Автобиографические записи 1847 г., 1850 г., 1853 г.
VI. Наблюдения

VI.
НАБЛЮДЕНІЯ.

15 Октября 1853. 1) Разсказывая про одну изъ своихъ любовницъ, Епишка сказалъ мне: «Всю ночь съ ней спалъ. Полежишь, полежишь. Свечку! Мамушка, душечка!» — «Зачемъ же свечку?» — спросилъ я. — «Въ глаза поглядеть. Какъ засветишь свечку — «Вотъ она!» Опять катаешь. Братецъ ты мой, Маша».

16 Октября. 2)[1222] Малое разстоянiе между глазъ (особенно съ приподнятыми краями) есть одинъ изъ малыхъ несомненныхъ физiогномическихъ признаковъ, это есть признакъ — глупости. —

3) Зверчикъ, разсказывая мне про однаго своего больнаго, сказалъ[1223] съ удивительной уверенностью, что у этаго человека болезнь ветряная — ветеръ поднялся, ну его и душить. —

17 Октября. 18 Октября. 4) Часто отталкивающая насъ холодность въ людяхъ происходитъ[1224] отъ сосредоточенности человека на одномъ занятiи, или отъ[1225] резкаго различiя сферы, въ которой онъ живетъ, а мы принимаемъ эту холодность за гордость, или мизантропiю. —

5) Народы[1226] мало образованные известны большей частью другимъ народамъ подъ[1227] названiемъ, не имеющимъ ничего общаго съ[1228] настоящимъ именемъ, которымъ народъ самъ называетъ себя и корень котораго доискаться весьма трудно. — Камчадалы — Курумуши, Грузины (Гюрджи по татарски) Картали, Чеченцы (Миче[ки]шъ — по татарски) — Нохче, Черкесы (Кабардинцы) — [А]диге. —

6) Я виделъ во сне девушку, въ которую былъ [вл]юбленъ;[1229] и при этомъ съ такою верностью воображенiе воспроизвело не ее, а меня, въ томъ чудномъ состоянiи души, когда человекъ бываетъ искренно влюбленъ, что я проснулся влюбленнымъ. Когда душа человека во сне — не была развлеченной внешними предметами, [и] вступаетъ въ то состоянiе души, въ которомъ находилась прежде (что случается и на яву, когда намъ кажется, что какой нибудь фактъ повторялся уже несколько разъ), она воспроизводить все предметы, въ то время отражавшiеся въ[1230] ней. — Это одна изъ причинъ сновиденiй. Другая причина есть: внешнiя действiя во время сна. — А третья: быстрое движенiе мысли, посредствомъ котораго соединяешь въ одно целое: воспоминанiя о состоянiи души во время сна, внешнiя впечатленiя, поражавшiя человека во время сна и неполныхъ пробужденiй. —

7) Въ склонности[1231] простаго русскаго народа перевирать названiя есть какое-то основанiе. Никогда я не встречалъ, чтобы перевранное названiе было неблагозвучно и кроме того не имело бы русскаго названiя и еще отношенiя къ месту или лицу, которому оно принадлежитъ. — Аргунъ — Варгунай, Невинно-мыская — Безвинка и такъ далее.

8) Одинъ изъ замечательнейшихъ признаковъ гибкости русскаго языка =[1232] заметенъ въ[1233] из[ме]ненiи повторяемаго стиха въ песняхъ, н[а] п[римеръ]; ни одн[ой] песни нетъ, особенно веселой, лихой, въ которой это[тъ][1234] refrain не изменялся бы иногда 3, 4 манерами, н[а] п[римеръ]:

По горенке милый ходитъ,

Тяжело вздыхаетъ — (тяжко воздыхаетъ, тяжко онъ вздыхаетъ, плачетъ воздыхаетъ). —

И надо заметить, что эти измененiя невольно безсознательны, когда онъ поетъ съ увлеченiемъ. —

9) Часто я замечалъ, какъ простой народъ, въ припадке учтивости, относитъ учтивыя выраженiя къ себе, или къ животному, а тому, кому бы они, казалось, назначены, говоритъ ты.

11) Я разделяю людей по физическому складу на людей мужскаго сл[оженiя] и женскаго слож[енiя]. Мужское сложенiе разделяю еще на мужественное мужское и , а женское, на и нежное женское. —

12) Мне часто случается вдругъ испытывать необъяснимое безпокойство, тоску тяжелую и вместе прiятную. — Это признакъ рожденiя высокой мысли, — такъ сказать моральныя потуги. —

12) У писателей, описывающихъ известный классъ народа, невольно къ слогу прививается характеръ выраженiя этаго класса.[1235] Желанiе передать свою мысль выражается даже въ образе выраженiя. При изустномъ разсказе это еще более [з]аметно. Еп[ишка], разсказывая про что нибудь, изъ своего [л]ица[1236] представляетъ неодушевленные предметы.

<Бываютъ[1237] такiя положенiя, въ которыхъ человекъ не можетъ не выйдти изъ себя.[1238] Обстоятельства выманиваютъ у него злобу, и въ такихъ случаяхъ не надо строго судить о поступкахъ человека. — Н[а] п[римеръ], начальникъ приказываетъ и его, не вслушавшись, несколько разъ заставляютъ повторить приказанiе>. Когда человекъ играетъ роль, и еще величественную роль, малейшее нарушенiе его величiя, ежели не сердитъ его, то заставляетъ его невольно, продолжая свою роль, выказывать сердце.

14) Часто безсознательно обманываешь самъ себя въ важности приходящихъ мыслей. Стараешься не уяснять ихъ себе, для того чтобы, уяснивъ,[1239] и темъ более выразивъ ихъ, не увидать всю ихъ пустоту. —

15) На человека[1240] находитъ душевное затменiе — т. е. такое положенiе, въ которомъ онъ[1241] теряетъ способность различать хорошее отъ дурнаго и забываетъ свои обдуманные намеренiя. Такое положенiе бываетъ[1242] следствiемъ или страсти, или, напротивъ, апатiи, и есть переходная ступень отъ добра къ пороку.

16) Отличное морское выраженiе: Якорь забралъ.[1243]

Примечания

280.

1433 27713. Зверчик, — повидимому какой-нибудь знахарь в Старогладковской.

1434 27725. Камчадалы — монгольское племя, населяющее южную половину Камчатки; сведение о том, что они называют себя Курумушами, заимствовано Толстым из «Записок флота капитана В. М. Головнина в плену у японцев», СПб. 1851, ч. II, стр. 64.

1435 2781. Нохче — или нахчий, нахчуой — туземное наименование чеченцев, от чеченского слова «нах» — люди, народ.

1436 27822. Аргун — приток реки Сунжи.

1437 27822-23. Невинномысская — станица на реке Кубани, в 45 верстах к югу от Ставрополя.

Зачеркнуто: Близкое

1223. что

1224. Зачеркнуто: не отъ желанiя удалиться насъ

1225. слишкомъ большого

1226. Зачеркнуто: не имеющiе письменности

Зачеркнуто: другимъ

1228. Зачеркнуто: темъ

Край рукописи оторван, причем пострадали слова: Миче[ки]шъ, [А]диге и

Зачеркнуто: ея в

1231. Слова: склонности прос зачеркнуты и сверху написано: Воспроизводим слово: склонности

1232. Зачеркнуто:

1233. Зачеркнуто: привычке Русскихъ песе Далее ошибочно повторено: въ

Край рукописи оторван, причем пострадали слова: из[ме]ненiи, одн[ой] и это[тъ] 

Зачеркнуто:

1236. Оторван край рукописи, [3]аметно и [л]ица

1237. Зачеркнуто:

1238. Зачеркнуто: Такъ хорошо представляются

1239. ихъ

1240. Зачеркнуто: часто

1241. переста

1242. Зачеркнуто: или

1243. , в подлиннике сплошной текст.

Раздел сайта: