Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки"
1905 г. Декабрь

1 декабря. Л. Н. сегодня, после двух дней, проведенных в доме, выехал прогулку. Опять все написанное вчера перемарал. За чаем после обеда дочери разговаривали о том, как пишет отец.

«Фальшивый купон» (тема — карты) (брошен)1. Александре Львовне он из всего наиболее нравится.

Вечером приехал А. А. Стахович. Когда вошел, Л. Н. сказал ему, чтобы о чем угодно разговаривал, только не о политике.

Л. Н. играл в шахматы с Михаилом Сергеевичем, Стахович рассказывал Николаю Леонидовичу и другим с большим апломбом о Всероссийском крестьянском съезде.

Л. Н. не выдержал и откликнулся из-за другого стола:

— Как можно приписывать серьезное значение речам пятидесяти дрянных, грубых и дерзких людей, которые там выступали и воображали, что говорят от имени русского народа?

Александр Александрович: Там были и настоящие крестьяне и произносили и мирные речи2.

Л. Н.: Мне читали «самые мирные» стенографированные речи, и они были отвратительны, ужасны. Там говорили, что должны водку пить, чтобы совершать насилия.

Стахович: Действительно, один сказал это. Но злой дух играл Щербаком. Он лгун, но такой, который, сочиняя, верит тому, что сочиняет.

Перед ним говорил саратовский делегат; речь кончил словами: «Мы добились всего, добились мирным путем, мы никаких насилий не совершали, только нескольких помещиков и управляющих убили, защищаясь от них»3. Там был и Семенов, а ведь он прекрасно описывает крестьянский быт и любит его!

Л. Н.: Семенов — умный, но испорчен. Он либерал и ренегат. Детей воспитывает в институтах не как крестьян, а как бар. Из всех участников съезда самый умный был лакей, который отворял двери, потому что он ничего не говорил. Щербак — шут гороховый. Перестанем говорить о Крестьянском съезде.

Л. Н. все это говорил с раздражением, в запальчивости и закончил: — Давайте кадриль плясать, вот Таня, Маша, Юлия Ивановна будут танцевать.

Л. Н. в своем кабинете читал письмо к царю, которое сегодня в один день продиктовал Александре Львовне3. Советует ему опередить требования интеллигенции, сделать радость справедливости, освободить землю; этим успокоит умы (спасете от кровопролития и диктатуры), привлечет к себе лучших из интеллигенции, из помещиков и 100-миллионный народ. Пусть провозгласит путем опубликования манифеста, что земля принадлежит всему населению1*, и пусть созовет в каждом уезде комитеты из интеллигенции и народа, которые разработают этот вопрос.

жертву, все они — помещики, но все готовы (Сухотин, Татьяна Львовна и Стахович в меньшей мере) пожертвовать земельным имуществом для справедливости.

На какое-то возражение Стаховича Л. Н. ответил:

— Не для того, чтобы спастись, а во имя справедливости освободить землю. Вопрос был не в Александре II, а в уничтожении несправедливости крепостного права.

Стахович возражал, что тогда надо сделать общими и дома, орудия производства и что в Германии земля менее ценна, чем то, что на ней.

Л. Н.: То, что есть на земле (постройки, машины), — это произведение труда, может быть собственностью, а земля не является произведением труда. В Америке2* две трети ренты — в городах (т. е. платят ее фабриканты, купцы и т. д.).

— Значение революции в том, что будет неповиновение власти. Это — главное. Но пока надо поддерживать справедливость при помощи тех средств, которыми мы располагаем.

Л. Н. просил Стаховича (он уезжал в Москву и в Петербург) дать в газету («Русские ведомости» или же в другую, но такую, с которой правительство считается) письмо о заключенных и избитых в дисциплинарных батальонах: Гончаренко, Иконникове и третьем...... 3*

4, то, будто бы, Олсуфьев (рассказывал Л. Н.) ответил: «Je suis une boîte aux lettres»4*.

31 декабря. Я (возвращаясь из Словакии) доехал до Тулы. На вокзале встретил Г. М. Беркенгейма; он рассказывал новости из Ясной. Л. Н. здоров. За него не боятся, скорее за Софью Андреевну, которая страдает приливами крови к голове и у которой эмфизема за время пребывания ее в Москве ухудшилась.

— Как прежде остро писал против правительства, — рассказывал Григорий Моисеевич про Л. Н., — так теперь остро пишет против революционеров.

1. По этой причине Григорий Моисеевич не писал дневника. Я просил Григория Моисеевича писать дневник. Михаил Сергеевич записывает; он старается описывать Л. Н., каким он есть в данное время2. Михаил Сергеевич видает Л. Н. от времени до времени. Гостей в Ясной бывало мало из-за стачки на железных дорогах.

Как поговорил с Григорием Моисеевичем, сразу мне стало так радостно, легко, как если бы я домой ехал; повеяло яснополянским духом. Из дому еду домой! В Ясной, действительно, сразу мне было как дома.

Л. Н., Софья Андреевна, Сергей Львович, Татьяна, Мария, Александра Львовна, М. С. Сухотин, Н. Л. Оболенский, Е. В. Оболенская, Ю. И. Игумнова, И. К. Дитерихс, молодые Сухотины, экономка Авдотья Васильевна, Илья Васильевич, Ваня — все меня мило приветствовали. Я приехал перед самым обедом. За обедом шум — в одно время в трех местах разговаривали. Л. Н., кажется мне, говорит тише и более шепелявит, чем месяц тому назад. Разговаривал с Иосифом Константиновичем, сидевшим против него. Что́ рассказывал Иосиф Константинович, Л. Н., как всегда, интересовало. Я в конце стола из-за шума мало разбирал.

— Иван Иванович Горбунов не издает ни «Единого на потребу», ни «Конца века». Правительство арестует — новая мера — типографию. Так сделали в Петербурге3.

Я привез 15 экземпляров «Конца века» чертковского издания4. Л. Н. еще не видел его.

— Не по заслугам мне такой издатель — друг... Он лучше знает мои мысли, чем я. Это оттого, что у нас один центр действует, — говорил Л. Н. о Черткове.

— Я должен делать усилие больше не осуждать революционеров строго. У консерваторов — эгоизм, у революционеров самопожертвование, уверенность, дерзость5.

— Какую важность приписывали кучке людей, сошедшихся на съезде Всероссийского крестьянского союза! — говорил Л. Н.

Л. Н. тогда и всегда негодовал, до раздражения, когда Иван Иванович, Н. Н. Гусев, Ф. Е. Поступаев, С. Т. Семенов, А. А. Стахович говорили об этом съезде с каким-то трепетом, подобострастием.

Л. Н.: Миташа Оболенский заявил прокурору, чтобы он преследовал их за такие речи, что надо сжечь Тульскую губернию. И надо бы взяться за это прокурору, но взялась администрация.

Л. Н. говорил так, вероятно, под впечатлением газетных известий о повсеместных погромах усадеб.

«Русских ведомостях» 3 декабря об аграрном движении6. Иосиф Константинович говорил, что помещики не будут сеять, а у крестьян нет инвентаря, чтобы их, помещичью, землю обработать, и даже нет семян. Будет недород.

Ко «Всемирному вестнику» за 1905 г. издатель Сухонин обещает приложение: 50 нелегальных статей Л. Н., записки некоторых декабристов, Бебеля7.

Аля Сухотин с Иосифом Константиновичем разговаривали. Иосиф Константинович возражал ему, что будет не русификация Персии, а — персификация России.

Л. Н. подошел, спросил их, о чем разговоривают, и сказал им с грустной улыбкой: «Есть легенда о крестнике. Баба вытирала мытую посуду грязной тряпкой, сказано ей: «Вперед выполоскай свою тряпку, потом вытирай»8. ».

Сказав это, Л. Н. отошел к другому столу, а мы задумались, как это Л. Н. может несколькими словами разъяснить вопрос. О том, должны ли и почему должны русифицировать, и не размышляем, а думаем только о способе — «как». Это аналогично сравнению, сделанному Л. Н., с турецкими пашами, которые советуются, как собирать подати. Им и в голову не приходит думать: имеют ли право собирать их и почему.

Примечания

1 декабря

1 «Фальшивым купоном» Т. работал с большими перерывами (конец 1880-х гг. — 1898, 1902—1904) (см. т. 36, с. 557—559).

2 О выступлении делегата из Саратовской губ. см. в ст. «Крестьянский союз» (Р. вед., № 295, 9 нояб.).

3 Автограф неизв. (см. т. 36, с. 700). Сохр. 6 машинописных лл. Загл.: «Царю и его помощникам». На обложке рукой Ю. И. Игумновой: «Первая версия»; в окончат. ред. 6 машинописных лл. Начало с обращением к правительству, вошедшее в ст. «Обращение к русским людям. К правительству, революционерам и народу», 1906 (т. 36).

4

1 По-видимому, речь идет о возобновлении работы над ст. «Обращение к русским людям. К правительству, революционерам и народу» (см. т. 55, с. 174 и т. 89, с. 34—36).

2 Вел ли дн. Г. М. Беркенгейм, не установлено. Дн. М. С. Сухотина — ЛН, т. 69, кн. 2.

3 <дек. 1905 г.> Горбунов-Посадов сообщал, что изд. ст. Т. опасно для изд-ва.

4 Л. Н. Толстой. Конец века. О предстоящем перевороте. 2-е, дополн. автором изд. Св. сл.

5 В последующие дни, работая над ст. «Обращение к русским людям...», Т. в гл. II смягчил некоторые резкие высказывания о революционерах.

6 Н. Езерский. Аграрная опасность (Р. вед.

7 В № 12, ВВ было объявлено, что в 1906 г. в журн. будут напеч. соч. Т., изд. за границей (около 50 работ); «Записки декабриста кн. С. П. Трубецкого», «Женщина и социализм» А. Бебеля.

8 Легенда о крестнике использована Т. в рассказе «Крестник» (т. 25) и в трактате «Царство божие внутри вас» (т. 28).

Сноски

1* «всему народу».

2* Л. Н. вместо: «Соединенные Штаты» всегда говорит: «Америка», как словаки, народ.

3* Пропуск в подлиннике. — Ред.

4* «Я — почтовый ящик» (франц.).