Определение религии — веры
(старая орфография)

Определение религии - веры
Старая орфография

ОПРЕДЕЛЕНІЕ РЕЛИГІИ — ВЕРЫ.

(1875—1876 гг.)

Слово религiя-вера есть слово понятное и несомненное для всехъ верующихъ, но для неверующихъ, для людей не имеющихъ религiи или полагающихъ, что они не имеютъ ея, слово это требуетъ точнаго определенiя, для избежанiя недоразуменiй. Слово это, и соответствующее ему понятiе какъ и бòльшая часть словъ отвлеченныхъ (которыхъ я называю метафизическими[545] какъ слова: жизнь, сила, смерть, желанье и т. д., имеетъ два значенiя: значенiе личное (субъект[ивное]) и общее (объект[ивное]). Личное значенiе всегда ясно и одинаково у всехъ людей, общее значенiе весьма разнообразно, смотря по тому въ какомъ смысле оно понимается. Поэтому я считаю нужнымъ объяснить, чтò я понимаю подъ словомъ религiя.

Религiя есть сводъ въ одно согласное целое всехъ[546] объясненiй или ответовъ на те неизбежные и единственно интересные въ жизни вопросы относительно[547] жизни и смерти, на которыя разумъ[548] даетъ мне частный ответъ, согласнее котораго я не знаю никакого другаго и въ который вследствiи того я верю и считаю несомненно истиннымъ и которымъ руководствуюсь въ каждомъ жизненномъ акте.

Религiя по этому определенiю не только не можетъ противуречить даннымъ разума[549] или жизни, но всякое знанiе и всякiй актъ жизни[550] основывается только[551] на религiозномъ воззренiи. —

Определенiе это есть определенiе [слово оторвано] (субъективное) того, что я называю верою. Определенiе объективное будетъ тоже относительно другаго лица; но очевидно, сводъ объект[овъ],[552] к[оторый] даетъ себе Христiанинъ, удовлетворяя требованiямъ его разума, можетъ не удовлетворять вполне[?], и это я называю верованiемь.

И такъ верованiя могутъ мне казаться ложными, но вера, ка[къ] я определяю ее, всегда несомненна.[553]

Но на наш [?].

Примечания

Отрывок «Определение религии — веры», автограф Толстого, занимает четвертушку, оторванную от полулиста сероватой писчей бумаги фабрики Говарда. С боков бумага смята и местами оборвана, вследствие чего текст немного пострадал. Текст написан с обеих сторон листа крупным размашистым почерком, бледными чернилами, очень выцветшими от времени. С правой стороны оставлены небольшие поля (в 1/4 страницы). В тексте встречаются помарки и поправки, вписанные поверх зачеркнутых строк, более мелким почерком и другими чернилами.

Начало текста (после заглавия): «Слово религiя — вера есть слово понятное...» На обороте текст обрывается на словах: «Но на чаш[?]»

— декабрю 1877 г., судя по письму Толстого к Страхову от 27 ноября этого года: «Есть ли в философии какое-нибудь определение религии — веры, кроме того, что это предрассудок?»[1314]

Рукопись хранится в ГТМ (AЧ).

Отрывок печатается впервые.

Сноски

545. В подлиннике: метафизическихъ

546. Зачеркнуто: моихъ знанiй

547. Зач.: личной и общей

548. Зач.: не можетъ дать ответовъ. И сводъ такого рода, кот[орый] не противуречитъ даннымъ разума и гармоничнее и

549. Зач.:

550. В зачеркнутых словах: имеетъ целью автор зачеркнул только второе слово, но по ошибке оставил первое, вследствие чего текст всей фразы лишился общей связи.

551. Зач.: — религiи, к[оторая] есть единственный мотивъ всякаго знанiя

552. Конец слова оторван.

553. Зачеркнуто: и необ[ходима]

Определение религии - веры

Раздел сайта: