Толстая С. А.: Дневники
Мои записи разные для справок

МОИ ЗАПИСИ РАЗНЫЕ ДЛЯ СПРАВОК

1870

Ясная Поляна, 14 февраля. На днях, читая биографию Пушкина1, мне пришло в голову, что я могла бы быть полезна для потомства, которое будет интересоваться биографией Левочки, и записывать не вседневную его жизнь, а жизнь умственную, насколько я способна следить за ней. Мне и прежде это приходило в голову, да времени у меня мало.

Теперь начать хорошо. «Война и мир» кончено и ничего еще серьезно не предпринято.

Все лето прошлое он читал и занимался философией; восхищался Шопенгауэром2, считал Гегеля пустым набором фраз3. Он сам много думал и мучительно думал, говорил часто, что у него мозг болит, что в нем происходит страшная работа; что для него все кончено, умирать пора и проч. Потом эта мрачность прошла. Он стал читать русские сказки и былины. Навел его на это чтение замысел писать и составлять книги для детского чтения для четырех возрастов, начиная с «Азбуки»4. Сказки и былины приводили его в восторг. Былина о Даниле Лавчанине навела его на мысль написать на эту тему драму. Сказки и типы, как, например, Илья Муромец, Алеша Попович и многие другие, наводили его на мысль написать роман и взять характеры русских богатырей для этого романа. Особенно ему нравился Илья Муромец. Он хотел в своем романе описать его образованным и очень умным человеком, происхождением мужик и учившийся в университете. Я не сумею передать тип, о котором он говорил мне, но знаю, что он был превосходен5.

После чтения былин и сказок, именно все это последнее время, он перечитал бездну драматических произведений. И Мольера, и Шекспира, и Пушкина «Бориса Годунова», которого не хвалит и не любит6, и сам все собирается писать комедию. Он даже начал ее и рассказал мне довольно пустой сюжет, но я знаю, что это не серьезная его работа. Он сам на днях сказал мне: «Нет, испытавши эпический род (т. е. «Война и мир»), трудно и не стоит браться за драматический». Но я вижу, что он только и думает о комедии и все свои силы направил на драматический род7.

15 февраля. Вчера вечером много говорил Левочка о Шекспире и очень им восхищался; признает в нем огромный драматический талант8. Про Гете говорил, что он эстетик, изящен, пропорционален, но что драматического таланта у него нет, что в этом он слаб и все собирается поговорить с Фетом о Гете, которым Фет так восхищается. Еще Левочка говорил, что когда Гете рассуждает, философствует, тогда он велик.

Нынче утром Л. зазвал меня в кабинет, когда я проходила мимо, и говорил много об русской истории и исторических лицах. Я застала его за чтением истории Петра Великого — Устрялова9.

Типы Петра Великого и Меншикова очень его интересуют. О Меншикове он говорил, что чисто русский и сильный характер, только и мог быть такой из мужиков. Про Петра Великого говорил, что он был орудием своего времени, что ему самому было мучительно, но он судьбою назначен был ввести Россию в сношение с Европейским миром. В истории он ищет сюжета для драмы и записывает, что ему кажется хорошо. Сегодня он записал сюжетом историю Мировича, хотевшего освободить Иоанна Антоновича из крепости. Вчера он сказал мне, что опять перестал думать о комедии, а думает о драме, и все толкует: как много работы впереди!10

Мы с ним сейчас катались на коньках, и он добивается уметь делать все штуки на одной и двух ногах, задом, круги и проч. Это его забавляет, как мальчика.

24 февраля. Наконец, после долгих колебаний, сегодня Л. приступил к работе. Вчера он сказал, что когда думает серьезно, тогда ему представляется не драматическое, а опять эпическое.

Сейчас, утром, он написал своим частым почерком целый лист кругом. Действие начинается в монастыре, где большое стечение народа и лица, которые потом будут главными11.

Вчера вечером он мне сказал, что ему представился тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. Он говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой и не виноватой, и что как только ему представился этот тип, так все лица и мужские типы, представлявшиеся прежде, нашли себе место и сгруппировались вокруг этой женщины12. «Теперь мне все уяснилось», — говорил он. Давно придуманный им характер из мужиков образованного человека вчера он решил сделать управляющим.

———

Он говорил: «Меня упрекают в фатализме, а никто не может быть более верующий, чем я. Фатализм есть отговорка, чтоб делать дурное, а я верю в бога; в выражение Евангелия, что ни один волос не спадет без воли божьей, оттого и говорю, что все предопределено».

Мы не получаем ни газет, ни журналов, Л. говорит, что не хочет читать никаких критик. «Пушкина смущали критики, — лучше их не читать». Нам даром посылают «Зарю», в которой Страхов так превозносит талант Л.13. Это его радует. Еще Рис посылает немецкую газету14, вот и все. «Revue des deux Mondes» мы выписываем и читаем.

9 декабря. Сегодня в первый раз начал писать, мне кажется, серьезно. Не могу выразить, что делалось у него в голове все время его бездействия. Была мысль писать о путешествующем по России человеке, была мысль о взятом из крестьян и образованном человеке. А тут теперь в том начале, которое он мне нынче прочел, опять замысел о гениально умном человеке, гордом, хотящем учить других, искренно желающем приносить пользу, и потом, после несколького времени путешествия по России, столкновения с людьми простыми, истинно приносящими существенную пользу, после разной борьбы, приходящему к заключению, что его желание приносить пользу, как он это понимал, — бесплодно, и потом переход к спокойствию ума и гордости, к пониманию простой, существенной жизни, и тогда — смерть15.

Я, по крайней мере, так поняла то, что он мне нынче говорил и растолковывал.

В настоящую минуту Л. сидит с семинаристом в гостиной и берет первый урок греческого языка. Ему вдруг пришла мысль учиться по-гречески.

Все это время бездействия, по-моему умственного отдыха, его очень мучило. Он говорил, что ему совестно его праздность не только передо мной, но и перед людьми и перед всеми16. Иногда ему казалось, что приходит вдохновение, и он радовался.

Иногда ему кажется — это находило на него всегда вне дома и вне семьи, — что он сойдет с ума, и страх сумасшествия до того делается силен, что после, когда он мне это рассказывал, на меня находил ужас.

Дня три тому назад он воротился из Москвы17. Он нам покупал куклы, игрушки к елке, полотна и проч. Вернувшись, он все говорил: «Какое счастье быть дома, какое счастье дети, как я ими наслаждаюсь».

Он учит Сережу математике и иногда выходит из себя18. Всегда просит его останавливать, когда он слишком раздражится.

1871

С декабря упорно занимается греческим языком. Просиживает дни и ночи. Видно, что ничто его в мире больше не интересует и не радует, как всякое вновь выученное греческое слово и вновь понятый оборот. Читал прежде Ксенофонта, теперь то Платона, то «Одиссею» и «Илиаду», которыми восхищается ужасно. Очень любит, когда слушаешь его изустный перевод и поправляешь его, сличая с Гнедичем, перевод которого он находит очень хорошим и добросовестным. Успехи его по греческому языку, как кажется по всем расспросам о знании других и даже кончивших курс в университете, оказываются почти невероятно большими.

Иногда, проверяя его перевод, я замечаю в двух-трех страницах едва ли два, три слова и иногда непонятый оборот речи19.

Писать ему хочется, и часто говорит об этом. Мечтает, главное, о произведении столь же чистом, изящном, где не было бы ничего лишнего, как вся древняя греческая литература, как греческое искусство... Я не могу объяснить, хотя понимаю ясно, в каком роде его задуманное произведение. Он говорит, что не трудно написать что-нибудь, а трудно не написать. Т. е. удержаться от лишнего пустословия, от которого почти никто никогда не удерживается.

Мечтает написать из древней русской жизни. Читает Четьи-Минеи, житие святых и говорит, что это наша русская настоящая поэзия. Здоровье его плохо. Всю зиму хворал. Была боль в коленке ужасная; лихорадка, которой много содействовало слишком напряженное занятие греческим языком, в чем и он сознался сам; и теперь сухой, короткий и редкий кашель, в котором он не сознается и сердится, когда говорю ему о нем. «Никакого нет», — всегда говорит, а меня это больше всего мучает.

1873

16 января. Замысел мой я не выполнила и не записывала, что занимало все это время, а главное, как был занят ум Л. Он составил четыре детские книги20, занимался с уверенностью, гордостью и твердым убеждением, что дело его и полезно и хорошо. «Азбука» эта имеет страшный неуспех, который ему очень неприятен и особенно смутил и сердил его сначала. К счастью, это не мешает ему заниматься. Вчера он говорил: «Если б мой роман потерпел такой неуспех, я бы легко поверил и помирился, что он не хорош. А это я вполне убежден, что «Азбука» моя есть необыкновенно хороша, и ее не поняли»21.

Занят он теперь чтением материалов из истории времен Петра Великого22. Его вдруг охватило какой-то бессознательной потребностью избрать себе умственную деятельность именно из этого времени. Как это подкралось — было даже незаметно. Он записывает в разные записные книжечки все, что может быть нужно для верного описания нравов, привычек, платья, жилья и всего, что касается обыденной жизни, особенно народа и жителей вне двора и царя. А в других местах записывает все, что приходит в голову касательно типов, движения, поэтических картин и проч. Эта работа мозаичная. Он вникает до таких подробностей, что вчера вернулся е охоты особенно рано и допытывался по разным материалам, не ошибка ли, что написано, будто высокие воротники носились при коротких кафтанах. Л. предполагает, что они носились при длинных верхних платьях, особенно у простонародья. Вечером мы читали вслух записки о свадьбах и обычаях русских времен Алексея Михайловича23. Левочка очень ценит и хвалит историю Устрялова как труд вполне добросовестный.

31 января. Чтение материалов продолжается. Типы один перед другим возникают перед ним.

Написано около десяти начал, и он все недоволен. Вчера говорил: «Машина вся готова, теперь ее привесть в действие»24.

19 марта. Вчера вечером Л. мне вдруг говорит: «А я написал полтора листочка и, кажется, хорошо». Думая, что это новая попытка писать из времен Петра Великого, я не обратила большого внимания. Но потом я узнала, что начал он писать роман из жизни частной и современной эпохи. И странно он на это напал. Сережа все приставал ко мне дать ему почитать что-нибудь старой тете вслух. Я ему дала «Повести Белкина» Пушкина. Но оказалось, что тетя заснула, и я, поленившись идти вниз, отнести книгу в библиотеку, положила ее на окно в гостиной. На другое утро, во время кофе, Л. взял эту книгу и стал перечитывать и восхищаться. Сначала в этой части (изд. Анненкова) он нашел критические заметки и говорил: «Многому я учусь у Пушкина, он мой отец, и у него надо учиться». Потом он перечитывал вслух мне о старине, как помещики жили и ездили по дорогам25, и тут ему объяснился во многом быт дворян во времена и Петра Великого, что особенно его мучило; но вечером он читал разные отрывки и под влиянием Пушкина стал писать. Сегодня он продолжал дальше и говорит, что доволен своей работой26.

В настоящую минуту он ушел смотреть лисицу, с двумя сыновьями, учителем Федором Федоровичем и дядей Костей27. Лисица эта бегает всякий день недалеко от дому, около мостика.

4 октября. Роман «Анна Каренина», начатый весною, тогда же был весь набросан. Все лето, которое мы провели в Самарской губернии28, он не писал, а теперь отделывает, изменяет и продолжает роман29.

Крамской пишет его два портрета и немного мешает заниматься. Зато споры и разговоры об искусстве всякий день30.

Вчера мы вместе поехали в Шаховское к Оболенским, он кашлял, и я боюсь за него. Он поехал дальше на охоту, а я вернулась сегодня домой. (Рожденье Тани, ей 9 лет.)

20 ноября. Сейчас Л. Н. мне рассказывал, как ему приходят мысли к роману: «Сижу я внизу, в кабинете, и разглядываю на рукаве халата белую шелковую строчку, которая очень красива. И думаю о том, как приходит в голову людям выдумывать все узоры, отделки, вышиванья; и что существует целый мир женских работ, мод, соображений, которыми живут женщины. Что это должно быть очень весело, и я понимаю, что женщины могут это любить и этим заниматься. И конечно, сейчас же мои мысли (т. е. мысли к роману) Анна... И вдруг мне эта строчка дала целую главу. Анна лишена этих радостей заниматься этой женской стороной жизни, потому что она одна, все женщины от нее отвернулись, и ей не с кем поговорить обо всем том, что составляет обыденный, чисто женский круг занятий».

Всю осень он говорил: «Мой ум спит», и вдруг неделю тому назад точно что расцвело в нем: он стал весело работать и доволен своими силами и трудом. Сегодня, не пивши еще кофе, молча сел за стол и писал, писал более часу, переделывая главу Алекс. Алекс. в отношении Лидии Ивановны и приезд Анны в Петербург31.


ЗАПИСКИ О СЛОВАХ, СКАЗАННЫХ Л. Н. ТОЛСТЫМ
ВО ВРЕМЯ ПИСАНЬЯ

21 ноября 1876 года. Подошел и говорит мне: «Как это скучно писать». Я спрашиваю: «Что?» Он говорит: «Да вот я написал, что Вронский и Анна остановились в одном и том же номере, а это нельзя, им непременно надо остановиться в Петербурге, по крайней мере, в разных этажах. Ну, и понимаешь, из этого вытекает то, что сцены, разговоры и приезд разных лиц к ним будет врозь, и надо переделывать».

1877

3 марта. Вчера Л. Н. подошел к столу, указал на тетрадь своего писанья и сказал: «Ах, скорей, скорей бы кончить этот роман (т. е. «Анну Каренину») и начать новое. Мне теперь так ясна моя мысль. Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народнуюсилы завладевающей». И сила эта у Льва Николаевича представляется в виде постоянного переселения русских на новые места на юге Сибири, на новых землях к юго-востоку России, на реке Белой, в Ташкенте и т. д.

Много разных сведений слышны со всех сторон о переселенцах. Так, например, в прошлое лето жили мы в Самаре и поехали раз вдвоем к казакам, верст 20 от нашего Самарского хутора. Встречаем мы целый обоз, несколько семейств, дети, старики, все веселые. Мы остановились и спросили старика: «Куда вы?» — «Да на новые места едем из Воронежской губернии. Наши уже давно ушли на Амур, а теперь пишут оттуда, вот и мы идем туда же».

Это очень взволновало тогда и заинтересовало Льва Николаевича. Теперь ему рассказали на железной дороге другой случай: поехали человек сто или больше тамбовских крестьян в Сибирь, по своей воле. Пришли на степь около Иртыша, им сказали, что тут земля киргизская и им сесть тут нельзя. Они пошли немного дальше.

И вот мысль будущего произведения, как поняла ее я, а кругом этой мысли группируются факты, типы, еще не ясные даже ему самому32.

———

Сегодня пришел Л. Н. с утренней прогулки и говорит: «Как я счастлив». Я спросила: «Чем?» Он говорит: «Во-первых, тобой, а во-вторых, своей религией. И не Бобринский33, не граф. Ал. Андр. Толстая обратили меня своим христианством, а материалист Захарьин (доктор) и вчерашний (наш гость) Левицкий. Захарьин своим искренним желанием быть религиозным, а Левицкий чтением рассказов о русской истории с новой, оригинальной и прекрасной точкой зрения — именно религиозной».

Он рассказывает исторические факты в том тоне, что прежде русские были не христиане и жили для нужд своих и бог карал их, и потом они стали христиане и стали жить для души своей... Чтение это очень тронуло Л. Н., и сегодня он говорит, что он и не мог бы жить долго в той страшной борьбе религиозной, в какой находился эти последние два года, и теперь надеется, что близко то время, когда он сделается вполне религиозным человеком, но не как...34 (Мне помешали, и я не помню, что хотела написать.)

25 августа. Л. Н. уехал в Москву искать детям русского учителя35. Все более и более укрепляется в нем религиозный дух. Как в детстве, всякий день становится он на молитву, ездит по праздникам к обедне, где мужики всякий раз обступают его, расспрашивая о войне;36 по пятницам и средам ест постное и все говорит о духе смирения, не позволяя и останавливая полушутя тех, кто осуждает других. Ездил в Оптину пустынь 26 июля и остался очень доволен мудростью, образованием и жизнью тамошних монахов — старцев37.

Вчера он мне говорит: «Умственный клапан мой открылся, но зато и голова ужасно болит». Его очень волнует неудача в Турецкой войне и положение дел в России, и вчера он писал все утро об этом. Вечером он мне говорил, что знает, какую форму придать своим мыслям, именно написать письмо к государю38. Пусть напишет, но форма рискованна и посылать нельзя.

12 сентября. Л. Н. говорит: «Пока война, ничего не могу писать, так же, как если пожар в городе, то нельзя ни за что взяться, и все тянет туда». Поехал сегодня на охоту с борзыми и оттуда, т. е. со станции Лазарево, в свое имение — Никольское, по хозяйству.

25 октября. что именно он будет писать, — да, кажется, ему самому не ясно еще, но, как я понимаю, главная мысль будет народ и сила народа, проявляющаяся в земледелии исключительно. Сегодня он мне говорил: «А эта пословица, которую я прочел вчера, мне очень нравится: «Один сын не сын, два сына — полсына, а три сына — сын». Вот для моего начала эпиграф. У меня будет старик, у которого три сына. Одного отдали в солдаты, другой так себе, дома, а третий, любимый отца, выучивается грамоте и смотрит вон из мужицкого быта, что больно старику. И вот она, семейная драма, в душе зажиточного мужика, для начала». Потом, кажется, этот выучившийся сын-мужик придет в столкновение с людьми другого, образованного круга, и потом ряд событий. Во второй части, как говорит Л. Н., будет переселенец, русский Робинзон, который сядет на новые земли (Самарские степи) и начнет там новую жизнь, с самого начала мелких, необходимых, человеческих потребностей.

«Крестьянский быт мне особенно труден и интересен, а как только я описываю свой — тут я как дома», — говорит Л. Н.

«Анна Каренина» печатается и скоро выйдет в особом издании39. И сегодня Л. Н. сказал: «И в новом будет проведена та же мысль последовательно...» Но какая?

26 декабря. 6 декабря ночью, в 3 часа, у нас родился сын Андрей. Событие это как будто сняло какие-то умственные оковы с ума Л. Н., и неделю тому назад он начал писать в большой переплетенной книге какое-то религиозно-философское сочинение. Я еще его не читала, но сегодня он сказал брату Степе: «Вот то, что я пишу в большой книге, составляет мою цель доказать несомненную необходимость религии»40.

Я люблю его аргумент, который он приводит о пользе христианства всем спорящим, о том, что законы общественные — законы всех коммунистов, социалистов будто выше законов христианства, и этот аргумент его потому и записываю. Именно: «Если б не было учения христианства, которое вкоренилось веками в нас и на основании которого сложилась вся наша общественная жизнь, то не было бы и законов нравственности, чести, желания распределить блага земные более ровно, желания добра, равенства, которое живет в этих людях».

Настроение Л. Н. сильно изменяется с годами. После долгой борьбы неверия и желания веры — он вдруг теперь, с осени, успокоился. Стал соблюдать посты, ездить в церковь и молиться богу. Когда его, спрашивают, почему именно он избрал эти обряды для исполнения верований, он говорит: «Я буду стараться и желаю достигнуть всех законов церкви, а пока исполняю какие могу». И всегда спрашивает нас: «Ты будешь исповедоваться?» — «Буду». — «Тебя спросит священник на духу, ешь ли ты постное?» — «Спросит». — «Стало быть, или это надо исполнять, т. е. есть постное, или надо лгать».

Характер Л. Н. тоже все более и более изменяется. Хотя всегда скромный и малотребовательный во всех своих привычках, теперь он делается еще скромнее, кротче и терпеливее. И эта вечная, с молодости еще начавшаяся борьба, имеющая целью нравственное усовершенствование, увенчивается полным успехом.

1878

8 января. «Со мной происходит что-то похожее на то, когда я писал «Войну и мир», — сказал мне сейчас Лев Николаевич с какой-то полуусмешкой, отчасти радостной, отчасти недоверчивой к словам, которые он сказал. — И тогда я, собираясь писать о возвратившемся из Сибири декабристе, вернулся сначала к эпохе бунта 14 декабря, потом к детству и молодости людей, участвовавших в этом деле, увлекся войной 12-го года, а так как война 12-го года была в связи с 1805 годом, то и все сочинение начал с этого времени». Теперь Льва Николаевича заинтересовало время Николая I, а главное — Турецкая война 1829 года. Он стал изучать эту эпоху; изучая ее, заинтересовался вступлением Николая Павловича на престол и бунтом 14 декабря.

Потом он мне еще сказал: «И это у меня будет происходить на Олимпе, Николай Павлович со всем этим высшим обществом, как Юпитер с богами, а там где-нибудь в Иркутске или в Самаре переселяются мужики, и один из участвовавших в истории 14 декабря попадает к этим переселенцам — и «простая жизнь в столкновении с высшей»41.

Потом он говорил, что как фон нужен для узора, так и ему нужен фон, который и будет его теперешнее религиозное настроение. Я спросила: «Как же это?» Он говорит: «Если б я знал — как, то и думать бы не о чем». Но потом прибавил: «Вот, например, смотреть на историю 14 декабря, никого не осуждая, ни Николая Павловича, ни заговорщиков, а всех понимать и только описывать».

1 марта. Все время Л. Н. занимается чтением времен Николая Павловича и, главное, заинтересован и даже весь поглощен историей декабристов. Он ездил в Москву и привез целую груду книг и иногда до слез тронут чтением этих записок42. Сегодня он уехал в Сергиевское по делам вспомоществования семействам ратников.

1879

18 декабря. церкви с христианством43. Читает целые дни, постное ест по средам и пятницам; весь пост есть запретил Захарьин, по случаю головных болей, происходящих будто от желудка.

Все разговоры проникнуты учением Христа.

Расположение духа спокойное и молчаливо-сосредоточенное. Декабристы и вся деятельность в прежнем духе совсем отодвинута назад, хотя он иногда говорит: «Если буду опять писать, то... напишу совсем другое, до сих пор все мое писание были одни этюды»44.

1881

31 января. У нас был Юрьев (редактор «Русской мысли»). Когда я осталась с ним наедине, а Лев Николаевич, по своему обыкновению, взяв стакан с чаем, ушел в кабинет заниматься от завтрака до обеда (от 12-ти до 5-ти), Юрьев стал меня спрашивать, почему Л. Н. бросил писать «Декабристов». Никогда ясно не обдумав сама, почему это так случилось, я задумалась, но потом разом окинула воспоминанием и живо рассказала ему. Юрьев сейчас же горячо начал мне говорить: «Ваш рассказ драгоценен, запишите его непременно».

Слушаюсь Юрьева и записываю.

Л. Н. серьезно занимается только зиму. Изучив материалы, набросав кое-что для «Декабристов», он не успел еще написать ничего серьезного, как уже наступило лето. Чтоб не терять времени и вместе с тем здорово его употреблять, он стал делать продолжительные и длинные прогулки по проходящему от нас в двух верстах шоссе (Киевский тракт), где летом можно всегда встретить множество богомольцев, идущих со всех концов России и Сибири на богомолие в Киев, Воронеж, Троицу и прочие места.

Считая свой язык русский далеко не хорошим и не полным, Л. Н. поставил в это лето своей целью изучать язык в народе. Он беседовал с богомольцами, странниками, проезжими и все записывал в книжечку народные слова, пословицы, мысли и выражения. Но эта цель привела к неожиданному результату.

Приблизительно до 1877 года религиозное настроение Л. Н. было неопределенное, скорее равнодушное. Неверия не было полного никогда, но и веры определенной тоже не было. Это страшно мучило Л. Н. (он написал свою религиозную исповедь в начале нового сочинения).

Придя в близкое столкновение с народом, богомольцами и странниками, его поразила твердая, ясная и непоколебимая их вера. Ему стало страшно за свое неверие, и он вдруг всей душой пошел той же дорогой, как народ. Он стал ходить в церковь, есть постное, становиться на молитву и исполнять все церковные обряды. Это продолжалось довольно долго.

Но Л. Н. скоро увидал, что источник добра, терпения, любви в народе не исходил из ученья церкви; и он сам выразился, что когда он увидал лучи, он по лучам добрался до настоящего света и увидал ясно, что свет в христианстве — в Евангелии. Всякое другое влияние он упорно отвергает и с его слов делаю это замечание.

«Христианство живет в преданиях, в духе народа, бессознательно, но твердо». Вот его слова.

Тогда же мало-помалу Л. Н. увидал с ужасом, какой разлад между церковью и христианством. Он увидал, что церковь как бы рука об руку с правительством составила заговор тайный против христианства. Церковь молится и благодарит бога за побитых людей, празднуя победу, тогда как в Ветхом завете сказано: «Не убий». А в Евангелии: «Люби ближнего, как самого себя». Церковь выносит и покровительствует даже присяге, а Христос сказал: «Не клянись». Церковь дала людям обрядность, которой люди должны спасаться, и поставила преграду христианству; истины ученья о царстве божьем на земле затмились тем, что людей усиленно убеждали о их несомненном спасенье посредством крещенья, причастия, постов и проч.

Вот что пришло в голову Льву Николаевичу. Он стал изучать Евангелие, переводить его и комментировать45«свет». Все миросозерцание осветилось этим светом. Взгляд на людей стал таков (как он сам говорил), что прежде был известный кружок людей своих, близких, а теперь миллионы людей стали братьями. Прежде было именье и богатство свое, а теперь кто беден и просит, тому надо давать.

Всякий день садится он за свою работу, окруженный книгами, и до обеда трудится. Здоровье его сильно слабеет, голова болит, он поседел и похудел в эту зиму.

Он, по-видимому, совсем не так счастлив, как бы я того желала, а стал тих, сосредоточен и молчалив. Почти никогда не прорывается то веселое, живое расположение духа, которое, бывало, увлекало всех нас, его окружающих. Приписываю это усталости от тяжелого напряженного труда. Не то, как бывало, когда описывалась охота или бал в «Войне и мире», он, веселый и возбужденный, имел вид, как будто сам побывал и участвовал в этих увеселениях. Ясность и спокойствие личного его состояния души несомненно, но страдание о несчастиях, несправедливости людей, о бедности их, о заключенных в тюрьмах, о злобе людей, об угнетении — все это действует на его впечатлительную душу и сжигает его существование.

ПОЧЕМУ КАРЕНИНА АННА И ЧТО НАВЕЛО НА МЫСЛЬ
О ПОДОБНОМ САМОУБИЙСТВЕ?

У нас есть сосед лет 50-ти, небогатый и необразованный — А. Н. Бибиков. У него была в доме дальняя родственница его покойной жены, девушка лет 35-ти, которая занималась всем домом и была его любовница. Бибиков взял в дом к сыну и племяннице гувернантку — красивую немку, влюбился в нее и сделал ей предложение. Прежняя любовница его, которую звали Анна — Ясенки, и там бросилась на рельсы, под товарный поезд. Потом ее анатомировали. Лев Николаевич видел ее с обнаженным черепом, всю раздетую и разрезанную в Ясенковской казарме. Впечатление было ужасное и запало ему глубоко. Анна Степановна была высокая, полная женщина, с русским типом и лица и характера, брюнетка с серыми глазами, но не красива, хотя очень приятная46.

1877

ССОРА Л. Н. ТОЛСТОГО С И. С. ТУРГЕНЕВЫМ

Отношения Льва Николаевича к Тургеневу в первое время литературного поприща Л. Н. в Петербурге были самые хорошие. Тургенев признавал в нем талант, писал к сестре Льва Николаевича, Марье Николаевне, самые лестные о нем отзывы, они часто видались и были, по-видимому, дружны, несмотря на то, что Тургенев был 10-ю годами старше и, казалось, неохотно видел в Толстом соперника на литературном поприще47.

Раз Тургенев и Толстой встретились у Фета, в Степановке Орловской губернии Мценского уезда. Разговор шел о благотворительности. И Тургенев сказал, что дочь его, воспитанная за границей, делает много добра, помогая бедным. Л. Н. сказал, что он не любит той благотворительности, которая, подражая англичанам, выбирает своих бедных (my poors) и отделяет систематически известную, малую часть своего состояния. Что настоящая благотворительность есть та, которая вытекает от сердца и непосредственно, отдаваясь чувству, делает добро.

Тургенев сказал: «Стало быть, вы находите, что я дурно воспитываю дочь?» Л. Н. ответил на это, что он думает то, что говорит, и что, не касаясь личностей, просто выражает свою мысль. Тургенев рассердился и вдруг сказал: «А если вы будете так говорить, я вам дам в рожу»48.

— Никольским и именьем Фета — Степановкой. Оттуда Лев Николаевич послал за ружьями и пулями, а к Тургеневу письмо с вызовом за оскорбление. В письме этом он писал Тургеневу, что не желает стреляться пошлым образом, т. е. что два литератора приехали с третьим литератором, с пистолетами, и дуэль бы кончилась шампанским, а желает стреляться по-настоящему и просит Тургенева приехать в Богослов к опушке леса с ружьями.

Всю ночь Лев Николаевич не спал и ждал. К утру пришло письмо от Тургенева, что, напротив, он не согласен стреляться, как предлагает Толстой, а желает дуэль по всем правилам. На это Лев Николаевич написал Тургеневу: «Вы меня боитесь, а я вас презираю и никакого дела с вами иметь не хочу».

Прошло несколько времени. Лев Николаевич, живя в Москве, как-то раз пришел в одно из тех прелестных расположений духа, которое в жизни его находит на него иногда — смирения, любви, желания и стремленья к добру и всему высокому. И в этом расположенье ему стало невыносимо иметь врага. Он написал Тургеневу письмо, в котором жалел, что их отношения враждебны, писал, что «если я оскорбил вас, простите меня, мне невыносимо грустно думать, что я имею врага». Письмо было послано в Петербург, к книгопродавцу Давыдову, который имел дела с Тургеневым. Но оно не дошло еще до Тургенева, как он из Парижа написал Льву Николаевичу письмо, в котором упрекал его: «Вы всем рассказываете, что я трус и не хотел с вами драться. Так я требую за это удовлетворения и буду с вами драться, когда приеду в Россию» (что-то через 8 месяцев, кажется).

Лев Николаевич написал ему, что это так смешно и глупо вызывать драться через 8 месяцев, что я на это могу ответить вам тем же презрением, как и прежде, а если вам нужно себя оправдать перед публикой, то посылаю вам другое письмо, которое можете показывать кому хотите. В письме этом Лев Николаевич писал: «Вы мне сказали, что вы меня ударите по роже, а я отказался драться».

Письмо это было написано под влиянием чувства, что если у Тургенева нет личной настоящей чести, а нужна честь для публики, то вот ему для этого это письмо; но что Лев Николаевич стоит выше этого и мнение публики презирает. И на это Тургенев сумел быть слаб. Он отвечал, что считает себя удовлетворенным49— получил ли его Тургенев. Тем и кончилась эта ссора, но враги остались, к сожаленью, непримиримы, до — 50.

Написано со слов Льва Николаевича Толстого

23 января 1877 года.


ПРИМИРЕНИЕ ГР. ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО
С ИВАНОМ СЕРГЕЕВИЧЕМ ТУРГЕНЕВЫМ

Все более и более приходя в религиозное расположение, Льву Николаевичу стало грустно думать, что есть человек, с которым он как будто в враждебных отношениях, и он весной раз написал Тургеневу письмо в Париж, в котором просил его забыть, если было что-либо враждебное в их отношениях, вспомнить только те хорошие отношения, которые существовали во время вступления Л. Н. на литературное поприще, когда он любил его искренно, и даже писал: «Простите меня, в чем я был виноват перед вами». Тургенев ответил таким же душевным письмом, отвечая: «Охотно жму протянутую вами руку...» и обещал, когда будет в России, приехать к нам51.

Теперь, только что мы вернулись из Самары, 6 августа, мы получили телеграмму, что Тургенев будет к нам 8-го числа52. Лев Николаевич поехал его встречать в Тулу, и о встрече их я ничего не знаю. Тургенев очень сед, очень смиренен, всех нас прельстил своим красноречием и картинностью изложения самых простых и вместе и возвышенных предметов. Так он описывал статую Христос 53, точно мы все видели его, а потом рассказывал о своей любимой собаке Пегас с одинаковым мастерством. В Тургеневе теперь стала очень видна слабость, даже детская, наивная слабость характера. Вместе с тем видна мягкость и доброта. Вся ссора его с Львом Николаевичем мне объяснилась этой слабостью.

Например, он наивно сознается, что боится страшно холеры. Потом нас было 13 за столом, мы шутили о том, на кого падет жребий смерти и кто ее боится. Тургенев, смеясь, поднял руку и говорит: «Que celui qui craint la mort, lève la main»1*.

Никто не поднял, и только из учтивости Л. Н. поднял и сказал: «Eh bien, moi aussi je ne veux pas mourir»2*54.

Тургенев пробыл у нас два дня. О прошлом речи не было: были отвлеченные споры и разговоры, и, на мой взгляд, Л. Н. держал себя слегка почтительно и очень любезно, не переходя никакие границы. Тургенев, уезжая, сказал мне: «До свиданья, мне было очень приятно у вас».

«до свиданья» и опять приезжал в начале сентября55.

Примечания

1 А. С. Пушкин. Сочинения. С прил. материалов для его биографии, портрета, снимков с его почерка и с его рисунков. Т. I. СПб., изд. П. В. Анненкова, 1855 (ЯПб).

2 «выписал все сочинения» Шопенгауэра, «читал и читает» их и испытывает «неперестающий восторг». «Я уверен, что Шопенгауэр гениальнейший из людей» (ПСС, т. 61, с. 219).

3 Толстой считал Гегеля «слабым мыслителем: » (см.: ПСС, т. 48, с. 345), а в письме к Н. Н. Страхову (1872) признавался, что, читая выписки из Гегеля, он не понял «ни единого слова» (ПСС, т. 61, с. 348).

4 «Войны и мира», и, закончив роман, он напряженно работал над «Азбукой». «Азбука» вышла в 1872 г.

5 Сохранился черновик заметок к предполагаемому роману, героями которого должны были стать люди с «характерами русских богатырей» (см.: ПСС, т. 90, с. 109—110). Замысел этого романа продолжал интересовать Толстого в течение всего года, о чем свидетельствует запись об Илье Муромце и его товарищах в Записной книжке 30 декабря 1870 г. (ПСС, т. 48, с. 90). Подробно см.: Э. Е. Зайденшнур«Русский фольклор. Материалы и исследования». V. М. — Л., Изд-во АН СССР, 1960, с. 329—366).

6 В письме от 4 февраля 1870 г. Толстой сообщал А. А. Фету: «Я очень много читал Шекспира, Гете, Пушкина, Гоголя, Мольера и обо всем этом многое хочется вам сказать» (ПСС, т. 61, с. 226—227). К этому же времени относится запись Толстого на отдельном листе — рассуждения о драме и комедии, о трагедии и «Борисе Годунове», который кажется ему «слабым» (ПСС, т. 48, с. 344).

7 Замысел не был осуществлен.

8 «Хвала Шекспиру была кратковременна, в душе он его не любит и всегда говорит: «Я это говорю потихоньку». См. статью Толстого «О Шекспире и о драме» (1903—1904) — ПСС, т. 35.

9 «История царствования Петра Великого», незаконченный 23-летний труд Н. Г. Устрялова. Вышли тт. I—III (1858), т. VI (1859) и т. IV (1863).

10 Запись сюжета о поручике В. М. Мировиче, которому Толстой хотел придать драматическую форму, не сохранилась.

11 В этот день Толстой сделал первый набросок романа из эпохи Петра I. Работа продолжалась с перерывом до 1873 г. В это время Толстой изучал эпоху Петра I и написал 25 вариантов начала. Писание «Анны Карениной» прервало эту работу почти на пять лет. В 1879 г. Толстой вновь вернулся к ней, создав еще восемь новых вариантов начала. Роман остался незавершенным (см.: ПСС

12 Это первое упоминание о романе «Анна Каренина», начатом Толстым в 1873 г. См. коммент. 26.

13 В журнале «Заря», бесплатно высылаемом редакцией Толстому, были напечатаны четыре статьи Н. Н. Страхова о «Войне и мире» (1869, № 1—3, 1870, № 1). Статьи были изданы отдельно под заглавием: Н. Страхов. Критический разбор «Войны и мира». СПб., 1871; перепечатаны в сборнике: Н. Н. . Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом. СПб., 1885. С. А. Толстая писала в «Моей жизни»: «Лев Николаевич говорил, что Страхов в своей критике придал «Войне и миру» то высокое значение, которое роман этот получил уже много позднее и на котором он и остановился навсегда» (Моя жизнь, кн. 2, с. 261). Об этом же: С. А. Толстая— «Начала», 1921, № 1, с. 147.

14 Немецкую газету «Moskauer Deutsche Zeitung» в Ясную Поляну посылал Ф. Ф. Рис — владелец типографии в Москве, где печатались первые два издания «Войны и мира» и «Анны Карениной».

15 Начало этого романа не сохранилось.

16 В письме к А. А. Фету от 17 ноября 1870 г. Толстой писал: «Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять» (ПСС, т. 61, с. 240).

17 «Россия» на Кузнецком мосту.

18 Об уроках отца С. Л. Толстой впоследствии вспоминал: «Иногда он раздражался и возвышал голос, особенно во время уроков, но я не помню, чтобы он при этом употреблял грубые слова; случалось только, что он прогонял с урока» (С. Л. Толстой, с. 88).

19 Зимой 1870 г. Толстой увлекся изучением греческого языка и в течение 3—4 месяцев овладел языком настолько, что мог свободно читать «Ксенофонта почти без лексикона», а затем «Гомера и Платона» (см. письмо к С. С. Урусову от 29... 31 декабря 1870 г. — ПСС«Живу весь в Афинах. По ночам во сне говорю по-гречески» (там же, с. 249).

20 I—IV книги «Азбуки» (см.: ПСС, т. 22).

21 «Неуспех» «Азбуки» имел несколько причин: царская администрация подозрительно относилась к педагогической деятельности Толстого, «Азбука» не была допущена в качестве учебника для школ министерством просвещения (см.: ПСС, т. 61, с. 338—340); в печати появились резко отрицательные отзывы о ней. Вследствие этого, а также из-за высокой цены книга не распродавалась. Для облегчения продажи ее расброшюровали на 12 книжек: «Азбука», четыре книги для русского чтения, четыре книги для славянского чтения, две книги арифметики и «Руководство для учителя». Но и это не помогло, и в 1875 г. Толстой занялся переработкой «Азбуки» (см.: ПСС, т. 21, с. 547—594).

Хотя неудача «Азбуки» 1872 г. «смутила и сердила» Толстого, он был убежден, что «памятник воздвиг этой Азбукой» и что «ее оценят лет через 10 те дети, которые на ней выучатся» (ПСС, т. 61, с. 349; т. 62, с. 9).

22 ПСС, т. 61, с. 341), в это же время им были куплены семь книг в Москве (счет Толстому. — ПСС, т. 17, с. 629—630). С подобной просьбой Толстой обращался к Голохвастову и в январе 1873 г. (см. письмо от 24 января. — ПСС, т. 62, с. 5—6).

23 Во время работы над романом из эпохи Петра I Толстой читал книги: И. Е. . Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. 1, ч. I («Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст.»), М., 1862; т. 2 («Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст.»), М., 1869, и Г. К. Котошихин. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1840.

24 В письме к А. А. Фету от 30 января 1873 г. Толстой жаловался: «Работа затеянная — страшно трудна. Подготовки изучения нет конца, план все увеличивается, а сил, чувствую, что все меньше и меньше» (ПСС«Работа моя не двигается» (там же, с. 15).

Толстой, поясняя, почему роман не был закончен, ссылался на «отдаленность эпохи», на то, что «царь Петр от него очень далек» и т. п. Главная причина, очевидно, была та, что Толстой разочаровался и в личности Петра, и в его государственной деятельности (см.: Гусев. Материалы—132).

25 По-видимому, отрывок: «В 179... году возвращался я в Лифляндию» (А. С. Пушкин. Соч., т. 5. СПб., 1855, с. 517—518).

26 18 марта 1873 г. Толстой начал писать роман «Анна Каренина». В письме к Н. Н. Страхову от 25 марта 1873 г. он писал, что толчком к этому послужило чтение отрывка Пушкина «Гости съезжались на дачу» (А. С. . Соч., т. 5. СПб., 1855, с. 502—506). В письме также сообщалось, что роман «нынче кончил начерно» (ПСС, т. 62, с. 16).

27 К. А. Иславин.

28 Семья Толстых прибыла на Самарский хутор 8 июня. Поездка была предпринята для укрепления здоровья Толстого.

29 «Анна Каренина» см. статью Н. К. Гудзия «История писания и печатания «Анны Карениной» (ПСС, т. 20, с. 577—643).

30 И. Н. Крамской писал портреты Толстого в Ясной Поляне с 5 сентября по 13 октября 1873 г. Им было написано два портрета, из которых один находится в ГТГ, а другой — в Ясной Поляне. Он писал И. Е. Репину 23 февраля 1874 г.: «Граф Толстой, которого я писал, — интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает». См. его письмо к Толстому от 29 января 1885 г. (опубл. в кн.: «Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи». СПб., 1888, с. 207 и 513). Портрет, написанный И. Н. Крамским, был первым живописным портретом Толстого.

31 «Анна Каренина», ч. 5, гл. XXII или XXIII и XXVIII.

32 О замысле нового романа Толстой упоминал в письмах к Н. Н. Страхову и А. А. Фету (от 12 и 26 января 1877 г. — ПСС«Декабристы», где рассказывается о том, как один из декабристов попадает к крестьянам-переселенцам. См. запись в Дневнике С. А. Толстой 8 января 1878 г.

33 А. П. Бобринский приезжал в 1873 т. в Ясную Поляну и излагал свои взгляды на добро и веру в Христа.

34 Размышления о смысле и цели жизни привели Толстого к религии, в которой он стремился найти спасение от мучивших его вопросов. В письме к А. А. Толстой (от 5... 9 февраля 1877 г.) он писал, что для него «вопрос религии такой же вопрос, как для утопающего вопрос о том, за что ему ухватиться, чтобы спастись от неминуемой гибели; религия представлялась ему «этой возможностью спасения» (ПСС, т. 62, с. 310). В «Исповеди», написанной спустя два года, Толстой рассказал о своих религиозных исканиях, приведших его к разрыву с учением церкви (ПСС, т. 23). В письме к А. А. Толстой от 3 марта 1882 г. он писал: «Общего между мною и вами быть не может, потому что ту святодуховскую веру, которую вы исповедуете, я исповедовал от всей души и изучал всеми силами своими ума и убедился, что это не вера, а мерзкий обман, выдуманный для погибели людей» (ПСС—1878 гг. см. в ПСС, т. 17.

35 В письме к А. А. Фету от 1—2 сентября 1877 г. Толстой сообщал: «Я все это время охочусь и хлопочу об устройстве нашего педагогического персонала на зиму» (ПСС, т. 62, с. 341). Учителем детей Толстых с осени 1877 г. стал В. И. Алексеев (см. его воспоминания о жизни в семье Толстых в кн.: Летописи—325). «Василий Иванович, — писал С. Л. Толстой, — был первый наш учитель, который искренно хотел не только передать нам известные знания, но и дать нам некоторое нравственное воспитание» (С. Л. Толстой, с. 59).

36 Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Толстой тяжело переживал неудачи русской армии в первые месяцы войны (см. его письмо к Н. Н. Страхову от 10 августа 1877 г. — ПСС, т. 62, с. 334—336). «Война тревожит меня и мучает ужасно», — писал он Н. М. Нагорнову в начале сентября 1877 г. (, с. 341).

37 Толстой с Н. Н. Страховым выехал в Оптину пустынь 25 июля. 26 июля он беседовал с старцем Амвросием и другими монахами и отстоял в монастыре всенощную (см. письмо к С. А. Толстой от 26 июля 1877 г. — ПСС, т. 83, с. 238—239; см. также: Гусев. Материалы—443).

38 Замысел Толстого написать письмо Александру II о причинах неудач в русско-турецкой войне и об общем состоянии России не был осуществлен; вместо этого была начата статья ‹«О царствовании императора Александра II»›, оставшаяся неоконченной (ПСС, т. 17).

39 В «Русском вестнике» за 1875—1877 гг. были опубликованы семь частей «Анны Карениной». Восьмая часть вышла отдельным изданием в 1877 г., в типографии Ф. Ф. Риса. Летом 1877 г. Толстой исправил журнальный текст романа для отдельного издания: «Анна Каренина, роман графа Л. Н. Толстого в восьми частях». М., 1878. На обложке книги помечено: «Издание второе», первым считалась публикация в журнале.

40 Толстой писал диалог «Собеседники», затем пробовал изложить свои мысли об отношении разума и веры в форме статьи (под тем же заглавием), оставшейся неоконченной (см.: ПСС

41 Эта запись, так же, как и запись 3 марта 1877 г., связана с возвращением Толстого к замыслу «Декабристов». В письмах Т. А. Кузминской (от 14 и 25 января) С. А. Толстая сообщала, что Толстой «собирается писать что-то историческое времен Николая Павловича» и «что это будет что-то очень хорошее, историческое, времен декабристов, вроде, пожалуй, «Войны и мира» (ГМТ; цит. в ПСС, т. 17, с. 475).

42 В Москве, куда Толстой поехал 8 февраля, он приобрел нужные ему книги из эпохи Александра I и Николая I, а также познакомился с декабристами П. Н. Свистуновым, Л. П. Беляевым и с дочерью декабриста Н. М. Муравьева — С. Н. Бибиковой (см. письмо к С. А. Толстой от 9 февраля 1878 г. — ПСС

43 Осенью 1879 г. Толстой задумал написать сочинения с изложением религиозных взглядов, к которым он пришел в результате критического изучения церковного учения (см. набросок плана в Записной книжке. — ПСС, т. 48, с. 195). В ноябре — декабре были написаны «Церковь и государство» (ПСС, т. 23) и «Что можно и чего нельзя делать христианину» (ПСС, т. 90); осталась неоконченной статья «Чьи мы? боговы или дьяволовы?» (ПСС«Я вырос, состарился и оглянулся на свою жизнь...» (опубл. в кн.: Гусев. Материалы, III, с. 592—601).

44 В феврале 1879 г. Толстой прекратил работу над романом «Декабристы». В письме к А. А. Фету он писал 17 апреля 1879 г.: «Декабристы мои бог знает где теперь, я о них и не думаю, а если бы и думал, и писал, то льщу себя надеждой, что мой дух один, которым пахло бы, был бы невыносим для стреляющих в людей для блага человечества» (ПСС, т. 62, с. 483). См.: , III, с. 530—537.

45 В марте 1880 г. Толстой начал работать над сочинением — «Соединение и перевод четырех Евангелий» (ПСС, т. 24). Содержание его Толстой сформулировал так: «Исследование христианского учения не по этим толкованиям, а только по тому, что дошло до нас из учения Христа, приписываемого ему и записанного в Евангелиях, перевод четырех Евангелий и соединение их в одно» (там же—3, Женева, изд. М. К. Элпидина, 1892—1894.

46 А. С. Пирогова покончила с собой 4 января 1872 г. (сообщение в «Тульских губернских ведомостях» 8 января 1872 г.). В апреле того же года А. Н. Бибиков женился на «красивой немке» О. А. Фирекель.

Утверждение С. А. Толстой, что история Анны Пироговой заставила Толстого дать героине романа это имя, спорно, т. к. в черновых редакциях «Анны Карениной» она носит имя Татьяна, Анастасия (Нана), и только в четвертой редакции установилось имя Анна (см. в кн.: В. А. Жданов. Творческая история «Анны Карениной». М., «Советский писатель», 1957, с. 9—20).

47 оценивал литературный талант Толстого. Но при близком знакомстве обнаружилась противоположность их натур, взглядов, творческих направлений, обнаружилось то, что Толстой назвал «оврагом». Эти причины привели их к взаимному охлаждению и затем к разрыву их личных отношений на 17 лет.

48 Ссора между Толстым и Тургеневым произошла 27 мая 1861 г. (см. в кн.: А. А. Фет. Мои воспоминания, ч. 1. М., 1890, с. 370—375, а также Гусев. Материалы, II, с. 437—454).

49 — октябрь 1861 г. в кн.: Толстой. Переписка, с. 110—112.

50 Запись оборвана. О примирении Толстого с Тургеневым С. А. Толстая записала 12 августа 1878 г.

51 Письмо Толстого от 6 апреля 1878 г. — ПСС—407. Ответ Тургенева от 20/8 мая 1878 г. — Тургенев. Письма, т. XII, кн. 1, с. 323. Тургенев выражал надежду «летом попасть в Орловскую губернию» и увидеться с Толстым.

52 О телеграмме Тургенева сведений нет. Известно письмо Тургенева от 4 августа 1878 г., в котором он сообщал, что понедельник (8 августа) проведет в Туле, и спрашивал Толстого, где они встретятся: в Туле или в Ясной Поляне (Тургенев. Письма

53 Скульптура М. М. Антокольского «Христос перед судом народа». Бронзовый экземпляр (1874) — в Гос. Русском музее, мраморное повторение (1876) — там же и в ГТГ.

54 Этот эпизод вошел в воспоминания Т. Л. Сухотиной-Толстой «Зарницы памяти» — «Кто боится смерти» (см.: Т. Л. Сухотина, с. 432—433).

55 —4 сентября. «Тургенев на обратном пути был у нас, — писал Толстой Фету 5 сентября 1878 г. — Он все такой же, и мы знаем ту степень сближения, которая между нами возможна» (ПСС, т. 62, с. 441).

1* Кто боится смерти, пусть поднимет руку (франц.).

2* Я тоже не хочу умирать ().

Раздел сайта: