О верах

[О ВҌРАХЪ.]

30 Іюля 1886.

Въ календаряхъ на 1886 годъ о томъ, сколько на свете веръ, написано: въ однихъ — 1000 веръ или исповеданiй, въ другихъ 2000. Если возьмешь книги ученыхъ, техъ, которые пишутъ о верахъ, то тоже прочтешь въ этихъ книгахъ описанiя 1000 веръ; и каждая вера одна чуднее другой. — Если послушаешь, что говорятъ люди, то услышишь тоже: что веръ на свете тысячи, и всехъ ихъ не пересчитаешь, и все разныя.[249]

Послушаешь, что говорятъ люди и подивишься: одни говорятъ, и такихъ больше всего: все 999 веръ ложныя, одна моя та, въ которой я родился, истинная, другiя говорятъ: все тысячи веръ разныя, значитъ все веры одни пустяки и ни одной нету истинной.[250]

Неужели это такъ надо, и того хотелъ Богъ, когда сотворялъ людей или что такъ и должно жить людямъ? Неужели такъ и надо, чтобы люди все разбрелись на 1000 веръ и каждая вера по своему учила бы людей, какъ имъ самихъ себя понимать, что считать добрымъ что дурнымъ и чего себе ждать после смерти?[251]

И чтобы каждая вера осуждала и ненавидела одна другую? Неужели такъ надо и неужели такъ есть? Правда, что въ календаряхъ такъ написано и въ ученыхъ книжкахъ тоже и что люди такъ говорятъ. Да правда ли написана въ книжкахъ и правду ли говорятъ люди? Часто бываетъ, что дьяволъ говоритъ черезъ людей, заставляетъ говорить ихъ то, что ему нужно. Часто люди сами обманываютъ себя. Запутаются люди, да и говорятъ, что они въ этомъ не виноваты, а такъ это Богомъ устроено. Не тоже ли и въ делахъ веры? Во всехъ верахъ учатъ тому, что есть Богъ и Богъ любитъ и жалеетъ людей. Какъ же это такъ: Богъ любитъ и жалеетъ людей, а поставилъ ихъ въ такой запутанный мiръ, где 1000 веръ, и всякая себя выхваляетъ и другiе осуждаетъ? Человеку нужно спастись, угодить Богу, а Богъ взялъ да нарочно засадилъ его въ такое болото, что и вылезть нельзя. Родился человекъ въ Индiйской, въ Магометанской, въ Христiанской, въ Еврейской вере; только возросъ, сталъ о своей душе думать и со всехъ сторонъ видитъ 999 веръ, все такъ же какъ и его вера, уверяютъ, что его вера истинная, а остальныя все обманныя. Какъ ему быть? Какъ ему выпутаться изъ этой беды? Остается одно: сказать себе, что все веры выдумки, все ложныя, и жить какъ придется. Если Богъ точно поставилъ человека въ такое положенiе, то онъ не только не любитъ его и не отецъ ему, но онъ первый врагъ ему. — Дьяволъ бы лучше не выдумалъ, какъ наверно погубить человека. — Или вера и точно есть одинъ обманъ, и чемъ человекъ скорее отброситъ этотъ обманъ, темъ ему будетъ лучше. Такъ многiе и думаютъ теперь, и отъ этаго гибнутъ души человечьи.[252] Зачемъ вера не одна? Зачемъ развелось ихъ тысяча? Такъ говорилъ себе и я, пока не искалъ Бога, а когда сталъ искать, то понялъ, что вера есть, и у всехъ одна. И чемъ больше я узнавалъ другiя веры, темъ яснее мне становилось, что все, что пишутъ въ календаряхъ и ученыхъ книгахъ, и все, что говорятъ о тысячахъ веръ все это одинъ обманъ. Богъ никогда не путалъ людей разными верами и веръ нетолько нетъ тысячи, но нету и двухъ разныхъ: съ техъ поръ, какъ есть люди, есть и была всегда одна вера. И вера эта все одна и та же записана и во всехъ разныхъ книгахъ веръ всехъ народовъ и всегда одна и та же записана въ сердце каждаго человека. Какъ и сказалъ Моисей, чтобы Израильтяне не искали веры ни за горой, ни за моремъ, ни на небе, ни на земле, а только въ своемъ сердце. То же, что говорятъ о 1000 верахъ, есть только обманъ и недоумiе. Обманъ состоитъ въ томъ, что суеверiя называютъ верами и потому насчитываютъ ихъ тысячи, a недоумiе въ томъ, что ту же веру, когда она иначе высказана называютъ другою верою.[253]

Есть разныя ученiя веръ, но вера одна. Вера въ то, что есть человекъ, для чего онъ живетъ, какъ ему жить надо и чего ждать после смерти.[254]

Называть разныя ученiя веръ разными верами все равно, какъ если бы человекъ, узнавъ другой языкъ, считалъ бы, что люди, говорящiе на другомъ языке, говорятъ совсемъ другое, чемъ люди на его языке. Сказать, что ученiя веръ различны потому, что они иначе высказаны, все равно, что сказать, что смыслъ словъ различный, если слова сказаны на другомъ языке. А этаго нельзя сказать, потому что, если я вижу, что Индеецъ, Китаецъ живетъ по божьи, дружелюбно, воздержно и смиренно по своему ученiю веры, и также точно живетъ и умираетъ Христiанинъ по своему ученiю веры, то я долженъ сказать, что вера одна, только высказана иначе, также какъ я скажу про смыслъ словъ, сказанныхъ по русски и по французски. Если я вижу, что одинъ французъ сказалъ другому слово по французски, и тотъ далъ ему долото, и вижу, что русскiй сказалъ русскому, и тотъ далъ ему долото, то я вижу, что слова хоть и другiя, а смыслъ ихъ одинъ. Тоже и съ верами. Если откинуть обманъ, то ясно, что вера всегда была и будетъ одна какъ одно и тоже положенiе человека родившагося, чтобъ умереть, и живущаго среди такихъ же людей какъ онъ съ ихъ страстями, похотями и любовью къ добру и истине.[255] Несправедливо то, что веръ разныхъ очень много — тысяча и больше; суеверiй тысяча, а не веръ, ученiй же веръ не только не тысячи, а нетъ и десяти и все они приводятъ къ одной и той же вере, только иначе высказываемой точно также какъ будетъ все то же, на какомъ бы языке ни говорилъ бы одинъ человекъ другому. Ученiй веръ, которымъ следуютъ большое количество людей, только шесть теперь на земле: 1) ученiе Китайское Конфуцiя, 2) Лаодзы, 3) ученiе браминских пророковъ, 4) Будды и 5) Еврейское и 6) Христiанское. Магометанское ученiе не особенное отъ этихъ, оно — выходитъ изъ Еврейскаго и Христiанскаго. Въ каждомъ ученiи есть книги основныя. Въ Китайскомъ книги Конфуцiя (или имъ собранныя) и книга Лаодзы. Въ Индiйскомъ книга Веды (ученiе браминскихъ пророковъ) и Трипитака — ученiе Будды. Въ Еврейскомъ — Ветхiй заветъ и Евангелiе. Коранъ Магомета будетъ ужъ 7-й, но не основной книгой, потому что онъ основанъ на библiи и Евангелiи. Такiя все ученiя веръ, какiя есть въ мiре (если не считать техъ, которыя были и уже которыхъ нетъ больше) или только маленькая частица, какъ ученiе Персовъ, Зороастра, Египтянъ и другихъ. И такъ по этимъ ученiямъ и разделяются теперь все люди, живущiе на земле. —

На земле жителей считаютъ теперь около 1 500 000 000, изъ этихъ 1 500 миллiоновъ 500 миллiоновъ Конфуцiанъ, 100 миллiоновъ Лаодзы, 300 миллiоновъ Христiанъ, 170 миллiоновъ магометанъ, 160 миллiоновъ Браминовъ, 270 — буддистовъ и остальные не принадлежащiе къ этимъ верамъ. —

————

Въ чемъ же эти три главныя веры? Индiйская, Китайская и Европейская?[256]

 

Восточн.

Западныя

на Браминизме и древн.

Китайскомъ обожании 600 л. д. -р.

Будда, Лаодзы, Конфуцiй

на Египет. и персовъ

Еврейск. пророки,

Зенонъ, Сократъ

 

Все соединяется после 500 л.

Христосъ

не развившимся христiанствомъ.

Тоже на Западе: Еврейство уходитъ въ жреческое изуверство — стоики же Зенонъ, Сократъ, Эпиктетъ, Маркъ Аврелiй остаются безъ жречества чистыми и близкими къ христiанству, какъ зародыши его — молодое невызревшее христiанство. Христiанство соединяетъ, разъясняетъ, определяетъ все прежнее.[257] Христосъ соединяетъ все. Но после Христа не является никого — никакого пророка, определяющаго, уясняющаго его. Все, что является въ этомъ смысле, все извращенiя и приложенiя Христiанства — какъ церковность, Св. Духъ и магометанство. Такъ что все существующiя теперь ученiя, насколько оне истинны, находятся въ христiанстве.

Все ученiя следующiя: 1) Браминизмъ, определенный и уясненный Буддой, вылившiйся въ буддизмъ, 2) Буддизмъ, вылившiйся въ христiанство, 3) Таосизмъ, точно также заключенный въ немъ, 4) Конф[уцiанство], составляющее невыразив[шееся] христ[iанство], 5) Еврейство — прямо выразившееся въ христiанств[е], 6) Церковное христiанство, имеющее свои корни въ немъ и вышедшее изъ него своей ложью, 7) Магометанство точно такъ же, 8) Стоицизмъ и философiя, составляющiе неполное христiанство.

1/100 человечества, исповедующаго чуждые намъ религiи, и неизвестнаго намъ (почему и нельзя говорить о немъ), все человечество подойдетъ къ этимъ деленiямъ, и все человечество окажется исповедующимъ и всегда исповедовавшпмъ одну и ту же истину. Ту истину, которая въ последнемъ своемъ виде выражена намъ Христомъ. Между 600 и 500 годами до P. X. былъ перiодъ, въ которомъ все человечество вступило везде на новую одну ступень сознанiя. Вероятно, и до этаго человечество проходило разныя ступени, но они неизвестны намъ (кое-где что то видно), и потому о нихъ мы не можемъ говорить, предшествующая же ступень ясна для насъ, и о ней мы можемъ и должны говорить. Смыслъ общего открывшагося сознанiя было то, что признавать жизнь личною есть заблужденiе, что смыслъ жизни другой. По 1) Будде смыслъ жизни въ отреченiи отъ нея, по 2) Лаотзы смыслъ ея въ прекращенiи желанiй, по 3)Конфуцiю въ служенiи, по 4) пророкамъ — въ приготовленiи ц[арства] Б[ога], по 5) Сократу въ пренебреженiи къ телу и служенiи духу.

Вотъ эти 5 ученiй я постараюсь изложить по самому существу ихъ.

1) Ученiе буддiйское, 2) ученiе Лаодзы, 3) ученiе Конфуцiя, 4) ученiе пророковъ, 5) ученiе стоиковъ.

Излагать ложныя ученiя: 1) браминовъ, 2) ложное христiанство, 3) и магометанство считаю излишнимъ. Изученiе истиннаго покажетъ ложное.

Небольшая черновая статья, появившаяся впервые в «Полном собрании сочинений Л. Н. Толстого, запрещенных в России», т. X. Статьи 1882—1889 гг., изд. «Свободного Слова» № 70, под редакцией В. Г. Черткова. Christchurch, Hants, England. 1904, на стр. 129—135, и озаглавленная «О верах (Черновой набросок вступления к предполагавшемуся изложению главных религиозных учений)» получила это заглавие не от автора, а от редактора. Последний напечатал набросок по черновому автографу (рукопись № 1). Дата написания статьи дана в самой рукописи — 30 июля 1886 года. Написана статья, как показывает черновик, не сразу. А письмо Толстого к В. Г. Черткову из Ясной поляны от начала июля 1886 г. называет даже «три недели» работы. Толстой пишет: «Вы спрашиваете меня, не нужно ли мне книг. Мне вот что может быть нужно: изложение Браминской веры. Есть большое сочинение Веды, переведенное — это не нужно. А нет ли изложения нравственного учения — выбранных мест из Веды. Если есть такое, не дорогое, то доставьте мне. Мои планы писать Будду видоизменились так: 31% буддисты, 30% христиан, 15% магометан, 16% брамины, 8 с половиной % таосисты и др. и 0,3 евреи. В числе буддистов, магометан и таосистов есть конфуцианы (вместе). Так что вер в мире теперь только шесть: 1) Конфуцианство, 2) Лаодзе, 3) Браминизм, 4) Буддизм, 5) Христианство, 6) Магометанство. И книг, излагающих учения религиозные, только 6: 1. Конфуций, 2. Лаодзе, 3. Веды, 4. Буддийская, 5. Библия и 6. Коран. Причислить к этим можно стоиков и Зендавесту, как учения бывшие, но исключить Коран, как извращение христианства, и выйдет семь книг, семь учений религиозных, которые мне представляется, очень нетрудно изложить. (Я меньше всего знаю браминскую и Зендавесту). Из тех же четырех, кроме Библии, которые я немножко знаю: Буддизм, Конфуцианство, Таосизм, Стоики, так легко, мне кажется, составить книги ясные, поучительные и подтверждающие и даже уясняющие вечное учение истины, открытое нам Христом. Мне хочется это сделать и, разумеется, в самой простой, доступной форме. Вот чем я занят, если могу сказать, что занят, эти последние три недели». Приведенное письмо объясняет общую установку и цель неоконченной статьи «О верах». Идея статьи о верах приходила Толстому и позже. Через год, 7 июля 1887 г. он писал П. И. Бирюкову: «Ах, как бы хорошо было, кабы кто изложил учения — истинные, коренные, учения вер 3-х, 6-ти. Как это «осветило бы человечество букетом света. Может приведет Бог и мне, но уже очень много другого занимает» (см. т. 64 настоящего издания). Сохранилась статья в двух рукописях:

1. Черновик автограф в ГТМ № XI. 18/18а. Рукопись состоит из 8 лл. в 4-ку белой бумаги, вырванной из тетрадки без линеек. Первые 6 лл. исписаны с обеих сторон коричневыми чернилами, конец листа 6 об. и лл. 7—8 об. исписаны черным карандашом, который местами очень сильно вытерся. Рукопись без пагинации и заглавия. Издана редактором «Свободного слова» с рядом неточностей и с произвольным отбором и включением в текст зачеркнутых мест.

2. Рукописное отд. Публичной библиотеки имени В. И. Ленина в Москве, папка 37 № 6. Копия с автографа, рукой П. И. Бирюкова, 10 лл. в 4-ку частью синими, частью черными чернилами, писаны листы с обеих сторон с полями. Копия хранит не очень много поправок рукой Толстого темными чернилами. Текст оканчивается на листе 8 и списан Бирюковым механически с указанием чертами, где кончаются большие его части. Особо отмеченное место «пропустить» выписано отдельно на лл. 9—10 в виде особой «Вставки». По этой именно копии мы публикуем выше на стр. 572—577 текст статьи «О верах», приводя под текстом в соответствующих местах как помеченную к пропуску «вставку», так и крупные зачеркнутые в черновом автографе куски текста в виду интереса их по содержанию. Кроме того в виду того, что П. И. Бирюков, копируя текст автографа внес ряд ошибок, не замеченных Толстым, нами внесены поправки в текст копии из автографа. Поправки эти оговариваем:

стр. 572 строка 18 самимъ себя — автограф и издание: самихъ себя

стр. 573 строка 18 выдуманная — автограф и издание: выдумки

жить какъ-нибудь — автограф и издание: жить какъ придется,

стр. 373 строка 36 чтобы Израиль не искали — автограф и издание: чтобы Израильтяне не искали.

стр. 373 строка 40 недоумiе — автограф и издание: а недоумiе

стр. 574 строка 3 Всякiй знаетъ, что есть разныя ученiя веръ — автограф и издание: Есть разныя ученiя веръ

стр. 574 строка 6 автограф и издание: Называть разныя ученiя.

стр. 575 строка 3 все отъ — автограф и издание: и все они

стр. 575 строка 4 высказываемой съ разныхъ сторонъ и разными прiемами — автограф и издание: высказываемой

стр. 575 строка 25 270 миллiоновъ — автограф и издание: 270

стр. 576 строка 5 копия: автограф и издание: 600 летъ

копия: автограф и издание: какъ

стр. 576 строка 23 копия: все оне — оне

стр. 577 строка 1 копия: свои лишь — автограф и издание: свои

копия: Философiя стоицизма — автограф и издание: стоицизмъ и философiя

копия: лишь кое-где — автограф и издание: кое-где.

249. В черновике зачеркнуто: Удивительное дело! одеваются все люди почти все однимъ манеромъ — у всехъ есть штаны, есть кафтаны, есть юбки, есть шапки. Есть разница между русской, немецкой, татарской одеждой

250. В черновике зач.: Такъ говорятъ одни и такъ говорятъ другiе, а третьи хоть и не говорятъ, что все веры ложныя, кроме ихней, или что все веры выдумки людскiя пустыя, хоть и не говорятъ этаго, а думаютъ, и не считаютъ поэтому веру важнымъ деломъ

251. Какъ одни люди одинаково кормятся, женятся, детей растятъ, учатся и учатъ, говорятъ другъ съ другомъ, такъ точно и другiе и никакого тутъ спора и несогласiя нетъ, хоть есть разница и въ пище, и въ одежде, ивъ работе, и въ женитьбе, и въ условiяхъ и въ языке, одни носятъ куртки, штаны, другiе кафтаны, юбки, одни

252. В черновике зачеркнуто: Но думаютъ они такъ только потому что не все такъ думаютъ. Думаютъ такъ одинъ на 100 и пока ихъ такъ мало имъ можно такъ думать. Если же бы все стали такъ думать, то сейчасъ бы люди перерезали, перегрызли другъ друга, потому что безъ веры человекъ животное. Живутъ люди, большая часть, только потому что въ нихъ есть вера. За ними то, зa большой частью, и можно жить неверующимъ. A всемъ неверующимъ нельзя жить, потому что только вера соединяетъ людей. Стало быть нужна вера. А нужна вера

253. В черновике зачеркнуто: делаютъ. Они скажутъ, что они своему Богу приносятъ жертву, путешественникъ запишетъ и вотъ одна вера. Потомъ поедетъ другой и увидитъ, что женщины красятъ яйца и раздаютъ и целуютъ и говорятъ, что это они понимаютъ воскресенье, онъ запишетъ — выйдетъ другая вера. И такихъ веръ путешественники наберутъ тысячи; но это не веры, а суеверiя, и такихъ среди насъ можно найти тысячи. Въ этомъ — обманъ, потому что всякiй знаетъ, что верой можно назвать только ученiе о томъ, что такое человекъ, зачемъ онъ живетъ и какъ ему жить и чего ему ждать после смерти. Недоумiе же въ томъ, что кроме такихъ суеверiй, которыхъ можно набрать десятки тысячъ, есть настоящiя веры въ которыхъ и

254. В черновике зачеркнуто: Обманъ состоитъ въ томъ, чтобы эти тысячи суеверiй сравнять съ истинными ученiями веры, которыхъ нетолько не тысячи, но намъ известны меньше 6. Обманъ въ томъ, чтобы замешать настоящiя веры съ суеверiями. Недоумiе же иногда тоже и обманъ состоитъ въ томъ, чтобы и въ этихъ верахъ не смотреть на то, что въ нихъ одно и то же, а на то, что въ нихъ различно; какъ напримеръ

255. В черновике дальше следующий кусок текста помечен боковой линией к пропуску:

Такъ что обманъ и недоумiе о томъ, что есть тысячи веръ и что они все различны, еще подобны тому обману и недоумiю, которыя высказывали бы люди о томъ, что есть тысячи разныхъ земель и небесъ. — Люди не ученые, не думавши и не читавши того, что думали другiе люди о томъ, что такое та земля, на которой мы живемъ, и то небо, которое надъ нами, каждый по своему воображаютъ себе мiръ и небо: одинъ скажетъ земля стоитъ на трехъ китахъ, другой — на столбахъ, третiй на воде. То же каждый по своему скажетъ про небо. Одинъ скажетъ, что оно твердое и одно, другой скажетъ, что небесъ 7. сотворены земля и небо, есть еще ученiя настоящiя о томъ, какова земля и каково небо, и отчего по небу ходятъ солнце, месяцъ и звезды, и какъ они ходятъ, и когда и отчего бываютъ затменiя. Такихъ настоящихъ ученiй, астрономiй, немного. Съ техъ поръ какъ живутъ люди такихъ ученiй о земле и небе можно насчитать пять или шесть. Было и есть такое ученiе у Китайцевъ, было такое другое ученiе у Халдеевъ было третье у Египтянъ, четвертое у Грековъ, пятое теперь у насъ въ Европе. Все эти ученiя нельзя смешивать съ суеверiями о земле и небе, потому что по этимъ ученiямъ вычисляли и предсказывали верно затменiя и луны и солнца. И все эти ученiя хотя и различны несколько между собой, все сходились въ одномъ и все въ одно время предсказывали небесныя явленiя]. <Вотъ эти то ученiя это настоящiя ученiя веръ, которыхъ немного и которыя разными манерами высказываютъ одно и то же и все сходятся къ одному ученiю, потому что то что то, что оно изучаетъ — земля и небо одно, также и человекъ со своей жизнью и смертью всегда былъ и есть одинъ и тотъ же>. Какъ ученiй можетъ быть тысяча, но знанiе одно, такъ и суеверiй тысячи, но вера одна. 

256. Дальше в черновике текст был писан черным карандашом и первоначальный набросок деления вер такой:

Восточныя

на Браминизме и Китайскомъ обожанiи земли и неба

Будда Лаодзы и Конфуцiй

на Египетскомъ......

Копия П. И. Бирюкова включила этот первоначальный вариант в тексту и Толстой, не заметив дублирования, не вычеркнул куска. Мы сносим этот отрывок как дублет под текст 

257. Дальше зачеркнуто:

Разделы сайта: