Прогресс

ПРОГРЕССЪ.

1868

2 Nоября

Уменьшенiе народонаселенiя разными средствами.

1) Принесенiе людей въ жертву.

3) Войны.

4) Развратъ Парижа. Многоженство Турцiи – уменьшенiе, многоженство Мормоновъ – увеличенiе.

Прескотъ говоритъ: Перувьянцы не знали главнаго двигателя: личнаго интереса обагощенiя. – Они жили и умирали, какъ белка въ колесе, ни богаче, ни беднее – для другихъ. – Да, награда труда въ труде, а не въ богатстве. И трудъ для другихъ съ уверенностью неизменяемости есть лучшее поощренiе. Они были впереди С. А. Штатовъ.

Лучшiе умы направлены въ Европе на орудiя смерти и со– общенiя. – Оба орудiя уничтоженiя. —

.

Главный аргументъ противъ мечтанiя о прогрессе это то, стало быть мы идемъ и придемъ къ совершенству; но когда это было? А мы идемъ (какъ и одинъ человекъ думаетъ) къ осуществленiю своей прихоти – и думаемъ, что мы идемъ къ благу абсолютному.

<Власть и свобода гражданъ – две несовместимыя силы.> То что называютъ свободой, есть только разветвленiе власти. Для успеха рода человеческаго та же преграда въ деспотизме, какъ и въ [такъ] называемой свободе, т. е. разветвленiе власти (собственность есть власть).

Настоящая свобода неотъемлема. —

– зоологическая черта, потомъ поддумана причина. —

9 Nоября 1869. —

Почему свобода гражданъ, кредитъ и пути сообщенiя – есть благо – непостижимо, ежели не иметь идеала прогресса.

Идеалъ настоящiй – есть жизнь – занятiя – продолженiе рода, увеличенiе искусства, рода человеческаго, знанiя, труда людей.

Прогрессъ: сообщенiе, кредитъ и свобода есть эксплуатацiя. Страховыя общества – банки – суды, – парламенты. – чатанiе – непроизводительная работа. Для знанiй довольно рукописи, все ни на волосъ не прибавляетъ наст[оящаго] блага.

Изъ Харьковской губернiи увозить рожь спиртомъ въ Москву. Спиртъ въ Москве, консервы и декорацiи въ Харьк[ове] потребность. Прiезжайте потребить спиртъ въ Харьковъ.

есть эксплуатация бедныхъ и будущихъ.

Мы видимъ въ немъ благо общее, на томъ же основанiи, на которомъ одинъ человекъ видитъ и разумно доказываетъ благо Уезднаго Суда или всего того, что для него выгодно.

[1]Прежнiе идеалы исторiи: величiе грознаго Рима. – Іерусалимъ, Христiанство.

– Теперешнiя – цивилизацiя.[2] – 

Комментарий

Рукопись, автограф Толстого, занимает четвертку писчей бумаги, желтоватой, низкого качества, без фабричного клейма и водяных знаков. Почерк довольно крупный и размашистый, чернила рыжие. Некоторые фразы особо выделены; так, в конце первой страницы фразы: «Книгопечатанiе – непроизводительная работа. Для знанiй довольно рукописи» – написаны крупными буквами и частично подчеркнуты, а последние фразы, которыми заканчивается отрывок, обведены чертою. Отрывок написан в два приема, причем время написания его точно определяется датами, выставленными самим автором (2 и 9 ноября 1868 г.).

Ближайшим поводом к написанию отрывка было, очевидно, чтение книги В. Прескотта: «The Conquest of Peru» (Завоевание Перу). Книга Прескотта, о котором Толстой упоминает в начале своего отрывка, навела его на мысль об относительности ценности западно-европейской цивилизации, которая, в лице завоевателей-испанцев, уничтожила древнюю перуанскую культуру. Сомнение во внутренней ценности западно-европейской цивилизации было издавна свойственно Толстому и нашло себе выражение как в заметках дневника, так и в таких произведениях его, как «Люцерн». Двукратное путешествие по Европе не только не рассеяло этих сомнений, но еще более укрепило их. Особенно тяжелое впечатление произвело на Толстого зрелище смертной казни в Париже в 1856 г., а посещение Лондона вызвало в нем, судя по записи дневника от 13 апреля 1861 г., «отвращение к цивилизации». Ближайшим образом мысли, изложенные в настоящем отрывке, примыкают к размышлениям о современной культуре, изложенным Толстым в статье: «Прогресс и определение образования», в особенности в тех частях этой статьи, представляющей собой возражение на статью Е. Л. Маркова, которые были откинуты автором при печатании своего возражения. В основу этой статьи Толстой хотел положить «мысль о нелепости прогресса» (запись дневника от 20 мая 1862 г.), но наиболее резкие суждения свои об этом предмете он тогда не решился огласить печатно, и они остались в черновых рукописях. (См. варианты к статье: «Прогресс и определение образования» в 8-м томе настоящего издания.)

, 3.)

Отрывок печатается впервые.

1. Со слов: Прежние идеалы кончая: цивилизация. – обведено кругомъ чертою.

– обведено кругомъ чертою.