[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 10, 1879—1880 гг.]
1879
12 Апреля [Ясная Поляна]. — Соловьи. Лягушки, головастики гудят. Трава в лесу на 2 вершка, цветы[348] медунчики и желтые сплошные. Дождь с перемежкой целой день. Места[ми] тепло, местами холодно, как летом.
За несколько дней кукушка перелетает торопливо, махая крыльями. — И щекочет. —
20 Апреля. Не цветут,[349] но высоко поднялись: свергибусы, полынки матовые, звезды одуванчика. Осенняя пахота заросла. На бугре полосы паханные и нет. Ходят, рассевают. Оскараживает посеянное — черная полоса, выворочены из земли желто-белые корни. — Трава ярко зелена, вода как стекло, подложенное синей бумагой. — Поле всё черно вспахано, между ним лощина яркозеленая с болотцем — кормится лошадь. Вечером в лощинах пахнет сеном от вялой травы.
21 Апреля. — Холодно, пасмурно. Лягушки кричат, соловьи. Баранчики показываются. Черемуха, смородина, береза — лист.
22 Апреля. Холодно, ветрено. Трава поднимается. Земля усыхает. Рожь редеет. Лошади кормятся.
[26 апреля.] 23, 24, 25, 26. Холодно, дожди.
27 Апр. После дождей, вечер. Яркое низкое солнце. Дороги, пашня, отливают лиловым — красное с синим. Высокие цветы заготовились подняться — ждут тепла распуститься.
28 Апр. Без облачка небо. Трава с желтизной.[350] Рожь-матушка стала отличаться, где вымочки, где нет. — Свергибус готов. Мужики в обед спят в борозде — прямо перепелка. Хохолки на орешнике.[351]
1 Мая. — В лесу трава на четверть, дожди теплые и грозы. Глухая крапива зацвела. Кашка. На ясене красноватый лист.
Вечер, чисто вспаханный и выскороженный огород, между яблонями.
2 Мая. — По липам как забрызгано — почка.
Ветла цветет желто, как круто сваренный желток. — По парам желтая сурепка[352] сплошь. В лесах горошек, по лугам анют[ины] гл[азки] и незабудки. Крапива поднялась — рукой зацепи[шь].
6 Мая. Горленки. Липа распускается. Дуб обсыпан. Овсы взошли. — Как яйца вышли из краски — чья лучше. —
7 мая. Лошадь каряя, накалилась на солнце, ребра лоснятся.
————————————————————————————————————
<Милосл. Нар. рад.? Белевск[ого] уезда, села Лучек. Тимофей Алексеев, женится на вдове, она в 3-м браке.>
————————————————————————————————————
Корова в мягкую пушистую зеленую траву, мягко раздувая ноздри окунает и щиплет.
5, 6, 7 Мая. Ветер холодный. — 8. Душный после обеда, вечер опять свежий. 9. Тепло, ясно, ветер. Твердеет зелень.
10. Рано утром, 4 часа, на тусклом от росы лугу блестит темнея щавельник. В 7-м часу, на косом солнце капли на макушках трав блестят. А. Бабы. Бисеру-то что на поднизки. — Бери.
Рано встал — спать хочется. Ясно солнечно, ветер гонит солому, лошади худые, закалянившая порванная сбруя. Присохшая грязь на колесах.
10 Мая вечер. 8 ч[асов]. В тени на зелени, на лазоревых незабудках гуще лазорь.
11 Мая, распустились — желтые цветы капустной. Разлив незабудок. Черно протоптана дорожка в глуши, как снегом усыпана черемух[овым] листом.
[18 мая.] 16, 17, 18 Мая— насупротив светлая, роса сохнет, блестит. — Тут хорошо, там жарко будет.
Ночь 11 часов. Месяц первая четверть. Темно. Звезды, просветы сквозь деревья. Соловьи и свистуны июньские.
Выпалывают в лугах щавельник.
Рябина душистая цветет мелким цветом. —
Сирень завострилась вверх цветами.
18 Мая. Стала рожь седеть, колыхаться. Выколосилась.
19 Мая. После жаркого дня ясный вечер. Роса выступает на зелени в тени. Зелень яхонт лазоревая. Крапива сплошным откосом под застреху. Лопухи перенимают стёжку. Фурчат как шевельнешь. Сочная женщина тяжело несет подоёмши сочное пенистое молоко.
21 Мая. Пасмурной, паря. К вечеру дождь ливень. Потоки. Осклизаются босые ноги по грязи. С лопухов течет. На ране после дождя по лугам по лесам ровно голубинкой наведено. —
[23 мая.] 22, 23. Грозы по две днем. Ударило в двух местах. Стручки на акации. Мухи показались и липнут.
24 М. Зашел дождик дробненький. Еще не миновал, а соловушка уже высвистывает. —
К крыше чердачок. После дождя одна сторона суха.
Иван да Марья сплошь покры[вает]. Грудной чай расцвел.
26 М. Одуванчики осыпались, жирные красные стебли. — Рожь побурела: усики вверху, колоса пожелтели. Овес завострился.
27 Мая. Колосья ржи поднялись, вытянулись неровно. Незабудки зацвели мелко и сурепка зацвела. Волнуется крупными волнами рожь. Васильки.
[30 мая.] 29, 30.
4 часа утра. Обозначилось место солнца. Еду лощиной на западе, вдруг пашня зарумянилась и посветлела. Выехало солнце на круг над землей.
1 Июня, вечер. Был холодный день. Дождь, гроза. Затихло, тучи на небе, рожь буреет, щетки. Овсы — желтизна, вершки в хлебах. — Тишина [?].
[4 июня.] 2, 3, 4 Июня. Луга засерелись, ровно бисером унизаны пухом.
[354]Ветер, сиверко.
4. Ясно, ветер. Воздух колыбается. На солнце шины, палицы, как лучи горят. По ржам, как копоть, чернизина. В овсах желтизна. Кашка красней малины. Дворовый, расковырен[ный] навозный дух. На коров зык. Рожь зацветает.
5 Июня. Шиповника кусты раскочные, распыхались цветом. Иван да Мар[ья] желтеет. Полдень, не парит, жарит, ни зыку, ни ветру.
Трепет крыльев жаворонка на подъеме. —
В хлебах лужок. Сплошная кашка. Пчела, шмели наперебой взятку берут. Полночь. Холодный туман. Дергачи, как пильщики добрые, в перебив.
6 Июня. В лесу, зайчик темнобурый, две горлинки одна за другой се[ли] на дубок, пересели с[355] треском крыльев. Хвосты белокрас[ные] распущены как махальцо.
7 Июня. С горы виден луг. Половина скошена, светлая серебристая, не скошенная буреет.
По липе зажелтелся цвет, готовится. Тихо жарко.
Гречиха насела двойчатка, точно бабочка распутила крылышки, сплошь на черную землю.
[9 июня.] 8, 9 Июня.
10 Июня. Жарко, пыль. Грозовито. На листах пятна красные. Желтый цвет расцвел, похож на Иван-чай.
18 Июня. Овес вылистывается. Чуточку налило ржи. Повилика цветет. Солнце садится за лесом, выщербен полукруг.
22-го. Лядвенец ярко желтый и дятленик красный. Садится солнце, отражается в болоте воды — смотреть нельзя.
23. Розаны, рдеется середка, края бледны. Все на работе, все уехали, я один дома. 8 часов, тихо, ребята, старики, стрижи молодые летают станичками.
Поехал купаться. На краю леса полдел[ян]ки выкошено, собрато в большую копну. От осинок тень.
Вечером везут сено.
[25 июня.] 24, 25 Июня. Ночи с ветром, дождь. На утро рывом дует. Овес треплется, как бешеный, как цыганка плечами. Меж дворов и овинов сплошная крапивно зеленая река конопель. Посредине плывет бабочка в аленьком платочке и низких наплечиках. Должно там дорожка. Пахнет зерном.
28 Июня. Позвонок засох. Везде народ сено убирает. — Иван да Марья в одну сторону нагнувшись. Подмаренник пахнет медом. Пчела гудит вверху лип. —
29 Июня. Южный сильный ветер. Праздник, нарядные ребята дома. Скотина тихо стоит наевшись на солнце. Вечером ливень. Прошелся. Лист перевернулся низом вверх. Стога сена сильно пахнут.
30 Июня. 7 ч. утра. Ливень с вечера и ночью. По лесу покос на рядах. Мокрые, теплые ряды духовито преют. Из-под горы, спина лошади и хвостом от мух, ноги и другая спина, а куда не смотришь и 2, 3, 4.
1 Июля. Овес наливает, поднялся, рожь бледна, желта.
После дождей, зелень блестит, яркое солнце, ветер, свежесть. В лесах покосы. Шалаши под сеном. Телеги вверх колесами. Вода — сталь, отражаются махалки.
3 Июля. Гречиха разлилась молоком. Везде пушистые валы, помоченные ряды тростятся; вблизи гречихи алой с белым стали белые бабочки на зеленой земле.
Липовый цвет в разгаре, малина, побеги красноватые на осине.
4 Июля. Пчела летит на липу низко, споро. После дождя зашел в липняк, дурманит запах лип[ового] цвета.
5 Июля. Овсы бледнеют зерном (васильки в них и чертополох с вишневым цветом). Льны зацветают. Пары заскорожены и после дождей чернее, где двоены.
8 Июля. В Засеке за тетеревами. Пчела стонет на липе. Осыпная малина спелая и орех.
10 Июля. Яркий день. 10 утра. В ярких просветах леса с земли поднимается с тропаньем [?] кры[льев?] на дубок птица.
11 Июля. Жары несколько дней, кузнечики. Липовый цвет, малина. Льны изумрудно-зелены, белые гречи, и янтарится рожь.
В припадочку пью у Потапк[ина] болота в ключе. Не видать воды, только на днище кипит из дыры в орех, поднимает и кружит крупинки земли, зерен, соломы.
Рожь зажинают. Овес запестрился желтым зерном.
12 Июля. Дождичек теплый. Рожь, красножелтая солома.
12 Июля. —
15 Июля. Дожди. Овес забелелся, лег, ласточки низко снуют. Малина осыпается, оголяя стебельки, рыжики.
17 Июля.[356] Зной. Хлеб узревает. Зори свежие. Вода стынет. На осине красные побеги куржавеются. Малина рассыпуха, по 3, 4. Зерна круглые, сочные. Снизу на малине глядишь — просвечивает, сквозит на солнце ягодка. Стебли чисты.
18) Овес сохнет, кое-где на навозных кучах зелен. Рожь янтарная жесткая. Косят. Стена узеет от полоски. Мужик в зною махает крюк[ом]. Солома желтей колос[ьев?]. Волос забелелся. Хрустит рожь под крюком.
[22 июля.] 19, 20, 21, 22 1879 г.[357] Новгородская губерния. Феерверк от лодки на озере. Просвет белой луны в лесу.
23. Темносинее, как синюжник, озеро в зелен[ых] берегах.
25. [Ясная Поляна.] Холодн[ый] ветер. Липовый цвет поблек, завострился и желтеет лист и трава. Пух на Иван-чае. По дороге рожь колосья. Рябина, татарн[ик] в цвету.
27 Июля. Проезжаю вечером деревню, запах сгущенный сена из сарая, на гумне ворошек покрытый, телега у ворош[ка] покрыта веретями. Готова ехать с новиной на мельницу.
28 Июля. Овсы на рядах. Косят ночью. Бабы стелют землей.
30 Июля. Овес яркожелтый. Косят. Один мужик махается в [1 неразобр.] овса. Косят болото. С горы Тит косит, раскорячивш[ись], как комар. Над болотом стон дикой пчелы.
31 Июля.
2 Авг. Знойно, полдень. После дождя по овсянищу ряды, между подряд[ьями] зазеленелись. В болоте тихо, собака шуршит и торкает хвостом по листу.
Сеют рожь, запахивают, доваживают ржаные снопы.
3 Авг. Сиверко. Пасмурно. Густо стоят светлые копны овсяные по темному овсянищу. Косят 2 мужика овес, ласточки вьются. У дворов, куры в овсянища. Стадо на паханном пару, кое-где в жнивах. — Заосеняло (по овсянищу на межах полынь. По отаве проезжана желтая дорога).
[6 августа.] 4, 5, 6. Холода, дожди, 5 вышел вечер без дождя. На закате. Овсянище как золото. Мужик одинокий поздно доваживает овес.
[10 августа.] 7, 8, 9, 10. Жаркие дни. Гречиха бурая, нечистая. Овес возят захватывая ночи. —
Голубок трещит крыльями, а потом вжигает.
11 Августа. Жарко, мгла. Сеют, расчесывают бороной. Будет там. — Снимай что ль.
Багряный шар солнца, светлая середка. К низу сохи и конопля.
Пахнуло у болота со стойла.
[13 августа.] 12, 13 Августа. Ветер северозападный ломит деревья. Ясно. На плотине ракиты клубами, вода мутная, зеленая. После полдня ветер, нагоня[е]т дождь.
[18 августа.] 14, 15, 16, 17, 18. Жарко, ветрено. Лунно. Гречиха брусничная. Лен издали зеленоватый, брусни[чный] боком, бурый вблизи. Берут лен. Досевают рожь. Ранний посев выходит из краски, средний в краске, поздний только расчесан и хрест сделан против оговору. Везде молотят, по ветру доносит — жужжит колос под цепами.
[25 августа.] 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 Ав.
28. Орехи сошли, опенки, пахнет в лесу орехов[ым] листом. Зацветают слабо весенние[358] цветы — все. —
Ясно, тепло, солнце, ночью морозы, запад[ный] ветер. Рябина кирпичная. Вяз облетел.
[2 сентября.] 29, 30, 31, 1 Сент. 2. Западный ветер, пыль, морок, тепло, сушь.
3 Сент. На возу соха, мужик и девки. Карт[ошку] копать.
5 Сент. Начались морозы. Также ясно. Липа, клен красны. Молодая осина опала. Зелень отавы. Все цветы. Валдшнепы.
7 Сентября. Холод. Одонья яркожелтые в холодном ярком свете. Дерево в поле — черная тень. — Клен и липа обсыпались, желтые листья, рудожелтые с прозеленью, как постелю.
17 Сентября. Всё та же погода. Лист обсыпался. Зола.
21 Сентября. Еще жарче, ветер в макушках. Опалый лист кожаный, рудожелтый с прозеленью и песочный.
Мужики уж сработали на 15 р. вольной работы. Всё обмолочено. Сбиты жневья, свинороины.
26 Сентября. Мокро, дождь. Лист на деревьях: осины, березы — желтее. Сучья и стволы серожелезные, дороги дикие с сизинкой. Сватьбы.
27 Сент. В зеленях межки, поросшие травой гребешками, как бобров[ая] ость.
Тихо. Туман ходит и падает. Светло, лунно с золот[ым] отливом. Капли висят, сквозят на кончиках почек и спадают на мокрый грифельный лист. Это в лесу.
В поле мягко, тихо, слышно [?], туман ходит и носится полотнами.
14 Окт. По дороге, воскресн[ый] базарный день, гремят, шлепают по грязи копыта, колеса, веселые, закулевш[ие], голоса. Гора в тумане — телега — другая.
Вечер. Луна высокая в тучках. Тихо. Туман в лощинах.
8 Ноября. 9 утра. Чернотроп, кое-где снег. Морозец. Туманчик поднимается, солнце проглядывает, пахнет дымом, далекослышен благовест.
————
[13?][359] Ноября. Туман расходится. Пеленами. Как занавес поднимается — на зорю.
7 Декабря. Мороз, вечер. Иду мимо строенья. Скрыпят шаги, отзывает в строеньи.
1880. 5 Янв. Морозный туман. Белые мраморные ухабы извилистой дороги. —
1880, 7 Июня. На мокрой чистой грядке зеленые кривые линии огурцов, гороху и пр.
————
Никто не желает блага другого. Этого нельзя. Всё равно, как нельзя за другого чихнуть желать. Это ложь и источник всего зла. Если он говорит, что желает чего-нибудь для[360] блага общ[его], поищи, зачем ему этого хочется, и поймешь.
Не может никому хотеться общее благо. Своя похоть одна хочется. А признаться, что варенья хочется, и то совестно. Как же признаться, что хочется, чтобы N убили только для моей похоти. Надо придумать общ[ее] бл[аго].
Исцеления в субботу сухорукого, скорченной, расслабл[енного]. Напоить вола, вытащить из колодца. Господин субботы.
Отец делает, и я делаю. Мытари, посты, заплаты. Храм разрушу и восстановлю. Пока с ними жених. Мертвые хоронят мертвых. Отец делает, и я делаю.
Слуш[ают] и не испол[няют?] —
Надо делать. У Никодима.
Кто исполнит, увидит, от Б[ога] или нет.
Милостыню нельзя творить, имея <деньги> неправо. Вдова.
1) Человек сын Б[ожий] дух.
2) Надо им жить.
3) Надо жить только настоящим.
4) Надо жить только собою, а не о др[угих?].
5) Всё плотское ничтожно.
Луки 12, 51—53. Не мир, но
Л[уки] 17, 20—21. Ц[арство] Б[ожие] внутрь вас.
Ц[арство] Б[ожие] вообще есть сеятель слова.
Бог. Закон.
Почему не вырвал зло? Плевелы? Ц[арство] Б[ожие] внутрь вас.
При проповеди блаженств нет неточностей, нет метафор, преувеличений, переносного смысла. Всё ясно, просто — что должно делать, как.
— всё прямо и ясно — необходимо. Без этого нет смысла всего остального. Отдай рубашку. Не суди. Не гневайся — грех. Делать трудно. Переродиться духом. — Не вдруг возможно. Моя жизнь ужасная — как далека. Обзор пройденного: Переменитесь. — Метаноиа. Чтобы жизнь духа была. —
А то удивительно забавно: то, что можно делать, что понятно, ясно и предписано (но не весело), то мы понимаем метафорически, а то, что непонятно, глупо, чего нельзя даже делать (но весело), то мы понимаем прямо.
К Ник[одиму].
Верующий в меня свободен — вечен.
Разделяет верующих и неверую[щих]
9, 47
Вы судите, а я не сужу 8, 15.
7, 17. Кто хочет творить, тот узнает. 6, 63. Слова, к[оторые] говорю, дух и жизнь. Сын человеческий, сын Божий. Вы дети Отца Небес[ного].
К Самар[янке].
6, 27.
Люди были такие ж при Ио[анне] и И[исусе], как теперь. Погибали и искали спасения.
Базилеа.
Гречески читаю. Переведено, когда уж дан смысл. —
Объяснение всего дела, и по истор[ии] и по учению.
Глас не [с] небеси человеч[еский]. Вопиющий другое. Так МОЖ[НО] прямо в сердце. То и сделал.
Точку ставили вперед, не зная, где она будет, и кривили[?] смысл [?] и учен[ие], отыскивая объяснения везде и пропуская совсем непонятное или на время.
Правил[а]: 1) Непонятное вон. Само собою делает[ся]. 2) Против[уречивое?] 3) Противур[ечивое], непон[ятное] — понятным.
Есть: 1) лишнее — ненужное, 2) противур[ечивое], 3) непонятное совсем, 4) непонятное, но понятно, зачем, 5) понятно как эмблема.
————————————————————————————————————
показать драг[оценные] камни. А то все отвращаются, говорят — наво[з] и там нет ничего.
Утверждать учение Христа чудесами — всё равно, что свечу держать перед солнцем, ч[тобы] оно виднее было.
Вера — стены в темноте. Ощупай их. Тот, кто не верит, сидит на лодке, на пузыре, на корабле и не верит, что под ним вода. Надо вынуть лодку, пузырь.
Фет учит, осуждает. Что же он знает?
7 Ноября.
————————————————————————————————————
Книг канонических, выр[ажающих] пред[ание]. Из них если откинуть Апо[калипсис], откинут[ый] на деле. Из них Д[еяния] апостолов ничего не выражает, как только отки[нуть] и указ[ать], как грешно. Нет теперь более безбожных книг. Чтоб обозреть то, как постр. порознь: повтор[ения], длин[ноты], ничего [?]. Совокупить — пытались, нельзя.
Почему...
Так легче. Сущность — жизнь и учение. Возьм[ем] жизнь.
— папа, мормоны, хлысты. Видно, очень грубо и гадко, ч[то] так нельзя поверить.
————————————————————————————————————
Не потому она истинна, ч[то] устояла, но та, к[оторая] устояла, ту и зовут истинной. Палка о 2-х концов.
————————————————————————————————————
Так пустяки. Только дети и те, кому выгодно, могут верить в это, если раздумаются. А грех соблазнять из-за выгоды. Вешают, кто виноват. Нечего проповеди писать. Надо от веры не отталкивать.[362]
— они изуверы; заблудш[ие] — не поможет.
В науке можно согласить. Одно может быть право, но в вере — нет.
Возьмем писанье, но будем помнить (и ц[ерковь] признает): 2000 л[ет] переписывалось, переводилось, да и писалось кем? (благо[датью?] Св[ятого] Д[уха]). Как стершуюся, истлевшую рукопись. Берем, что ясно и связно, поверя первое последующим и наоборот.
————————————————————————————————————
Бедность, община, чистота соблюдаются ближайшими, и тогда нет разногласия. Как перестали соблюдать, так разногласие.
Я сомневался, кто прав, кто винов[ат] на 1 Ник[ейском] соборе, но потом вспомнил: какое кому дело до спасения друг[их]. Да и спасение только в исполн[ении] запов[едей]. О чем же спор[или]? О запов[едях]? Нет. О способе исполн[ения]? Нет. Так они не о вере говорили, а о чем-то другом. На здоровье. Я не пойду за ними.
————————————————————————————————————
1) Предание через кого. 2) Преданий много. 3) В жизни сам себе противоречит. Не я его осуждаю — сам.
.
Не те отпадают от церкви, к[оторые] грешат, а те, к[оторые] грешат, убивают, гонят, осуждают во имя церкви. Они отпали от церкви тем, что делами показывают, что не верят в церковь Христа, а веруют в какую-то другую.
————————————————————————————————————
Смотрю Исповедание веры. Церковь (пар[аграф] 48) — отрицание других каких-то, а не исповедание: что же другие, имя легион. И каждая оправдывает себя, проклинает, иногда прощает, снисходит. Слово в слово. Разница в предании. Церк[овная] история. Насилие, зло, ненависть, гордость.
Но дело есть огромное. Все верят — многие делают. Даже те, кто словами не верят — отрицают. Делами исповедывают. Кроме наивных, легкомысленных матерьялистов. И те подтверждают. Что ж это за история? Где его понять? В истории обман, ложь, насилия. Но вот 3-й век скрывает, и вот источник. Посмотрим его.
— момент. Живите в настоящем. Наслаждайтесь настоящим в Боге, и никакой награды за то. Притча о хозяине и работнике. —
Наказание — само в себе.
Отыскать — притчи (богатый получил награду).
————————————————————————————————————
Трудно богатому войти... никаких загадок и статьи 117 и т. п. Смысл говорит: нельзя.
Отец наш Б[ог]. Приведи Ц[арство] Т[вое], чтобы воля Твоя б[ыла] как на н[ебе], так и на земле. Хлеба просим только на нынче и о прощении грехов так же, как мы прощаем всем. Далее не введи нас во искушение, так, чтобы избавиться от зла. С тем чтобы Ц[арство] Т[вое] было в силе и славе.
Я и Отец одно — совершаем. Будьте совершенны, как Отец ваш Н[ебесный].
————————————————————————————————————
Так что же, неужели то християнство, какое есть — обман?
Посмотрим с конца, что оно, откуда.
Я вырос, оглянулся. Стал искать, чем я жил и живу — ужаснулся на себя. Стал искать основы. Люди хуже меня верили — я не мог. Фарисеи, язычники, скоты. — Учителя церкви — буква. Оглянулся пошире — в народе[363] — дела веры, но незнание. Где знание, там безделие. Что такое? Поищу в учении.
————————————————————————————————————
— всё ложь, но разум учения и народ остановили. Что же это такое — христ[ианство] попов? Стал читать катихизис. Не буду поправлять их, как всё б[ыло] сначала. А возьму с конца. Есть цер[ковь] делающих, и дойду, помуч[аюсь] до источника.
————————————————————————————————————
Первое расширение, что И[исус] Б[ог] — Арияне и др[угие], от[рицающие] Трои[цу], разделение, проклятие. Евхаристия — Лютер. Воскресен[ие] — Новые
————————————————————————————————————
Образцы высокого понимания, вследствие к[оторого] догматы.
— спасение смертью Х[риста].
Иоанн |
{ |
Сын божий |
Евхаристия |
Деяния — сошествие языков.
Крещение — баптисты.
————————————————————————————————————
Пересол — хуже недосолу.
————————————————————————————————————
Моисей, что[бы] утвердить, говорит: заповеди от Б[ога]. Пророки тоже. Апостолы ч[то] утверждают, говорят, от Б[ога], и на них сошел Д[ух] С[вятой]. — От всех этих положений — расколы, отрицания — то же, что всё это от Бога, подтверждено веками, что другого нет — стало быть, от Бога.
————————————————————————————————————
— он учит исполнить, стало быть он сам Бог риторически.
Кому какую пользу сделало толкование священ[ного] предания? Открыло оно сердца людей? Нет. Нищие духом спасаются и творят дела без толкования. А сделало ли вред? Неисчислимый. Соблазны. Распри. Злоба. Убийства.
Да и где велено толковать? Нигде. Везде указано быть, как дети. И то, что скрыто от мудрых, открыто детям и нищим духом.
Что же сделали? Растрепали учение по клочкам и на каждое слово наложили свой смысл глупый, гнусный (блаженства), противный Христу. Вот заграждающие вход и сами не входящие.
9) Хр[истос] пришел проповедать, дать Ц[арство] Н[ебесное.] Где оно?
Душеполезное чтение.
1) О делах —
2) О — ложном понимании буквы.
3) Чудеса.
5) О церкви.
6) Учение как делать.
7) Требование веры.
8) Разумность.[364]
————————————————————————————————————
Самарские ведом[ости] Эпарх[иальные].
Статьи Герасима.
————————————————————————————————————
У Оболенского.
Архимандрит Григорий.
————————————————————————————————————
Житие Николая.
————————————————————————————————————
Протест[антизм] у Хомякова....
————————————————————————————————————
О русском преподавании курс литературы.
— логика.
Л[атинская] этимол[огия] и синт[аксис] прост[ых] пред[ложений], из сложн[ых] употребл[ение] союзов цели, времен[ных]: ut, cum, post.[365]
Г[реческая] этимология.
————————————————————————————————————
Цезарь. II и III?
— 2 главы.
Геродот VI книга, вся.
Платон. Апологию. Критон.
Илиада.
Повтор[ение] всего.
— Черного.
————————————————————————————————————
Петра девица воспитала.
Два брата. Один немой.
1) Осип Наумыч погибает от злости.
3) В Козельске приказный —
4) <Сын против отца>
[366]5) Киево-Печерские солдаты.
6) Старуха, муж распутный у дочери и повитуха.
7) . Ее невестка.
8) Макарыч — снохач.
9) Братья, солдат один за брата
Мать отдала — жировик.
11) Петров[ича] Ив[ан] Павлов.
12) Петр[овича] Сибирь.
13) Отец убил косой сына. (Солдатка)
14) Солдатка <Озеро к> прижила сына.
[1 неразобр.]
16) Слепой убил невестку Катюху.
17) Казачка родила. Девка на
—
19) Александр старец и его друг [?].
Примечания
1879
10 мая. Стр. 316.
1319. 31628 — Украшение из бисера на старинном женском головном уборе.
4 июня. Стр. 318.
1320. 31810. палицы, — Палица — по Далю полица — часть сохи, железная дощечка, приделанная повыше сошника для отваливания земли при пахоте.
22 июля. Стр. 320.
1321. 32025. Новгородская губерния. — С 19 по 24 июля 1879 г. Толстой гостил в имении Утешенье, в Крестецком уезде Новгородской губ., близ станции Боровенки Николаевской ж. д., куда он ездил с сыном Сергеем Львовичем к теще, Любови Александровне Берс.
1322. 3212. Тит — Вероятно, Тит Ермолаевич Зябрев, прототип крестьянина Тита, «дядьки по косьбе» Константина Левина в «Анне Карениной». См. «Анну Каренину», ч. 3, гл. IV (т. 18, стр. 263—266).
11 августа. Стр. 321.
1323. 32123 — По-тульски сохи — подпорки, шесты, столбы. Ср. в «Утре помещика»: «Навесы вокруг двора.... были почти все раскрыты, и одна сторона их обрушилась, так что спереди переметы лежали уже не на сохах, а на навозе» [т. 4, стр. 127].
1880
1324. 32310. Никто не желает блага — Эта и дальнейшие записи являются предварительными черновыми набросками того неоконченного религиозного сочинения, из которого впоследствии выросли и «Исповедь» и «Соединение и перевод четырех евангелий». Толстой начал работать над ним в ноябре 1879 г.
32322—26. Исцеления в субботу.... Отец делает и я делаю. — Намеки на евангельские рассказы и изречения.
1326. 32328 — Беседа Христа с Никодимом в евангелии.
1327. 32416. Метаноиа — Греческое μετάνοια, переводимое обычно как «покаяние», но означающее буквально «изменение образа мыслей».
1328. 32434. Базилеа. — Греческое βασίλεια — царство.
32537. мормоны, — Американская мистическая секта. Известна тем, что допускает многоженство.
1330. 32622. на 1 Ник[ейском] соборе, — Первый Вселенский церковный собор, созванный в городе Никее в 325 г.
1331. 3272. Исповедание веры.... (пар[аграф] 48) — Составленное киевским митрополитом Петром Могилой в XVII в. «Православное исповедание церкви восточной» — краткое, в форме вопросов и ответов, изложение христианского учения.
1332. 3288— Христианская секта, возникшая в III в., названная так по имени ее основателя, Ария (256—336).
1333. 32817. баптисты. — Секта, появившаяся в Англии в XVII в.
3294. Стоглав. Каз[анское] изд[ание]. — Сборник постановлений церковного собора 1551 г., получивший такое название потому, что разбит на сто глав. Напечатан в Казани в 1862 г.
1335. 3295. Душеполезное чтение. — Религиозный журнал, выходивший в Москве в 1860—1917 гг.
1336. 32918. Статьи Герасима. — Герасим (Георгий Иванович Добросердов), епископ самарский, с 1878 г. — астраханский. В «Самарских епархиальных ведомостях» за 1876—1877 гг. печатались его проповеди.
1337. 32921 — Может относиться к Дмитрию Александровичу Оболенскому, казанскому знакомому Толстых, к которому Толстой заезжал летом 1877 г. по дороге из Оптиной пустыни (см. т. 46, прим. 1382), или к Дмитрию Дмитриевичу Оболенскому, тульскому помещику, близкому знакомому Толстых (см. т. 83, стр. 53).
1338. 32930. Светилина — логика. — «Учебник формальной логики» (СПб. 1870) профессора Петербургской духовной академии А. Е. Светилина.
3303. Цезарь. II и III? — Юлий Цезарь, «Записки о Галльской войне», кн. II и III.
1340. 3309. Грегоревского — Черного. — Популярные учебники греческого языка: М. Григоревский, «Курс греческого языка», ч. 1, Этимология по Курциусу (5-е изд., СПб. 1879), ч. 2, Синтаксис по Коху (3-е изд., СПб. 1879); Э. Черный, «Греческая грамматика гимназического курса», ч. 1, Этимология (М. 1878), ч. 2, Синтаксис (М. 1879).
1341. 33013—32. 1) Осип Наумыч.... 19) Александр старец и его друг[?] — Записи под №№ 1—19 являются, повидимому, перечнем сюжетов, которые Толстой намечал обработать. Использованы не были, за исключением, может быть, последнего, развитого впоследствии в «Посмертных записках старца Федора Кузьмича». См. т. 36.
33015. В Козельске — Козельск — уездный город Калужской губ., в 6 километрах от Оптиной пустыни. Толстой был в Козельске по дороге в Оптину пустынь в июле 1877 г.
1343. 33019. Авдотья сестра. — См. прим. 218.
Сноски