О науке (варианты статьи)

О науке
Примечания
Варианты

ВАРИАНТЫ СТАТЬИ «О НАУКЕ».

№ 1.

То, о чемъ вы пишете въ вашемъ письме, такъ важно, что мне хочется какъ съумею подробно ответить на ваши вопросы <или скорее на одинъ вашъ вопросъ>. Вопросы ваши сводятся все къ тремъ вопросамъ: 1) О томъ, въ чемъ должна быть настоящая нужная для людей наука или образованiе? 2) Что такое то, что у насъ называется наукой и образованiемъ? и 3) Полезна ли эта наука или образованiе? а если не полезна, то не вредна ли она, а если вредна, то въ чемъ ея вредъ?

На первый вопросъ отвечаю такъ:

Наука <или образованiе> настоящая (буду употреблять одно слово наука, такъ какъ наука и образованiе значитъ одно и тоже), наука настоящая, т. -е. то, что человеку нужно знать, есть только одна: какъ человеку какъ можно лучше прожить въ этомъ мiре тотъ короткiй срокъ жизни, который определенъ ему Богомъ, судьбой, законами природы — какъ хотите. Чтобы знать это, надо <человеку> прежде всего знать, что точно хорошо, всегда хорошо, что точно дурно, всегда дурно, т. -е. знать, что должно и чего не делать для того, чтобы жизнь была хорошая. Знать это не всякiй можетъ, потому что часто бываетъ, что то, что кажется хорошимъ, окажется дурнымъ: ребенокъ не знаетъ, что огонь жжется и лезетъ къ огню и обжигается, <человекъ> неопытный малый не знаетъ, что отъ пьянства люди теряютъ разсудокъ, напивается и делаетъ то, чего не хотелъ бы, <взрослый> въ полномъ разуме человекъ не знаетъ, что отъ зла бываетъ зло, сердится на обидчика и отплачиваетъ ему темъ же и портитъ свою жизнь, и такъ многое другое. Такъ что вся настоящая наука <нужная людямъ> только въ томъ, чтобы знать, что хорошо, что дурно и что надо и чего не надо делать для того, чтобы прожить хорошо. Все, что помогаетъ этому знанiю, все это наука, а все, что не помогает этому, то не наука, а одни пустяки.

Такъ что поэтому всякiй человекъ, будь онъ уменъ или не очень уменъ, ученъ и вовсе безграмотенъ, всякiй можетъ разобрать, какiя знанiя идутъ къ науке и какiя одни пустяки, хотя люди и занимаются ими и восхваляютъ техъ, которые132 знаютъ много такихъ пустяковъ. Настоящая наука одна и не очень большая и не трудная, она вся только въ томъ, чтобы знать, какъ о томъ самомъ, въ чемъ дело науки, о томъ, какъ людямъ надо жить на свете, какъ объ этомъ думали прежде насъ за тысячи летъ самые лучшiе и мудрые люди. A такiе люди были везде, и въ Индiи Кришна и въ Китае Конфуцiй, и Лаотци и Будда и въ Грецiи и Риме Сократъ и Эпиктетъ и Маркъ Аврелiй и Христосъ, и Іоаннъ Апостолъ, и многiе и мн. мн. др. И вотъ знать это и знать, къ чему, одному и тому же пришли они все, въ этомъ истинная наука. И наука эта не длинная и не мудреная. И вкратце наука эта понятна всякому самому простому ребенку или безграмотной старушке,133 какъ и не можетъ быть иначе. Неужели Богъ или судьба или законъ природы можетъ быть такъ несправедливъ, что откроетъ истину только тому, кто учился 12 летъ въ учебномъ заведенiи. А настоящая наука въ томъ, чтобы делать другому то, чего себе хочешь. Это всякому понятно и больше ничего не нужно. Такъ что настоящая наука одна и короткая, пустяковой же науке конца нетъ.

№ 2.

Вотъ эти то люди и выдумываютъ разныя игры, потехи, забавы, въ томъ числе и то, что они называютъ наукой. Беды отъ этого особенной не было бы, если бы эти дармоеды занимались букашками и звездами, рядомъ съ картами, скачками, нарядами, чемъ бы дитя не тешилось только бы не плакало, но беда въ томъ, что знаетъ кошка чье мясо съела, эти люди хотятъ оправдать свою праздную и незаконную жизнь на шее другихъ людей темъ, что они заняты самымъ важнымъ деломъ, наукой, и для этого называютъ наукой те пустяки, которыми они занимаются, уверяя, что все это они делаютъ на пользу людей. Настоящей же наукой имъ никакъ нельзя заниматься, потому что настоящая наука обличаетъ ихъ грехъ, тотъ, что живутъ на шее рабочаго народа. Для того же, чтобы придать важность темъ пустякамъ, которые они называютъ наукой, они придумываютъ самыя хитромудрыя искусныя разсужденiя, по которымъ разбираютъ всякiя никому не нужныя тонкости, <: о томъ, какiе прежде, какiе после родились звери, какiя будутъ козявки размножаться, какiя убавляться, какъ лучше134 жить нашему рабочему народу, такъ чтобы былъ одинъ135 хозяинъ или много хозяевъ и> давая этимъ разсужденiямъ разныя странныя новыя названiя, гносеологiя, патологiя, физiомеханика и т. п. и т. п.

————

И люди эти такъ давно ужъ заняты этимъ обманомъ, что oни сами подъ конецъ уверились, что те пустяки, которые они называютъ наукой, очень важное дело, и не только они уверились <въ этомъ>, но уверили въ этомъ и несчастную молодежь, о которой вы пишете, которая бросаетъ честный законный трудъ и посредствомъ этой пустяковой науки лезетъ туда же въ дармоеды науки, часто не замечая всю подлость того, что она делаетъ, какъ вы пишете, бросаетъ выкормившихъ ихъ и трудящихся родителей для того, чтобы надеть сюртукъ, лаковые сапоги и болтать пустяки про науку и [1 не разобр.] обучать детей все той же пустяковой науке.

Въ этомъ великiй вредъ того, что у насъ называется наукой.

№ 3.

вытти изъ своего круга трудящихся людей въ кругъ дармоедовъ.

№ 4.

Люди говорятъ, особенно теперь после нашей революцiи, что все зло въ томъ, что власти обижаютъ, капиталисты, землевладельцы давятъ народъ, что все во властяхъ, въ войске. Все это неправда. Все въ ученье. И те, которые властвуютъ, знаютъ это и зорко смотрятъ за ученьемъ, чтобы не выпустить его изъ рукъ. Они знаютъ, что въ немъ все дело, и всеми силами поощряютъ то ученье, которое имъ на руку, и поддерживаютъ то устройство жизни, при которомъ они властвуютъ, одобряютъ и поощряютъ всякiя гносеологiи, орөографiи, физiократiи и т. п., но не даютъ хода никакой настоящей науке — т. -е. ученiю какъ жить доброй жизнью. А на место этого ученiя предлагаютъ и предписываютъ разныя религiозныя веры, по которымъ все дело въ томъ, чтобы верить въ церковь и во все те глупости и гадости, которыя она постановила, или въ священное писанiе или въ какое-то искупленiе греховъ какою-то смертью. Это делаютъ все правительства и все правящiе классы.

У насъ больше правительство, а въ другихъ христiанскихъ странахъ, Англiи, Германiи, Францiи, Америке, делаютъ это же сами властвующiе классы, поощряютъ изученiе пустяковъ, или запрещаютъ или заминаютъ и не даютъ хода настоящей науке о томъ, какъ жить.

№ 4-а.

жизни, при которомъ одномъ они могутъ властвовать и обирать рабочiй народъ.

№ 5.

И вотъ есть одно средство перехода изъ касты униженныхъ въ касту возвышенныхъ. Средство это образованiе, какъ же униженнымъ и порабощеннымъ не желать воспользоваться этимъ средствомъ?

То, что это такъ есть и что людямъ низшей касты нельзя не желать перейти въ высшую, совершенно очевидно. Вопросъ только въ томъ, хорошо ли то средство, которымъ пользуются люди для перехода изъ низшей касты въ высшую?

Что средство это нехорошо, видно уже изъ того, что если бы все или хотя большое большинство стали все «образованными», т. -е. 136 все перестали бы работать то, что прежде всего нужно для жизни людей, т. -е. пищу, жилище, одежду и др., a все бы стали заниматься науками, то было бы всемъ жить очень плохо и даже невозможно жить. Но <всетаки> кроме этого надо разсмотреть, само по себе хорошо ли это средство, т. -е. хорошо ли то, что называется наукой или образованiемъ? Вы спрашиваете именно про это: вы спрашиваете, что такое наука? и что должно требовать отъ науки? и вредна ли наука и въ чемъ ея вредъ? И вотъ на эти-то вопросы я и постараюсь ответить вамъ.

№ 6.

Да, хотите быть рабами или участниками порабощенiя, изучайте те пустяки и гадости и обманы, которые ваши поработители называютъ наукой, и будете пользоваться трудами своихъ братьевъ, хотите быть свободными людьми изучайте одну настоящую науку, которой вы всегда везде можете научиться и отъ людей и отъ книгъ, и будете иметь то истинное благо, которое даетъ спокойная совесть, т. -е. согласiе съ высшими законами мiра.

№ 7.

«ученые», «образованные» привыкли къ тому, что все вопросы о жизни, о добре и зле, т. -е. все вопросы нравственные настоящей науки отнесены ложной «наукой» въ область религiи, т. -е. въ область нелепостей, то самые и вопросы эти уже никогда не разбираются и къ обсужденiю ихъ съ высоты такъ называемой науки «ученые» «образованные» люди относятся только съ сострадательнымъ презренiемъ. Это-то выделенiе изъ области науки вопросовъ нравственныхъ о жизни людей и признанiе неподвижности религiи, которой одной признаются подлежащими эти вопросы, выделенiе это особенно пагубно действуетъ.

№ 8.

Одна часть этой квазинауки есть оправданiе своего положенiя: ложь богословская, ложь юридическая, другая часть практическiя знанiя, дающiя возможность перелетать безъ труда изъ места въ место, возможность веселиться всячески, объедаться, лечиться, защищаться, мучать, убивать всехъ мешающихъ сладкой жизни, третья часть праздное любопытство для препровожденiя времени, карты, шахматныя задачи, науки, споры объ разныхъ теорiяхъ.

№ 8-а.

третья часть это рядъ самыхъ гнусныхъ обмановъ, одуряющихъ и развращающихъ людей подъ предлогомъ сообщенiя имъ священныхъ богословскихъ истинъ или освященныхъ наукой несомненныхъ знанiй о томъ, какъ работающее большинство должно подчиняться праздному меньшинству и по воле этого меньшинства убивать себе подобныхъ.

№ 9.

они сами подъ конецъ такъ уверились въ томъ, что те пустяки, которые они называютъ настоящей наукой, самое важное дело, а что то, что всегда было и есть одна настоящая наука: ученiе о томъ, какъ человеку надо прожить свою жизнь, что это ученiе какъ несходящееся съ ихъ Дарвиновскими, Гекелевскими, Марксистскими теорiями, что это ученiе отжило свой векъ и не нужно больше, что человекъ можетъ жить не думая и не спрашивая себя и всехъ прежде его жившихъ людей о томъ, какъ ему надо жить для того чтобы хорошо прожить свою жизнь, а жить какъ попало, для своей забавы изучая те науки, который ему нравятся и изученiе которыхъ содействуетъ улучшенiю его положенiя.

№ 10.

— о томъ, какiя где звезды и козявки и какiе цари что делали и т. п., вреда отъ этихъ выдумокъ не можетъ быть никакого, чемъ бы дитя не тешилось, только бы не плакало.

№ 11.

И наука эта всегда свободная, всегда одна нужная людямъ, всегда одинаковая въ своихъ основахъ съ самыхъ древнихъ временъ передавалась отъ поколенiя къ поколенiю, просветитъ людей и освободитъ ихъ отъ того зла деленiя людей на господъ и рабовъ и вытекающей изъ этого деленiя ненависти вместо любви, отъ которой теперь страдаютъ люди.

№ 12.

Средство это есть присвоенiе темъ или инымъ способомъ трудовъ другихъ людей. Присвоенiе это въ нашемъ мiре совершается тремя способами: 1) прямымъ насильственнымъ отнятiемъ произведенiй труда людей, т. -е. грабежемъ, этотъ способъ употребляется въ нашемъ мiре (преимущественно) правительствами въ большихъ размерахъ и разбойниками въ малыхъ; 2) не прямымъ, но косвеннымъ способомъ — владенiемъ землею и капиталами и 3) тоже способомъ не прямымъ, но косвеннымъ: прiобретенiемъ образованiя, при которомъ возможно участвовать или въ грабеже правительства или въ отобранiи произведенiй труда отъ народа посредствомъ землевладенiя и капитала.

№ 13.

Трудно предположить даже и то, чтобы люди, живущiе общей жизнью, занятые вопросами истинной науки о томъ, какъ освободиться отъ препятствiй, полагаемыхъ доброй жизни государственностью, патрiотизмомъ, ложными вероученiями, захватомъ земельной собственности, а также и вопросами объ упорядоченiи половой жизни, о воспитанiи и другихъ подобныхъ, пришли бы когда-нибудь къ признанiю необходимости наукъ, дающихъ аэропланы, грамофоны, взрывчатыя вещества, скоропечатныя машины, подводныя лодки и т. п.

№ 14.

Для того же, чтобы не поддаваться обману, надо понять, что ученье только тогда настоящее ученье, когда оно не предписывается начальствомъ, чтобы оно было такое, а не такое, и чтобы оно совершалось тогда и тамъ, а главное чтобы за ученье получалась какая либо выгода. Для того чтобъ освободиться отъ обмана, надо понять, что настоящее ученье можетъ быть только тогда, когда оно совершенно свободно.

№ 15.

пищу, жилище, одежду и др., уменьшая количество этихъ трудящихся, увеличиваетъ ихъ и такъ часто сверхсильный трудъ и вместе съ темъ увеличиваетъ число людей, живущихъ на шее трудящихся.

Сноски

132. Зачеркнуто: научились этимъ

133. Зачеркнуто: У насъ христiанъ вся наука эта вкратце въ томъ, чтобы любить Бога и ближняго. Вся она вкратце въ томъ

134. Зачеркнуто: править

О науке
Примечания
Варианты

Раздел сайта: