На каждый день.
Черновые варианты. Параллельные тексты

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ.

Январь. Корректура, исправленная автором.

2 ЯНВАРЯ.

3.

Какъ свеча не можетъ гореть безъ огня, такъ и человекъ не можетъ жить безъ духовной силы. Духъ живетъ во всехъ людяхъ, но не все люди знаютъ это. Въ этомъ причина ихъ страданiй.

Рамакришна.

4.

Для всехъ людей есть два пути въ жизни: одинъ — тотъ, чтобы жить для тела, а другой — жить для души. Живя для тела, узнаешь, что радости тела непрочны, съ годами ослабеваютъ и каждую мiнуту могутъ кончиться смертью. Если же жить для души, то радость не прекращается, и смерть, страшная для тела, перестаетъ быть страшною.

3 ЯНВАРЯ.

2.

Река не похожа на прудъ, и прудъ не похожъ на бочку, и бочка не похожа на ковшъ съ водой.

А и въ реке, и въ пруде, и въ бочке, и въ ковше одна и та же вода. Такъ и духъ, живущiй въ людяхъ. Глядя на тело, кажется, что каждый человекъ особенный, а по духу все люди одинаковы, потому что одинъ и тотъ же духъ живетъ во всехъ: и въ здоровомъ человеке, и въ больномъ ребенке, и въ молодомъ царе, и въ старухе нищей, и во всемъ томъ, чтò живетъ. Одинъ и тотъ же духъ Божiй даетъ жизнь всему.

3.

Жизнь людей бываетъ тяжелая только оттого, что они не знаютъ, что та душа, которая живетъ въ каждомъ изъ нихъ, живетъ и во всехъ людяхъ. Отъ этого вражда людей между собою, отъ этого одни богаты, другiе бедны, одни хозяева, другiе работники, отъ этого зависть и злоба, отъ этого и все беды людскiя.

6.

Нельзя сказать, чтобы обезьяны и собаки, лошади, птицы не были бы наши братья. Если сказать, что они чужiе намъ, то почему не сказать, что негры чужiе намъ, и если негры чужiе, то не чужiе ли для русскихъ японцы, а для японцевъ русскiе? Кто же ближнiй? На это есть только одинъ ответъ: не спрашивай, кто ближнiй, a делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали.

7.

Правило о томъ, чтобы не делать другому того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, относится не къ однимъ людямъ, но и къ животнымъ.

6 ЯНВАРЯ.

7.

Жалокъ человекъ, когда онъ ищетъ того, чтò у него виситъ за спиной. Такъ же жалокъ человекъ, если онъ ищетъ счастья, не зная того, что оно въ той любви, которая вложена ему въ сердце.

Не смотрите только вне себя на мiръ и на дела людей. Обратите свои слепые глаза на себя, на свою душу, и вы найдете въ ней целый мiръ, и мiръ не призрачный и обманчивый, а мiръ настоящiй, правдивый, радостный. И въ мiре этомъ, въ самомъ себе, вы узнаете, чтò такое любовь, узнаете, какъ велико благо любви, узнаете, чемъ вы должны быть по воле любви.

Кришна.

10 ЯНВАРЯ.

1.

Дело соединенiя мужчины и женщины — дело такое важное для каждаго человека и для всего человечества, что делать его нельзя кое-какъ, какъ кому вздумается и какъ ему прiятно, а надо делать такъ, какъ обдумали это дело мудрые и святые люди. Въ Библiи одна изъ десяти заповедей запрещаетъ блудъ, т. -е. перемену жены и мужа. Тому же учитъ одна заповедь у буддистовъ. Іисусъ Христосъ училъ объ этомъ такъ: «Вамъ сказано: не прелюбодействуй. А я говорю вамъ, что всякiй кто смотритъ на женщину съ вожделенiемъ, уже прелюбодействовалъ съ нею въ сердце своемъ». (Мат. гл. 5, ст. 27—28).

2.

Какъ ошибочно и грешно смотреть на питанiе, какъ на удовольствiе, такъ же и еще более ошибочно и грешно смотреть, какъ на удовольствiе, на половое общенiе. Какъ только смотришь такъ на питанiе, такъ оно становится источникомъ лишенiй и страданiй для себя и для другихъ; точно то же и съ половымъ общенiемъ, когда оно становится предметомъ наслажденiй.

3.

Я думаю, что для блага человека мужчине такъ же, какъ и женщине, должно стремиться къ полному целомудрiю, и тогда выйдетъ изъ человека то, что должно быть. Метить дальше цели, чтобы попасть въ цель. Если же человекъ сознательно будетъ стремиться, какъ это среди насъ, къ половому общенiю, хотя бы въ браке, то неизбежно попадетъ въ развратъ. Если человекъ будетъ впередъ устраивать себе обжорство, то пища будетъ не на пользу, а во вредъ такому человеку. То же и въ половомъ общенiи.

11 ЯНВАРЯ.

4.

— это твое недоброе чувство къ брату. И потому какъ можно скорее помирись съ этимъ врагомъ, потуши въ себе это мучительное для тебя чувство.

5.

Если люди съ людьми обращаются безъ любви, то имъ же хуже. Нетъ такого положенiя, въ которомъ можно бы было обращаться съ человекомъ безъ любви. Съ вещами можно обращаться безъ любви: можно рубить деревья, делать кирпичи, ковать железо безъ любви; но съ людьми нельзя обращаться безъ любви, такъ же, какъ нельзя обращаться съ пчелами безъ осторожности. Свойство пчелъ таково, что если станешь обращаться съ ними безъ осторожности, то имъ повредишь и себе. То же съ людьми.

Не чувствуешь любви къ людямъ, сиди смирно, занимайся собою, вещами, чемъ хочешь, но только не людьми. Какъ есть можно безъ вреда и съ пользой только тогда, когда хочется есть, такъ съ людьми можно обходиться безъ вреда и съ пользою для себя и для нихъ только тогда, когда любишь. Только позволь себе обращаться съ людьми безъ любви, и нетъ пределовъ и жестокости и зверства по отношенiю другихъ людей и нетъ пределовъ страданiя для себя.

12 ЯНВАРЯ.

5.

Люди заботятся о томъ, чтобы установить равенство передъ своимъ закономъ, а не хотятъ знать о томъ равенстве, которое установлено вечнымъ закономъ и которое они нарушили своимъ.

16 ЯНВАРЯ.

4.

Какъ вся жизнь наша далека отъ истинно христiанской, видно уже изъ одного того, что наказанiе, т. -е. воздаянiе зломъ за зло, среди христiанъ считается деломъ не только полезнымъ, но необходимымъ и при воспитанiи детей и въ жизни взрослыхъ. Христiанское же ученье прямо говоритъ, что отвечать на дурные поступки можно только прощенiемъ, прощенiемъ и прощенiемъ.

18 ЯНВАРЯ.

3.

Законы человеческiе можно всегда отличить отъ закона Божескаго уже по одному тому, что законъ Божескiй всегда одинъ и тотъ же везде для всехъ людей. Законы же человеческiе не только одни въ одномъ месте, a другiе въ другомъ, но даже въ одномъ государстве нынче такiе, а завтра совсемъ другiе.

19 ЯНВАРЯ.

5.

Люди, живущiе въ грехахъ и соблазнахъ, не могутъ быть спокойны. Совесть обличаетъ ихъ. Такимъ людямъ предстоитъ выборъ: признать себя виноватыми передъ людьми и Богомъ, перестать грешить и освободиться отъ соблазновъ или продолжать жить прежнею жизнью, называя свои злыя дела добрыми. Для этихъ людей придуманы такiя ученiя веры, при которыхъ можно, живя дурною жизнью, считать себя правыми.

23 ЯНВАРЯ.

1.

Наша жизнь бываетъ хороша или дурна отъ того, каковы наши мысли. И мыслями можно управлять. И потому для того, чтобы жить хорошо, для души, человеку надо подавлять мысли дурныя и оживлять хорошiя.

24 ЯНВАРЯ.

7.

Вера въ то, что то, что намъ выгодно и прiятно, истинно само въ себе, есть естественное свойство какъ детей, такъ и человечества въ его детскомъ возрасте. Чемъ дольше живетъ и человекъ и человечество, чемъ больше уясняется и утверждается его разумъ, темъ всё больше человекъ и человечество освобождается отъ ученiй, скрывающихъ истину. И потому всякому человеку нужнее всего проверять принятыя на веру ученiя и усилiями своего разума и всемъ темъ, что сделали прежде жившiе мудрые люди.

26 ЯНВАРЯ.

2.

Чемъ больше отрекается человекъ отъ своего животнаго «я», темъ свободнее его жизнь, темъ нужнее она другимъ людямъ и темъ радостнее для него самого.

4.

Стоитъ на минуту отрешиться отъ привычной жизни и взглянуть на нашу жизнь со стороны, чтобы увидеть, что все, чтò мы делаемъ для мнимаго обезпеченiя нашей жизни, мы делаемъ совсемъ не для того, чтобы обезпечить нашу жизнь, а только для того, чтобы, занимаясь этимъ, забывать о томъ, что жизнь наша никогда не обезпечена. Но мало того, что мы обманываемъ себя и губимъ свою настоящую жизнь для воображаемой, мы въ этомъ стремленiи къ обезпеченiю чаще всего губимъ то самое, чтò мы хотимъ обезпечить. Богачъ обезпечиваетъ свою жизнь темъ, что у него есть деньги, а самыя деньги привлекаютъ разбойника, который убиваетъ его. Мнительный человекъ обезпечиваетъ свою жизнь леченiемъ, а самое леченiе медленно убиваетъ его; а если и не убиваетъ, то наверное лишаетъ его истинной жизни. То же и съ народами, которые вооружаются, чтобы обезпечить свою жизнь, а между темъ это самое обезпеченiе ведетъ къ погибели на войнахъ сотенъ тысячъ людей.

Ученiе Христа о томъ, что жизнь нельзя обезпечить, а надо всякую минуту быть готовымъ умереть, несомненно лучше, чемъ ученье мiра о томъ, что надо обезпечить свою жизнь, — лучше темъ, что неизбежность смерти и необезпеченность жизни остаются те же при ученiи мiра и при ученiи Христа, но сама жизнь, по ученiю Христа, не поглощается уже вся безъ остатка празднымъ занятiемъ мнимаго обезпеченiя своей жизни, а становится свободна и можетъ быть отдана одной свойственной ей цели: благу себе и людямъ.

27 ЯНВАРЯ.

4.

Любить значитъ делать доброе. Такъ мы все понимаемъ и не можемъ иначе понимать любовь.

Любовь не есть только слово, но есть деятельность, направленная на благо другихъ.

любитъ, кроме себя одного.

Любви въ будущемъ не бываетъ; любовь есть деятельность только въ настоящемъ. Человекъ же, не проявляющiй любви въ настоящемъ, не имеетъ любви.

9.

Мы не можемъ представить себе жизнь после смерти и не можемъ вспомнить жизнь до рожденiя, потому что не можемъ представлять себе вне времени и можемъ вспоминать только во времени. Если же мы действительно есмы, то есмы вне времени.

28 ЯНВАРЯ.

3.

Человекъ — это духъ Божiй въ теле.

Въ начале жизни человекъ не знаетъ этого и думаетъ, что жизнь его въ его теле. Но чемъ больше онъ живетъ, темъ больше онъ узнаетъ, что настоящая его жизнь въ духе, а не въ теле. Вся жизнь человека въ томъ, чтобы все больше и больше узнавать, что жизнь его въ духе, а не въ теле, и освобождаться духомъ отъ тела. Мы жалуемся на то, чтò мучитъ наше тело: голодъ, нищета, болезни, страданiя. Но мы ошибаемся: все это не зло, но благо, потому что все больше и больше освобождаетъ насъ отъ тела и делаетъ нашу жизнь все более и более такою, какою она должна быть: духовною.

30 ЯНВАРЯ.

3.

Смерть — это разрушенiе того тела, посредствомъ котораго я воспринимаю мiръ, какимъ онъ представляется мне, это — разрушенiе того стекла, черезъ которое я смотрелъ. О томъ, будетъ ли оно заменено другимъ, или то, что смотрело черезъ окно, сольется со всемъ — мы не можемъ знать, да намъ и не нужно знать.

31 ЯНВАРЯ.

2.

Настоящаго добра не можетъ сделать одинъ человекъ другому. Истинное добро только можетъ сделать каждый человекъ самъ себе, если живетъ не для тела, а для души.

3.

Говорятъ, что для того, кто делаетъ истинное добро, не нужно награды. Это правда. Но безъ того, чтобы добро не давало блага, человеку не было бы побужденiя для деланiя добра. Дело только въ томъ, чтобы понимать, въ чемъ истинное добро. Истинное же добро не во внешнемъ и будущемъ, а во внутреннемъ и настоящемъ: въ сознанiи улучшенiя своей души. Въ этомъ и награда и побужденiе къ деланiю добра.

Январь. Машинописная копия, исправленная автором.

3 ЯНВАРЯ.

2.

Река не похожа на прудъ, и прудъ не похожъ на бочку, и бочка не похожа на ковшъ съ водой.

А и въ реке, и въ пруде, и въ бочке, и въ ковше одна и та же вода. Такъ же и духъ, живущiй въ людяхъ. Глядя на тела людей, кажется, что каждый человекъ особенный, а по духу все люди одинаковы, потому что одинъ и тотъ же духъ живетъ во всехъ: и въ здоровомъ мужике, и въ больномъ ребенке, и въ молодомъ царе, и въ старухе нищей, и во всемъ томъ, что живетъ. Одинъ духъ Божiй живетъ во всехъ и даетъ жизнь всему.

3.

Жизнь людей бываетъ тяжелая только оттого, что они не знаютъ, что та душа, которая живетъ въ каждомъ изъ нихъ, живетъ и во всехъ людяхъ. Отъ этого вражда людей между собою, отъ этого одни богаты, другiе бедны, одни хозяева, другiе работники; отъ этого зависть и злоба, отъ этого все мученiя людскiя.

9 ЯНВАРЯ.

1.

Безъ труда человекъ не можетъ жить. Если бы человекъ не работалъ, онъ бы замерзъ и умеръ съ голода. Это видитъ всякiй, когда говорится про одного человека. Если же человекъ, не работая, не замерзъ и не умеръ и не живетъ подаянiемъ, то это значитъ то, что онъ хитростью или силой отнимаетъ у другихъ то, что они сработали.

12 ЯНВАРЯ.

8.

Гордость темъ гадка, что люди гордятся темъ, чего надо бы стыдиться: богатствомъ, славой, почестями.

14 ЯНВАРЯ.

2.

— выйти въ хорошiе люди. А надо бы называть это, напротивъ — уйти изъ хорошихъ людей въ плохiе.

4.

Когда живешь съ людьми, то трудно бываетъ освободиться отъ лжи, въ которой живутъ другiе и къ которой привыкъ ты самъ. Сделать это можно только тогда, когда ты одинъ самъ съ собой. Въ эти-то времена, когда одинъ, нужнее всего проверить общимъ всемъ людямъ разумомъ те ученiя и мысли, въ которыхъ ты не вполне уверенъ, a сомневаешься.

26 ЯНВАРЯ.

3.

Все грубые телесные грехи: праздность, чревоугодiе, блудъ, ненавистничество, — только отъ признанiя своимъ «я» своей животной личности, отъ подчиненiя своего духовнаго «я» животному. Избавленiе отъ греховъ только въ подчиненiи своего животнаго своей душе.

4.

Животное умираетъ, не видя смерти и не страдая отъ страха ея. За чтò же человеку дано видеть ожидающiй его конецъ, и почему онъ кажется ему такъ ужасенъ? Чтò раздираетъ его душу иногда до того, что заставляетъ убивать себя отъ страха смерти? Не могу сказать, отчего это, но знаю, для чего. Для того, чтобы разумный человекъ переносилъ свою жизнь изъ жизни телесной въ жизнь духовную. Перенесенiе это не только уничтожаетъ страхъ смерти, но делаетъ ожиданiе смерти чемъ-то подобнымъ чувству путника, возвращающагося домой.

31 ЯНВАРЯ.

4.

Ничего, кроме смерти, впереди и ничего, кроме исполненiя должнаго, сейчасъ. Какъ это кажется безрадостно и страшно. А между темъ положи свою жизнь только въ этомъ: во все большемъ и большемъ соединенiи любовью съ людьми и Богомъ, — и то, чтò казалось страшнымъ, сделается лучшимъ, ненарушимымъ благомъ.

Октябрь. Корректура, исправленная автором.

6.

Удивительно, какъ я могъ не видеть прежде той несомненной истины, что за этимъ мiромъ и нашей жизнью въ немъ есть Кто-то, Кто-то знающiй, для чего существуетъ этотъ мiръ, и мы въ немъ, какъ въ кипятке пузыри, вскакиваемъ, лопаемся и исчезаемъ.

Несомненно, что делается что-то въ этомъ мiре, и делается всеми живыми существами, и делается мною, моей жизнью. Иначе для чего бы было это солнце, эти весны, зимы и, главное, для чего эта трехлетняя беснующаяся отъ избытка жизни девочка, и эта выживающая изъ ума старуха, и сумасшедшiй. Эти отдельныя существа, очевидно, не имеющiя для меня смысла и вместе съ темъ такъ энергично живущiя, такъ хранящiя свою жизнь, въ которыхъ такъ крепко завинчена жизнь, — эти существа более всего меня убеждаютъ, что они нужны для какого-то дела, разумнаго, добраго, но недоступнаго мне.

10 ОКТЯБРЯ.

1.

Для человека половая похоть есть чувство низкое, общее всемъ животнымъ. Человеку, существу, одаренному разумомъ, надо не потворствовать этому чувству, а силами духа бороться съ нимъ.

2 ОКТЯБРЯ.

2.

Бога никакъ нельзя понять умомъ. Мы знаемъ, что Онъ есть, только потому, что знаемъ Его не умомъ, a темъ, что знаемъ Его въ себе.

4 ОКТЯБРЯ.

8.

Кроме Бога, познаваемаго, по христiанскому ученiю, въ самомъ себе, какъ желанiе блага всему существующему — любовь, человекъ, по христiанскому ученiю, познаетъ Его еще и вне себя, — во всемъ существующемъ.

— Бога и видя присутствiе того же Бога во всемъ живомъ, человекъ не можетъ не спрашивать себя, для чего Богъ, существо духовное, единое и нераздельное, заключилъ себя въ отдельныя тела существъ и въ тело отдельнаго человека?

Для чего существо духовное и единое какъ бы разделилось само въ себе? Для чего божественная сущность заключила себя въ условiя отдельности и телесности? Для чего безсмертное заключено въ смертное? связано съ нимъ?

И ответъ можетъ быть только одинъ: тотъ, что сделалось все это для того или потому, что только при этой отдельности существъ, стремящихся къ благу, весь мiръ есть стремленiе къ благу и осуществленiе его.

18 ОКТЯБРЯ.

9.

ничего дурного или опаснаго. Это только ростъ. Ребенокъ долженъ выучиться ходить одинъ. Сначала человекъ, лишившiйся привычнаго суеверiя, чувствуетъ себя потеряннымъ, бездомнымъ. Но это отнятiе отъ него внешнихъ поддержекъ загоняетъ его внутрь себя и этимъ самымъ укрепляетъ его. Онъ чувствуетъ себя лицомъ къ лицу съ Богомъ. Онъ читаетъ не по книге, а въ душе своей смыслъ ученiя. И его маленькая часовня расширяется до величественнаго храма небеснаго свода.

Эмерсонъ.

Раздел сайта: