Варианты статьи "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят"

Кому у кого учиться писать...
Варианты

ВАРИАНТЫ СТАТЬИ «КОМУ У КОГО УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ, КРЕСТЬЯНСКИМ РЕБЯТАМ У НАС, ИЛИ НАМ У КРЕСТЬЯНСКИХ РЕБЯТ».

Стр. 303, строка 19 сн.

Вместо слов: положительный Семка кончая: поэтических представлений. — в ркп.: положительный Сёмка художественностью описанiй и поэтическiй Федька, ясностью и отчетливостью поэтическихъ представленiй.

Вместо: столь сильное кончая: я испытывал. — такое сильное впечатленiе, въ значенiи котораго я долго не могъ дать себе отчета.

Стр. 307, строка 1 сн.

Вместо: как радостно прежде его. — какъ радостно должно было быть сыну, подслушавшему любовь своего отца и матери.

Стр. 308, строка 18 сн.

чувство художественной правды, — в ркп.: сознательное признанiе, чувство художественной правды,

Стр. 308, строка 6 сн.

все предлагаемые изменения. — в ркп.: все предлагаемыя прибавленiя и измененiя

Стр. 310, строка 5 св.

В 12 часу я к ним постучался и вошел. — в ркп.: Въ 12 часу я заглянулъ къ нимъ въ щелку.

Стр. 310. строка З сн.

оба варианта, — в ркп.: но для читателя постараюсь поставить ихъ въ первоначальномъ виде.

учебного года. — в ркп.: академическаго года.

Стр. 315, строка 5 сн.

всякую молодую бабочку, — в ркп.: Ясенскую молодую бабочку,

Стр. 317, строка 19 св.

Выражение: «честных убеждений» кончая: а нет честных убеждений. — в ркп.

Стр. 317, строка 3 сн.

Вместо: откуда жь ему было кончая: откуда жь ему было взять этого Deas ex machina, — законнее, разумнее нельзя было найти его.

Стр. 319, строка 8 св.

Вместо: в ркп.: духомъ

Стр. 320, строка 16 сн.

После: в ркп.: я думаю,

Стр. 321, строка 10 св.

Вместо: кончая: правды, красоты и добра. — в ркп.: независимы отъ степени развитiя, отъ степени силы. Какъ часто говорятъ, что понятiя красоты, правды, добра суть понятiя относительныя. Это несправедливо. Красота, правда и добро только понимаются различно, но они не относительны. Безусловныя же красота, правда и добро суть понятiя, выражающiя только гармонiю отношенiй въ смысле правды, красоты и добра.

Вместо: Я не лгу, и неправда; Я не лгу, говоря, что <есть Богъ, Іисусъ Христосъ, хотя это м[ожетъ] б[ыть] и неправда;

Стр. 322, строка 10 св.

После: твердыми истинным. но Руссо считаетъ совершеннымъ какого то идеальнаго первобытнаго человека, выходящаго изъ рукъ природы. Онъ какъ будто догадывается о прежнемъ существованiи этаго человека, ищетъ и выдумываетъ его. Человекъ этотъ существуетъ: это человекъ только что родился.

Стр. 322, строка 17 св.

После: восстановления нарушенной гармонии, Представьте себе совершенный, математически верный, живой, своей силой развивающiйся шаръ. Все части этаго шара растутъ своею, соразмерной другимъ частямъ силой. Шаръ этотъ есть образецъ совершенства, но онъ долженъ вырости до положеннаго ему предела величины, среди безчисленнаго количества такихъ же свободно растущихъ шаровъ. Столкновенiя этихъ шаровъ уничтожаютъ ихъ первобытный видъ. Они достигаютъ величины, но не достигаютъ[185] правильности. Задача въ томъ, чтобы довести шары до ихъ величины, сохранивши ихъ первобытную форму. Ростъ ихъ зависитъ не отъ насъ, — это неизменный законъ, — ростъ не можетъ прибавить имъ правильности. Въ нашей власти, какъ будто, находится только поддержанiе ихъ формы. Нарушаетъ первобытную форму только насилiе. Воспитанiе состоитъ только въ томъ, чтобы не нажимать насильно на этотъ развивающiйся шаръ другими, более развитыми шарами, не лишать этого шара техъ тренiй и столкновенiй, которыя неизменный законъ установилъ для развитiя всей совокупности шаровъ. Большей же частью съ воспитанiемъ случается следующее: выпускается изъ виду, что первобытный шаръ есть первообразъ <праведности> правильности, и что развитiе и увеличенiе шара, которое независимо идетъ по неизменнымъ законамъ, принимается за цель, когда цель должна бы была быть только праведная или иначе гармонiя. Съ другой стороны, увеличенiе шара, т. е. развитiе, ошибочно принимается за цель еще и потому, что съ воспитателями случается то, что бываетъ съ плохими ваятелями или съ плохими медиками. Вследствiе несчастнаго столкновенiя или отсутствiя необходимости столкновенiя, шаръ получаетъ или вдавленность или преувеличенное развитiе какой-либо части. Вместо того, чтобы стараться остановить местное преувеличенное развитiе или остановить общее развитiе съ темъ, чтобы вдавленное место выровнялось со всею поверхностью, вместо того (самый обыкновенный человекъ) чтобы подождать новой кажущейся намъ случайности, которая уничтожитъ происшедшую неправильность, вместо того чтобы подождать вызванное и всегда следующее за сжатiемъ расширенiе вследствiе внутренней силы, какъ плохой медикъ, старающiйся посредствомъ железа прибавить пацiенту крови, когда процессъ питанiя убавляется, — или какъ плохой скульпторъ, вместо того чтобы соскоблить лишнее налепливаетъ все больше и больше, — такъ и воспитатели какъ будто объ одномъ только стараются, какъ бы не прекратить процессъ развитiя и ежели думаютъ о гармонiи, то всегда стараются достигнуть ее, приближаясь къ неизвестному для насъ первообразу большаго шара и удаляясь отъ первообраза малаго шара ребенка, который одинъ только данъ намъ и къ которому одному мы должны стремиться. Какъ бы ни неправильно было развитiе ребенка, всегда еще остаются въ немъ первобытныя черты вечной гармонiи, какъ бы ни разбивали маленькiй шаръ, — еще видны на немъ кое-где те безконечно правильныя линiи, которыя составляютъ нашъ идеалъ. Еще уменьшая, по крайней мере не содействуя развитiю, можно надеяться получить хоть некоторое приближенiе къ правильности гармонiи.

Но мы такъ уверены въ себе, такъ мечтательно преданы ложному идеалу большаго шара взрослаго совершенства, такъ нетерпеливы мы къ близкимъ намъ неправильностямъ, и такъ твердо уверены въ своей силе исправить ихъ, такъ мало умеемъ понимать и ценить первобытную красоту ребенка и те оставшiяся первобытныя линiи малого шара, что мы скорее, какъ можно скорее раздуваемъ, залепляемъ кажущiйся намъ въ глаза неправильностью шаръ, — исправляемъ, воспитываемъ ребенка; вместо того, что намъ не нравится, вместо съ неправильностями залепляемъ и остатки первобытной красоты и гармонiи, увеличивая и другую остававшуюся цельную сторону шара. Шаръ растетъ все больше и больше. То одну сторону надо сравнять съ другой, то другую надо сравнять съ одной. Шаръ залепляютъ больше и больше, — ребенка развиваютъ все дальше и дальше. И все дальше и дальше удаляются отъ бывшаго и уничтоженнаго первообраза и все невозможнее и невозможнее делается достиженiе воображаемаго первообраза большаго шара — взрослаго человека. Идеалъ нашъ сзади, а не впереди. Только поменьше усердiя, повторяю я, воспитанiе портитъ, а не исправляетъ людей.

Стр. 323, строка 11 св.

После слов: в ркп.: И со сколькихъ различныхъ сторонъ нападалъ я на это явленiе и ученiе, — и игры, и математика, и естественныя науки, и языки, и теперь искусство, ясно и неотразимо приводятъ къ одному и тому-же заключенiю.

Стр. 323, строка 17 св.

После слов: в ркп.: И я не имею права отказывать ему. Я далъ, наприм., Федьке этотъ матерiалъ въ искусстве писать, укладывать и обдумывать свою мысль. И изъ этаго матерiала онъ сделалъ — солдаткину жизнь. Федька былъ не одинъ. Почти все мальчики проходили черезъ те же пути, по которымъ шолъ несомненно даровитейшiй всехъ Федька, и все писали сочиненiя такiя, какихъ я нигде не видалъ, кроме Ясной поляны.

Кому у кого учиться писать...
Варианты

Раздел сайта: