение образа мыслей».

1328. 32434. Базилеа. — Греческое βασίλεια — царство.

32537. мормоны, — Американская мистическая секта. Известна тем, что допускает многоженство.

1330. 32622. на 1 Ник[ейском] соборе, — Первый Вселенский церковный собор, созванный в городе Никее в 325 г.

1331. 3272. Исповедание веры.... (пар[аграф] 48) — Составленное киевским митрополитом Петром Могилой в XVII в. «Православное исповедание церкви восточной» — краткое, в форме вопросов и ответов, изложение христианского учения.

1332. 3288— Христианская секта, возникшая в III в., названная так по имени ее основателя, Ария (256—336).

1333. 32817. баптисты. — Секта, появившаяся в Англии в XVII в.

3294. Стоглав. Каз[анское] изд[ание]. — Сборник постановлений церковного собора 1551 г., получивший такое название потому, что разбит на сто глав. Напечатан в Казани в 1862 г.

1335. 3295. Душеполезное чтение. — Религиозный журнал, выходивший в Москве в 1860—1917 гг.

1336. 32918. Статьи Герасима. — Герасим (Георгий Иванович Добросердов), епископ самарский, с 1878 г. — астраханский. В «Самарских епархиальных ведомостях» за 1876—1877 гг. печатались его проповеди.

1337. 32921 — Может относиться к Дмитрию Александровичу Оболенскому, казанскому знакомому Толстых, к которому Толстой заезжал летом 1877 г. по дороге из Оптиной пустыни (см. т. 46, прим. 1382), или к Дмитрию Дмитриевичу Оболенскому, тульскому помещику, близкому знакомому Толстых (см. т. 83, стр. 53).

1338. 32930. Светилина — логика. — «Учебник формальной логики» (СПб. 1870) профессора Петербургской духовной академии А. Е. Светилина.

3303. Цезарь. II и III? — Юлий Цезарь, «Записки о Галльской войне», кн. II и III.

1340. 3309. Грегоревского — Черного. — Популярные учебники греческого языка: М. Григоревский, «Курс греческого языка», ч. 1, Этимология по Курциусу (5-е изд., СПб. 1879), ч. 2, Синтаксис по Коху (3-е изд., СПб. 1879); Э. Черный, «Греческая грамматика гимназического курса», ч. 1, Этимология (М. 1878), ч. 2, Синтаксис (М. 1879).

1341. 3301332. 1) Осип Наумыч.... 19) Александр старец и его друг[?] — Записи под №№ 1—19 являются, повидимому, перечнем сюжетов, которые Толстой намечал обработать. Использованы не были, за исключением, может быть, последнего, развитого впоследствии в «Посмертных записках старца Федора Кузьмича». См. т. 36.

33015. В Козельске — Козельск — уездный город Калужской губ., в 6 километрах от Оптиной пустыни. Толстой был в Козельске по дороге в Оптину пустынь в июле 1877 г.

1343. 33019. Авдотья сестра. — См. прим. 218.

Сноски

348. Зачеркнуто: одуванчик[и]

349. Слово: написано над незачеркнутым: распустились 

350. Зачеркнуто: Ржи стали

351. осина

352. Слово: сурепка написано позднее над словом: трава

353. чер

354. Зачеркнуто: Холода

355. Зач.: свирестом

356. Июня. Далее зачеркнуто: Жар

357. Дата: 1879 г. 23, 24.

358. Вероятно, описка, вместо: осенние

359. 3

360. Зачеркнуто: др[угого]

361. Зач.: горя[чо]

362. Предание

363. Зачеркнуто: вера

364. Написано поверх стертого: Подражание Христу.

366. Зачеркнуто: 5) Снохач

367. Зач.: Рядчик гибнет