Как и зачем жить?

КАКЪ И ЗАЧЕМЪ ЖИТЬ?

Малыя дети не думаютъ о томъ, какъ жить и зачемъ жить, а до 2-хъ, 3-хъ, 4-хъ летъ живутъ какъ зверки: едятъ, играютъ, разминаютъ члены, и только изредка проявляется въ нихъ светъ разума и любви. Есть люди, которые и до 12, 14, 20, иногда и до 40 летъ живутъ, какъ неразумныя существа, отдаваясь своимъ страстямъ, отличаясь отъ животныхъ только разсужденiями ума о видимыхъ предметахъ, но не понимая смысла своей жизни и не думая о немъ.

Если и находятъ на таких людей минуты и часы просветленiя, когда люди эти задумываются о смысле жизни, оглядываются на себя, спрашиваютъ себя: что такое жизнь и зачемъ они живутъ такъ, то, не находя ясныхъ ответовъ на эти вопросы, минуты и часы эти проходятъ, не оставляя следовъ, и люди живутъ дальше и дальше, и когда въ старости опять задаютъ себе те же вопросы, уже такъ привыкли къ той жизни, которую провели и ведутъ, такъ привыкли къ темъ оправданiямъ дурной жизни, которыя даетъ себе большинство людей, что не только продолжаютъ жить дурно, но и отгоняютъ отъ себя те разумные, вечные ответы на вопросы о томъ, какъ жить и зачемъ жить, которые даетъ истинная, единая для всехъ людей религiя.

Мало того, что такiе люди, живя дурно, сами лишаютъ себя истиннаго и неотъемлемаго у человека блага духовной, согласной съ высшимъ закономъ, жизни, эти люди, особенно въ возмужалости и старости, естественно по своему возрасту и положенiю руководятъ общественнымъ мненiемъ, все больше и больше утверждаютъ следующiя поколенiя въ несвойственной разумному существу-человеку неразумной, животной жизни.

Вотъ поэтому и особенно важно то, чтобы наиразумнейшее, а потому и наипонятнейшее объясненiе смысла жизни и вытекающаго изъ него направленiя жизни человеческой было бы известно людямъ, распространено между ними и внушаемо и детямъ и тому огромному большинству, которое, не решая вопросовъ, подчиняется наиболее распространенному объясненiю смысла и вытекающему изъ него направленiю жизни.

Въ чемъ же состоитъ это наилучшее объясненiе смысла и вытекающее изъ него направленiе жизни и откуда мы можемъ узнать его?

Объясненiе это дано въ религiозномъ пониманiи жизни, выраженномъ и въ древнихъ религiяхъ человечества и въ техъ разъясненiяхъ (преимущественно очищенiяхъ) этихъ религiй, которыя совершены и совершаются до самаго последняго времени людьми религiозными, т. е. имеющими способность видеть и понимать смыслъ жизни не человечески, не по отношенiю только къ данному месту и времени, а во всемъ его вечномъ и всемiрномъ значенiи.

Жизнь отдельнаго человека ведь не въ чемъ иномъ, какъ въ его приближенiи къ смерти, къ освобожденiю отъ тела, его духовной сущности, въ все большемъ и большемъ освобожденiи его духовной природы. Въ смерти оно свершилось. Въ жизни оно совершается. И потому чемъ дальше идетъ жизнь отдельнаго человека, чемъ более онъ стареется, темъ более освобождается его духовная природа, темъ яснее онъ понимаетъ сущность жизни.

Обыкновенно мудрость старчества приписываютъ древности, т. е. временамъ, отдаленнымъ отъ насъ въ прошедшемъ, и религiознымъ выраженiямъ древности. Но это несправедливо. Точно такъ же, какъ отдельный человекъ, подвигаясь въ жизни, все более и более освобождаясь отъ страстей, все более и более умудряется, такъ точно и человечество. Высшая мудрость человечества не за тысячи летъ до насъ, а теперь, сейчасъ.

Въ смысле религiозномъ, т. е. въ объясненiи смысла и указанiя направленiя жизни, мудрость эта не во временахъ апостольскихъ, а теперь, среди насъ. Она въ ученiяхъ Руссо, Канта, Чаннинга, въ ученiяхъ нео-буддистовъ, нео-браминовъ, бабистовъ и сотенъ и тысячъ людей, понимающихъ и уясняющихъ религiозныя ученiя древности: Конфуцiя, Будды, Исаiи, Эпиктета, Христа.

Вотъ эта-то очищенная мудрость древности и должна дать людямъ те разумные ответы на вопросы о значенiи жизни и на наилучшее направленiе ея, которое необходимо человечеству не только для того, чтобы оно могло пользоваться темъ наибольшимъ благомъ, доступнымъ ему въ настоящiй перiодъ его жизни, но и для того, чтобы итти по тому пути, который ему предназначенъ.

Л. Толстой.

Примечания

Время написания этой статьи определяется датой 6 октября 1905 г., проставленной Толстым в автографе.

Две рукописи, к ней относящиеся, хранятся в ГТМ (AЧ, папка 91).

1. Автограф, написанный последовательно: на полулисте почтовой бумаги обыкновенного формата, на четвертушке листа писчей бумаги, на полулисте и листе обыкновенной почтовой бумаги — всего 10 страниц, из которых исписаны первые 9, последняя чистая. На лицевых страницах нумерация карандашом рукой Толстого от 1 до 5. Тексту предшествует заглавие: «Какъ и зачемъ жить?» В конце текста проставлена дата: «6 октября 1905 г.».

— поправки и приписки, сравнительно немногочисленные, рукой Толстого. В трех местах поперечной чертой, карандашом, зачеркнуты более или менее значительные по объему куски текста. Из них смысловой интерес представляет собой лишь последний кусок:

И потому, какъ это всегда было, какъ это и должно быть, старцы должны дать ответы на вопросы жизни.

И вотъ эти то религiозные ответы старцевъ на вопросы о смысле и направленiи жизни и должны быть известны, распространены въ человеческомъ обществе и внушены тому огромному большинству, которое всегда подчиняется готовому решенiю, признанному общественнымъ мненiемъ. Но въ чемъ же должны состоять эти решенiя старцевъ? Не могутъ они быть предоставлены произволу или голосованiю. Ответы старцевъ должны и могутъ состоять только въ уясненiи, очищенiи, объясненiи смысла жизни и направленiи ея, даннаго мудростью всего человечества.

2. Копия автографа, написанная рукой Ю. И. Игумновой с поправками, дополнениями и сокращениями, сделанными рукой Толстого. Состоит из семи четвертушек с полями обыкновенной писчей бумаги, исписанных с одной стороны. Четвертушки пронумерованы рукой Толстого цифрами от 1 до 7. читалось: «она въ ученiяхъ Руссо, Канта, Чанинга, Эмерсона, Паркера».

«въ ученiяхъ необуддистовъ, необраминовъ, бабистовъ».

По содержанию статья «Как и зачем жить?» близка к «Зеленой палочке» и могла бы рассматриваться как один из ее вариантов, если бы не самостоятельное заглавие, на ней проставленное Толстым, и им же написанная дата в конце статьи. Внутренней близостью обеих статей объясняется то, что черновые рукописи их были вложены в одну обложку, на которой рукой М. Л. Оболенской написано: „Черновые «Зеленая палочка», или «Как и зачем жить»“.

Статью печатаем по этой исправленной Толстым копии, сверив ее с автографом.

* * *

, строка 34. — последователи религиозного учения, возникшего в Персии, известного под именем бабизма и связанного о именем Али-Мохаммеда (1820—1850), называвшего себя вратами («баб») божественного откровения людям. Возникнув из идеи о периодическом воплощении божества и грядущем мессии, который обновит религию, извращенную духовенством, бабизм стремился сочетать религиозную веру с практикой жизни, проникнутой социальным гуманизмом. Он проповедывал братство и равенство народов и всех классов общества, равноправие мужчин и женщин. В Персии бабисты подверглись со стороны власти и духовенства ожесточенному гонению. Очень многие из них были казнены, в том числе и сам Али-Мохаммед. Дальнейшее свое развитие бабизм получил в религиозном учении бехаизма — от имени его основателя Беха-Уллы (1817—1892).

Разделы сайта: