Обращение к русским людям. К правительству, революционерам и народу (варианты)

Обращение к русским людям
Варианты

[ВАРИАНТЫ К СТАТЬЕ «ОБРАЩЕНИЕ К РУССКИМ ЛЮДЯМ. К ПРАВИТЕЛЬСТВУ, РЕВОЛЮЦИОНЕРАМ И НАРОДУ».]

№ 1.

Да, мы теперь стоимъ на распутьи двухъ дорогъ: одной со всеми ужасами анархическаго террора, съ концомъ военнаго диктаторства, и другой — мирной и благой, разрешающей давнишнюю неправду и ведущей къ новымъ, более справедливымъ формамъ человеческой жизни. И все это въ вашихъ рукахъ.

Подумайте объ этомъ. Ведь не говоря уже о томъ несравнимомъ преимуществе избранiя пути добра и правды передъ путемъ робкихъ попытокъ насилiя и постыдныхъ уступокъ и изворотовъ, — поймите то, что передъ вами только два выхода: съ одной стороны ужасы революцiи 93 года, съ казнью Людовика XVI, или 48 годъ съ постыднымъ бегствомъ Людовика Филиппа, или ужасы коммуны 71 года; или, съ другой стороны, мирное осуществленiе вечнаго и справедливаго идеала народа, во главе котораго вы стоите, и указанiе всемъ христiанскимъ народамъ того возстановленiя справедливости, котораго такъ долго тщетно ожидаютъ все народы. Неужели же можно еще колебаться?

То, что я предлагаю теперь, можно было безпрепятственно сделать три года тому назадъ, и тогда вместо всехъ бедствiй развращенiя и позора японской войны уже теперь Россiя пользовалась бы полнымъ благоденствiемъ и стояла бы въ деле истиннаго прогресса впереди всего человечества. Теперь же осуществленiе этого великаго дела труднее, но пока еще возможно. Но возможно оно или нетъ, поймите, что это единственный выходъ изъ того ужаснаго положенiя, въ которомъ вы находитесь и въ которое вы поставили русскiй народъ.

Спешите, пока еще не поздно.

Примечанiе. Въ отданномъ мною въ печать сочиненiи «Конецъ века» я высказываю мысль о томъ, что значенiе совершающейся и предстоящей революцiи есть освобожденiе людей отъ всякой правительственной власти, замена насилiя свободнымъ и разумнымъ соглашенiемъ. То, что я пишу въ этомъ обращенiи къ правительству, не исключаетъ мысли о томъ, что если бы правительство и избрало тотъ благой путь, который предстоитъ ему, конецъ революцiи былъ бы все тотъ же: освобождонiе людей отъ всякой насильнической власти, но въ этомъ случае та же цель была бы достигнута безъ техъ злодеянiй и того развращенiя людей, которыя неизбежны при продолженiи правительствомъ того пути самосохраненiя и то мелкихъ и постыдныхъ уступокъ,то попытокъ подавить безпорядки военной силой.

№ 2.

Революцiонеры.

Такъ это для правительства. Что же делаете вы, революционеры, те, которые боретесь съ правительствомъ?[78] Вы говорите и многiе изъ васъ наивно думаютъ, что то, что они делаютъ, они делаютъ не для себя, но для какого то будущаго блага какого то народа. Но ведь если только вы серьезно оглянетесь на себя и спросите себя о своихъ задушевныхъ, внутреннихъ мотивахъ, побуждающихъ васъ къ деятельности, вы не можете не увидать, что мотивы эти или самые ничтожные, мелкiе, тщеславные, почти физiологическiе — праздная жизнь требуетъ проявленiя деятельности — или самые низкiе, гадкiе: тщеславiя, честолюбiя, зависти даже корысти. И во имя этихъ то мотивовъ что же вы делаете?[79]

Разоряете миллiоны людей, вызываете братоубiйственную бойню, убиваете невинныхъ, добрыхъ людей, детей, людей, исполняющихъ то, что они считаютъ своей обязанностью, главное — раздражаете, озверяете людей. И все это или ради тщеславныхъ, честолюбивыхъ целей или смутнаго и лживаго представленiя о какомъ то долженствующемъ последовать за этимъ благе народа. Ведь хорошо поступать такъ людямъ, сознательно достигающимъ своихъ низкихъ целей или малоумнымъ юношамъ и девицамъ, рабски подчиняющимся гипнозу нынче моднаго певца или пьяниста, завтра моднаго революцiонера, но людямъ, способнымъ мыслить, стоитъ только на минуту остановиться и спросить себя: что они делаютъ, къ чему можетъ привести ихъ и другихъ эта деятельность и по какому праву они берутъ на себя такую страшную ответственность — убiйство и озверенiе людей, — стоитъ только искренно спросить себя объ этомъ, чтобы ужаснуться на те нелепые и жестокiе поступки, которые безнравственнымъ и малоумнымъ людямъ представляются чемъ то высокимъ и самоотверженнымъ.

Среди васъ, революцiонеровъ, окончательно решено, считается несомненной истиной, что Николай II, его министры и преданный всеобщему позору Треповъ суть злодеи вне закона, для которыхъ нетъ достаточно сильнаго наказанiя. Люди же, теперь въ Москве стрелявшiе изъ оконъ, бросавшiе бомбы въ роты солдатъ, даже те, казалось бы, самые невинные участники революцiи, которые съ заряженными револьверами ходили и ходятъ по улицамъ, готовые всякую минуту употребить эти револьверы въ дело, — все эти люди не только не считаются преступными, но восхваляются и считаются самоотверженными подвижниками. Но какъ не могутъ быть дурны поступки Николая II и Трепова, для поступковъ этихъ есть если не оправданiе, то смягчающiя вину обстоятельства: Николай II — сынъ, внукъ и правнукъ императоровъ, воспитанный въ императорскихъ преданiяхъ, точно также и Треповъ и другiе правительственные деятели. Они сыновья такихъ же министровъ и Треповыхъ, воспитанные въ техъ же преданiяхъ и, кроме того, совершающiе свои жестокiя и преступныя дела не единолично, а въ связи съ целыми учрежденiями, въ которыхъ ответственность разлагается на множество лицъ.[80] Но какое оправданiе, какiя смягчающiя вину обстоятельства можно привести въ пользу техъ людей, которые, не имея никакого яснаго представленiя о томъ, что выйдетъ изъ ихъ деятельности, поступающiе не въ связи съ целыми учрежденiями, не подготовленные къ этому, какъ Николай ІІ, Треповы, длиннымъ, одуряющимъ прошедшимъ, а прямо и дерзко берутъ всю ответственность на себя,[81] производятъ еще худшiя, чемъ Треповскiя, жестокости и не только не стыдятся ихъ, но считаютъ себя героями? Люди эти смело берутъ на себя ответственность за страданiя, разоренiе, убiйства, казни даже, какъ они выражаются, людей, которыхъ они считаютъ для себя вредными.[82] Мы называемъ преступникомъ полудикаго человека съ омраченнымъ прошедшимъ сознанiемъ, который ради ухарства, корысти совершаетъ убiйство, какъ делаютъ это обыкновенные разбойники.[83] Но что сказать про толпы такъ называемыхъ интеллигентныхъ людей,[84] съ револьверами ходящихъ по улицамъ, готовыхъ убивать своихъ ближнихъ?[85] Имъ кажется, что они совершаютъ подвиги или достойные уваженiя и похвалы поступки, свойственные благородному увлеченiю милой молодежи. А во сколько тысячъ разъ эти милые люди развращеннее и преступнее того простого разбойника, который убилъ, чтобы ограбить.

Вы говорите, что делаете это все для народа. Но ведь вы сами знаете, что это ложь, что вамъ дела нетъ до народа. Вы и не знаете и не любите его. Для какого народа? Знаете ли вы тотъ стомиллiонный народъ, который живетъ своимъ земледельческимъ трудомъ по всей Россiи и не только кормилъ и кормитъ васъ, но вскормилъ предковъ вашихъ и не только не нуждается во всехъ техъ мнимыхъ благахъ, которыхъ вы добиваетесь въ своей борьбе съ правительствомъ, но даже и не знаетъ, что такое все эти ваши политическiя и соцiалистическiя программы. Только представьте себе ясно этотъ народъ, который составляетъ одинъ тело русскаго народа, и поймите, что вы только вредные паразиты этого тела, загнивающiе на немъ и передающiе ему свое гнiенiе.[86]

Подумайте только, живо представьте себе жизнь того стомиллiоннаго народа, который кормилъ, кормитъ, воспиталъ насъ, подумайте объ этихъ ста миллiонахъ людей,[87] терпеливо работающихъ и кормящихъ насъ,[88] и прикиньте къ этимъ людямъ все те реформы, которыхъ вы добиваетесь, и вы увидите, какъ чуждо, несоответственно жизни этого народа все то, что составляетъ ваши идеалы.

Тотъ паразитный мохъ, который пристроился къ дубу, хочетъ научить этотъ дубъ, какъ ему надо питаться и рости.

Ведь если не обманывать себя, а прямо взглянуть на то, что делается и во имя чего делается то, что делается, то будетъ ясно для всякаго, что совершающаяся революцiя, какъ и все революцiи бывшiя где бы то ни было, означаетъ только то, что одни люди, находящiеся внизу, хотятъ стать на место техъ, которые находятся наверху. Въ этомъ истинная цель всякой революцiи. Вы же, огромное большинство участвующихъ въ революции, вы только слепое орудiе техъ, которымъ нужна революцiя для того, чтобы стать на место техъ, которыхъ они столкнуть съ него. Такъ что если вы вдумаетесь въ то, кемъ делается революцiя и какiя ея последствiя[89] и какъ живетъ и чего хочетъ тотъ народъ, во имя котораго вы будто бы делаете революцiю, вы поймете, что то, что вы делаете, не есть только ошибка, но есть глупое и гнусное преступленiе.

№ 2.

Народъ.

Что же делать народу, какъ относиться народу, не темъ десяткамъ тысячъ рабочихъ, которые суетятся и мечутся по городамъ, а большому, настоящему, стомиллiонному земледельческому народу, что делать этому народу, какъ ему относиться къ совершающейся революцiи?

бы удержаться въ силе, и народъ для нея всегда есть ничто иное, какъ орудiе, которое она употребляетъ для этой цели (подати, солдатство). Такъ что насильническое правительство, какое бы оно ни было, — самодержавное, конституцiонное, республиканское, — какъ всегда угнетало народъ, такъ всегда и будетъ угнетать народъ. Во Францiи несколько вековъ ездило на народе монархическое правительство со всеми своими прислужниками, съ 1793 года ездитъ съ разными перерывами республиканское правительство, тоже съ своими, большею частью другими, чемъ прежде, прислужниками; тоже происходило и происходитъ везде, где были революцiи.[90] Тоже самое и было и должно быть съ русскимъ правительствомъ. Пока будетъ правительство, будутъ войска, войны,[91] будутъ подати, будетъ земля не въ рукахъ рабочаго народа.[92] Въ республиканскихъ правительствахъ Францiи,

Америки, въ конституцiонныхъ Англiи, Германiи, Италiи те же вооруженiя и войска, те же подати, те же земли въ рукахъ богачей, те же войны, не Японская, такъ Бурская, не Бурская, такъ Филиппинская.

Теперь при совершающейся революцiи народу надо не поддаться тому заблужденiю, что перемена властителей и угнетателей можетъ улучшить его положенiе. Напротивъ, теперь, при этомъ случае борьбы двухъ: одного стараго и другого новаго, зарождающагося правительства, ему надо понять, что ему не нужно ни то, ни другое.[93] Народу надо понять, что у него есть три великихъ нужды, отъ которыхъ онъ давно страдалъ и страдаетъ: нужда земельная, то, что земля признается собственностью людей, которымъ она не нужна для прокормленiя, вторая — подати, т. е. то, что чемъ больше онъ зарабатываетъ и улучшаетъ свое положенiе, темъ больше предъявляется ему требованiй и отбирается отъ него часть его трудовъ, и третье — солдатство, т. е. то, что все сыновья, которыхъ семья вскормитъ для своей поддержки, отбираются отъ нея для чуждыхъ ей целей насилiя и убiйства. Народу надо понять, что теперь настало время и возможность освободиться отъ этихъ трехъ совершаемыхъ надъ нимъ неправдъ, и освободиться самымъ простымъ и естественнымъ путемъ: прекращенiемъ повиновенiя какому бы то ни было правительству. Народу, въ особенности земледельческому народу, надо понять это, понять и сделать это, потому что именно ему, земледельческому народу, легче всего сделать это. Онъ одинъ, земледельческiй народъ, живущiй въ мiрскомъ устройстве, можетъ совершенно свободно отказаться отъ повиновенiя правительству и продолжать жить спокойной, упорядоченной жизнью, не нуждаясь ни въ какихъ внешнихъ правительственныхъ учрежденiяхъ.

Понятно, что для этого народу не надо думать о томъ искусственномъ соединенiи, которое называется Россiей, государствомъ Россiйскимъ, о томъ, кто будетъ заведывать Польшей, Финляндiей, Грузiей, будутъ ли все эти народы считаться Россiей или не Россiей. Темъ, которымъ нужно, чтобы было русское государство, пускай устраиваютъ это, какъ умеютъ и могутъ, земледельческимъ же людямъ этого русскаго государства совсемъ не нужно, имъ нужно только жить своей доброй, нравственной, трудолюбивой жизнью, пользуясь на равныхъ правахъ всею землею, не давая никому насильно податей и не отдавая своихъ сыновей въ солдаты. Для того же, чтобы можно было такъ жить, нужно только одно — не повиноваться никакому правительству.

— податей, солдатства, захвата земли — невозможно для людей городскихъ,[94] этимъ людямъ необходима власть. Пускай они и повинуются ей. Те же, которые хотятъ жить доброй, свободной жизнью, будутъ жить земледельческой жизнью и стараться, если они оторваны отъ нея, возвращаться къ ней. Такъ что предстоящая теперь деятельность русскаго народа состоитъ никакъ не въ томъ, чтобы участвовать въ революцiонныхъ разгромахъ или въ антиреволюцiонныхъ действiяхъ вроде черной сотни, и никакъ не въ выборахъ и палатахъ и думахъ съ ихъ обманами, подкупами, убiйствами, а въ самой простой, всегда возможной, ничемъ не удержимой отрицательной деятельности — въ неповиновенiи никакому правительству.

Такъ что народу при теперешнихъ обстоятельствахъ жестокой и злой борьбы революцiонеровъ съ правительствомъ надо только одно: продолжая свою земледельческую жизнь и стараясь все более и более упорядочить ее, не принимать участiя ни въ какой насильнической деятельности.

Только бы поступалъ бы такъ земледельческiй народъ, и уничтожились бы сами собой все те бедствiя, которыя угнетаютъ его, и очень скоро изчезли бы, частью вернувшись къ земледелiю, те оторванные отъ земли паразитные какъ правительственные, такъ и революцiонные люди, и сложилась бы новая мирная жизнь людей, руководящихся не насилiемъ власти, а внутреннимъ, свойственнымъ всемъ людямъ закономъ добра и правды.

№ 4.

Ведь если только вы перестанете обманывать себя, а прямо взглянете на то место, которое вы, революцiонеры, занимаете въ русскомъ народе, и на то, что вы делаете, то вамъ будетъ ясно, что ваша борьба съ правительствомъ есть борьба двухъ паразитовъ на здоровомъ теле. Если есть какой-нибудь смыслъ въ вашей борьбе, то только тотъ, что вы хотите стать на то место, на которомъ до сихъ поръ было правительство. И потому говорите о своей борьбе, о своихъ интересахъ, а не о народе, не лгите говоря о немъ и оставьте его въ покое. Ему нетъ дела до вашей борьбы, потому что онъ знаетъ, что кто бы не одержалъ верхъ, ему отъ этого не можетъ быть ни хуже, ни лучше.

Скорее хуже, потому что какъ ни безнравственны люди правительства, люди, не боящiеся на свою одну ответственность брать все ужасы революцiи, еще безнравственнее. Не приписывайте себе значенiя борцовъ зa народъ. Это неправда. Боритесь съ правительствомъ, если вы не можете удержаться отъ этого, но знайте, что въ этой насильнической борьбе не только нетъ ничего благороднаго и хорошаго, но эта борьба насилiемъ есть глупое и жестокое и безнравственное дело.

№ 5.

<Вамъ, крестьянскому, земледельческому народу, нужны три дела: чтобы земля не продавалась и не покупалась, а была общимъ достоянiемъ всехъ, второе — чтобы правительство не отбирало отъ васъ ваши заработки податями и пошлинами, и третье еще — чтобы правительство не отнимало бы отъ васъ вашихъ сыновей работниковъ въ солдаты.

Какое же изъ двухъ правительствъ — старое или новое избавить васъ отъ этихъ трехъ неправдъ? На правительство мало надежды. Земельную неправду оно едва ли разрешитъ когда-нибудь. Теперь, когда все уже говорятъ о земельной неправде и идетъ жестокая борьба съ революцiонерами, правительство сделало только то, что простило половину выкупныхъ платежей и черезъ банки продаетъ земли богатымъ мужикамъ. Такъ что мало надежды на то, чтобы оно (въ особенности потому, что все правительственные люди и самъ царь и его сотрудники — богатые помещики) освободило бы васъ отъ земельныхъ захватовъ. Отъ податей старое правительство уже никакъ не освободитъ васъ, потому что оно живетъ податями и на эти подати содержитъ своихъ чиновниковъ и войско. А войско нужно ему и для войнъ съ другими народами и для того, чтобы держать васъ въ покорности.

Такъ что нетъ надежды на то, чтобы старое правительство освободило васъ.

Что же обещаютъ революцiонеры? Революцiонеры обещаютъ вамъ устроить конституцiонную монархiю или республику, такую же, какъ въ Европе и Америке, въ которой вы посредствомъ выборовъ будете сами писать для себя законы и назначать правителей.

О податяхъ, о томъ, чтобы перестать отбирать насильно заработки у рабочаго народа, революцiонеры ничего не обещаютъ, а также, какъ и при старомъ правительстве, и также, какъ это делается во всехъ республикахъ, считаютъ, что народъ долженъ отдавать те подати, какiя определитъ высшее правительство. Также и о войске понимаютъ революцiонеры. Они считаютъ, что во всякомъ государстве нужно сильное войско и вооруженiе и потому, точно также какъ при старомъ правительстве, считаютъ необходимымъ или обязательную службу для всехъ мужчинъ, какъ это делается во всехъ европейскихъ государствахъ, или собирать съ народа подати для вольнаго найма, какъ это делается въ Англiи и Америке. Что же касается до земельной неправды, хотя и революцiонеры (и не все, а только некоторые изъ нихъ) и обещаютъ теперь, пока они не во власти, что земля будетъ отдана рабочему народу, едва ли при новомъ устройстве они будутъ въ состоянiи исполнить это обещанiе. Везде, где учреждено то самое выборное правительство, которое хотятъ ввести революцiонеры: и во Францiи, и въ Швейцарiи, и въ Англiи, и въ Америке земля все также, какъ и въ Россiи, отнята у рабочаго народа. Такъ что также мало надежды и на революцiонеровъ, чтобы они могли освободить землю, когда будутъ во власти.>

№ 6.

<Люди, собирающiеся въ собранiя и произносящiе тамъ речи, имеющiя целью измененiе существующаго правительства, часто говорятъ, что они враги насилiя и желаютъ достигнуть замены существующаго порядка новымъ, мирнымъ путемъ. Тоже часто говорятъ и стачечники и забастовщики. Но говорить такъ могутъ только люди обманывающiе или обманывающiеся. Нельзя мирнымъ путемъ требовать отъ людей, находящихся во власти и считающихъ себя въ праве[95] пользоваться этой властью, чтобы они безъ насилiя или угрозы его отказались отъ нея.

Такъ что люди, старающiеся заменить существующее правительство другимъ, все, какого бы ни было направленiя, все всегда опираются на насилiе. И те революцiонеры, которые прямо прибегаютъ къ насилiю, къ борьбе оружiемъ, къ убийству, только[96] делаютъ то, что другiе подразумеваютъ.

Правительство само можетъ изменить свое устройство, но извне изменить существующее правительство, считающее за собой право и обязанность быть правительствомъ, нельзя иначе, какъ силою. И это самое делаютъ революцiонеры — одни скрытно и нечестно, какъ это делаютъ такъ называемые либералы, другiе прямо и открыто преступно, какъ это делаютъ революцiонеры — убiйцы.>

№ 7.

Какъ бываетъ время, когда ребенокъ не ходить самъ и его водятъ на помочахъ, такъ и для народовъ бываютъ времена, когда они не могутъ быть безъ правительства, но какъ для детей приходитъ время, когда они выучиваются стоять и ходить одни, такъ и теперь для народовъ наступаетъ время сойти съ помочей правительствъ и начать стоять и ходить сами собою. Вы же, русскiе люди, самой судьбой приведены теперь къ этому. Вы приведены къ этому и теми преступленiями, которыя совершали и совершаютъ люди какъ стараго правительства, такъ и те, которые хотятъ быть новымъ правительствомъ, а также и темъ, что огромное большинство васъ живетъ, удовлетворяя сами себя земледельческой жизнью, и еще, и главное, темъ, что въ васъ всегда было живо христiанское начало смиренiя и кротости и потому предпочтенiе подчиненiя насилiю, чемъ участiя въ немъ.

Вамъ, русскимъ людямъ, выпало на долю великое призванiе осуществить для себя и показать другимъ людямъ, что въ наше время народамъ уже не нужны насильническiя правительства и что народы могутъ жить безъ нихъ и миролюбивее и безгрешнее и даже благоустроеннее, чемъ подъ ихъ властью.

№ 8.

нынче моднаго певца или пьяниста, завтра моднаго революцiонера. Но вы, руководители революцiи, люди уже не молодые и способные мыслить, во имя чего вы делаете то, что делаете?

Вы говорите, что делаете это для народа, что главная цель ваша — благо народа. Но ведь это неправда, и вы сами знаете, что это неправда. Все, что вы делаете, вы делаете не для народа, а для себя, по своимъ личнымъ мотивамъ: или изъ честолюбiя, желанiя занять видное и властвующее положенiе, или изъ тщеславiя — хочется отличиться передъ своимъ кружкомъ, или по мотивамъ почти физiологическимъ: праздная, сытая жизнь, требующая проявленiя деятельности, или желанiе новизны, или простая зависть къ положенiю, которое самому хочется занять, или возникшее изъ смутнаго сознанiя ложности, незаконности своего положенiя желанiе изменить его, не изменяя себя, или недоброе чувство мести правительству, или смутная надежда на то, что улучшится свое личное положенiе вместе съ измененiемъ существующаго строя. Все, но только не благо народа. Правда, вамъ, лучшимъ изъ васъ, кажется, что мотивы ваши — благо народа, и съ помощью столь несвойственныхъ русскому народу обычныхъ теперь лицемерныхъ лживыхъ и пышныхъ фразъ о «любви беззаветной къ народу» вамъ легко уверить себя въ этомъ. Но серьезно, искренно спросите себя, зачемъ вы делаете то, что делаете, и вы увидите, что у васъ нетъ не только беззаветной, но никакой любви къ народу. Вы говорите, что вы озабочены благомъ народа, на шее котораго вы сидите и котораго вы знаете только настолько, насколько онъ нуженъ вамъ, чтобы кормить, одевать, обстраивать васъ, служить вамъ. Если вы точно озабочены благомъ народа, то первое, главное, что вы должны сделать для его блага, это то, чтобы слезть съ него, перестать эксплуатировать и развращать его, оставить его въ покое.

№ 9.

Я помню, какъ при уничтоженiи крепостного права не только те, которые страдали отъ этого учрежденiя, но и те, которые пользовались выгодами отъ него, почти все съ увлеченiемъ взялись за осуществленiе этого дела. То же самое будетъ и съ земельнымъ вопросомъ. Разница только въ томъ, что въ разрешенiи вопроса рабства мы имели передъ собой образецъ другихъ народовъ; въ этомъ же деле мы должны быть сами образцами для другихъ.

Поймите, что, продолжая бороться съ теми, съ кемъ вы боретесь, теми же средствами, которыми борятся они съ вами, — обманами, лжами, насилiями, казнями, ужасными убiйствами невинныхъ людей вместе съ восставшими, вы не только не спасете себя, а только вернее губите, набирая на свою голову все новыя и новыя преступленiя, которыя все зачтутся вамъ.

№ 10.

Подъ правительствомъ я разумею техъ людей, которые, пользуясь установленной властью, могутъ изменять существующiе законы и приводить ихъ въ исполненiе. (Въ Россiи до сихъ поръ были и продолжаютъ быть такими людьми: царь и его министры и ближайшiе советники.)

Что же делаете теперь вы, правительственные люди Россiи?

№ 11.

Поставьте передъ людьми такой идеалъ, и не для того, чтобы спасти себя, а серьезно и искренно возьмитесь за осуществленiе его, и вы спасете не только себя, но спасете Россiю отъ техъ бедствiй, которые уже наступили и еще угрожаютъ ей.

И такой идеалъ вамъ не надо выдумывать, это давнишнiй идеалъ всего русскаго народа, идеалъ этотъ есть возвращенiе всему народу — не однимъ крестьянамъ, а всему народу — его естественнаго и законнаго права на землю.

Людямъ, не привыкшимъ мыслить своимъ умомъ, идеалъ этотъ кажется неосуществимымъ, потому что это не есть повторенiе того, что осуществлено въ Европе и Америке. Но именно потому, что идеалъ этотъ нигде еще не былъ осуществленъ, онъ и есть истинный идеалъ нашего времени и, кроме того, идеалъ ближайшiй и могущiй быть и долженствующiй быть осуществленнымъ прежде, чемъ среди другихъ народовъ, именно теперь въ Россiи. Загладьте свой грехъ добрымъ деломъ, постарайтесь, пока вы еще у власти, уничтожить давнюю вопiющую, жестокую несправедливость частной земельной собственности, которая такъ живо чувствуется всемъ земледельческимъ народомъ и отъ которой онъ такъ жестоко страдаетъ, — и на вашей стороне будутъ все лучшiе люди, такъ называемая интеллигенцiя. Съ вами будутъ все искреннiе конституцiоналисты, которые не могутъ не понять, что прежде чемъ призывать весь народъ къ выборамъ представителей, нужно освободить этотъ народъ отъ того земельнаго рабства, въ которомъ онъ находится. Съ вами же должны будутъ признать себя и соцiалисты, такъ какъ тотъ идеалъ, который они ставятъ себе — обобществленiе орудiй труда, — достигается прежде всего обобществленiемъ главнаго орудiя труда — земли. Съ вами же будутъ и революцiонеры, потому что та революцiя, которую вы произведете освобожденiемъ земли отъ частной собственности, есть осуществленiе одного изъ главныхъ пунктовъ ихъ программы. Съ вами же будетъ, главное, весь тотъ стомиллiонный земледельческiй русскiй народъ, который одинъ и представляетъ изъ себя настоящiй русскiй народъ.

№ 12.

«Но если мы, русскiе люди, сейчасъ же станемъ жить такъ, не повинуясь правительству, то не будетъ Россiи», скажутъ люди, которымъ кажется, что въ томъ, что есть Россiя, т. е. соединенiе многихъ разныхъ народовъ подъ одной властью, есть что-то важное, великое и полезное.

Но ведь это соединенiе многихъ разныхъ народовъ, называемое Россiей, не только не нужно вамъ, русскимъ рабочимъ людямъ, но именно въ этомъ соединенiи одна изъ главныхъ причинъ нашихъ бедствiй.

Если облагаютъ податями и пошлинами васъ и облагали вашихъ предковъ, накопивъ огромные долги, которые вы должны выплачивать, если съ васъ берутъ солдатъ и разсылаютъ ихъ на разные концы света воевать съ людьми, которымъ до васъ и вамъ до которыхъ нетъ никакого дела, то все это только изъ за того, чтобы удержать эту Россiю, т. е. насильственное соединенiе Польши, Кавказа, Финляндiи, Средней Азiи, Манджурiи и другихъ земель и народовъ подъ одной властью. Но мало того, что отъ этого соединенiя, называемаго Россiей, все ваши бедствiя, — въ этомъ соединенiи и великiй грехъ, въ которомъ вы невольно участвуете, когда повинуетесь правительству.

Для того чтобы была Россiя, та, какая есть, надо держать въ покорности поляковъ, финляндцевъ, латышей, грузинъ, татаръ, армянъ и другихъ. А для того чтобы держать ихъ въ покорности, надо запрещать имъ жить какъ они хотятъ и, если они не слушаются запрещенiй, казнить, убивать ихъ. Зачемъ же вамъ участвовать въ этихъ дурныхъ делахъ, когда отъ нихъ же ваши бедствiя? Те, кому нужно, чтобы была эта Россiя и владела Польшей, Грузiей, Финляндiей и другими землями, пускай устраиваютъ это какъ умеютъ и могутъ. Вамъ же, рабочимъ людямъ, это совсемъ не нужно, а нужно совсемъ другое. Вамъ нужно только, чтобы у васъ было достаточно земли, чтобы никто насильно не отбиралъ у васъ вашего имущества и не забиралъ бы вашихъ сыновей въ солдаты и, главное, не принуждалъ бы васъ делать дурныя дела. И ничего этого не будетъ, если только вы не будете исполнять разоряющiя и губящiя ваши тела и души требованiя правительства.

«Но какъ же устроятся безъ правительства все большiя общественныя дела, когда все люди будутъ жить отдельными обществами? Какъ устроятся пути сообщенiя, железныя дороги, телеграфы, пароходы, почта, высшiя учебныя заведенiя, библiотеки, торговля, когда не будетъ правительства?»

школы, ни пути сообщенiя, ни почты, ни библiотеки, ни торговыя сношенiя. Но это неправда. Самыя большiя общественныя дела не только въ одномъ народе, но среди разныхъ народовъ устраиваются безъ помощи правительствъ частными людьми. Такъ устроены всякаго рода международные, ученые, торговые, промышленные союзы. Правительства не только не помогаютъ такимъ, по добровольному согласiю устраиваемымъ союзамъ, но, вступая въ такiя дела, всегда мешаютъ имъ.

№ 13.

Но освобожденiе это для народовъ, большинство которыхъ оставило земледельческую жизнь и живетъ промышленной городской жизнью, пользуясь трудами другихъ народовъ, представляется особенно труднымъ. Такое освобожденiе вырабатывается среди нихъ посредствомъ соцiализма. Вамъ же, русскимъ рабочимъ, живущимъ преимущественно земледельческой жизнью и самимъ удовлетворяющимъ своимъ нуждамъ, освобожденiе это особенно легко. Правительство для васъ уже давно составляетъ не необходимость, даже не удобство, а великую, ничемъ не выкупаемую тяжесть и бедствiе.

Правительство, только правительство своей властью отнимаетъ у васъ землю, только правительство отбираетъ отъ васъ податями и пошлинами большую часть того, что вы своимъ трудомъ прiобретаете, только оно лишаетъ васъ трудовъ вашихъ сыновей, забирая ихъ въ солдаты и посылая ихъ на убiйства.

Правительство ведь не есть такое же отъ Бога установленное необходимое условiе человеческой жизни, какъ возделыванiе земли, бракъ, семья, общенiе людей, которыя всегда будутъ, пока будутъ люди. Правительство есть человеческое учрежденiе, которое устанавливается, когда оно нужно, и уничтожается, когда перестаетъ быть нужнымъ, какъ и всякiя человеческiя учрежденiя.

Въ старину бывали учреждаемы человеческiя жертвы, идолослуженiя, гаданiя, пытки, рабство и многое другое. И все это уничтожилось, когда народъ настолько просвещался, что учрежденiя эти становились лишней тяжестью и бедствiемъ. То же и съ правительствами. Правительства учреждались тогда, когда народъ былъ дикiй, жестокiй и грубый. Такiя же жестокiя и грубыя устанавливались и правительства. Все почти правительства законы свои взяли отъ язычниковъ римлянъ. И правительства до сихъ поръ остаются такими же грубыми учрежденiями съ насильническими поборами, солдатами, тюрьмами, казнями, какiя были еще до христiанства. Но народъ, просвещаясь, все менее и менее нуждался въ такихъ правительствахъ, а въ наше время большинство христiанскихъ народовъ дожило до того, что правительства стали для нихъ только помехой.

это теперь русскiй земледельческiй народъ.

Сноски

78. Зачеркнуто: боретесь теми ужасными средствами: насилiя, грабежа, убiйства, разоренiя, озверенiя людей

79. Зач.: себе представить нельзя.

80. Зачеркнуто: Поймите, что для этихъ людей есть очень сильное и важное оправданiе въ техъ жестокостяхъ, въ которыхъ они участвуютъ.

81. Зач.: и стачками, остановкой поездовъ производящiе рядъ страданiй людей ни въ чемъ не виноватыхъ или выходящiе съ револьверами на улицу, готовя смертоубiйство.

82. Поймите же, что это не только не подвиги, не только не милые поступки увлеченной и будто бы горячей молодежи, а это есть мерзость, подлость, самое скверное преступленiе, которое можетъ совершить человекъ.

83. Зач.: Я могу понять этого человека и испытывать къ нему состраданiе и желанiе помочь ему.

84. Зачеркнуто:

85. Зач.: Я ужасаюсь и не вижу никакой возможности помочь этимъ людямъ. Зло это слишкомъ закоренелое, имеющее слишкомъ далекiе корни.

86. Зач.: Верю, что среди васъ есть добрые, честные, хотя и заблудшiе люди, и вотъ къ этимъ то людямъ и обращаюсь я.

87. живущихъ вечно на краю нужды, голода, вымиранiя и вместе съ темъ

88. Зач.: объ этихъ вымирающихъ детяхъ, измученныхъ матеряхъ, непосильно работающихъ мужчинахъ, вымирающихъ отъ нужды старикахъ,

89. Зачеркнуто: какъ это и происходить въ Европе и Америке, но не освободится отъ нихъ.

И изъ-за этихъ ничтожныхъ, едва ли осуществимыхъ результатовъ губить жизни людей, свои жизни и совершать величайшiе преступленiя! Жизнь — серьезное дело. Изъ-за пустыхъ увлеченiй, изъ-за фантазiй губить свою жизнь — грубая, непростительная ошибка.

90. Зач.: народу жить не лучше и не можетъ быть лучше до техъ поръ, пока онъ подчиняется правительству.

91. Зач.:

92. Зач.: Народу пора понять это, пора понять ту простую истину, до которой онъ доведенъ горькимъ, многовековымъ опытомъ, что пока онъ повинуется власти, власть будетъ гнести его, отнимать отъ него плоды его трудовъ въ виде податей, отнимать отъ него сыновей для того, чтобы делать изъ него солдатъ, отнимать у него землю, чтобы ею пользовались не работающiе на ней.

93. Зачеркнуто: и не принимать участiя въ борьбе, приставая къ тому или другому, и сейчасъ не содействовать революцiонерамъ, не слушать ихъ подговоровъ, не признавать надъ собой власти этого новаго правительства съ ихъ комитетами, союзами и т. п., но точно также не признавать и стараго, борющагося съ ними правительства и не повиноваться ему ни въ борьбе противъ революцiонеровъ (такъ называемая черная сотня), ни въ

94. Зачеркнуто: и такъ называемой интеллигенцiи, гордящейся своимъ оторваннымъ паразитнымъ положенiемъ,

95. Зачеркнуто: (и даже своей обязанностью)

96. правдивее

Обращение к русским людям
Варианты

Раздел сайта: