Письмо революционеру (варианты)

Письмо революционеру
Старая орфография с примечаниями
Варианты

ВАРИАНТЫ «ПИСЬМА РЕВОЛЮЦIОНЕРУ».

№ 1.

Возражать на это положенiе совершенно излишне, такъ какъ та мысль, которую вы называете истиной, во 1-хъ не истина, а совершенная фантазiя, а во 2-хъ никакъ не можетъ даже какъ фантазiя войти въ голову всехъ людей.

№ 2.

Умъ человеческiй придумываетъ абсолютную монархiю, монархiю конституционную, республику демократическую, но до сихъ поръ все эти придуманныя человеческимъ умомъ формы общежитiя не удовлетворяют людей и продолжаютъ быть средствами угнетенiя и развращенiя большинства меньшинствомъ. Такъ это происходитъ везде и въ Персiи и въ Турцiи и въ Англiи и Германiи, и Францiи и Америке, везде54 существуетъ устройство не то, которое придумываютъ люди, а то, которое устанавливается той партiей, которая заставляетъ силою народъ принять предлагаемое, скорее предписываемое ему устройство.

№ 3.

Только повальнымъ суеверiемъ, более нелепымъ чемъ церковное суеверiе <Богородицы, причастiя и т. п.>, пpo которое написаны горы книгъ богословскихъ о томъ, чего нетъ и не можетъ быть, можно объяснить то удивительное суеверiе, при которомъ горы книгъ написаны и пишатся разными Марксами, Жоресами, Каутскими и др. о томъ, какъ надо устроить общество людей, не перестающее и не могущее перестать насиловать другъ друга, но при которомъ никому не приходитъ въ голову казалось бы естественно долженствующiй прежде всего притти вопросъ о томъ, какъ имъ согласить всехъ людей (что очевидно невозможно, потому что каждый считаетъ одного себя въ истине) или уничтожить насилiе.

№ 4.

И потому ясно, что уничтожиться насилiе можетъ только при неучастiи ни въ какомъ насилiи.

А достигнуто это можетъ быть только однимъ средствомъ: темъ, чтобы люди считали известныя нравственныя требованiя выше всехъ другихъ выгодъ, соображенiй личныхъ или общихъ, и чтобы такимъ требованiемъ было давно уже сознанное человечествомъ признанiе того, что, не говоря уже о томъ, что все люди связаны естественнымъ влеченiемъ другъ къ другу, ни одинъ человекъ не можетъ, не имеетъ право лишить жизни своего ближняго — убивать. Насилiе же всегда включаетъ въ себя при противленiи насиловаемаго убiйство.

Для того чтобы не было насилiя, нужно только то, чтобы все люди признали то, что нельзя, не должно убивать ближняго или делать то, что можетъ привести къ убiйству. Казалось бы легко и просто это. Казалось бы люди уже давно знаютъ, что нельзя, не должно убивать, а между темъ это самое продолжаетъ делаться и делаться въ ужасныхъ размерахъ.

Отчего это? А оттого, что у людей нетъ религiи. Только религiя можетъ заставить людей, всегда при всехъ возможныхъ условiяхъ, не делать того, что они считаютъ дурнымъ. Вы спрашиваете меня, что я разумею подъ религiей. Хотя я это много и много разъ излагалъ въ моихъ писанiяхъ, повторю здесь то, что я разумею подъ словомъ «религiя». Религiя есть установленное человекомъ свое духовное отношенiе ко всему вне его существующему и вытекающее изъ этого установленнаго отношенiя руководство поведенiя — поступковъ, распадающихся на два резко, резко противуположныхъ рода: на поступки добрые, хорошiе, долженствующiе всегда при всехъ условiяхъ быть исполняемыми, и на поступки злые, дурные, никогда не долженствующiе быть совершаемыми.

руководство поведенiя состоитъ въ томъ, чтобы пользоваться какъ можно большимъ для себя благомъ, то такой человекъ будетъ употреблять насилiе и убiйство, когда найдетъ это для себя выгоднымъ. Человекъ же, признающiй свое духовное отношенiе къ всему вне его существа, неизбежно изъ этого отношенiя выводитъ руководство поведенiя, требующаго отъ него всегда безъ малейшаго исключенiя исполненiе требованiя своего религiознаго сознания, не могущаго допустить насилiя надъ своимъ ближнимъ и нераздельнаго съ насилiемъ убiйства.

№ 5.

Пожалуйста не подумайте, что я высказанные вами <взгляды,> мысли объясняю суеверiемъ съ темъ чтобы непрiятно уколоть васъ. Я <называю основанiя вашихъ мыслей суеверiемъ,> делаю это только потому, что не могу иначе объяснить высказыванiе такихъ странныхъ мыслей, какъ те, которыя вы высказываете, такимъ <очевидно>55 умнымъ и56 искренно желающимъ добра человекомъ, какимъ вы являетесь въ вашемъ письме. И суеверiе это не ваше одно, а свойственно всемъ такъ называемымъ научнымъ теоретикамъ, экономистамъ и политикамъ.

№ 6.

А какъ только дело въ насилiи, то такъ не можетъ быть речи о разумномъ, справедливомъ устройстве. И потому люди, не одержимые суеверiемъ <монархическимъ, республиканскимъ, соцiалистическимъ, анархическимъ> устроенiя впередъ жизни человеческихъ обществъ, не могутъ не видеть того, что препятствiе освобожденiю рабочаго народа отъ порабощенiя никакъ не въ теорiи будущаго устройства общества людей, а въ настоящихъ условiяхъ жизни людей, производящихъ то удивительное явленiе, что большинство народа по воле меньшинства насилуетъ само себя, приводя себя въ подчиненное и угнетенное состоянiе.

№ 7.

Вы спрашиваете меня, что я разумею подъ религiей: Подъ религiей я разумею установленное человекомъ свое духовное отношенiе ко всему вне его существующему и выведенное изъ этого установленнаго отношенiя руководство поведенiя — поступковъ. Человекъ нерелигiозный, не установившiй никакого отношенiя ко всему внешнему мiру кроме того, что все существующее существуетъ для его блага (эгоизмъ), никогда не будетъ въ силахъ воздержаться отъ насилiя, когда оно ему выгодно. И потому для людей безъ религiи нетъ выхода изъ теперешняго бедственнаго положенiя. Выходъ этотъ возможенъ только для людей религiозныхъ, признающихъ какъ въ себе, такъ и во всехъ другихъ людяхъ божественное начало, влекущее ихъ ко взаимной любви и потому ни въ какомъ случае не допускающее употребленiя насилiя противъ себе подобнаго, какъ бы выгодно оно для него ни было и какъ бы невыгодно не было воздержанiе отъ него.

№ 8.

Обыкновенно говорятъ, что хорошо бы было, если бы все вдругъ перестали насиловать и стали руководиться любовью, но когда это только единицы, то они только пострадаютъ и не изменятъ ничего. Говорятъ это люди, не знающiе или не понимающiе значенiя религiи. Сущность религiознаго сознанiя и деятельности состоитъ главное въ томъ, что религiозный человекъ (исполняя требованiя своей души) поступаетъ такъ или иначе и воздерживается отъ того или иного поступка не потому, что онъ расчитываетъ на выгодныя или невыгодныя для себя или для другихъ последствiя отъ своего поступка или воздержанiя, но потому, что онъ иначе поступить не можетъ, хотя бы поступокъ его или воздержанiе отъ него угрожали ему всякими бедствiями.

№ 9.

№ 10.

Мысль эта, что эгоизмъ можетъ быть средствомъ правильнаго устроенiя общежитiя, лежитъ въ основе всехъ и ученыхъ и популярныхъ разсужденiй соцiалистовъ и революцiонеровъ нашего времени.

№ 11.

И на этихъ то трехъ <догматахъ,> <суеверiяхъ,> положенiяхъ: первомъ о томъ, что эгоизмъ можетъ быть средствомъ правилънаго устройства общества <т. е. что помимо воли людей существуютъ историческiе, экономическiе законы, по которымъ. устрояется общество>, — второмъ томъ, что одинъ человекъ или небольшая кучка людей можетъ впередъ определять ту форму жизни, въ которую имеетъ сложиться общество людей, и третьемъ (самомъ вредномъ суеверiи) о томъ, что это придуманное отдельными людьми устройство общества можетъ и даже должно вводиться насилiемъ.

№ 12.

Соответственная же нашему времени религiя есть признанiе человекомъ себя и всехъ людей проявленiемъ высшаго духовнаго начала, предъявляющаго къ каждому человеку, независимыя отъ телесной, личной, эгоистической жизни, требованiя. Требованiя эти выражаются для религiознаго человека въ уваженiи къ каждому человеку и въ стремленiи къ единенiю со всеми людьми любовью. Только такой человекъ, такъ понимающiй свою жизнь, будетъ всегда при всехъ возможныхъ условiяхъ признавать известные поступки для себя обязательными и темъ более обязательнымъ для себя, при какихъ бы то ни было условiяхъ, воздержанiе отъ поступковъ, противныхъ его жизнепониманiю, его верованiю, къ которымъ прежде всего принадлежитъ насилiе человека надъ человекомъ, могущее везде при сопротнвленiи насилуемаго привести къ убiйству.

№ 13.

Посылаю вамъ несколько книгъ, которыя могутъ содействовать разъясненiю моей мысли.

Сноски

54. Зачеркнуто: одно и тоже. (Доказывать это примерами было бы слишкомъ длинно. Советовалъ бы вамъ прочесть по этому предмету прекрасныя две книги Лозинскаго: 1. Итоги парламентаризма и 2. Что же такое наша интеллегенцiя).

55. Зачеркнуто: очень

Письмо революционеру
Старая орфография с примечаниями

Раздел сайта: