По поводу передовой статьи "Ясной поляны"

[ПО ПОВОДУ ПЕРЕДОВОЙ СТАТЬИ «ЯСНОЙ ПОЛЯНЫ»].

Въ передовой статье — полемика съ жизнью — неясность. Жизнь и просвещенье совершенно различны. Реальныя науки требуются жизнью и познаются жизнью, но не школой. Грамота есть тоже реальная наука. Fertigkeit. Скорее отнести школы грамотности къ министерству путей сообщенiя, чемъ къ министерству просвещенiя.[172] Образоваться изъ книгъ народъ не можетъ. Либо онъ не понимаетъ, либо подделка подъ него. А подделываться и творить вместе нельзя. Лучшая подделка Я[сная] П[оляна] ничтожна. — Для реальныхъ знанiй не нужны школы. Лучшiе механики въ мiре въ Англiи учатся не въ школахъ, а въ механ[ическихъ] заведенiяхъ. Въ Англiи нетъ ни одной кафедры механики. Выучиться химiи и технологiи настолько, насколько нужно для производства — легко очень скоро. Естественныя науки — философiя природы, т. е. роскошь. Изъ теорiи Ньютона нетъ ни однаго приложенiя. Ватъ, изобретатель пара, былъ мало образованный человекъ. Образованiе — высшее есть или 1) роскошь, 2) подготовка къ государственной деятельности или 3) приготовленiе людей для поддержанiя этаго образованiя и движенiя впередъ.

Моя ошибка въ перед[овой] ст[атье] Ясной П[оляны] та, что я говорю: образованiе есть потребность. Какже не желаютъ ея удовлетворенiя народъ и высшее сословiе. Грамота для народа есть удобство, какъ мосты, которые строятся неохотно, для высшаго сословiя это спецiальность, которая требуетъ подготовки. Чтоже делать? Почему не давать всемъ среднимъ классамъ возможность образованiя языковъ и математики? Это мало возьметъ времени, когда выкинуть всё — исторiю, географiю, естественныя науки. — Почему языки и математика? Две способности ума, мысль логическая и мысль художественная,[173] и только форму мысли образующiя. Эти должны быть насильственны [?] — остальныя науки свободны. Умеешь занимательно читать физику и есть потребность — читай. Эти чтенiя входятъ въ область жизни, а не школы, какъ книги, и эти чтенiя одинаково полезны для образованныхъ и необразованныхъ. —

Въ моемъ государстве просвещенiе устроено, такъ:

грамотности находятся въ веденiи минист[ерства] внутр[еннихъ] делъ и учатъ только грамоте и наизусть 3[аконъ] Б[ожiй]. Посещенiе ихъ или непосещенiе зависитъ отъ родителей.

Примечания

Отрывок: «В передовой статье — полемика с жизнью» заключает критическую заметку Толстого на его передовую статью в журнале «Ясная поляна» — «О народном образовании». Этим определяется и время написания этого отрывка, который относится к началу февраля 1862 г., так как первая книжка журнала вышла в свет 5 февраля 1862 г.

Рукопись, автограф Толстого, занимает один лист серой писчей бумаги F°, без фабричного клейма и водяных знаков. Бумага по краям сильно помята. Текст писан на обеих сторонах листа, рыжими, выцветшими чернилами, крупным, размашистым почерком. Встречаются незначительные вставки, вписанные между строк рукописи. Полей нет, но с левой стороны оставлены небольшие отступы. Заглавия нет, и мы вносим его по смыслу содержания. Начало: «В передовой статье — полемика с жизнью...»

Текст занимает одну страницу, но на обороте листа, рукою С. А. Толстой вставлено: «Педагогическiя статьи».

Рукопись хранится в АТБ (Папка XXXI).

Печатается впервые.

172. Зачеркнуто: Образованiе высшее несовместимо съ

173. Зачеркнуто: