О безумии (варианты)

О безумии
Старая орфография с примечаниями
Варианты

ВАРИАНТЫ СТАТЬИ «О БЕЗУМИИ».

№ 1.

<«Дали бабе холстъ, а она говоритъ: — толстъ; дали потоне, а она говоритъ: — дай боле».>

Человекъ спалъ и ничего не зналъ, не понималъ, былъ чурбанъ. Добрые люди разбудили его и говорятъ: вотъ тебе мiръ божiй, солнце, небо, деревья, цветы, животныя, люди, такiе же, какъ те, которые430 любятъ и которыхъ ты можешь любить, и твоя божественная душа, которую ты можешь довести до высшаго совершенства. Все это тебе, хоть ты ничемъ не заслужилъ этого. — Нетъ, все это нехорошо,431 все даже очень дурно. Я хочу совсемъ другого гораздо лучшаго. А это все гадко и я не хочу этого, а хочу совсемъ другого лучшаго.

Да если нехороша, такъ скажи, <болванъ, или хоть милый человекъ>, какой же бы ты хотелъ жизни. Эта не хороша, такъ какая же хорошая? и вотъ тутъ то въ ответъ на этотъ вопросъ начинаются те истерическiе возгласы отчаянiя, осужденiя мiра и всехъ людей мiра, разумеется, кроме себя, и естественно подразумеваемый изъ всехъ этихъ возгласовъ выводъ тотъ, что или моя душа слишкомъ возвышена для такого порочнаго мiра или что такой порочный мiръ слишкомъ дуренъ для моей такой великой души.

Такими возгласами полно ваше письмо и ежедневно получаемыя мною два или три письма, точно такого же содержанiя. Какъ не неразумны такiя письма, нельзя отъ души не сожалеть о мучительномъ душевномъ состоянiи. Нельзя не сожалеть уже по одному тому, что это уродливое душевное настроенiе часто приводитъ этихъ несчастныхъ людей къ самоубiйству.

Причина самоубiйства, какъ и не можетъ быть иначе, всегда одна и та же: отсутствiе религiознаго сознанiя, признанiя своей зависимости отъ высшей благой воли. И это отсутствiе особенно заметно въ наше время въ Россiи и этимъ вполне объясняется та эпидемiя самоубiиства, которая проявляется въ последнее время. Причина всехъ самоубiйствъ одна и та же, но есть два рода самоубiйствъ: одни люди убиваютъ себя, потому что не веря въ Бога, не признавая своей зависимости отъ высшей силы, находятъ менее мучительной смерть, чемъ те страданiя, которыя испытываютъ и которыя угрожаютъ имъ. Такъ убиваютъ себя часто приговоренные къ казни, бедные, не видящiе выхода изъ своего положенiя, люди совершившiе преступленiя, мучащiе ихъ, и т. п.

Этихъ самоубiйцъ малая часть, больщая часть это те самоубiйства, которыя происходятъ также, какъ и первый родъ отъ отсутствiя религiознаго сознанiя и главной причиной своей имеютъ не тяжелыя условiя личной жизни, a извращенiе чувствъ и безумную гордость, внушенную и постоянно внушаемую молодежи политическими ученiями, которыя для этихъ людей заменяютъ религiозное ученiе.

«Жизнь дурна, все люди дурны, исключая, разумеется, меня и небольшого кружка близкихъ мне людей. И такъ какъ все люди дурны, и живутъ дурно, а мы хороши и знаемъ какъ должны жить люди, чтобы всемъ было хорошо, то мы хотимъ своей добродетелью служить людямъ, исправить мiръ и людей. Но удивительное дело эти все дурные люди не нуждаются въ нашей службе и не поддаются нашему исправленiю. «Что жъ намъ делать, когда мы въ этомъ одномъ полагали нашу жизнь! Одно — уйти изъ этой дурной жизни, которая не ценитъ и не понимаетъ насъ».

Поразительно до какой степени въ наше время развита среди нашей молодежи эта удивительная гордая самоуверенность и превратная мысль о служенiи людей народу. Мальчикъ, девочка, существо исполненное всякихъ слабостей, все живущее трудами рабочаго народа сейчасъ же хочетъ служить ему и, разумеется, воспитывать, образовывать, лечить, учить его, этотъ народъ. И если человекъ искренно и точно, какъ я думаю это делали вы, начнетъ это делать, то если онъ не глупъ, то онъ скоро увидитъ, что онъ совсемъ не нуженъ, и что никто его не проситъ служить народу. Понявъ же это, человекъ, который не имеетъ никакой другой хорошей, стоящей посвященiя своихъ силъ, цели, не можетъ не притти въ отчаянiе, можетъ и покончить съ собой. Объяснить же человеку его ошибку, ему никакъ нельзя, потому что ошибка въ томъ, что человекъ нерелигiозенъ, a религiи такой человекъ не только не понимаетъ, но давно решилъ, что все одна глупость, которую давно уже переросло человечество и онъ вместе съ человечествомъ.

А ответъ на его отчаянiе и недоуменiе ведь только одинъ: ответъ въ том, что никто не призывалъ тебя служить народу, исправлять, учить его. Призванъ ты только къ одному: къ тому, чтобы прожить свою жизнь такъ, какъ хочетъ того Тотъ или То, что произвело твою жизнь. А хочетъ Онъ или Оно не того, чтобы ты служилъ народу, исправлялъ, училъ другихъ, а только того, чтобы ты служилъ Ему и училъ, исправлялъ себя, такъ какъ только этимъ исправленiемъ и ученiемъ себя ты только и можешь служить другимъ. Служить же Ему ты можешь только темъ, чтобы делать то, чему учили и учатъ все величайшiе мудрецы отъ браминовъ, Будды, Христа, до Паскаля, Канта, Эмерсона, Чаннинга и др., а именно тому, чтобы исправлять себя, увеличивать въ себе любовь ко всемъ людямъ и уничтожать въ себе все то, что препятствуетъ этой любви, и дело работы надъ самимъ собой для каждаго изъ насъ слишкомъ достаточно, чтобы браться за другое. Доказательство же того, что это такъ, что въ этомъ, а не въ служенiи народу: леченiи, ученiи, исправленiи его дело нашей жизни, доказательство этого въ томъ, что тогда какъ все другое вне, это одно вполне въ нашей власти, a кроме того, еще и въ томъ, что только этой деятельностью въ самомъ себе можно точно служить людямъ. (Выписать изъ письма Пестову.)

20-го марта 10 г.

№ 2.

Какъ же можетъ улучшиться432 жизнь, а потому и положенiе людей при теперешнемъ строе жизни, когда наиболее уважаемые люди, считаемые передовыми, не говорю уже о всехъ военныхъ, какъ Императоры, Короли, высказываютъ съ ostentation433 свою принадлежность къ убiйцамъ, не говоря о судьяхъ, Сенатахъ, о Парламентахъ, устанавливающихъ законъ убiйствъ и всякихъ насилiй, когда всякiй профессоръ, ученый живетъ трудомъ народа.... 434

№ 3.

отрицая все духовное <въ жизни человеческой, не берется объяснить смыслъ и назначенiе человеческой жизни>, стремится доказать то, что человеку нужно изучать только условiя телесной жизни своей и мiра.

№ 4.

Указанiй такихъ много: и ростъ нищеты, и ненависть рабочихъ и <излишество,> безумное скопленiе богатствъ и страхъ богатыхъ, и земельное рабство и затраты трудовъ народа на приготовленiе къ убiйству этимъ народомъ другъ друга. Все это поразительные указанiя безвыходности того пути, по которому идетъ теперешнее христiанское человечество. Но указанiе, даваемое самоубiйствомъ, самое яркое для техъ, кто можетъ и хочетъ понимать истину, несмотря на то, что истина обличаетъ его.

№ 5.

Да, какъ ни жалко этихъ людей, которые вследствiе такого душевнаго извращенiя лишаютъ себя жизни, еще жалче техъ несчастныхъ, которые продолжаютъ жить въ такомъ же извращенномъ душевномъ состоянiи. А такихъ людей — легiонъ, милiоны не только въ Россiи, но во всемъ мiре и особенно въ христiанскомъ. По статистическимъ далеко отстающимъ отъ действительности даннымъ въ Европе около 100,000 самоубiйствъ ежегодно.

№ 6.

Но, скажутъ, это очень неопределенно. Что делать? Какъ жить? какъ устроить жизнь, если признать даже справедливымъ, что причина бедственнаго положенiя нашего общества въ отсутствiи религiознаго пониманiя жизни. Если нужна религiя, то какая именно и въ чемъ она. И что делать для исполненiя требованiй этой религiи?

Такъ скажутъ, но скажутъ такъ опять таки люди не понимающiе значенiя религiи и не желающiе изменить своей жизни.

<«Какъ устроить? Что делать?» Одно, главное ничего не делать. Ничего не делать противнаго той простой ясной истине, золотого правила о любви. — Хотелось бы сказать: внушать людямъ рабочимъ простымъ женщинамъ, детямъ вечную единую истину любви. Но не скажу и этого. Скажу только одно: не внушать ничего, особенно какъ это делается теперь, не внушать всего того и въ виде религiи (ложной) и въ виде науки (тоже ложной) и патрiотизма и справедливости и государственности и семейности и искусства (архиложнаго) и приличiй и добродетелей, всего того противнаго истинной, единой, врожденной во всехъ религiозной истине любви, которое внушается теперь. Главное же не внушать той лжи, что мы можемъ и намъ нужно предвидеть событiя нашей жизни и готовиться къ нимъ и противодействовать имъ. <Главное> Одно не готовиться ни къ чему, а <жить> сейчасъ сiю минуту настоящую въ готовности къ неизбежной смерти, жить въ любви со всеми, не делая имъ того, чего себе не хочешь.> Если не хорошо то, что мы делаемъ, то что же хорошо? спрашиваютъ люди. И ответъ одинъ: только одно. Ничего не делать. Ничего не делать противнаго той простой ясной, высказанной во всехъ религiяхъ мiра и ясно записанной въ сердцахъ всехъ людей истине, чтобы не делать другому того, чего не хочешь, чтобы тебе делали. Въ этомъ все.

№ 7.

Какъ разъ нынче встречаю въ газете лучше всего подтверждающую это <направленiе и> влiние наукой статью438 профессора Розенбаха о причинахъ самоубiйствъ. 439 Ученый профессоръ, перечисляя <все.... столько-то> много причинъ <по его мненiю> самоубiйствъ, но ни однимъ словомъ не упоминаетъ объ <одной единственной причине ихъ, полнаго> отсутствiи религiи <въ нашемъ мiре>.

<временное затемненiе сознанiя> одуренiе людей нашего мiра (и времени).

№ 8.

Жизнь наша дурна, не только дурна, но ужасна, если мы хоть немного серьезно подумаемъ о ней. Надо исправить ее. И вотъ мы придумываемъ средства, но средства исправить нашу жизнь. Но жизнь нашу нельзя исправить. Жизнь наша такъ ужасна, что не исправлять ее нужно, а нужно понять весь ужасъ ея, покаяться въ ней и бросить ее всю и начать совсемъ новую, другую. Если воръ или проститутка, находя свою жизнь дурною, захотятъ исправить ее, а не изменить ее: т. -е. воровать такъ, чтобъ больше доставать, чтобъ не попадаться, и проститутке такъ продавать себя, чтобы больше зарабатывать, не уставать, не заболевать, то ведь это будетъ не исправленiе, не улучшенiе, а только ухудшенiе жизни. Разве не тоже самое съ жизнью нашего мiра, съ нашимъ прогрессомъ, Дреднаутами, аэропланами, 50 этажными домами и пр. и пр. — Все это чтобы продолжалось, и все шло бы впередъ по тому же пути, по к[оторому] идетъ, но чтобы жизнь была лучше. Чтобы исправиться, надо понять свою гадость. А какъ же исправиться тому, кто не нарадуется самъ на себя, кто доволенъ какъ медный грошъ <своей жизнью какъ мы довольны своей>. А трудно встретить где-нибудь въ комъ-нибудь такое непоколебимое самодовольство, какъ самодовольство нашихъ руководителей жизни.

<Какое же возможно исправленiе? улучшенiе?

нашихъ преступленiяхъ, на нашемъ развращенiи и одуренiи.

Жизнь наша дурна отъ того, что у насъ нетъ того, мы потеряли то, чемъ всегда жили и <живутъ> чемъ только могутъ жить люди — потеряли пониманiе жизни.>

№ 9.

Знаю, что трудно людямъ нашего времени особенно тому классу людей, который стоитъ во главе такъ называемаго просвещенiя, т. -е. одуренiя людей, ошалевшимъ отъ <вытекающаго изъ безрелигiозности> безумiя, эгоизма и гордости, и главное суеты, понять,441 въ чемъ причина ихъ все большаго и большаго недовольства своей жизнью. Но хочешь не хочешь придется, какъ говорить пословица, если не мозгами, то боками понять ее.

И одно изъ такихъ грубыхъ, но очевидныхъ указанiй на то заблужденiе, въ которомъ коснеетъ такъ называемый Христiанскiй мiръ съ своей такъ называемой цивилизацiей, это та манiя самоубiйствъ, которыя все больше и больше учащаются везде, а особенно у насъ въ Россiи.

№ 10.

На дняхъ мне случилось посетить два огромныя учреждения душевно больныхъ и <заняться> <почитать те книги, которыя трактуютъ объ одной изъ самыхъ комическихъ наукъ, о психiатрiи. Въ воображаемой науке этой есть безконечныя и разнообразныя деленiя того матерьяла, надъ которымъ они работаютъ — т. -е. деленiя техъ болезненныхъ состоянiй, которыя подлежатъ ихъ изследованiю.>

№ 11.

<И всегда презрительное мимоходомъ указанiе на все религiозныя ученiя и внушительное изложенiе эволюцiонизма, выказыванiе своей необыкновенной учености и съ безпредельной самоуверенностью и самодовольствомъ решительный выводъ>

№ 12.

‹Правда еще другой отделъ самоубiйцъ или покушающихся на самоубiйство. Самоубiйцы этого отдела не пишутъ писемъ не разговариваютъ, большей частью не оставляютъ после себя и какiя бы то ни было записки, а или нашатырный спиртъ, или уксусная кислота, или на рельсы подъ поездъ или петля или ружье или револьверъ. <И эти самые жалкiе.> Мне приводилось видеть и такихъ передъ ихъ самоубiйствомъ. Душевное состоянiе этихъ самоубiйцъ такое же какъ и первыхъ за исключенiемъ тщеславiя <смутнаго полусумашедшаго> желанiя что то доказать кому то. Сущность дела таже: безумный эгоизмъ, т. -е. ложное представленiе о томъ, что въ его жизни нетъ никакого общаго смысла и потому определеннаго назначенiя, а что назначенiе его жизни есть только его личное счастье. Счастье это такiе люди полагаютъ въ самыхъ разнообразныхъ целяхъ, но всегда это442 желанiе исполненiя того, чего себе хочется. А какъ только ясно, что нельзя получить того, чего хочется, то естественный выводъ тотъ, что смысла жизни нетъ и надо уйти изъ нея.>

Сноски

430. Зачеркнуто: могутъ любить тебя.

431. Зач.: лучше заснуть опять, не мешайте мне, и чурбанъ какъ былъ до жизни, такъ и во время жизни и после жизни остается чурбаномъ.

433. [хвастовство]

434. Дальше пометка: не вышло

435. Зач.: на удовлетворенiе всегда присущей людямъ необходимости

436. Зач.: на помощь имъ пришло то ложное

438. Первоначально было: Ничто лучше напечатаннаго на дняхъ мненiя ученаго.

439. Зачеркнуто: не иллюстрируетъ этого полнаго арелигiознаго состоянiя нашего общества.

440. Зачеркнуто: а бояться надо того что

О безумии
Старая орфография с примечаниями
Варианты

Раздел сайта: