Часть:
1
2
|
ДНЕВНИК
Ясно-Полянской школы.
За 1862-й годъ —
Начался съ 26 февраля[209]
Февраль 26. Понедельникъ
_______________________________________________________________________
Стар[шiй] к[лассъ]. — Математика.
_______________________________________________________________________
Морозовъ былъ усланъ (надо останавливать игранье). Игн[атка], Ром[ашка], Дан[илка], Фок[ановъ]. Задача уравненiя — бассейнъ. Очень хорошо. Уничтоженiе знаменателя такъ и не поняли, оть торопливости. Вл[адимiра] Ал[ександровича]. Сокращали и приводили къ одному знаменателю отлично. Задалъ сложную задачу тройнаго правила.
__________________________________________________________________________
Въ млад[шемъ] к[лассе]. Писанiе.
__________________________________________________________________________
Начался урокъ съ 8 часовъ и продолжался до 11 часовъ — отступленiе отъ росписанiя, по случаю поздняго прихода на классъ учителя математики. Много написали: Румянцевъ и Кирюшка изъ Русской Исторiи, a прочiе изъ Св[ященной] Исторiи В[етхаго] 3[авета]. — Румянцевъ отлично написалъ, какъ въ изложенiи, такъ и орфографически, Кирюшка — дурно. Прочiе очень обыкновенно. Каллиграфiя въ упадке; замечено Граф[омъ] обратить на это вниманiе. Да, я боюсь за себя, потому самъ не далекъ.
__________________________________________________________________________
Въ Приготов[ительномъ]. Механ[ическое] Чтенiе.
__________________________________________________________________________
Всегда велось обыкновенiе этотъ урокъ вести сообразно его назначенiю. Я же далъ имъ читать съ разсказомъ. Хрусловъ, Матвеева и Владимiровъ читали изъ хрестоматiи «О Владимiре, сыне Святослава» — разcказали порядочно. Солдатиковъ, Матвеевъ, Фролковъ, Гавриловъ и Ермилова «О Матвее» изъ книжекъ Ясной Пол[яны]. Все разсказывали прекрасно. — Остальные — сказски Худякова и Афан[асьева], которыя, разсказываютъ теперь ужь безъ затрудненiя.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[210]Разсказывали изъ Новаго Завета «О жене Самарянке, Чудесный ловъ рыбы и Нагорной проповеди Іисуса Хр[иста]. — Все, исключая самыхъ меньшихъ, разсказывали. Спутываются иногда въ последовательности.
__________________________________________________________________________
Млад[шiй] к[лассъ]. Математика.
__________________________________________________________________________
[211]Попробовавъ всехъ вместе, но меньшiе — не только меньшiе, но и 2-е отделенiе страшно слабы — механизмъ и только. Одна изъ главныхъ трудностей — находить случаи деленья и узнавать части неозначенныя. — Робки и скучливы до невозможности. Механически делаютъ действiя съ дробями. Келлеръ занимался славно съ частью 1-го отделенiя.
__________________________________________________________________________
Математика, самые младшiе
__________________________________________________________________________
Началъ съ деленья — не знаютъ и боятся меня — умноженье, вычитанье, сложенье, нумерацiя — тоже. Механизмъ въ формахъ сознанiя. Я былъ обмануть. Поручилъ Ромашке. Онъ велъ классъ необычайно-спокойно, толково и не скучно. Самъ выдумывалъ задачи изъ жизни и недурно. —
П[етръ] В[асилъевичъ] прошу — заставляйте изъ старшаго класса по переменкамъ учить математике младшихъ. Ежели я не приду,[212] присылайте ихъ — очередныхъ учителей — ко мне за наставленiемъ. — Переплетчикъ.
__________________________________________________________________________
Приготов[ительный] к[лассъ]. Писанiе.
__________________________________________________________________________
Въ этомъ классе прежде писали лучшiе ученики изъ Св[ященной] Исторiи В[етхаго] 3[авета], a худшiе подъ диктантъ. Ныне изменили старой привычке; все писали соч[ин]енiя; темы для этихъ сочиненiй выбирали сами произвольно. Владимiровъ, Михеевъ и Гавриловъ удовлетворительно написали съ немалыми орфографическими ошибками. Остальные — что-то написали, кажется сносное по ихъ смыслу.
__________________________________________________________________________
Въ стар[шемъ], млад[шемъ] и пригот[овительномъ] 1-го отд[еленiя]. Чтенiе.
__________________________________________________________________________
Для чтенiя давалъ, кому что нравится. Мальчики стар[шаго] к[ласса] читали изъ русской исторiи съ большею охотою; только Исторiю Погодина скучновато. 2-го отд[еленiя] ученики книжку Св[ященной] Исторiи, a прочiе разныя книжки. Все вообще читали и разсказывали съ охотою. — Предложено Граф[омъ] разнообразить чтенiе.
__________________________________________________________________________
Февраль 27. Вторникъ.
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] к[лассъ]. Математика.
__________________________________________________________________________
[213] Задачи изъ планиметрiи — очень плохо. — Забыли много и могутъ забыть.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Писали двое изъ Русской Исторiи, написали достаточно, прочiе изъ Св[ященной] Исторiи тоже со смысломъ. Думаю, помогло имъ вчерашнее чтенiе по книге изъ Священной Исторiи. Потому что и ныне многiе съ дракой хватались за эту книжку.
__________________________________________________________________________
Пригот[овительный] обоихъ отд[еленiй]. — Чтенiе.
__________________________________________________________________________
Кучками продолжали чтенiе Матвея. Некоторые, и самые худшiе, «Сказски» Худякова. Всехъ заставлялъ разсказывать, и все разсказывали порядочно.
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] к[лассъ]. Постепенное] чтенiе.
__________________________________________________________________________
Сами попросили себе читать изъ Русской Исторiи. Когда я посмотрелъ, о чемъ они будутъ читать, то увидалъ, что они не стали продолжать того, на чемъ я остановился съ ними въ разсказе оной, а нашли то, о чемъ имъ следуетъ писать.
__________________________________________________________________________
Пригот[овительный] к[лассъ]. — Писанiе.
__________________________________________________________________________
Ученики перваго отд[еленiя] приготовительнаго класса, некоторые изъ 2-го отделенiя, писали изъ Св[ященной] Исторiи. Хорошо запомнили последовательность, но грамматика страдаетъ. Худшiе ученики писали подъ диктантъ.
Приказано Гр[афомъ] разнообразить писанiе: день изъ Св[ященной] Ист[орiи], другой разныя сочиненiя, выдумываемыя ими самими.
__________________________________________________________________________
Младшiй классъ.— Математика.[214]
__________________________________________________________________________
Густавъ Федоровичъ.
__________________________________________________________________________
Черченiе и Рисованiе.
__________________________________________________________________________
Черченiе.
Es wurde die Seitenansicht des Schultisches gezeichnet.[215]
Рисованiе.
Младшiй классъ и приготовительный Классъ: Матвеевъ, Солдатиковъ, Владимировъ взяли новыя тетради.
[Рисунок пером.]
__________________________________________________________________________
[216]Русская Исторiя
__________________________________________________________________________
Этотъ предметъ для меня столько же знакомъ, какъ и для моихъ слушателей. Поэтому я прежде самъ прочту, а если не придется прочесть, то я беру живьемъ — руководства Водовозова или Погодина и прямо объясняюсь съ своими слушателями по книжке. Во время нынешняго урока былъ Графъ; и я ужасно конфузился читать даже что еслибъ пришлось мне разсказывать читанное, то право, къ стыду моему, я бы сталъ въ тупикъ. Мальчики все разск[азали].
__________________________________________________________________________
28 Февраля. Среда.
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] к[лассъ]. Математика.
__________________________________________________________________________
[217] Задачи изъ правила смешенiя. Я запутался. Алгебраически хуже. — Полезно задавать задачи показавъ впередъ решенiе. —
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Самъ я пришелъ въ классъ по зову. Засталъ мальчиковъ занятыми своимъ деломъ по распоряженiю Графа, который пришелъ еще до назначенныхъ часовъ въ росписанiи. — Румянцевъ писалъ изъ Русской Исторiи хорошо и много. Ванникова, Фокановъ и Ждановъ — изъ Св[ященной] Исторiи — тоже писали порядочно съ немногими грамматич[ескими] ошибками. —
__________________________________________________________________________
Приготов[ительный] К[лассъ]. Чтенiе.
__________________________________________________________________________
Все читали и разсказывали: Хрусловъ, Резуновъ изъ Русской Исторiи, Осиповъ изъ Св[ященно]й Исторiи. Прочiе продолжали читать «Матвея». Плохiе чтецы — сказски. Безъ исключенiя все разсказали. Вчера еще прiехалъ новый школьникъ, сынъ Священника — Димитрiй Сахаровъ, который знаетъ читать и не много писать.
__________________________________________________________________________
Млад[шiй] Классъ. Математика.
__________________________________________________________________________
<Задача изъ правила смешенiя. Я запутался, но потомъ разобрался. Арифметич[ески] много легче. Надо>[218]
__________________________________________________________________________
1) Задача: Ein Kaufmann hat 600 A[rschin] Tuch.[219]
Кириллъ купилъ: 1/4 A. 2 P. 50 к. стоитъ.
Дуньке купила: 50 A. 5 P. 15 к.
Купецъ далъ Дуньки два Аршина, которые ничего не стоитъ.
Васке купилъ что осталось.
Все сукно которое купецъ продавалъ, онъ за него взялъ 2400 Рублей.
Сколько Аршинъ Васька взялъ, сколько денегъ ваплатилъ зa каждый Аршинъ? и т. п.
<2 Задача.
Въ бочке было 2550 кружекъ.
Дунька взяла 2/8 + 150 Кружекъ
Васька взялъ 1/5, Тараска взялъ 1/12 + 50 Кружекъ и т. д.>
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] к[лассъ] и приготов[ительный]. Писанiе.
__________________________________________________________________________
Изъ Старшаго класса трое писали изъ Св[ященной] Ист[орiи] Нов[аго] Завета; а трое изъ Русской Исторiи. Богдановъ дописалъ изъ Св[ященной] Исторiи. Вообще писали лениво.
Младшiе ученики писали сочиненiя и переписали на бумагу. Все почти написали о маслянице.
[220]Старший классъ. Сочиненья. |
2-й классъ, математ[ика]. Черновъ. |
Писали сочиненья — всё о театре. Васька — о томъ, что бы онъ сделалъ, коли бы попался въ пленъ. — Радуются на тетради — надо поддерживать эту охоту. Пожалуйста Петръ Васильичъ! — Ром[ашка] о ученьи. Кир[юшка] ни на шагъ не уступалъ Успенскому, — въ Андр. безсчастномъ. — |
Черновъ плохо задаетъ задачи. Надо преостановиться въ дробяхъ и больше решать. — |
Часто въ мл[адшемъ] кл[ассе] М[орозовъ ?] (особенно когда я в[хожу?]) возьметъ позоветъ меня, посмотритъ, улыбнется и больше ничего.
__________________________________________________________________________
Св[ященная] Исторiя.
__________________________________________________________________________
«съ Моѵсея до Давида». Разсказывали сами по порядку. Я ничего не подправлялъ. Сами разсказывали со всеми подробностями и сами себя подправляли. Въ последовательности разсказа не сбивались. Разсказъ производился безъ огня. Подъ конецъ урока ослабели, даже совсемъ заленились, темъ более когда услыхали музыку въ другой комнате. Ужасно негодовали на себя за то, что они не въ старшемъ классе.
__________________________________________________________________________
[221]Эксперименты.
Серноводородный газъ — фосфорно водород[ный] газъ. Висмутъ бросали. Лакмусовая бумага.
__________________________________________________________________________
Рисование.
Стар[шiй] к[лассъ.] Zeichnung eines Quadrates in verschiedenen Lagen mit Hinweisung auf die Perspective.[222]
__________________________________________________________________________
Мартъ 1. — Четвергъ.
Стар[шiй] к[лассъ] 1-го отд[еленiя]. Математика.
[223]Сначала всегда плохо — пока не расходятся — а я хуже всехъ — сержусь. — Повторилъ задачи смешенiя и несколько уравненiй.
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] кл[ассъ] 2-го отд[еленiя]. Писанiе.
__________________________________________________________________________
Писали некоторые изъ Русской Исторiи, некоторые изъ Св[ященной] Исторiи, написали изрядно. Румянцевъ лениво писалъ. Банниковой совсемъ не было. Прочiе обыкновенно. Впрочемъ Кирюшка сверхъ чаянiя успелъ написать две доски.
__________________________________________________________________________
Млад[шiй] К[лассъ] обоихъ отд[еленiй]. Чтенiе.
__________________________________________________________________________
Продолжаютъ читать «Матвея». Немногимъ осталось дочитывать. Ныне многiе дочитали. Обещаются разсказать всего сначала. Къ сказскамъ почти у всехъ охладела любовь. Разве мальчика три еще мучаютъ [?] ихъ, и то вяло. — Даю читать Хрестоматiю. Понимаютъ, да не слишкомъ.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Всемъ было мною объяснено о Великомъ посте, — иначе почему сей постъ называется Св[ятая] четыредесятница, какъ надобно проводить сей постъ. Было слышно возраженiе отъ ученика Кирилла Иванова, что не все люди постъ и сей соблюдаютъ; некоторые скоромное едятъ, основываясь на словахъ Св[ященнаго] писанiя, что входящее въ уста не сквернить, но сквернить исходящее изъ устъ. То и другое не спасительно! Примеръ І[исуса] Христа выше всехъ словъ и достоинъ подражанiя для всехъ Христiанъ, особенно православныхъ.
Священникъ К. Пашковскiй.
__________________________________________________________________________
[224]Рисованiе. Младшiй классъ и приготовительный классъ.
__________________________________________________________________________
Zwei neue Schüler, Арбусовъ und Сахаровъ zeichneten sogleich nebenstehende Figur mit den Übungen[?][225]
[Рисунок]
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] к[лассъ] 1-го отд[еленiя]. Писанiе.
__________________________________________________________________________
Писали изъ Русской Исторiи почти все, исключая Чернова, который пишетъ Св[ященную] Исторiю Н[оваго] 3[авета]. Позабывъ последовательность въ своемъ разсказе, онъ просилъ меня напомнить ему, но я отказалъ ему въ этомъ. Тогда-то у Чернова полились потоки горячихъ слезъ. Сочувствуя его непотдельному горю, я подсказалъ ему. И дело у него пошло чередомъ.
Стар[шiй] к[лассъ] чтенiе, во всехъ прочихъ математика.
__________________________________________________________________________
Два старшихъ ученика: Богдановъ и Морозовъ занимались математикой съ меньшими. Прочiе читали изъ Русской исторiи то, что следовало имъ писать.
Русская Исторiя.
__________________________________________________________________________
Читалъ «о нашествiи Батыя на Русь». Ученики старшаго и некоторые изъ младшаго класса поняли хорошо. Большая часть не поняли. Девки все, исключая Банниковой, баловались. —
__________________________________________________________________________
Мартъ 2-е — Пятница.
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] к[лассъ] 1 от[деленiе]. Математика.
__________________________________________________________________________
[226]Началъ делать по книжке — задачу помноженья на два, и классъ пропалъ даромъ. Хотелъ найти формулу прогресiи и не нашелъ.
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] к[лассъ] 2-го отд[еленiя]. Писанiе.
__________________________________________________________________________
Одна Банникова продолжала писать изъ Св[ященной] Исторiи. — Прочiе переписывали свои сочиненiя. — Румянцевъ о дедушке, Фокановъ о свадьбе, Ждановъ о прогулке съ товарищемъ.
__________________________________________________________________________
Млад[шiй] к[лассъ] обоихъ отд[еленiй]. Чтенiе.
__________________________________________________________________________
Читали изъ Русской Исторiи, некоторые изъ «беседъ для солдатъ». Все разсказали по немногу.
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] К[лассъ] 2-го отд[еленiя]. Математика.
[227]Млад[шiй] кл[ассъ]. Математика.
__________________________________________________________________________
[228]Aufgaben in der Art und Weise wie die folgende, welche wir zuerst aufgelöst haben:
In einer Kasse sind 6000 Rubel.
A nimmt 3 mal so viel als В und noch 100 Rubel, С aber nimmt 4 mal so viel als В weniger 250. Wie viel nahm Jeder?[229]
Experimente.[230]
1) Niederschlag von Metallen durch SH aus ihren Auflösungen.[231]
2) Selbstentzündung von Phosphor auf Kohlenpulver. Auflösung von P. in Äther.[232]
3) Die Lösung auf Zucker gegossen und desselben in kochendes Wasser geworfen. Selbstenzündung der aufsteichenden Gase.[233]
4) Leuchten der mit der Äther-Lösung befeuchtetem und geriebenen Hände.[234]
__________________________________________________________________________
Старшiй Кл[ассъ]. Рисованiе.
__________________________________________________________________________
Fortsetzung der Zeichnung eines Quadrates in verschiedenen Lagen. — Хрусловъ muss in die zweite Classe veraltet werden.[235]
__________________________________________________________________________
Математика въ млад[шихъ] к[лассахъ] об[оихъ] отд[еленiй].[236]
__________________________________________________________________________
Занимались ученики старшаго класса, Макаровъ и Козловъ Д[анилка] — задавали 1-му отд[еленiю] на все четыре действiя; а 2-му отделенiю на сложенiе и вычитанiе задачи. —
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Продолжали повторенiе съ Саула и до конца В[етхо]-Зав[етной] Исторiи. — Разсказывали безъ меня. Пенiе, бывшее въ это время, много ихъ соблазняло, и они разсеявались. Приходилъ къ нимъ безпрестанно. Много было шуму и не охотно велся разсказъ.
__________________________________________________________________________
Мартъ 3. Суббота
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] к[лассъ]. 1-е отделенiе Математика.[237]
__________________________________________________________________________
1) Искали формулы и кое-что нашли сами. t = a • e(n-1)
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] к[лассъ] 2-е отд[еленiе]. Писанiе.
__________________________________________________________________________
Продолжаютъ писать кто изъ Русской, а кто изъ Св[ященной] Исторiи. Фокановъ пришелъ позднее другихъ и написалъ скорее всехъ, только со многими ошибками, потому что спешилъ догнать своихъ товарищей.
__________________________________________________________________________
Млад[шiе] к[лассы] обоихъ отд[еленiй]. Чтенiе.
__________________________________________________________________________
Читали изъ Русской Исторiи и изъ Солдатскаго чтенiя. — Многiе не разсказали какъ следуетъ. Другихъ книгъ для чтенiя не достало — отданы въ переплетъ.
__________________________________________________________________________
Рисованiе.[238]
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] к[лассъ] 2-го отд[еленiя.] Математика.
__________________________________________________________________________
Gleichungen mit scheinbar zwei unbekannten Grössen, z. B.: Ein Mann hat х Kinder und у Äpfel; wenn er jedem Kinde 6 Äpfel giebt, so hat er 2 zu wenig, giebt er aber nur 5 Äpfel, so behält er drei übrig. Wie viel Kinder und wie viel Äpfel? etc.[240]
__________________________________________________________________________
Март 5. — Понедельникъ.
__________________________________________________________________________
[241] Старш[iй] кл[ассъ]. Математика.
Протвердили прогрессiи. Все берутъ на память. Потомъ задачи изъ разложенiя на части, — разность — между двумя числами и ихъ частное. — |
Черн[овъ] |
— 4 |
Фокан[овъ] |
— 4 |
|
Мороз[овъ] |
— 4 |
|
Макар[овъ] |
— 4 |
|
Козл[овъ] |
— 4 |
|
Богдановъ |
— 4 |
Начинаю сначала.
__________________________________________________________________________
Стар[шiй к[лассъ] 2-го отд[еленiя]. Писанiе.
__________________________________________________________________________
Продолжаютъ писать. |
Румянцевъ |
— 5. |
Банник[ова] |
— 3. |
|
Фокановъ Т. |
— 4. |
|
Ждановъ |
— 3 +. |
|
Ивановъ |
— 4. + |
|
Козловъ А. |
— 4. |
__________________________________________________________________________
Млад[шiе] к[лассы] обоихъ отд[еленiй]. Чтенiе.
__________________________________________________________________________
Осипов М. |
— 5. |
Xрусловъ |
— 5 |
К. Осиповъ |
— 4 + |
Соколовъ |
— 5 |
Арбузовъ |
— 3. |
Поляковъ |
— 5 |
Сахаровъ |
— 3 — |
Михеевъ |
— 4 |
— 3. |
Владим[iровъ] |
— 5 |
|
Поликеевъ |
— 3. |
Матвеевъ |
— 5 |
Ермилова |
— 4. |
Осиповъ А. |
— 5, |
Кондаурова |
— 3. |
Солдатиковъ |
— 5, |
Матвеева |
— 3. |
Кондауровъ |
— 4. |
— 3. |
|||
Резуновъ |
— 5. |
||
Копылова |
— 2. |
||
Гавриловъ |
— 5. |
Читали изъ книгъ Солдатская книжка.
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] к[лассъ] 1-го отд[еленiя] Писанiе.
__________________________________________________________________________
Черновъ |
— 4 |
Фокановъ |
— 5. |
Макаровъ |
— 5 + |
Морозовъ |
— 5. |
— 4.+ |
|
Богдановъ |
— 4 +. |
Продолжаютъ писать изъ Русской Исторiи. —
Во время класса Ермилова и Матвеевъ оттаскали за волоса Ромашку безъ всякой причины. —
Присудили оставить безъ обеда.
__________________________________________________________________________
Стар[шiй] к[лассъ] 2-е отд[еленiе]. Чтенiе.
__________________________________________________________________________
Козловъ А. |
— 3. |
Румянцевъ |
— 3. |
Ивановъ |
— 3. |
Банникова |
— 3 |
Ждановъ |
— 3. |
— 3. |
Давалъ читать «Беседы Золотова», никто не разсказалъ.
__________________________________________________________________________
Млад[шiе] к[лассы] об[оихъ] отд[еленiй]. Писанiе.
__________________________________________________________________________
Первое отд[еленiе] писали заданныя сочиненiя. Младшiе — подъ диктантъ.
Священная Исторiя — после Рисованiя.
__________________________________________________________________________
Со всеми мальчиками разсказывалъ изъ Св[ященной] Исторiи сперва Bетхаго, a потомъ Новаго Завета. Старшiе только могутъ хорошо разсказывать, a прочiе недостаточно. Стали скучать. Многiе уснули. —
__________________________________________________________________________
Законъ Божiй.
Самымъ младшимъ ученикамъ было преподано буквальное изученiе молитвъ первоначальныхъ, среднимъ объяснялся смыслъ духовный молитвъ, употребляемыхъ при Богослуженiи Церковномъ, именно во время часовъ и утрени. Старшiе довольно смышлено усвоили таковый смыслъ, по знакомству съ Свящ[енною] Исторiею, среднiе недостаточно, посему и предположено, въ следующiй разъ, тоже повторить.
Свящ. Пашковскiй.
__________________________________________________________________________
[242]Рисованiе.
__________________________________________________________________________
Die Stunde fiel auf den Nachmittag. Wir zeichneten wegen hereinbrechender Dämmerung nur die beistehende einfache Figur.
Die Schüler waren sehr unruhig.[243] |
[Pисунок] |
Мартъ 6-е. Вторникъ.
__________________________________________________________________________
[244]Математика. Старшiй и 2-й классъ.
__________________________________________________________________________
Началъ съ нумерацiи съ старшими и старшими[245] 2-го класса. Значенiе значковъ десятичныхъ, простыхъ дробей и уравненiй. — Сашка въ толпе ничего не можетъ делатъ. — Я велъ дело плохо. Какъ будто ничего не вышло.
Ч[ерновъ] |
— 5 |
М[орозовъ] |
— 5 |
М[а]к[аровъ] |
— 5. |
Фок[ановъ] |
— 5[246] |
Д[анилка] |
— 5[247] |
Р[омашка] Б[огдановъ] |
— 5 |
__________________________________________________________________________
Млад[шiй К[лассъ]. — 2-го отд[еленiя]. — Чтенiе.
Ученики: |
Резуновъ |
— 4. + |
Д. Сахаровъ |
— 3. |
К. Осиповъ |
— 4. |
Г. Копылова |
— 2. |
|
М. Осиповъ |
— 4. |
О. Матвеева |
— 4 |
|
Д. Фролковъ |
— 2 |
А. Кондаурова |
— 2. |
|
Н. Цветковъ |
— 2 |
— 3. |
||
Н. Гавриловъ |
— 5 |
И. Бузняковъ |
— 3. |
|
Ив. Поликеевъ |
— 2 |
В. Кузнецовъ |
— 3. |
Читали разныя сказски и «Матвея». Ольгушка учила мальчиковъ нов[ыхъ].
__________________________________________________________________________
Старшiй кл[ассъ.] Геометрiя.[248]
__________________________________________________________________________
Ganz von Vornen angefangen.
Eine Linie in der Ebene. Richtung; Bestimmung derselben: Länge Zwei Linien. 1) Parallel oder 2) sich schneidend.
Nebenwinkel und Scheitelwinkel.
Drei Linien. 1) Alle 3 parallel.
2) 2 parallel von der dritten durchschnitten.
3) Keine der andern parallel. Dreieck.
ür 2 Aufzählung der entstehenden verschiedenen Winkelpaare.[249]
__________________________________________________________________________
[250]Математика. Сочиненья. Старш[iе] и втор[ые.]
__________________________________________________________________________
Задавали задачи изъ сложенья, вычитанья, умноженья. Задалъ было деленье, но они не понимали, вытаращили глаза, такъ и бросили. |
Читалъ все сочиненья. Дунька, Черновъ и Cокановъ очень хороши сочиненья. |
__________________________________________________________________________
Гавриловъ |
— 4 + |
Во всехъ классахъ, исключая певчихъ, Русская Исторiя. |
Цветковъ* |
— 3 + |
|
Арбузовъ |
— 3 — |
Д. Сахаревъ |
— 3 + |
Заставлялъ повторять изъ Русской Исторiи. Началъ Ромашка. Все ученики Старшаго Класса и другiе знающiе были лучшими разскащиками для меньшихъ и ничего не знающихъ. Самъ я ни слова не подсказывалъ. |
Кон[стантинъ] Осиповъ |
— 5 |
|
Фролковъ |
— 5 — |
|
М. Осиповъ |
— 5 |
|
Г. Копыловъ |
— 3 |
|
Кондаурова |
— 3 + |
|
Матвеева |
— 2 |
|
Полекеевъ |
— 5 |
|
Резуновъ |
— 5 |
__________________________________________________________________________
Мартъ 7-е. Середа.
__________________________________________________________________________
[251]Математика объяснительная сначала.
__________________________________________________________________________
О сложенiи и вычитанiи — уравненiя, опять нумерацiя, дроби. Игнатка калмыжничалъ. Я срамилъ его. Уничтоженiе членовъ уравненiй. — Тараска еще малъ.
Ч[ерновъ] |
— 5 |
Т[араска] |
— 4 |
М[о]р[озовъ] |
— 5 |
Б[а]нн[икова] |
— 5 |
Иг[натка] |
— 4 |
Жд[ановъ] |
— 3 |
Д[анилка] |
— 5 |
Кир [юшка] |
— 5 |
Р[омашка] |
— 5 |
_______________________________________________________________________
Млад[шiй] К[лассъ]. — Чтенiе и Математика.
_______________________________________________________________________
— 4 — 5 |
М. Сахаровъ |
— 2 — 4 |
|
Солд[атиковъ] |
— 5 — 5 |
[1 неразобр.] |
— 1 — 1 |
Соколовъ |
— 5 — 5 |
М. Осиповъ |
— 5 — 5 |
Михеевъ |
— 4 — 4 |
Арбузовъ |
— 4 — 1 |
Eрмилова |
— 1 — 4 |
Копылова |
— 1 — 5 + |
— 4 — 5 |
Фролковъ |
— 3 — 0 |
|
Резуновъ |
— 3 — 4 |
Поликеевъ |
— 4 — 1 |
Кондаур[ова] |
— 3 — 3 |
||
Влaдимировъ |
— 4 — 5 |
Читали о Матвее и разныя статейки, сказски и м[ногое] др[угое]. Но многiе порядочно разсказали. Нетъ сподручныхъ книгъ.
_______________________________________________________________________
Геометрiя.
Мокаровъ |
5 |
Verhältniss der Winkel bei durchschnittenen Parallelen.[252] |
Козловъ |
4 |
|
Морозовъ |
4 |
|
4 |
||
Румянцевъ |
3 + |
|
Ивановъ |
4 + |
|
Банникова |
4 |
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Мокаровъ |
5 + |
Das Kästchen der Rechen-Maschine in verschiedenen Lagen. Банникова, Фокановъ и Ждановъ zeichneten ein Quadrat in 3 Lagen.[253] |
5 |
||
Черновъ |
5 |
|
Ивановъ |
4 + |
|
Фокановъ |
5 |
|
Козловъ |
5 |
|
4 + |
||
Банникова |
5 |
|
Фокановъ |
3 |
|
Ждановъ |
3 + |
__________________________________________________________________________
— 1-го отд[еленiя].[254]
__________________________________________________________________________
Румянцевъ |
— 4 — |
Читали разныя книжки; двое только изъ Русской Исторiи. Много было шуму, безпрестанно дрались, особенно Румянцевъ. |
— 4 + |
||
Фокановъ |
— 0 |
|
Козловъ |
— 1 |
|
Банникова |
— 4 + |
|
Хрусловъ |
— 4 + |
|
— 3 |
||
Поляковъ |
— 4 + |
|
Соколовъ |
— 5 |
|
Владимiровъ |
— 5 |
|
Михеевъ |
— 4 |
|
— 4 + |
__________________________________________________________________________
Писанiе въ стар[шемъ] к[лассе] 1-го отд[еленiя] и млад[шемъ] к[лассе] 2-го отд[еленiя]
Макаровъ |
— 4 |
Писали различныя сочиненiя. Кому вздумается узнать достоинство ихъ, тотъ потрудись развернуть ихъ тетрадки. |
Морозовъ |
— 5 |
|
Богдановъ |
— 4 + |
|
Черновъ |
— 5 |
|
— 4 + |
||
Резуновъ |
— 4. |
|
М. Осиповъ |
— 2. |
|
Ермилова |
— 3 |
|
Матвеева |
— 2 |
|
— 2 |
||
Гавриловъ |
— 3 + |
|
Сахаровъ |
— 4 |
|
Арбузовъ |
— 1. |
__________________________________________________________________________
Русская Исторiя
[255]Читалъ объ Павле, Екат[ерине], Алекс[андре], Напол[еоне], Николае и А[лександре] II. Черн[овъ] волновался, вообще очень удачно для взрослыхъ.
Черн[овъ] |
— 5 |
Богд[ановъ] |
— 5 |
Да[анилка] |
— 5 |
М[акаровъ] |
— 5 |
— 5 |
|
М[орозовъ] |
— 5 |
Ф[окановъ] |
— 5 |
остальные плохо.
__________________________________________________________________________
Мартъ 8-е. Четвергъ.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Сложенье, вычитанье, деленье, умноженье. Алгебраиче[ски?] очень хорошо понимали, исключая маленькихъ. Отношенiе множителей.
Ч[ерновъ] |
— 5 |
— 5 |
|
М[акаровъ[ |
— 4 |
Д[анилка] |
— 4 |
Мор[озовъ] |
— 5 |
Ду[нька] |
— 4 |
— 3 |
|
Т[араска] |
— 3 |
К[ирюшка] |
— 4 |
Жд[ановъ] |
— 3 |
Ф[окановъ] |
— 4[256] |
Млад[шiе] к[лассы] обоихъ отд[еленiй]. Писанiе и чтенiе.[257]
__________________________________________________________________________
п. ч. |
|||
Ученики: |
Хрусловъ |
— 4 — 5 |
Все писали и читали попеременно. Ученики 1-го отделенiя писали на бумаге изъ Св[ященной] Исторiи; 2-го отд[еленiя] подъ диктовку; читали же все съ разсказомъ. — Требуютъ понятныхъ книжекъ. |
Владим[iровъ] |
— 4 — 4 |
||
Матвеева |
— 5 — 4 + |
||
Михеевъ |
— 4 — 4 + |
||
Соколовъ |
— 5 — 5 |
||
— 5 — 5 |
|||
Кондаурова |
— 4 — 5 |
||
Солдатиковъ |
— 4 — 5 |
Резуновъ |
— 4 — 5 |
Наскучили всемъ мальчикамъ учителямъ новые мальчики — до сихъ поръ плохо знаютъ буквы. |
|
К. Осиповъ |
— 4 — 4 |
||
Ермилова |
— 3 — 3 |
||
Гавриловъ |
— 4 — 4 + |
||
— 3 — 3 |
|||
Матвеевъ |
— 3 — 3 |
||
М. Осиповъ |
— 3 — 4 |
||
А. Осиповъ |
— 4 — 4 |
||
Фролковъ |
— 3 — 3 |
||
— 3 — 2 |
|||
Копылова |
— 2 — 2 |
||
Кондауровъ |
— 2 — 2 |
||
Арбузовъ |
— 2 — 2 |
||
Кузнецовъ |
— 2 |
||
— 3 |
__________________________________________________________________________
Геометpiя.[258]
__________________________________________________________________________
5 + |
Wiederholung der Winkel für die Parallelen. Aufstellung der Gleichungen für drei nicht parallele Linien im Bezug auf parallele Linien. Durchschnitt dreier Linien: Dreieck. Summe der Innen-und Aussenwinkel desselben. Vier Linien. 1) 4 Parallel. 2) 3 Parallel. 3) |
|
Черновъ |
5 + |
|
Ивановъ |
5 |
|
Румянцевъ |
5 |
|
Банникова |
5 |
|
4 |
||
Д. Козловъ |
5 |
|
Ал. Козловъ |
4 |
|
И. Фокановъ |
4 + |
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Солдат[иковъ] |
5 + |
Ермил[ова] |
5 — |
5 + |
Сахаровъ |
4 |
|
Кондаур[ова] |
4 |
М. Осиповъ |
5 — |
4 + |
К. Осиповъ |
4 + |
|
Поля[ковъ] |
4 — |
Фролковъ |
3 |
3 + |
Матвеевъ |
||
Михеевъ |
4 + |
Копылова |
3 |
Резуновъ. |
3 |
2 |
|
Владим[iровъ] |
3 + |
Судаковъ [?] |
4 |
Поликеевъ |
3 |
||
Арбузовъ |
1 + |
[260]Задалъ я задачу сперва. Купилъ одинъ купецъ столько то ржи и за плотилъ столько то р. и к. и продовалъ за столько то. Спрашивается, сколькоже борыша взялъ, и еще протчiи задачи задовалъ. Одну задалъ задачу, все молчатъ. Только сказалъ Капнтонъ, а за нимъ Xрусловъ. |
Задавалъ задачи: у одного купца столько то ореховъ, онъ роздалъ столько и дали ему столько. Потомъ задалъя задачу. 80 ч[етвертей] ржи и за каждую меру 25 коп. с. спрасилъ я что нужно сделать, все молчатъ только ответилъ [?] Ермилова некоторы[я] подобно задавалъ задачи. |
__________________________________________________________________________
[261]Законъ Божiй.
Старшiе ученики: Богдановъ, Черновъ, Ивановъ, Румянцевъ, Морозовъ, Макаровъ, Банникова по 5 +, Т. Фокановъ, Д. Козловъ по 5-ти, А. Козловъ, И. Фокановъ + 4, сред[нiе]
уч[еники] |
||
Хрусловъ |
4 |
Младшiе ученики узнали молитвы, старшiе и среднiе службу часовъ, 1, 3, 6, и девятаго. |
4 |
||
Владимировъ |
4 |
|
Матвеевъ |
4 |
|
Михеевъ |
4 |
|
Соколовъ |
4 |
|
4 |
||
Солдатиковъ |
4 |
|
Резуновъ |
4 |
|
К. Осиповъ |
4 |
|
Ермилова |
4 |
|
4 + |
||
Сахаровъ |
3 |
|
Матвеева |
3 |
|
М. Осиповъ |
3 |
|
А. Осиповъ |
3 |
|
3 |
||
прочiе же по |
2 + |
__________________________________________________________________________
Писанiе въ стар[шихъ] к[лассахъ] обоихъ отд[еленiй].[263]
__________________________________________________________________________
Богдановъ |
5 |
В млад[шихъ] к[лассахъ] чтенiе. Давалъ читать безъ разбору, почти никто не разсказалъ. Былъ выговоръ за безалабарщину въ чтенiи; отговаривался неименiемъ подручныхъ книжекъ. |
Чер[новъ] |
5 |
|
5 |
||
Макаровъ |
5 |
|
Фокан[овъ] |
5 |
|
Д. Козловъ |
4 + |
|
Рум[янцевъ] |
5 |
|
4 |
||
Банник[ова] |
4 |
|
А. Kозловъ |
4 |
|
Ивановъ |
4 |
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Wegen einer Anzahl neuen und zurückgebliebenen Schülern mussten wir noch einfache geradlieg[ende] Figuren zeichnen[265] [Рисунок.]
__________________________________________________________________________
Св[ященная] Исторiя.
Заставилъ Чернова читать по Библiи. Читалъ понятно и иныя слова объяснялъ. Если же затруднялся, я ему въ этомъ помогалъ. Дело шло чередомъ. Иногда увлекались пенiемъ, заслушивались, и на несколъко минуть прерывали нить своего разсказа. — Все, исключая девокъ, хорошо поняли. —
__________________________________________________________________________
Часть:
1
2
|