О воспитании (вариант)

О воспитании
Варианты

ВАРИАНТ СТАТЬИ «О ВОСПИТАНИИ».

Все сводится къ одному вопросу: какiя знанiя справедливо и полезно передавать обучаемымъ? Чтобы ответить на этотъ вопросъ, надо хотя въ общихъ чертахъ представить себе всю область знанiя.

О воспитании (вариант)

Всю область знанiя человека или человечества я представляю себе59 какъ расходящееся изъ одной точки сознанiя человека или человечества безконечное количество безконечныхъ линiй или радiусов безконечной сферы. Знанiе можетъ быть более или менее совершеннымъ по количеству исходящихъ изъ центра радiусовъ и по длине ихъ. Очевидно, что такъ какъ количество радiусовъ и длина ихъ безконечны, то совершеннаго, даже приближающегося къ совершенному, знанiя не можетъ быть; можетъ же быть только более или менее гармоническое, внутренно согласное. Наиболее внутренно согласное будетъ такое, при которомъ исходящiе изъ центра радiусы более или менее частые, будучи на одинаковомъ другъ отъ друга разстоянiи, охватываютъ все стороны и въ протяженiи своемъ более или менее равны, образуя более или менее правильную сферу. Такое распределенiе знанiй, при которомъ радiусы при одинаковомъ разстоянiи образуютъ сферу, будетъ наиболее воспитательнымъ, такое же, при которомъ знанiя распределены неравномерно, какъ радiусы только въ одной половине, четверти или осьмушке сферы и одни короткiе, другiе длинные, будетъ ложно воспитательнымъ и ложно образовательнымъ.

распределенiе, а то, что для возможно правильнаго воспитанiя нужно, чтобы было это распределенiе, обнимающее все области знанiя въ ихъ взаимной зависимости.

Я представляю себе это такъ:

Одинъ дiаметръ, первый, состоящiй изъ 2-хъ [радiусовъ], одного — религiозное пониманiе смысла жизни, и другого, на противуположной стороне, деятельность жизни, главное руководство ея. Перпендикуляръ къ этому дiаметру съ одной стороны естественныя знанiя, съ другой философiя, третiй пересекающiй дiаметръ: общественная жизнь и на другомъ конце исторiя, географiя, этнографiя, жизнь народовъ. <Четвертый дiаметръ: на одномъ конце словесность, искусство, на другомъ математика.> Такъ вотъ.

Сноски

О воспитании

Раздел сайта: