Дневник 1860 г.

[1860]

1 Февраля. 1860. [Ясная Поляна.]

Вчера была бессонница до 5 часов утра. Читал о dégénérescence de l'espèce humaine[42] и о том, как есть физическая высшая степень развития ума. Я в этой степени. Машинально вспомнил молитву. Молиться кому? Что такое Бог, представляемый себе так ясно, что можно просить Его, сообщаться с Ним? Ежели я и представляю себе такого, то Он теряет для меня всякое величие. Бог, которого можно просить и которому можно служить, есть выражение слабости ума. Тем-то Он Бог, что всё Его существо я не могу представить себе. Да Он и не существо, Он закон и сила. Пусть останется эта страничка памятником моего убеждения в силе ума.

1 Февраля. 60. Тип русского, слишком чистого от неприкосновения к жизни.

16 Февраля.

Вчера сделал кое-какие перемены по хозяйству. Читал и учил немного. Нынче. Писать казаков утром, пройдясь по хозяйству. Зайти к мальчикам, окатиться, обедать. Вздремнуть. Писать казаков или о книгопечатании до чаю и вечером письма Борисову, Фету и братьям о машинах и лечебнике и Дружинину и Подчаскому. —

17 Февраля. Вчера всё исполнил. Андрей школьник сказал мне, что он от того не пришел ко мне на поденную, что отец его боялся, что я за то, что учу, денег не отдам. Это меня рассердило. Я сказал: что твой отец дурак и т. д. Смотрю, большой малый заплакал. —

Писать казаков (главное, не останавливаясь). Вообще всё расположение дня, как вчера. Письма вечером. —

[18 февраля21 мая.]

.... Орехи семена истребляют люди — он размнож[ается] корнями.

Природа разочла вперед деятельность людей....

Народ[ное] Чтен[ие]....

В Пирогово

Доро[га]....

Не ходи по дворам:

Там девки живут,

Тебе лоб прошибут.

Стали орлят[а] черябить.

Уберет — поборе[т]

Подживет всяка болезнь.

Прапорщ[ик] Никол[ай] Джонс, 4 Финлян[дского] линей[ного] батальона....

К Дарагану

К доктору....

Распростран[ение] гр[амотности] в др[угие] школы

Семинарий.

Поощрение спец[иальных] школ

чем заменить

Школы грамот[ности]

Ограничение понятий

98 о необход[имости] больше[го] содержания и условия выбора лица.

О училищн[ом] начальстве.

215 <бесполезно>

218 раздел, налог

— распредел....

22 Мая 1860. Троицын день. Дождь. Читал Ауэрбаха и Reineke-Fuchs. — Перечел записку — дельно. Пропустил всё веселье — грустно. Нужно любить всех, и Филата, и Ивана, и быть с ними проще. Обругал старосту и Матвея.

25 Мая. Встал в 4, спокойно и дельно обошел хозяйство. Балакирев с лентой через плечо отличился. Ее не видал. Но вчера... мне даже страшно становится, как она мне близка. Андреева мать много рассказывала. Как она побиралась и у богомолочек хлебушка попросила — слезы. Главное, от кого она понес[ла] Андрея. «Положи ноги в телегу». «Утешь мои телеса». «Отпечатала».

Тетинька «я всегда скажу правду до 3-х раз. — Dites-moi, mon cher, qu'est ce que vous avez fait de si bonne heure?»[43] Хозяйством как будто доволен. —

26 Мая. Видел необычайный сон — мысли: Странная религия моя и религия нашего времени, религия прогресса. Кто сказал одному человеку, что прогресс — хорошо. Это только отсутствие верования и потребность сознанной деятельности, облеченная в верованье. Человеку нужен порыв, Spannung[44] — да. —

— весело. Ее нигде нет — искал. Уж не чувство оленя, а мужа к жене. Странно, стараюсь возобновить бывшее чувство пресыщенья и не могу. Равнодушие трудовое, непреодолимое — больше всего возбуждает это чувство. Вечером рассердился было на навозе, слез и начал работать до 7 потов, всё стало хорошо и полюбил их всех. Странно будет, ежели даром пройдет это мое обожание труда. Не мог заснуть и нездоровилось, написал Машиньке.

[27 мая.] Нынче 27 еду в Тулу.

Land- und forstwirtschaftliche Akademien in Deutschland:

1. Jena.

3. Tharand bei Dresden.

4. Proskau in Oberschlesien.

Ausserdem in der Provinz Preussen, im Königreich Würtemberg etc.[45]

[21 июля/2 августа. . Два месяца почти не писал. Нынче 20 июля. Я в Киссингене. Постараюсь возвратиться назад с нынешнего дня, до отъезда.

[19/31 июля. Киссинген.] Вчера 19[46] Июля.[47] Читал историю педагогии. Лютер велик. Ходил гулять. Поденьщики работают меньше, чем вдвое меньше наших баб и 20 к. в день. Невежество, нищета, лень, слабость. — Вчера же был у амер[иканского] пастора о школах. Все от правительства и убили своими достоинствами всю частную конкуренцию. Преподавание религии — одна библия без толкований и сокращений.

[18/30 июля.] 18 Июля. äumer'a.

[17/29 июля.] 17 Июля. Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои, всё наизусть, испуганные, изуродован[ные] дети.

[16/28 июля.] 16 Июля. Был в школе малых детей — также плохо. — Lautier-methode.[48] Познакомился с немцем, вольнодумным стариком. Был в поле. Knecht.[49]

— Киссинген.] 15 Июля. В дороге из Лейпцига. Красивая саксонск[ая] Швейцария. Студент христианской корпорации из Эрлангена.

[14/26 июля. Лейпциг.] 14 Июля. Из Берлина. Доктор юриспруденции. — Френкель надоел. Cellengefängniss. Обед с Ротами.

[13/25 июля. Берлин.] 13 Июля.

[12/24 июля.] 12 Июля. Moabit. Handwerkerverein с Fränkel’eм, Dubois Raimond.

[11/23 июля.] 11 Июля. Droysen.

Droysen. Музеи. —

[97/2119 июля.] 9, 8, 7.

[6—5/18—17 июля. Берлин.] 5, 6[50] с Машинькой. —

[52/17—14 июля. БерлинШтетинПетербург.] 5, 4, 3. На пароходе. 2

[1 июля — 27 июня. Москва.] 1, 29. Москва. Берсы. 28 Москва. 27, в дороге из Тулы. —

. Киссинген.] 3 Августа н[ового] с[тиля]. Читал И[сторию] п[едагогики]. Франц Бако. Основатель матерьялизма. Лютер[51] реформат[ор] в религии — к источникам. Бако в естествов[едении]. Риль в политике. Познакомился с Фрöбелем. — Аристократ — либерал. Риль болтун. — Искусство не может ничего дать, когда сознательно.

[23 июля/4 августа.] 4 Августа. Риля читал и Герцена — разметавшийся ум — больное самолюбие. Но ширина, ловкость и доброта, изящество — русские. Ходил на охоту. Писал к своим.

Montaigne первый ясно выразил мысль о свободе воспитания. В воспитании опять — главное равенство и свобода. —

[25 июля/6 августа.] 6 Августа. Читал Риля Culturgeschichte. Каламбур ученый преобладает. Он забывает искусство. Volkskunde состоит из множества отдельных наук. А искусство помощник, но самостоятельный. Риль же не художник и хочет сделать из своей Volkskunde мешанину искусства и науки. Приехал Сережа. Сон в руку. Самые дурные известия. Он продулся. Ник[олиньке] хуже. —

[26 июля/7 августа.] 7 Августа. édiaire[52] между народом и образ[ованным] классом. Мечтал о уничтожении рулеток. Гулял вечером. — Болтал с мужиками. Мысль повести. Работник из всех одолел девку или бабу. Формы еще не знаю. —

[27 июля/8 августа.] 8 Августа. Сережа хочет общества, блеск аристократ[изма] действует на него. Гулял один. — Форма повести: смотреть с точки мужика — уважение к богатству мужицкому, консерватизм. Насмешка и презрение к праздности. Не сам живет, а Бог водит. —

[28 июля/9 августа.] 9 Авг. Уехал С[ережа]. Приехал Ник[олинька]. Его взгляд на библию. Знакомство с Адлером и Ландауером. Милый самоучка. —

10 Августа. Знакомство с Фрöбелем. Либеральный болтун. Ауербахи 3-го уехали, и накануне мы плавно болтали о литературе. Я предлагал ему аренду. Получил письмо из дома. Неприятно перенесло меня во все дрязги хозяйства.

[30 июля/11 августа.] 11 Августа. Ходил в Гариц, знакомство с молодым школьным учителем, кот[орого] занимает вопрос, по двум или по одной линейке писать. Старик рутинер. Нанимал работников, косил. —

Положение Н[иколиньки] ужасно. Страшно умен, ясен. И желание жить. А энергии жизни нет. — Ездил в Героде. Ауербахи, даже она, — чрезвычайно милы. —

[1/13 августа.] 13 Авг. Н[иколинька] уехал. Я не знаю, что делать. М[ашиньке] плохо и ему. А я ни к чему. — После обеда всё с Фрöбелем. Он меня стал уважать. Вечер с Ландауером. —

[4/16 августа.] 14, Ближе сошелся с Фрöбелем. Политика истощила его всего. Познакомился с Блум[ом] и Экономом. Мало умных людей. Мысль о опытной педагогике привела меня в волненье, но не удержался, сообщил и ослабил ее. — Писал. Ауербахи приехали. Скопин остался. — От Ник[олиньки] получил письмо. —

[5/17 августа.] 17 Авг. Читал педагогию и объяснил мысль Скопину.

[6/18 августа.] 18 Августа— политик. Ауербах, говорит, — жид. — И больше ничего. Вычисление о Америке. Пастор дал бумагу. Надо писать домой.

[7/19 августа.] 19 Августа. Франц умней почти всех Фрöбелей и дельный человек, сидел у меня. Нездоровилось, скучно.

[8/20 августа.] 20 Августа. Простудился.

— — — —

[10/22 августа.] 22 Августа. Gramon. Ездок. —

[11/23 августа.] 23 Августа. Видел во сне, что я оделся мужиком, и мать не признает меня. Господин von из Мекленбурга — «старый порядок хорош, новый принесет бедность». — Щеголяю. Как будто образуется форма романа.

. Читал Риля. Консерватизм невозможен. Нужны более общие идеи, чем идеи организмов государства — идея поэзии, и ее не уловишь в Америке и в образующейся новой Европе. Целый день боялся за свою грудь. —

[13/25 августа.] 25 Августа. Ландауер мило провожал меня, ходил ночью по Сале. Смехун нашел по случаю глупости Мещерского.

[14/26 августа.] Соден. 26 Авгünden. Приехал в Соден. Все спали. —

[15/27 августа.] 27 Августа. Ходил по саду с Ма[шинькой]. Она скучлива и скучна. Н[иколинька] мне показался лучше. Ходил в Сульцбах. Милый учитель водил в церковь, играл на органе. Прелестные дочери в кокошнике [?] гордо и ласково улыбались.

[16/28 августа.] 28 Августа. Школа. Метода учить читать и счет. Ходил в Höchst. Купался. Чудная ночь. Пансионы мужской и женской. Вскрикиванья в полях. Наверху.

Франкфурт.] 29 Августа. Встал в 1/2 8. Не так здоров. Болтал с Шнейдером о 48 г. и порядках. Поехал с Н[иколинькой] до Höchst’a. Трубка кучера. Wenn nur Deutschland einig wäre........[53] Франкфурт, принимают за русского дурня. Покупки. Gutenhof. Красавец фермер. Плохая пища. Работа поденных. Заяц. Хомяки. Барщина. Кулак рассудитель. Мужики в харчевне грустно, пасмурно кнейпуют. Дорогой пришла мысль о простоте рассказа, — живо представляя слушателя — Андрея. — Ник[олинька] весел. Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.

13/25 Октября. Иер. Скоро месяц что Н[иколинька] умер. Страшно оторвало меня от жизни это событие. Опять вопрос: зачем? Уж недалеко до отправления туда. Куда? Никуда. — Пытаюсь писать, принуждаю себя и не идет только от того, что не могу приписывать работе того значения, какое нужно приписывать для того, чтобы иметь силу и терпенье работать. Во время самых похорон пришла мне мысль написать матерьялистическое евангелие, жизнь Христа матерьялиста. Поездка из Содена ничем не замечательна. В Женеве[54] Collège. Под диктовку историю, и один складывает. Пьяный учитель. Изуродованные дети в salle d’asile.[55] Глупый Тургенев. Н[иколинькина] смерть самое сильное впечатление в моей жизни. Marseille. Школа не в школах, а в журналах и кафе.

[16/28 октября.] 28 Октября. Воскресенье. — Одно средство жить — работать. Чтобы работать, надо любить работу. Чтобы любить работу, надо, чтобы работа была увлекательна. Чтобы она была увлекательна, надо, чтобы она была до половины сделана и хороша. Cercle vicieux;[56] но что же делать. Гаданье карт, нерешительность, праздность, тоска, мысль о смерти. — Надо выдти из этого. Одно средство. Усилие над собой, чтоб работать. Теперь час, я еще ничего не делал. Дописать первую главу с обеда. После обеда письма.

— помешали Semainville и зов обедать. Написал не больше половины главы. Писем не писал. Завтра до завтрака писать письма и докончить главу и З-ю, ежели успею. Обедал у Шангирея. Морель[57] спорил о музыке, не может понять вне оперы. Perkennes — дура. С княгиней и К[атинькой] весело. У Маш[иньки]. Она притворяется больной.

[29 октября/10 ноября.] 10 Nоября.

[31 октября/12 ноября.] 12 Nоября. Умер в мученьях мальчик 13 л[ет] от чахотки. За что? Единственное объяснение дает вера в возмездие будущей жизни. Ежели ее нет, то нет и справедливости, и не нужно справедливости, и потребность справедливости есть суеверие. —

[1/13 ноября.] 13 Nоября. — Справедливость составляет существенную потребность[58] человека к человеку. То же отношение человек ищет в своем отношении к миру. Без будущей жизни его нет. Целесообразность! единственный неизменный закон природы, скажут естественники. Ее нет в явлениях души человека — любви, поэзии, в лучших явлениях. Ее нет. Всё это было и умерло, часто не выразившись. — Природа далеко переступила свою цель, давши человеку потребность поэзии и любви, ежели один закон ее целесообразность. —

1 февраля. Стр. 23.

309. 2334. Читал о dégénérescence de l'espèce humaine — Статью французского археолога и психолога Альфреда Мори (1817—1892) «Les dégénérescences de l'espèce humaine. Origines et effets de l'idiotisme et du crétinisme» («Revue des deux mondes», 1860, январь, стр. 75—101), популярный этюд на тему о вырождении и наследственности.

310. 2318. учил немного. — По словам В. С. Морозова, Толстой приступил к занятиям в Яснополянской школе в 1859 г., «ранней осенью» («Воспоминания о Л. Н. Толстом ученика Яснополянской школы В. С. Морозова», М. 1917, стр. 21).

311. 2320. Писать.... о книгопечатании — Никаких следов этой работы до нас не дошло.

312. 2321 — Письмо И. П. Борисову и А. А. Фету от 15 февраля см. в т. 60.

313. 2321. братьям о машинах и лечебнике — Письма к Н. Н. и C. Н. Толстым неизвестны.

314. 2321. Дружинину — Письмо к А. В. Дружинину неизвестно.

315. 2322. Подчаскому. — Лев Николаевич Подчаский (1836—1861 или 1862), служил в Московском архиве иностранных дел, а затем следователем в Калуге. Письмо Толстого к нему неизвестно.

17 февраля — 21 мая. Стр. 23—24.

316. 2323. Андрей школьник — Может быть, Андрей Ивушкин, ученик Яснополянской школы, о котором рассказывает в своих воспоминаниях В. С. Морозов («Воспоминания о Л. Н. Толстом», М. 1917, стр. 49).

317. 2417. Прапорщ[ик] Никол[ай] Джонс, — Николай Карлович Джонс (1838—1886), совладелец имения Бабурино. в 4 километрах от Ясной Поляны.

318. 2419. К Дарагану — Петр Михайлович Дараган (1800—1876), генерал-лейтенант, в 1850—1865 гг. военный губернатор г. Тулы и тульский гражданский губернатор. В работах Тульского губернского комитета по улучшению быта крестьян П. М. Дараган был на стороне либерального меньшинства, возглавлявшегося В. А. Черкасским. В 1861 г. он назначил Толстого мировым посредником, несмотря на общее неприязненное отношение к нему дворянства, и поддерживал Толстого в его столкновениях с крепостнически настроенными помещиками.

319. 2420 — В 1856 г. Толстого лечил тульский врач А. Троицкий.

320. 2421. Распростран[ение] гр[амотности] в др[угие] школы — Эта и последующие записи относятся к чтению Толстым только что опубликованного «Проекта устава низших и средних школ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения» («Журнал Министерства народного просвещения», 1860, январь, отд. 1, стр. 83—163). Проект этот должен был заменить устаревший устав 1828 г. Толстой составил записку, представляющую собой критический разбор министерского проекта, на основании его собственного опыта в Яснополянской школе. Записка напечатана в т. 8, стр. 386—391.

22 мая. Стр. 24.

321. 2433 — Бертольд Ауэрбах (1812—1882), немецкий писатель, идеализировавший жизнь патриархального крестьянства. Толстой впервые познакомился с ним в 1856 г. по его «Шварцвальдским деревенским рассказам» (см. в Дневнике записи от 8, 9 и 10 декабря, т. 47, стр. 104). Личная встреча их состоялась в Берлине в апреле 1861 г. (см. ниже, прим. 435).

322. 2434. Читал.... Reineke-Fuchs. — «Рейнеке-лис» — поэма Гёте.

323. 2434. Перечел записку — дельно. — Записку о проекте устава учебных заведений.

324. 2435. Филата, — Филат Терентьевич, яснополянский дворовый крестьянин.

325. 2436. Матвея. — Матвей Егорович Ершов, яснополянский крестьянин; изображен в «Дневнике помещика» (см. т. 5, стр. 250).

—25.

326. 2438. Балакирев — Возможно, что это — прозвище, данное кому-нибудь из крестьян за балагурство. Фамилия Балакирева, шута Екатерины I, была популярна среди крестьян благодаря лубочным изданиям, разносившимся офенями. Среди набросков рассказов для «Азбуки» Толстого сохранилось два его отрывка о Петре I и Балакиреве.

327. 2438—251. Ее не видал.... как она мне близка. — Аксинью Базыкину.

328. 2525. Андреева мать.... «Отпечатала». — Мать Андрея Ильича Соболева, бывшего долгое время управляющим Ясной Поляны (см. т. 46, прим. 188). Рассказ «матери Андрея» явился толчком к написанию повестей «Идиллия» и «Тихон и Маланья».

26 мая. Стр. 25.

329. 2521 — Письмо к М. Н. Толстой неизвестно.

27 мая. Стр. 25.

330. 2522. 27 еду в Тулу. — Толстой выехал в Тулу проводить своих братьев Николая и Сергея, уезжавших за границу, в Зоден, для лечения.

331. 252427. Jena.... Proskau — Перечень сельскохозяйственных —преимущественно лесных — учебных заведений в Германии, записанный Толстым перед отъездом за границу, вероятно с намерением посетить их. Толстой интересовался ведением лесного хозяйства и в 1857 г. писал министру государственных имуществ записку — проект о лесном хозяйстве. См. т. 5, стр. 259—261. В Цветцене, близ Иены, находилась сельскохозяйственная школа. Эльдена — село в 4 километрах от Грейфсвальда в Померании, где была Сельскохозяйственная академия. Таранд — город в Саксонии близ Дрездена с Лесной академией, основанной в 1816 г. Проскау — местечко в Верхней Силезии, где находились средняя лесная школа и сельскохозяйственная опытная станция.

21 июля/2 августа. Стр. 25—26.

332. 253031 — 27 июня Толстой выехал через Москву в Петербург вместе с сестрой Марией Николаевной и ее детьми; отсюда 2 июля он отплыл на пароходе «Прусский орел» в Штеттин, куда прибыл 5/17 июля. До 13/25 июля он пробыл в Берлине, и 15/27 июля, по дороге посетив Лейпциг, приехал в баварский курорт Киссинген.

333. 2531. Нынче 20 Июля. — Толстой ошибся: 2 августа по новому стилю приходилось на 21 июля. Эту ошибку в датировке на один день он продолжает и дальше в ретроспективном обзоре.

334. 2612 — «Историю педагогики» Раумера, на немецком языке. См. прим. 336.

335. 269. Гулял с Ауербах[ами]. — Герман Андреевич Ауербах, владелец имения Горячкино и свеклосахарного завода близ Тулы, и жена его, Юлия Федоровна, начальница Тульской женской гимназии, автор нескольких рассказов из помещичьего быта.

336. 26910äumer'а. — Карл Георг фон Раумер (1783—1865), немецкий ученый, писатель и педагог. Его главный труд: «История педагогики» — «Geschichte der Pädagogik vom Wiederaufblühen der klassischen Studien bis zu unserer Zeit», 4 тома, 1843—1851.

337. 2617. саксонск[ая] Швейцария. — Гористая местность по обеим сторонам Эльбы к югу от Дрездена.

338. 2618. из Эрлангена. — Эрланген — университетский город в Баварии.

339. 2620. Френкель надоел. — Рудольф Френкель, только что окончивший университет молодой врач, с которым Толстой познакомился в Берлине на лекции физиолога Дюбуа-Реймона и который сделался его проводником по Берлину (см. R. Löwenfeld, «Leo Tolstoj», т. I, Берлин, 1892, стр. 128).

340. 2620. Cellengefängniss. — Одиночная тюрьма, построенная в 1844 г. в Берлине (в Моабите) по типу американских пенитенциарных тюрем; была в то время новостью в Европе и потому заинтересовала Толстого. В ней было 520 камер, расположенных таким образом, что при помощи мостков и лестниц за ними можно было наблюдать из одного центрального пункта здания.

341. 2622 — Союз ремесленников, куда ввел Толстого Френкель. Присутствуя на одной из лекций научного характера в клубе союза, Толстой особенно заинтересовался «вопросным ящиком», введенным для слушателей лекций и представлявшим, по его мнению, новую форму народного образования. В архиве Толстого сохранился устав Союза ремесленников, привезенный им с собой: «Statut des Handwerkervereins zu Berlin», а также записка из «вопросного ящика».

342. 2623. Moabit. — Моабит, название одного из рабочих районов Берлина, где помещались крупные промышленные и государственные учреждения, в том числе судебная палата и тюрьма.

343. 2624. Dubois-Raimond. — Эмиль Дюбуа-Реймон (Emil Du Bois Reymond, 1818—1896), профессор физиологии Берлинского университета, один из основателей метода электро-физиологических исследований. В летний семестр 1860 г. он читал в университете курсы экспериментальной физиологии и о диффузии.

344. 2625. Droysen. — Иоганн Густав Дройзен (Johann Gustav Droysen, 1808—1884), профессор истории в Киле, Иене и Берлине. Толстой дважды посетил его лекции в Берлинском университете.

345. 2626. Музеи. — В Берлине в то время было два музея: Старый, построенный Шинкелем в 1824—1828 гг. и состоявший из отделения античных скульптур и древностей и из картинной галлереи, и Новый, построенный в 1843—1855 гг. и заключавший в себе богатый египетский отдел, собрание скандинавских древностей, гравюрный кабинет и обширные этнографические коллекции.

346. 272. Франц Бако. — Фрэнсис Бэкон (1561—1626), английский философ, родоначальник английского материализма и опытного метода в науке. О Бэконе Толстой читал в «Истории педагогики» Раумера.

347. 274. Риль — Вильгельм Генрих Риль (Wilhelm Heinrich Riehl, 1823—1897), немецкий ученый и писатель, профессор Мюнхенского университета. Подробнее см. т. 8, стр. 586—589.

348. 2745. Познакомился с Фрöбелем. — Юлиус Фрёбель (1805—1893), немецкий ученый, публицист и политический деятель, племянник Фридриха Фрёбеля, организатора детских садов. В молодости участвовал в революционной деятельности и принужден был эмигрировать в Швейцарию. В 1848 г. за участие в революции был приговорен к смертной казни, но помилован и выслан из Австрии; в 1849 г. переселился в Америку. Вернувшись в Германию в 1857 г., Фрёбель посвятил себя журнальной деятельности. В конце жизни издал воспоминания: «Ein Lebenslauf. Aufzeichnungen, Erinnerungen und Bekenntnisse» (2 тома, 1890—1891). В них он рассказывает и о своем знакомстве

И беседах с Толстым (т. 2, стр. 74—75).

23 июля/4 августа. Стр. 27.

349. 277 — Судя по записям в последующие дни, Толстой читал «Kulturstudien aus drei Jahrhunderten» (1859) — собрание статей Риля по истории культуры и этнографии и по эстетике.

350. 277. и Герцена — Вероятно, издававшуюся Герценом «Полярную звезду».

351. 279. к своим — Запись о первом письме Толстого из-за границы к Т. А. Ергольской от 24 июля (5 августа) 1860 г. из Киссингена (т. 60).

24 июля/5 августа. Стр. 27.

352. 2711. Montaigne — Мишель де Монтэнь (1533—1592), французский философ, писатель и педагог. Автор книги «Essais» («Опыты»). См. т. 58, прим. 643. С педагогическими взглядами Монтэня Толстой познакомился в книге Раумера.

25 июля/6 августа. Стр. 27.

353. 2714 — «Kulturstudien aus drei Jahrhunderten», см. прим. 347.

354. 271516. Volkskunde — Статья Риля «Die Volkskunde als Wissenschaft» из упомянутого выше сборника его статей.

355. 271920. Приехал Сережа.... Он продулся. — С. Н. Толстой жил в Зодене вместе с сестрой и больным братом, Николаем Николаевичем, и ездил на несколько дней в Висбаден, где сильно проигрался в рулетку. Ср. письмо к нему от 4 июня 1860 г. (т. 60).

26 июля/7 августа. Стр. 27.

356. 2722. Pu[ля] о календарях. — Статья Риля о старых народных календарях — «Volkskalender im achtzehnten Jahrhundert» в его сборнике «Kulturstudien».

357. 272628. Мысль повести.... Формы еще не знаю. — Первое упоминание о рассказе из деревенской жизни, озаглавленном впоследствии «Идиллия».

29 июля/10 августа. Стр. 28.

358. 2834. Получил письмо из дома. — Письмо Т. А. Ергольской от 27 июля ст. ст.

30 июля/11 августа. Стр. 28.

359. 286. Ходил в Гариц, — Деревушка близ Киссингена.

360. 2889. Нанимал работников, — О найме Толстым сельскохозяйственных рабочих в Германии, кроме этой записи, никаких сведений нет.

31 июля/12 августа. Стр. 28.

361. 2812 — Местечко в Нижней Франконии, к северо-западу от Киссингена.

4/16 августа. Стр. 28.

362. 2819. Познакомился с Блум[ом] — Карл Людвиг Блюм (1796—1869), бывший профессор географии и статистики Дерптского университета, живший с 1851 г. в отставке в Гейдельберге.

363. 2822 — Владимир Петрович Скопин, учитель русского языка в Тульской гимназии. Участник кружка Ауербахов в Туле.

7/19 августа. Стр. 28.

364. 2830. Франц — Константин Франц (Konstantin Frantz, 1817—1891), немецкий буржуазный публицист, в начале своей деятельности математик и философ, впоследствии правовед и политик, защитник идеи пан-германизма. С Францем познакомил Толстого Ю. Фрёбель («Ein Lebenslauf», т. 2, стр. 76). См. отзыв Толстого о нем в «Яснополянских записках» Д. П. Маковицкого, I, М. 1922, стр. 61—62.

365. 297. ходил ночью по Сале. — Зааль, река, впадающая в правый приток Рейна — Майн.

366. 2978. по случаю глупости Мещерского. —Речь идет о Петре Николаевиче Мещерском (1801—1876), с которым Толстой познакомился во время своего заграничного путешествия в 1857 г. и который возмущал его своим консерватизмом. См. т. 47, прим. 1669.

14/26 августа. Стр. 29.

367. 2910. Gemünden. — Местечко в северной Баварии близ Киссингена.

368. 2911. Соден. — Зоден, город и климатический курорт с лечебными минеральными водами.

15/27 августа. Стр. 29.

369. 2914. Сульцбах. — Зульцбах — речка, впадающая в Майн около Хёхста.

16/28 августа. Стр. 29.

370. 2918öchst. — Хёхст, город в провинции Гессен-Нассау близ Франкфурта-на-Майне.

17/29 августа. Стр. 29.

371. 2924. Gutenhof. — Повидимому, название фермы.

372. 2926 — От немецкого kneipen — кутить, проводить время в пивной.

373. 292728. мысль о простоте рассказа.... Андрея. — Андрей Ильич Соболев, бывший управляющий Ясной Поляны. Упоминание об Андрее позволяет отнести эту запись к работе над рассказом «Идиллия». Ср. запись от 25 мая 1860 г. и прим. 330.

374. 293132. 30, 31 Августа. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Сентября. — Эти дни прошли в переездах, вследствие чего Толстой не вел в Дневнике никаких записей. Выехав из Зодена 17/29 августа, Толстой прибыл в Гиер 25 августа/6 сентября, проехав через Франкфурт, Женеву и Марсель.

13/25 октября. Стр. 29—30.

375. 2933 — Иер, или Гиер (Hyères), небольшой городок на острове, у берега Средиземного моря, зимний курорт для легочных больных. О жизни Толстого в Гиере см. в брошюре С. Плаксина «Граф Л. Н. Толстой среди детей», М. 1903.

376. 2933. Скоро месяц что Н[иколинька] умер. — Николай Николаевич Толстой умер от чахотки в Гиере 20 сентября. Описание смерти брата см. в письме Толстого к С. Н. Толстому от 24—25 сентября (т. 60, № 181).

377. 302. Пытаюсь писать, — В Гиере Толстой вернулся к работе над «Казаками». Сохранился черновой отрывок, датированный: «Иер. 1 сентября 1860» (т. 6, стр. 157—161).

378. 307. В Женеве — Толстой провел в Женеве, вероятно, несколько дней, знакомясь с постановкой учебного дела.

379. 309. Изуродованные дети в salle d'asile. — См. описание этого приюта в статье «О народном образовании» (т. 8, стр. 19).

380. 309 — Относится, вероятно, не к Ивану Сергеевичу, а к Николаю Ивановичу Тургеневу (1789—1871), с которым Толстой познакомился в 1857 г. Ср. его характеристику в Дневнике, в записи от 9/21 марта 1857 г. (т. 47, стр. 119 и прим. 1580).

381. 3011. Marseille. — Толстой провел в Марселе два или три дня, знакомясь с постановкой преподавания в народных школах различного типа. В статье «О народном образовании» он довольно подробно говорит о своем пребывании в Марселе и о полученных им там отрицательных впечатлениях (т. 8, стр. 18—20 и 525).

382. 301112 — Эту мысль Толстой подробнее развивает в статье «О народном образовании» (т. 8, стр. 19—20).

16/28 октября. Стр. 30.

383. 302023. Дописать первую главу.... Написал не больше половины главы. — Если эта запись не относится к «Казакам», над которыми Толстой продолжал работать в Гиере, то она может быть отнесена только к «Идиллии», рукопись которой делится на пять глав.

384. 302324. Завтра до завтрака писать письма — 17/29 октября Толстым были написаны два письма: к А. А. Толстой и А. А. Фету (т. 60).

385. 302425 — Аким Павлович Шан-Гирей (1817—1883), троюродный брат М. Ю. Лермонтова, воспитывавшийся вместе с ним. Толстой на Кавказе был знаком с его дядей, Акимом Акимовичем Хастатовым. См. т. 46, прим. 1134.

386. 3025. Морель — Отец или брат француженки, гувернантки детей Марии Николаевны Толстой. См. упоминание о «брате... гувернантки» в письме к С. Н. Толстому от 12/24 марта 1861 г. (т. 60).

387. 306. С княгиней и К[атинькой] весело. — Елена Александровна Голицына, рожд. Корсакова. Толстой познакомился с ней в Гиере, где она очень дружила с его сестрой, М. Н. Толстой, и деятельно помогала им в уходе за больным H. Н. Толстым. См. отзывы о ней в письмах к Т. А. Ергольской из Гиера (т. 60). «Катинька» или «К. А.», как она обозначается в письмах М. Н. Толстой — племянница Е. А. Голицыной, вероятно дочь ее брата, А. А. Дондукова-Корсакова. Она нравилась Толстому, и он даже серьезно подумывал о том, чтобы на ней жениться, чему очень сочувствовала М. Н. Толстая, как это видно из ее писем к брату из Гиера (ГМТ). Е. А. Голицына и ее племянница, по словам С. А. Толстой, послужили прототипами баронессы Шталь и ее воспитанницы Вареньки в «Анне Карениной».

Сноски

42. [о вырождении человеческого рода]

43. [Скажи, мой милый, что ты делал так рано утром?]

44. [напряжение]

Вюртемберге и т. д.]

46. Зачеркнуто: Августа

47. С 19 по 10 июля везде по описке написано: Июня

48. [Звуковой метод.]

50. Зачеркнуто: 4

51. Зачеркнуто: он первый

52. [посредник]

54. Зачеркнуто: Лицей

55. [в приютах.]

56. [заколдованный круг;]

57. отец

58. Зачеркнуто: души

Раздел сайта: